Эпоха Сафонова
По взмаху зеленого стартового флага кавалькада из девяти могучих машин, вздымавших снежную пыль из-под колес и словно пытавшихся перекричать друг друга натужным ревом своих форсированных моторов, быстро набирая скорость, понеслась по длинной прямой к первому повороту. Лишь одна красно-белая «стотридцатка» под номером 97 сразу резко отстала от основной группы и медленно-медленно, обнаруживая явные проблемы с коробкой передач, катилась по ледяному полотну трассы. Но вот наконец двигатель раскрутился до нужных оборотов, и автомобиль рванул за ушедшими далеко вперед соперниками. То, что происходило потом, походило на пиршество удава, неожиданно напавшего на группу ничего не подозревавших кроликов.
Одного оппонента за другим «глотал» 97-й «ЗИЛ», обходя их то в стремительном повороте, филигранно удерживаясь в управляемом заносе, то на более позднем торможении или с помощью выбора оптимальной траектории. И это на практически голом, кочковатом льду, по которому человек, наверное, и пяти метров-то не смог бы пройти, не поскользнувшись. Через два круга еще недавно отстававший от остальных автомобиль несся впереди всех с громадным отрывом.
Самое поразительное, что публику, собравшуюся в феврале в подмосковных Бронницах понаблюдать это кроссовое зрелище, подобное развитие событий не слишком-то и удивило. Любители грузового автокросса уже успели привыкнуть к тому, что зима – это время Сергея Сафонова, суперпилота профессиональной кроссовой команды автозавода имени Лихачева. Впрочем, почему только зима? Период с 1998 года и по настоящий момент без всякого преувеличения можно назвать эпохой Сафонова. Уникального российского гонщика, заслуженного мастера спорта, восьмикратного чемпиона страны и 9-кратного обладателя Кубка России.
Если проводить аналогии между отечественными кроссовыми реалиями и западным спортивным миром моторов, то по своему статусу и значимости в классе ЗИЛ-130 Сергей Сафонов, как ни громко это будет звучать, более всего напоминает Красного Барона «Формулы-1» Михаэля Шумахера. Причем Шумахера последних двух лет, имеющего подавляющее превосходство над своими оппонентами. С той только разницей, что немца за последние семь лет кто-нибудь нет-нет да и сбрасывал с пьедестала. А нарушить гегемонию зиловца, начавшуюся в уже упомянутом 1998 году, пока никто не в состоянии.
Спортивную карьеру в автокроссе Сергей Сафонов начал в далеком 1984 году, в 22-летнем возрасте сев за руль полноприводного «УАЗа». Первая же гонка показала – личность в автокросс пришла неординарная. Трижды (!) перевернувшись по ходу заезда, Сафонов тем не менее умудрился приехать в призовой тройке. Дебютный год принес ему звание серебряного призера чемпионата СССР. Казалось, карьера Сергея будет стремительно развиваться по восходящей. Последовали громкие успехи в трековых гонках и заездах на льду, но... из-за тяжелой спортивной травмы четыре года пришлось провести вне руля. Лишь в 1992 году Сафонов вновь возобновил выступления в чемпионатах и Кубках России, правда сменив «УАЗ» на спортивный ЗИЛ-130.
С этого момента в истории спортивной зачетной группы Т4/9 началась глава, которую условно можно назвать «битвой за корону». Повели ее, естественно, герой нашего материала и гонщик 21 НИИИАТ МО из города Бронницы, полковник российской армии Вячеслав Трефилов.
Первое свидание будущих непримиримых соперников, подлинных гроссмейстеров класса ЗИЛ-130, потрясающе умевших готовить свою спортивную технику под конкретную трассу, великолепно «читавших дорогу» и обладавших незаурядным водительским мастерством, состоялось всё в том же 1992-м.
Зиловец, уже имевший к тому моменту за плечами грозную славу неистового гонщика, перейдя в группу грузовиков, не испытывал ни малейшего пиетета к авторитетам класса ЗИЛ-130. Трефилов почувствовал на себе это в полной мере. На трассе близ подмосковного Жуковского Сафонов после одного из поворотов развернул машину армейца боком и волок ее в таком состоянии до следующего виража. Хорошо, что в то время судьи не обращали особого внимания на подобные контакты между автомобилями. Так вот, в 1993–94 годах в очных дуэлях на трассе, когда соперникам приходилось пересекаться на предварительных стадиях гонки, зиловец чаще брал верх, однако чемпионом страны в конечном итоге становился все же Трефилов. А зимой 1995-го в Бронницах произошел инцидент, который многие болельщики помнят до сих пор.
Тогда в финальном заезде Трефилов лидировал с самого старта, а Сафонов мчался в нескольких метрах позади, постоянно «подогревая» своего оппонента. На предпоследнем круге на вираже Трефилова разворачивает, Сафонов же спокойно едет дальше и выигрывает гонку... Был там хотя бы легкий контакт между автомобилями или нет – осталось за кадром. Вот только этот и ряд других случаев в конце концов переросли в настоящую «холодную войну» между двумя прекрасными мастерами. А как еще охарактеризовать отношения между спортсменами, когда они не только не общаются друг с другом, но и отказываются обмениваться традиционными рукопожатиями на пьедестале почета?
К сезону 1998 года отношения между ЗИЛом и Бронницами наэлектризовались до предела. Вячеслав Трефилов в 1997 году стал уже четырехкратным чемпионом России (пальму первенства Сафонов сумел отобрать у него за это время лишь в 1995-м) да вдобавок безжалостно разгромил зиловских спортсменов на их собственном мемориале имени Лихачева. Но в январе 1998-го специально созданная на предприятии профессиональная кроссовая команда, лидером которой стал Сергей Сафонов, нанесла ответный удар – зиловец выигрывает «домашний» для Бронниц этап чемпионата России.
Военные, правда, поначалу расценили успех Сергея как случайность, однако еще более впечатляющие виктории Сафонова над Трефиловым в трех гонках подряд сняли все вопросы. По сути, «битва за корону» была окончена. В январе 1999-го, в очередной раз приехав после Сафонова, Трефилов решил прекратить выступления. Он понял, что его время прошло и наступила эпоха другого чемпиона. Трефилов просто не хотел больше проигрывать. Он, Победитель с большой буквы, натолкнулся на человека, у которого чувство победы оказалось еще сильнее.
Да, Сергей Сафонов совершенно не умеет проигрывать. И не представляет себе, как можно гоняться вполсилы. Даже если состязаться будет совершенно не с кем, его машина все равно пойдет в экстремальном режиме. «А я по-другому не могу, – объяснил как-то Сергей. – Когда рядом нет реальных соперников, я найду их в себе самом, во времени, в автомобиле. Буду заставлять машину состязаться с моим водительским мастерством. Поэтому педаль только в пол. Только экстремальный режим...»
Самое парадоксальное выяснилось позже. После ухода Вячеслава Трефилова у Сафонова не осталось действительно достойных соперников. Нет, вызов зиловцу пытались бросать многие, но безуспешно. Да и стиль, в котором он побеждал на гонках, захватывая лидерство в заездах сразу после старта и частенько чуть ли не на круг опережая даже второго и третьего призеров какого-либо «Гран-при», сомнений не оставлял – человек вне конкуренции. Вам никого подобное превосходство не напоминает?
В чем же кроется тайна феноменальных достижений Сергея Сафонова? В автомобиле? Безусловно, ведь на протяжении многих лет зиловец занимался совершенствованием изученной вроде бы вдоль и поперек «стотридцатки», работал над тюнингом и форсированием двигателя, системы выпуска – словом, всего того, что только можно было усовершенствовать в этой машине. Однако его соперники на месте тоже не сидели, и сейчас, к примеру, в классе ЗИЛ-130 можно найти немало автомобилей, по своей «начинке» и надежности не только не уступающих, но и превосходящих боевой грузовик Сафонова под номером «97». Значит, дело в другом, а именно в уникальном, действительно уникальном стиле пилотирования автомобиля этим гонщиком.
Что зимой, что летом главный козырь Сергея Сафонова – прохождение поворотов. Самое поразительное, что его технику управления автомобилем никто не в состоянии повторить, не говоря уж о том, чтобы попытаться ее превзойти. Допустим, порой Сафонов даже не въезжает в поворот, а натурально «вбрасывает» туда машину. Причем таким образом, что она, на максимальной скорости достигая определенной «точки риска», уже повернута для оптимального выхода из поворота. Другой вариант – едва ли не прямо противоположный, когда грузовик, резко осаживаясь перед поворотом, затем максимально быстро выходит из него по лучшей траектории. Пожалуй, слово не в состоянии до конца передать сафоновскую технику.
А вот тот факт, что попытки опытнейших мастеров грузового автокросса повторить пилотаж Сафонова заканчивались для них либо плачевно, либо полной неудачей, наверное, куда более красноречивый пример. Как и то, что с 1998-го по 2005 год (включая недавние февральские выступления), проведя под эгидой РАФ 87 соревнований, Сергей Сафонов победил в 67 гонках, в девяти занимал вторые-третьи места, в восьми – позиции с четвертой по десятую, лишь дважды не финишировав по причине технических неполадок автомобиля. Разве это не эпоха Сафонова?
24 апреля 2003 года в жизни зиловца произошло еще одно знаменательное событие. Приказом Госкомспорта России Сергею Сафонову было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта». Причем удостоверение и значок он получил из рук другого великого спортсмена – Вячеслава Фетисова.
Ну, а 9 мая 2004 года, наверное, на земле не было ни одного человека счастливее, чем лидер зиловских кроссменов. Потому что первую победу в жизни на этапах чемпионата России одержал самый главный воспитанник и нынешний его партнер по команде – 20-летний сын Сергей Сафонов-младший. Правда, справедливости ради нужно признать: папа просто подарил своему ребенку победу на сложнейшей рязанской трассе, пропустив его вперед...
Накануне нынешнего сезона Сергей Сафонов-старший был уверен: чемпионат России 2005 года станет последним в его эффектной спортивной карьере. Он мог уходить со спокойной душой и чистой совестью, поскольку за минувшие семь лет именно собственными победами создал кроссовой команде АМО ЗИЛ имидж непобедимой боевой единицы и сумел подготовить себе и своему многолетнему товарищу по команде Юрию Кулябину достойную молодую смену.
Рядом с ним очень быстро в когорту сильнейших пилотов ворвался Сафонов-младший, ставший по итогам прошлого сезона бронзовым призером первенства страны, да и третий член заводского кроссового коллектива, Алексей Жаров, под руководством опытнейшего мастера стал стабильно попадать в финалы почти всех гонок сезона. И самое главное, он ушел бы в ранге непобедимого гонщика, рекордные достижения которого в классе ЗИЛ-130, скорее всего, никому не удастся превзойти.
Сафонов был готов заявить о завершении карьеры 6 февраля 2005 года, сразу после того, как генеральный директор ЗИЛа Константин Лаптев вручил ему кубок и золотую медаль за победу на лихачёвском мемориале. И безусловно, сделал бы это, если бы из уст руководителя не прозвучала фраза о намерении в 2006 году представить от завода для участия в чемпионате России-2006 полноприводный «УАЗ»... А ведь «отгонять» сезон на «уазике», с которого когда-то все и началось, было давней мечтой Сергея Сафонова. Наверное, поэтому слов об уходе Мастер не произнес, лелея надежду на исполнение заветной мечты.
Что же, будем надеяться, желание Сергея сбудется. А это значит, что эпоха Сафонова пока не закончена... И ребят из класса «УАЗ» становится жаль...