Опубликовано: ГП 05-2005

Электронные партнёры «Мосгортранса»

В. Васильев

Сегодня, на 740 маршрутов наземного пассажирского транспорта столицы России, сосредоточенного в ГУП «Мосгортранс», ежедневно выходит свыше 7 тыс. транспортных средств, среди которых находятся городские автобусы, троллейбусы и трамваи. Естественно, что столь значительный по своей численности подвижной состав и многочисленный штат водителей, управляющих этими машинами, требует серьезной организации на всех этапах процесса пассажирских перевозок, включая планирование, формирование маршрутных расписаний и работу на линии.

Организацию, контроль и регулирование движением наземного пассажирского транспорта в структуре «Мосгортранс» обеспечивает его дочернее предприятие «Управление движением». В настоящее время в существующую структуру управления движением включены: диспетчерские службы (пункты) на более чем 180 конечных станциях (более 1000 диспетчеров); до десяти территориальных диспетчерских отделов (ТДО); общегородские – центральный диспетчерский отдел и отдел оперативного управления движением.

Каждому из ТДО подчинено до двух и более десятков линейных диспетчерских пунктов (ДП). Основной задачей каждого из них является организация контроля и управления работой на линии нескольких сотен автобусов, троллейбусов и трамваев. От своевременных, согласованных и скоординированных действий десятков диспетчеров зависит эффективность эксплуатации подвижного состава на линии.

Нагрузка на каждого диспетчера весьма высока, что является потенциальным источником ошибок и неверных решений, стоимость которых значительно выше, нежели в системах с небольшим количеством транспортных средств и малой интенсивностью движения. Наглядным примером может служить движение транспорта в часы пик. Даже непродолжительная задержка общественного транспорта на маршруте из спального района в центр города, например, в утренние часы приводит к возникновению перегрузок на этом и параллельных маршрутах.

Управляющие воздействия на подвижные единицы в напряженной системе городских пассажирских перевозок необходимо оперативно производить и осуществлять с учетом общей обстановки и состояния всех видов транспорта в данный момент времени. Для этого каждый диспетчер должен регулярно получать полную и объективную информацию о состоянии перевозок и принимать верные и обоснованные решения в зависимости от складывающейся обстановки. Такую информацию в полном объеме можно получить только благодаря использованию технических средств и автоматизированных систем управления, способных мгновенно и безошибочно анализировать обстановку, предлагать диспетчеру целесообразный вариант решения и автоматически передавать водителям указания диспетчера, выбравшего для использования последний вариант.

Конкретные функции и задачи диспетчера, управляющего транспортом, включают: контроль движения транспортных средств (ТС) и выполнения ими установленных расписаний, ликвидацию нарушений в движении, максимально точное соблюдение интервалов движения городского транспорта по каждому маршруту.

Автоматизированное рабочее место диспетчера

На практике нарушения установленных расписаний начинаются уже утром в период выпуска подвижного состава на линию. Причины этого разные, они обычно связаны с организацией производства на транспортных предприятиях, техническими проблемами и человеческим фактором. Реально ранним утром может оказаться неисправной запланированная на конкретный график выхода машина, может опоздать, заболеть водитель или не пройти медицинское освидетельствование и т. д. Соответственно практически ежедневно уже в 5...6 часов утра на отдельных маршрутах возникают срывы графика движения.

Например, если плановый интервал движения составляет 15...20 минут, то при невыходе машины возникает фактический интервал между машинами, работающими по штатному расписанию, в 30...40 минут. В результате пассажиры испытывают неудобства, связанные с длительным временем ожидания, вероятностью опоздания на работу и т. д.

В течение рабочей смены в характерных условиях Москвы практически постоянно возникают большие и малые сбои в движении пассажирского транспорта. Причин этому множество, главные из них: сложная транспортная обстановка на улицах, неисправности подвижного состава, проблемы, возникающие с водителями. Увеличение интервалов движения – это главная проблема, с которой ежедневно и ежечасно борется диспетчер, выполняя свои функциональные обязанности.

Какими же реальными средствами и инструментами располагает диспетчер в своей далеко не простой работе?В большинстве случаев, надо откровенно признать, набор средств, характеризующий эффективность работы, весьма ограничен. Диспетчер, как правило, располагает конторской мебелью (столом, стулом), элементарной оргтехникой (ручкой, бумагой калькулятором) и средствами связи (телефоном). Большинство транспортных средств, выходящих на линии, не имеет средств подвижной связи. Реально радиосвязью оснащены только троллейбусы и трамваи, и то далеко не все.

Необходимо отметить, что в последние годы число нарушений графиков и расписаний движения общественного транспорта в Москве растет пропорционально общему ухудшению дорожной обстановки. Все проблемы, связанные с загруженностью улиц, пробками и заторами, в первую очередь сказываются на работе автобусов, троллейбусов, трамваев, приводят к срыву рейсов, увеличению интервалов движения, неудобствам, которые испытывают москвичи.

Контроль за работой подвижного состава из диспетчерской

В этих условиях весьма актуальными становятся вопросы применения технических средств контроля и управления движением, которые могут реально помочь в работе диспетчерских служб по управлению наземным пассажирским транспортом. Такие средства являются эффективным инструментом контроля и оперативного управления транспортными процессами.

Как тут не вспомнить, что в «Мосгор-трансе» уже более двух десятков лет ведется работа по использованию автоматизированных систем диспетчерского управления наземным транспортом. Еще в 1980-х годах прошлого столетия была внедрена система «АСУ-Рейс» на маршрутах 2-го автобусного парка, а также система НЭЖАН на маршрутах 12-го и 15-го автобусных парков. Результатами этой работы стали конкретные результаты, наряду с этим удалось отработать технологии, накопить опыт автоматизированного управления пассажирскими перевозками.

С 2002 г. правительство Москвы целенаправленно занимается вопросом применения современных средств информатики, навигации и подвижной связи для основных видов городского транспорта. И это вполне понятно, поскольку сходные проблемы, характерные для пассажирского транспорта, нашли свое отражение при контроле и управлении коммунальной техникой (уборка городских территорий, вывоз мусора, поддержание в работоспособном состоянии коммуникаций и др.), специальным и аварийно-дежурным транспортом (скорая медицинская помощь, автомобили гражданской обороны, Министерства внутренних дел, Министерства чрезвычайных ситуаций и др.).

Важным звеном в автоматизации управления наземным транспортом явилась утвержденная в октябре 2003 г. комплексная городская программа «Система навигации и телематики для городского управления и населения».

В соответствии с этой программой намечено поэтапно оснастить весь подвижной состав наземного пассажирского транспорта системами навигации и телематики, обеспечивающими сбор, обработку, контроль информации на борту и передачу ее в диспетчерские центры (пункты); голосовой двухсторонней подвижной связью «диспетчер – водитель»; должна быть развернута система телекоммуникаций и цифровой связи, обеспечивающая передачу данных между субъектами системы управления.

В системе «Мосгортранс» запланированы разработки и внедрение программно-аппаратных средств автоматизации формирования маршрутных расписаний, оптимизации маршрутных сетей, изучения пассажиропотоков и др. В реализуемых схемах будут использоваться последние достижения в области систем навигации, телематики и связи, обеспечивающие минимальные затраты на ее эксплуатацию и обслуживание при необходимой эффективности. Будет поэтапно создаваться система автоматизированной передачи данных по учету выполненной транспортной работы между диспетчерскими службами предприятия «Управления движением» и транспортными предприятиями (парками и депо).

Мобильный бортовой блок

Еще одной серьезной задачей является поэтапное внедрение системы автоматизированной передачи данных от диспетчеров и водителей для городских служб. В ее составе находятся дежурная часть ГУВД г. Москвы (при угрозе жизни водителя; угроза жизни кондуктора, беспорядки в салоне, ДТП, мешающее движению ТС, беспорядки на улице, забытые вещи в салоне); служба «03» (когда требуется медицинская помощь); дежурная часть МЧС (в случае возникновения пожаров на транспорте и т. д.).

Одним из первых реализованных мероприятий городской программы телематики и навигации можно считать внедренную в 2003 г. автоматизированную систему диспетчерского управления пассажирскими перевозками (АСДУ-ПП) на маршрутах 12-го и 15-го автобусных парков.

Главными особенностями созданной системы являются: применение принципиально новой технологии определения местоположения и движения транспортных средств с помощью приемников глобальной спутниковой навигации; использование радиосвязи со всеми автобусами, находящимися под контролем; оборудование мобильными бортовыми блоками навигации и связи всех автобусов 12-го и 15-го парков.

Принципиально важной особенностью реализации проекта является тот факт, что всё оборудование и компоненты системы произведены в Москве, включая радиооборудование, компьютеры, электронную видеограмму, программные средства.

Генеральным исполнителем всех работ, включая сдачу автоматизированной системы заказчику «под ключ», стало научно-производственное предприятие «Транснавигация». Всего в реализации проекта вместе с этой компанией участвовало восемь столичных организаций (разработчики, производители и поставщики аппаратуры, программных средств и информационных баз). Среди них «Сантэл» – мобильные радиостанции с контроллерами и навигационными приемниками; «СИТИ» – базовые радиостанции; «Аистел» – проектные, монтажные и пусконаладочные работы по радиосети; «Софт-Интегро» – компьютеры и сетевое оборудование; «Атласы национальных автомобильных дорог» – электронная видеограмма города; «Агат-РТ» – специальная аппаратура для коммутации и архивирования голосовых переговоров с водителями; «Треком» – электронное информационное остановочное табло. Само НПП «Транснавигация» взяло на себя разработку технологий автоматизированного управления транспортом, прикладное программное обеспечение для управления аппаратурой и всех рабочих мест специалистов диспетчерского центра и парков.

Комплект оборудования контрольного пункта

Впервые такая сложная и многокомпонентная система была разработана и введена в эксплуатацию за столь короткий срок – от заключения договоров до начала реальной эксплуатации прошло немногим более года.

Наряду с вышеизложенным ГУП «Мосгортранс» была поставлена задача создания перспективной системы с применением новейших технологий и образцов аппаратуры на основе лучших мировых и отечественных достижений в области спутниковой навигации и обмена данными средствами подвижной радиосвязи.

В результате плодотворной работы эксперты компаний-разработчиков совместно со специалистами предприятия управления движением и автобусных парков смогли реализовать наиболее перспективные технологии и технические решения, позволяющие перевести управление городскими перевозками пассажиров на качественно новый уровень.

Автоматизированная система диспетчерского управления, развернутая в диспетчерском пункте (ДП) на площади Курчатова в Москве, включает комплекс базовых радиостанций и компьютерную сеть. К вычислительному комплексу диспетчерского центра подключены по линиям связи компьютеры – терминалы в 12-м и 15-м автобусных парках. Всего в распределенной вычислительной сети установлено более двух десятков электронно-вычислительных машин. Все автобусы обоих парков для работы в АСДУ-ПП оборудованы специальной бортовой аппаратурой, включающей: радиостанцию, контроллер – бортовой компьютер, спутниковый навигационный приемник.

Бортовым радионавигационным оборудованием оснащаются несколько сотен автобусов, применяются специализированные радиостанции «Гранит Р24 АЦ», каждая из которых включает приемопередатчик, контроллер, спутниковый навигационный приемник, микрофон-манипулятор, антенны, блок питания. В системе используются две дуплексные пары радиочастот диапазона 300 Мгц, так же как и в «АСУ-Рейс».

Компьютеры на рабочих местах диспетчеров снабжены специальным программным обеспечением, с помощью которого диспетчер контролирует и управляет движением автобусов на закрепленных маршрутах. Диспетчер на экране монитора может видеть местоположение любого автобуса на электронной карте города, так же как и всех автобусов любого маршрута, имеет набор различных таблиц и форм, отражающих обстановку на маршрутах и помогающих принимать оптимальные решения при управлении движением пассажирского транспорта.

Каждый автобус оснащен специальной бортовой аппаратурой

Автоматизированное оперативное управление перевозками во внедренной системе осуществляется с минимальным использованием ручного труда персонала. Средства системы обеспечивают получение необходимой информации на всех этапах перевозочного процесса.

Во время утреннего выпуска автобусов из парка на городские маршруты компьютер в автоматизированном режиме формирует сообщения о всех нарушениях на выпуске, в том числе о невыходе или несвоевременном выходе машин на линию. Эти данные поступают на соответствующие компьютеры – терминалы диспетчерского центра и диспетчера выпуска в парке.

Компьютерный анализ и своевременное поступление информации позволяют оперативно принимать меры и четко проводить такую важнейшую операцию в перевозочном процессе, как выпуск машин на линию и начало работы маршрутов.

Компьютеры анализируют движение всех автобусов на маршрутах, сравнивают поступающие данные с плановыми расписаниями движения. Система формирует и выдает в автоматизированном режиме сообщения об отклонениях от планов и графиков движения, о задержках движения, о сходах машин с линии и др.

Непрерывный контроль и своевременное поступление информации позволяют диспетчерам оперативно принимать меры по восстановлению нарушенного движения по любому из маршрутов.

Диспетчер работает с оборудованием в диалоговом режиме, управляя системой путем ввода соответствующих команд на своем компьютере (терминале системы). Все действия диспетчера записываются и архивируются в памяти компьютеров.

Образец информационного табло

Запись о проведении диспетчером воздействия выводится на монитор в соответствующей строке окна, отображающего информацию о работе подвижного состава на маршрутах. Если проведенное диспетчером воздействие требует пересчета расписания движения машины, оно должно пересчитываться автоматически системой после подтверждения о проведении управляющего воздействия.

Непосредственно для реализации функций управления движением диспетчерам предоставлены возможности средств связи и передачи данных. Важнейшая из этих возможностей – радиосвязь с водителями транспортных средств в процессе выполнения ими транспортной работы, а также в случае нештатных ситуаций для обеспечения безопасности пассажиров и транспортных средств.

Диспетчер может осуществлять радиосвязь с автобусами в различных режимах. Речь идет об индивидуальном вызове водителя одного автобуса; групповом вызове водителей одного или нескольких маршрутов; циркулярном вызове всех автобусов, контролируемых системой.

К радиоцентру системы подключены городские телефоны, поэтому в случае острой необходимости диспетчер может напрямую связать с водителем автобуса службы «01», «02», «03» или любой городской телефон.

Важной функцией описываемой системы является создание архивов долговременного хранения данных о работе городского транспорта с ежесуточной архивацией навигационной информации, нарядов, протоколов действий диспетчеров и водителей (управляющие воздействия, доклады, сеансы переговоров и т. д.).

Автоматизированные функции диспетчерского управления в АСДУ обладают следующими достоинствами.

Комплект регистратора типа «черный ящик» на основе спутниковой навигации

Обеспечивается доступ к архивной информации для повторного анализа отчетных данных, просмотра по архивным данным движения любого транспортного средства в заданный период времени (режим видеомагнитофона), прослушивание записанных переговоров диспетчеров и водителей подвижного состава (цифровой магнитофон).

Кроме этого осуществляется непрерывный автоматический сбор навигационной информации о местоположении транспортных средств с помощью бортовых спутниковых навигационных приемников.

Производится автоматическое обнаружение и формирование в «горячих окнах» диспетчерской программы информации о всех отклонениях в работе транспортных средств от запланированных параметров транспортного процесса (нарушения графиков движения, уход с запланированного маршрута, отказы оборудования).

Появляется возможность проведения управляющих воздействий диспетчера по регулированию транспортных процессов (изменение интервалов движения, переключения на другой маршрут, изменение режимов движения, оформление сходов по различным причинам и восстановление контроля над движением, изменение наряда и т. д.).

Обеспечивается речевая связь диспетчера с водителями транспортных средств, запись в компьютерную базу данных переговоров в эфире и воспроизведение переговоров по запросу за любой прошедший период времени.

Удается получить визуальное отображение местоположения транспортных средств на видеограмме города, региона или на схеме маршрута движения в реальном масштабе времени, запись информации о движении транспортных средств в компьютерную базу данных и воспроизведение по запросу записанного движения транспортных средств за любой прошедший период времени с визуальным отображением на электронной видеограмме.

Электронное информационное табло на остановке общественного транспорта

Пассажиры получают информацию в реальном масштабе времени благодаря выводу данных о движении транспортных средств на табло, размещенных на остановках.

Кроме этого становится возможным автоматизированное определение мест возникновения дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных и критических ситуаций, эффективная организация мобилизационных мероприятий с визуализацией на электронной карте местоположения и движения отдельных или групп транспортных средств.

Новые информационные технологии дают возможность по-иному подойти к задачам контроля и управления движением автотранспорта. Использование аппаратуры спутниковых навигационных систем и геоинформационных технологий позволяет передать тому или иному диспетчерскому пункту информацию о нахождении транспортного средства и о соблюдении графика движения. Информация, поступающая от подвижного состава, непрерывно заносится в базу данных геоинформационной системы (ГИС) для последующего анализа и принятия решений.

Окончание следует

 

 

 

Комментировать ... >>