Триал на Урале
В октябре в Миассе прошел второй – финальный этап Кубка России 2003 г. по триалу на грузовых автомобилях. В нем участвовали команды «АЗ «Урал», «ГАЗ», «КамАЗ-триал», Центрального автоклуба МО РФ (Бронницы), ООО «Кока-Кола» (Москва). Впервые в этом году в финальных состязаниях в Миассе выступил экипаж клуба «Экстремал» из Красноярска. Соревнования проводились в личном и командном зачёте.
Основная борьба, это было ясно еще по результатам первого этапа Кубка, который проходил в августе в Бронницах, должна была развернуться между командами уральцев, нижегородцев и спортсменами из военного ведомства. Так и получилось.
В первый день соревнований, 18 октября, погода стояла хмурая – уральская осень не преподнесла сюрпризов. Неласковое небо, затянутое низкими свинцовыми тучами, и пронизывающий ветер встречали участников и зрителей триала. Несмотря на это, последних набралось немало – за несколько лет трак-триал стал одним из самых популярных событий в Миассе. После официальной части с речами приветствий и представлением команд, участники на машинах направились к своим секциям.
Как всегда автомобили (всего было 17 экипажей) разделились по категориям: S2 (колесная база от 2 800 до 3 799 мм), S3 (от 3 800 до 4 799 мм), S4 (от 4 800 мм, количество осей не более трёх), S5 (от 4 800 мм, количество осей более трёх). Во всех категориях, нужно отметить, произошли некоторые изменения.
Так, в S2 подполковник Куликов, в течение многих лет выступавший за команду 21-го НИИИ МО из Бронниц, покинул армейские ряды и сейчас на своем историческом «Унимоге» вместе с новым штурманом Мансуром Курмаевым представляет ООО «Кока-Кола». В этой же категории S2 впервые выступил красноярский клуб «Экстремал» в лице своего руководителя Андрея Китаева. Про таких, как Андрей, говорят – фанат триала. В течение нескольких лет он за свой счет приезжал на Чемпионаты России и Содружества по трак-триалу, а в этом году впервые решил выступить сам на автомобиле ГАЗ-66. Конечно, в основную борьбу за лидерство он, как новичок на трассе, не вступал – она развернулась между экипажами Горьковского автозавода – Олег Долгов/Сергей Толстолуцкий и Петр Хантурин/Александр Федоров – оба на ГАЗ-33082, а также экипажем ООО «Кока-Кола».
Первая же секция (№ 6) стала серьезным препятствием для участников соревнований. «Унимог» пострадал в ней практически сразу после старта – проходя ворота, расположенные в рыхлом песке под уклоном в 45°, он завалился набок. Экипаж вылез через боковой дверной проём, а машине потребовалась эвакуация. Позже, когда на старт вышли четырехосные «Уралы» (категория S5), в этой же секции открылась еще одна коварная преграда. Оказывается, в песке было закопано огромное бревно, о котором и не подозревали организаторы. «Выкопанное» проходившими секцию машинами, оно само по себе стало серьезным препятствием. Особенно несладко пришлось бронничанам. Они выступали последними, и к этому времени бревно вышло наружу и лежало прямо перед воротами, которые было необходимо взять. Просто объехать его камуфлированный «Урал»-5323 не мог в связи с внушительными собственными габаритами и ограниченным размером секции. Пришлось бревно «брать штурмом». Продолжалось это довольно долго, но в итоге Вячеслав Рубцов сумел преодолеть и это н епредусмотренное препятствие.
В этой секции меньше всего штрафных очков получил прошлогодний чемпион Европы и его нынешний бронзовый призер – экипаж Александра Жмаева и Сергея Петелина.
В категории S3 соревновались два экипажа из Набережных Челнов, две команды уральских спортсменов и один экипаж Горьковского автозавода. Казалось, основная борьба здесь должна была развернуться между «вечными соперниками»: Вячеславом Трефиловым, известным кроссменом и мастером трак-триала, выступающим на ГАЗ-3308, и получившим в этом году звание мастера спорта Владимиром Найманом на «Урал»-43206. Однако этот этап был полон неожиданностей. Распался один из сильнейших дуэтов в истории отечественного триала – штурман Трефилова Валерий Асриян ушел с Горьковского автомобильного завода. Поэтому на втором этапе Кубка России Вячеслав Трефилов выступал с новым штурманом, Николаем Демидовым. Видимо, благодаря этому в противоборство признанных асов в категории S3 смогла вмешаться еще одна миасская команда на «Урале»-43206 (водитель Константин Иващенко, штурман Владимир Ворсин).
В течение первого дня Трефилов и Найман показывали приблизительно одинаковые результаты вплоть до последней, седьмой по номеру, секции, изменившей расстановку сил. Движение в секции № 7 предполагало крутой спуск с горы, и затем езда по кругу, да так, чтобы взять все замысловато расставленные ворота. Первым секцию прошел КамАЗ-43118 (водитель Андрей Кирилюк, штурман Владимир Симонов) – довольно чисто и технично, как и выступавший вслед за ним «Урал»-43206 В. Наймана.
Следующим должен был стартовать ГАЗ-3308 В. Трефилова. Судья дал отмашку, зрители замерли в ожидании. И ...практически не сдвинувшись с места, «газон» забуксовал в колее, проложенной «Уралом». Ревя мотором и натужно пытаясь стартовать, автомобиль повис на вершине горы. Прошло три минуты, но положение его не изменилось, и в итоге, согласно правилам, экипаж В. Трефилова был снят с прохождения секции.
Начало второго дня соревнований прошло практически без зрителей, потому что старт был дан очень рано – в 9 часов утра. Первая секция – № 10 – представляла собой глубокую яму, окруженную нависающими обрывами, на которых и примостились журналисты и фотокорреспонденты. Спускаться вниз было рискованно: поменяй резко грузовик направление движения, бежать из-под колес было бы просто некуда. В этой секции техпомощь потребовалась 2 раза: первым пришлось вытаскивать «Урал»-43206, а вслед за ним в изрытом песке увяз, едва въехав в секцию, КамАЗ.
После перерыва участников ждала кольцевая гонка.
К этому времени природа смилостивилась над зрителями и участниками соревнований: потеплело, ветер разогнал тучи, и кое-где стали проглядывать солнечные лучи. Во многом благодаря этому, а также и потому, что кольцевая гонка для неискушенных зрителей порой оказывается даже привлекательнее классического триала, количество публики во второй половине дня значительно возросло.
Кольцевая гонка сама по себе является серьезным испытанием для автомобилей, а в этот раз организаторы постарались усложнить ее дополнительно. Одним из самых опасных, но в то же время и зрелищных участков трассы стал «трамплин» – коварный пригорок, на котором разогнавшиеся грузовики «подпрыгивали» так, что на пару мгновений все их колеса зависали в воздухе. Можно представить, какая нагрузка на мосты шла в момент «возвращения с небес на землю»! Владимир Найман после гонки вспоминал: «...Когда подлетели на «трамплине», думал, при приземлении колеса в разные стороны полетят...».
«Унимог» Куликова «самоустранился» от участия в гонке. Историческая машина 1962 «года рождения» не выдержала нагрузок на трассе – у нее произошел обрыв цепи газораспределения, погнулись клапаны на двух цилиндрах, обломился распредвал и сорвало зубья шестерни коленчатого вала. За ночь Виктор Куликов и Мансур Курмаев с помощью специалистов Уральского автозавода автомобиль починили (кстати, за это судейская коллегия наградила команду «Кока-кола» специальным призом за волю к победе и трудолюбие), но от участия в кольцевой гонке отказались – пожалели свой старый добрый «Унимог», и без того немало пострадавший в течение первого дня.
Первыми стартовали, проявив недюжинную прыть, спортсмены из Нижнего Новгорода. Небольшие и лёгкие ГАЗы рванули так стремительно, что вскоре с некоторых начали отваливаться рекламные щиты и крылья. «Зеленый кузнечик» (так окрестили «газик» журналисты) Олега Долгова на первых 10 кругах никому не давал себя обойти – даже титулованный кроссмен Вячеслав Трефилов не смог догнать своего товарища по команде. Но уже в начале второго заезда желтый двухосный «Урал» Наймана буквально полетел вперед, под восторженные крики болельщиков вырвался в лидеры, и уже не уступал первого места никому до конца соревнований.
Вечером 19 октября в ДК Автомобилестроителей прошла церемония награждения, на которой были объявлены победители Кубка России 2003 г. по трак-триалу. В категории S2 1-е место заняли представители ОАО «ГАЗ» Петр Хантурин и Александр Фёдоров. Второй результат тоже у нижегородцев – Олега Долгова и Сергея Толстолуцкого. На 3-м месте экипаж ООО «Кока-кола» – Виктор Куликов и Мансур Курмаев.
В категории S3 верхнюю ступеньку пьедестала почета занял экипаж ОАО «АЗ «Урал» в составе Владимира Наймана и Дмитрия Шаповалова. Второе место тоже у автозаводцев – Константина Иващенко и Владимира Ворсина. Тройку призёров замкнули Вячеслав Трефилов с Николаем Демидовым (ОАО «ГАЗ»).
В категории S4 первые два места также завоевали представители автозавода «Урал» (экипажи Валерия Князева/Дмитрия Яковлева и Евгения Яковлева/Александра Безрученко). На 3-м месте военный экипаж из Бронниц (водитель Иван Додонов, штурман Степан Мазур).
В категории S5 неоднократные призеры Чемпионата Европы по трак-триалу Александр Жмаев и Сергей Петелин заняли 2-е место, пропустив вперёд более молодых товарищей по команде – Сергея Шершнева и Сергея Бегункова. На третьем – бронницкий экипаж (Вячеслав Рубцов/Михаил Томин).
По итогам второго этапа Кубка России команда ОАО «АЗ «Урал» заняла 1-е место в общекомандном зачёте. Второй результат у ОАО «ГАЗ», третьими стали представители Бронниц. В такой же последовательности команды расположились на пьедестале почета и по итогам двух этапов Кубка России по триалу на грузовых автомобилях.