Подготовка водителей через призму Гран-при Setra
Четыре раза в прошлом и три раза в нынешнем веке Нюрбургринг принимал необычные соревнования. На знаменитом гоночном кольце мерялись силами не пилоты F1, не асы DTM и не виртуозы трак-рейсинга. Здесь проходил Кубок вызова водителей туристских автобусов Setra Grand Prix. В течение трех апрельских дней в 2007 году за главный трофей турнира боролись 120 лучших водителей из 25 стран мира. По итогам первенства наши едва вошли в сотню...
Нечего на зеркало пенять...
На Гран-при Setra мне довелось побывать дважды: в 2003 и 2005 года. Организаторы даже предоставили возможность выполнить за рулем часть конкурсной программы. Исходя из личного опыта могу сказать, что чего-то невероятно сложного устроители от участников не требуют. Не надо делать переставку (так называемый лосиный тест) или отправлять автобус в управляемый занос, тормозить с максимальной скорости в пол или устанавливать рекорд прохождения круга на гоночном кольце. Все гораздо проще: водителям нужно выполнить маневры, которые они совершают в повседневной практике.
Исключение составляет, пожалуй, надевание цепей противоскольжения и оказание первой медицинской помощи. Но даже в таких условиях российским водителям все время не везет: в новом столетии лучшим местом было 34-е. Что это: результат волнения, тотальное невезение или недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки? Давайте разберемся.
Годы проведения Гран-при Setra
1-й 1992
2-й 1996
3-й 1998
4-й 2000
5-й 2003
6-й 2005
7-й 2007
На Кубок вызова приезжают 120 лучших транспортников из 25 стран Европы и США. Их могло быть значительно больше, но организаторы изначально ограничили численность соревнующихся. Чтобы никого не обидеть, финалисты отбираются жеребьевкой по одному представителю от транспортной компании. Самая многочисленная когорта водителей, разумеется, от страны-организатора: в 2005 году Германию представляли 57 человек. У них и самая высокая результативность, на прошлом Гран-при из 10 первых финалистов четверо выступали за ФРГ. У стран, от которых приехали по одному-два человека (как в случае с Россией), шансов значительно меньше. Но заметим, соревновались все в одинаковых условиях.
Кстати, нашим водителям повезло: они боролись за рулем точно таких пассажирских машин, какие они водят у себя дома. Англичанам с их правосторонним движением было значительно труднее, но в итоге они оказались выше. Что же россиянам помешало достойно выступить? Прежде чем ответить на этот вопрос, коснемся ситуации на дорогах мира.
Хроника катастроф
О важности подготовки водителей туристских автобусов и у нас, и в Европе трубят буквально на каждом шагу. И что же происходит? В новостях то и дело появляются сообщения о происшествиях с этим видом транспорта. Только за три недели июля случилась серия аварий и катастроф.
5 июля 2007 года на берегу озера Байкал, в районе населенного пункта Большое Голоусное, в результате лобового столкновения микроавтобуса «Истана», в салоне которого находились российские и иностранные туристы, с автомобилем УАЗ-469 погибло два человека и четверо получили ранения различной степени тяжести. Предварительной причиной считается вина водителя, выехавшего на встречную полосу.
11 июля 2007 года в Перу пассажирский автобус сорвался с горной дороги и рухнул в пропасть. В результате трагедии погибло 14 человек, 25 получили ранения различной степени тяжести. Катастрофа произошла на юге страны в Андах, недалеко от города Куско. А в январе в провинции Хуари, примерно в 280 км к северо-востоку от столицы страны, автобус с людьми сорвался с моста и упал в реку. Тогда погибло 20 человек, еще 30 было травмировано. Кстати, ежегодно в Перу в ДТП с участием автобусов погибает несколько сотен человек. Главными причинами считаются низкое качество дорог и ошибки водителей, превышающих скорость на опасных участках.
17 июля 2007 года в Башкирии перевернулся автобус ПАЗ, перевозивший 28 человек на турбазу «Агидель». В результате погибло 5 человек, пострадало 23, из них 5 детей. Катастрофа произошла в Белорецком районе, недалеко от населенного пункта Кага. Автобус на полном ходу съехал в кювет и опрокинулся. В числе возможных причин рассматривались переутомление водителя, неудовлетворительное состояние проезжей части, техническая неисправность и нарушение водителем Правил дорожного движения.
19 июля 2007 года в Крыму, на трассе Симферополь–Алушта разбился автобус, перевозивший отдыхающих в Ялту. По предварительным данным, у автобуса отказали тормоза, и он врезался в оградительную каменную стену. Через содранную обшивку на ходу из автобуса стали выпадать люди. Из 53 пассажиров 41 был доставлен в больницу Алушты и 7 человек направлено в реанимацию. Предполагаемые причины инцидента – техническая неисправность автобуса или нарушение водителем скоростного режима.
22 июля 2007 года в результате падения автобуса в ущелье во Франции погибло 27 польских паломников, 13 получили серьезные ранения и сразу после случившегося находились в критическом состоянии. Автобус упал в реку с 20-метровой высоты, когда паломники возвращались из храма Нотр-Дам де ла Салет в г. Гренобле. По данным местных властей, причиной инцидента стал отказ тормозной системы, но специалисты не исключают и ошибочные действия водителя. Кстати, после того как на этой дороге в 1970 году произошла аналогичная трагедия, автобусам с паломниками было запрещено ездить по ней без специального разрешения. У разбившегося автобуса такого допуска не было...
23 июля 2007 года поступило сообщение о том, что на горной дороге в Турции, недалеко от Кимера, опрокинулся автобус с российскими туристами. Он потерял устойчивость и завалился на бок в повороте. Из 18 человек, находившихся в салоне, 13 были госпитализированы, причем некоторым пришлось делать срочные операции. Возможной причиной ДТП считается превышение безопасной скорости движения, в результате чего водитель не справился с управлением.
К сожалению, это не все примеры одного неполного летнего месяца. Представьте, сколько информации о ДТП с участием автобусов осталось за пределами данного обзора. И заметьте: практически в каждом случае речь идет о пресловутом человеческом факторе – об ошибке водителя. Не слишком ли высокую цену приходится платить за чью-то профнепригодность?
Чему учит Кубок
По большому счету перед организаторами Гран-при Setra нужно снять шляпу: никто из производителей автобусов не устраивает подобных мероприятий. При этом у производителей грузовиков дела обстоят гораздо лучше. Например, у компаний DaimlerChrysler и MAN есть свои школы водительского мастерства и курсы повышения квалификации, включая экотренинг или программу экономичного вождения. У того же Mercedes-Benz и Volvo Trucks есть занятия по безопасному управлению грузовиками и автопоездами. Scania проводит соревнования молодых водителей. И только у автобусных компаний дела обстоят иначе.
Чем позитивен опыт проведения Кубка вызова Setra? Да буквально всем, и в первую очередь – дружеской атмосферой. Никто никого не утомляет советами и нотациями, не «пилит» за проигрыш и неудачу. Кстати, перед началом Гран-при инструкторы показывают в деталях, как лучше выполнять каждое упражнение. Дальше все зависит от водителей. И если индивидуальная подготовка на высоте, краснеть перед коллегами не придется.
Практика участия российских водителей в Гран-при Setra наводит на мысль о том, что к соревнованиям такого ранга нужно готовиться. Никто не мешает автопаркам с потенциальными кандидатами проводить регулярные сборы и тренинги, благо никакого специального оборудования для этого не требуется. Как говорится, было бы желание. И не мешало бы ввести стимулы. Например, на одном из этапов Кубка АСМАП директор транспортной компании выписал своему водителю премию за победу в размере 30 тыс. рублей. Ну, чем не стимул?! И если такую работу не начать сейчас, что-то мне подсказывает, что на Гран-при Setra 2009 года ловить нам опять будет нечего...