Опубликовано: ГП 02-2010

Дорога на Тюнгур

Дмитрий Токаренко, фото автора и участников пробега

Если-брод-глубоковат...

ЗиЛ-157. Ему бы в музее стоять, а он лес возит

Какое это счастье, потерять колесо в поле, а не над пропастью...

Полноприводная Победа на фоне храма в Целинном

Приключения Янки на Алтае

Редкая модификация ИЖ-27151 – автоцистерна-молоковоз

Участник пробега – новосибирский Форд Транзит 1967 года и его экипаж

Флагман пробега – Унимог. А на буксире последние сотни километров совершает многострадальный ГАЗ-67


«Колесо истории-2009»
С 23 июля по 1 августа 2009 года пробег проходил по маршруту: Барнаул – Целинное – Бийск – Красногорское – Сростки – Алтайское – Ильинка – Туекта – Онгудай – Иня – Горно-Алтайск – Турочак – Бийск – Троицк – Барнаул. 1800 км без учёта радиальных вылазок.
Основная группа 22 человека на 7 ретроавтомобилях и 2 автомобиля сопровождения. В качестве штурманов и механиков впервые в пробеге участвовали студенты барнаульских вузов и учащиеся технического лицея, члены кружка «Дедушкин гараж».
Автомобили основной группы: «Унимог-404» (1955 г.), «Виллис МБ» (1943 г.в.), два «ГАЗ-67» (1952 г.в. и 1955 г.в.), «Победа М-72» (1952 г.), «Москвич-407» (1962 г.), «ГАЗ-69» (1960 г.). Всего же в пробеге и выставках принимали участие около 50 старинных автомобилей из Барнаула и других городов Алтая и Сибири.
Выставки проведены в 14 населенных пунктах. Самая масштабная прошла в Сростках во время мероприятий к 80-летию со дня рождения Василия Шукшина.

Сквозь стену дождя машины, словно сошедшие с экрана старого фильма, рваной цепочкой забираются на скользкий крутой подъем. Справа, чуть не обдирая бока и крыши машин, нависают скалы. Слева пропасть, на дне которой ревёт Катунь. Люди в машинах с замиранием сердца всматриваются в свирепые буруны могучей сибирской реки. Если машина сорвется вниз, то не важно, разобьется ли она о прибрежные скалы или ее унесет бурлящая река? Результат будет одинаковый.

26 июля, 18.46. Короткая остановка на вершине Чакырского перевала, и колонна бодро катится вниз. Недолго катится. Снова встал командорский «Москвич». Пятый раз за день! В машине продули и прочистили всё, от топливозаборника до жиклёров, перебрали всю систему зажигания и питания, но стоит двигателю выйти на рабочую температуру, как он теряет мощность, а то и вовсе глохнет. Это не езда, а ёрзанье, как пел Высоцкий.
26 июля, 18.53. Командор пробега задумчиво крутит в руках топливный шланг: «Здесь отверстие – вход… Здесь отверстие – выход… А здесь… расслоилось и забилось!»
Вот он, подлый дефект, выпивший у нас столько крови. Топливный шланг, соединяющий магистраль от бака с топливным насосом, внутри расслоился на изгибе и забился грязью. При нагреве шланг перегибался сильнее и почти полностью перекрывал подачу топлива, хотя внешне он выглядел нормально, а после небольшого остывания двигателя восстанавливал свою проходимость, скрывая дефект.

Куда мы вообще едем? Нет, мы знаем, что это должна быть дорога на Тюнгур, вернее, когда-то была дорога на Тюнгур. Но она ли это? Дорожка, в начале пути выглядевшая вполне прилично, становится всё уже, повороты всё круче. Как же это здорово, что «Голубой бегемот» МАЗ-200 и «Зелёная крокодилища» ЗиЛ-164 сейчас в Барнауле! Огромные, неповоротливые и неполноприводные... «Унимог-404», бежал в хвосте колонны, как носорог из фильма «Джуманджи» и уже еле вписывался в повороты.

27 июля. 09.48. Асфальтовое шоссе позволяет колонне быстро пересекать равнину. До селения Туэкта остается меньше километра… Кто это?! Кто-то большой черный бежит, высоко подпрыгивая, по полю от нашей колонны. Собака? Горная коза?! Да это же… колесо новосибирского «67-го», переднее левое! Колонна встала. За колесом поехал «Виллис». Кто-то ушел назад на поиски остальных частей.
27 июля. 09.51. Нашли ступичную гайку, остатки сальника. Не нашли шплинт, из-за среза которого, вероятно, и отвернулась гайка, а также исчезла шпонка. Да, новосибирцам сказочно повезло, лишиться левого переднего и отделаться лишь потерянными деталями да сточенным об асфальт тормозным щитом. Ведь могло и на встречную выбросить… А если бы оно отлетело на перевале и свалилось в пропасть? Как его доставать оттуда?

Восхождение продолжается. Внезапно головная машина остановилась.
– Что случилось?! Почему встал?!
– «Унимог» здесь не пройдёт!!!
Но ведь нам говорили, что точка непрохождения намного дальше, а здесь еще можно проехать… Нужно сходить вперед на разведку, но при попытке открыть дверь, она упирается в скалу. Выйти можно через левые двери, держась за желоб крыши, бочком пробираясь между машиной и пропастью. А если вперед нельзя, как же двигаться назад там, где и передом смертельно опасно?
– Всё! Идём дальше!
ГАЗ-67 при попытке тронуться в горку по скользкой каменно-глиняной смеси начинает буксовать и сползать к пропасти, ведь он со вчерашнего дня переднеприводный!

28 июля, 15.29. Большая часть колонны стоит на заправке в Барагаше. Дождь не прекращается, мы уже забыли, когда видели солнце, а с юго-востока из-за гор выходят черные тучи, слышны раскаты грома, ближайшие вершины скрываются в дымке. Ну, где же наш 67-й?!
28 июля, 16.09. Спасательная команда выходит на связь: «У него заклинило коробку!» Только этого нам не хватало, ведь уже есть одна машина на буксире…
28 июля, 16.13. «Коробка в порядке, заклинен задний мост!» Час от часу не легче, автомобиль даже буксировать нельзя. А вскрывать мост в поле в таких условиях… проще загрузить его в кузов «Унимога».
28 июля, 16.30. Невероятно, 67-й приехал своим ходом! Но теперь это переднеприводный ГАЗ-67 (изначально легкий армейский вездеход ГАЗ-67 имеет постоянный привод на задние колеса и подключаемый привод передних колес.– Д.Т.). Его конструкция позволяет вытащить ведущий вал главной передачи без извлечения полуосей. Причина клина – развалившийся подшипник. И вал, и ролики подшипника, характерного сизого цвета, жестоко «изгрызены» – поработали «на сухую». Куда же делось масло, залитое накануне пробега? Мост снаружи сухой. Большое везение, что мост заклинило не в движении…

Чтобы 67-й не покатился назад, пацаны-штурманы подкладывают под колеса камни, мужики толкают, обеспечивая старт. Кажется, выбрались. Подъем продолжается. На площадке возле дорожки стоит «уазик-буханка», вокруг которого ходят местные жители, определенно не совсем трезвые. Кого они тут ждут? Головную машину местные жители проводили странным взглядом.
А это еще что такое?! На пригорке, на пути ретроколонны стоят белые «Жигули» с местными номерами. Из всех распахнувшихся дверей высыпалась толпа пьяных «аборигенов» и облепила командорскую машину, едва не по пояс пролезая в окна:
– Эй, вы на святой земле, деньги нужно оставить! За проезд платить надо! Водка есть? Купи барана! Пять тысяч! Вот чего ждал тот «уазик», его задача – отсечь путь назад, если жертва начнет отступление. Неизвестно, есть ли у них оружие, но здесь оно и не нужно. Слева пропасть, справа скалы. На туристов, попавших в эту ловушку, с крутого склона внезапно и совершенно случайно может сойти камнепад. Пираты Катунского моря… Эта дорожка, по которой даже пешком ходить страшно, наверное, единственная их связь «с большой землей». Но и она ведет в тупик. Вот они и зарабатывают, как могут.
Пока не подошли основные силы ретропробежцев, в работу включились «переговорщики». А когда одна за другой выстроились все девять машин, боевой пыл «туземцев» упал, как и цена на барана до полутора тысяч, причем нам предоставили право выбора любого и пообещали его тут же разделать, а также проводить на лучшие места для отдыха. Но в планы пробега ни бараны, ни ночевка возле селения Инегень, откуда и прибыли наши «пираты», не входили. Трудные переговоры завершились победой гостей. Путь свободен!
Так проходил пробег «Колесо истории-2009», буднично, можно сказать, скучно. За десять дней 2000 километров дорог и бездорожья. Броды и перевалы. Практически непрерывные дожди. Полсотни поломок на всех от мелких до смертельно опасных. Бесчисленное количество закипаний. Несколько сот машино-километров на буксирах. Застревания, возгорания, утопления. За все предыдущие пробеги, вместе взятые, не было и трети бедствий и напастей, выпавших на долю пробега нынешнего. Но вопреки всему на финише у стелы «Барнаул» были все машины и все люди, уходившие в этот пробег.
Чуйскому тракту, по которому проходила значительная часть пробега, около трех тысяч лет. Конечно, автомобили по нему пошли несколько позже. Ради чего совершается ежегодный пробег? Зачем каждое лето с 2005 года из Барнаула выходит колонна старинных машин, чтобы отправиться в нелегкое и подчас опасное путешествие? Чтобы помнили. О том, что еще не так давно «Волга» получала первые призы на престижных международных выставках. Что европейцы восхищались надежностью «Москвича». А сейчас… на экспресс-выставке два молодых человека «студенческой наружности» спорили по поводу марки одного из автомобилей участников пробега пятидесятых годов выпуска. Один из них, рассматривая хромированную надпись на боковине, медленно по слогам произнес: «Мак-бич». Второй его тут же поправил: «Ты чё, это же читается «Мак-Коби»! Молодые люди стояли возле автомобиля, на котором хотя и несколько витиевато, но все же по-русски было написано «Москвич»...
Сейчас Алтайская федерация автоспорта ведет подготовку к пробегу «Колесо истории-2010».
35
Комментировать ... >>