Испытатель стал ученым
Аркадий Николаев – гонщик, полярник и конструктор
Пилота ГЛ-1 Аркадия Николаева с началом войны назначили на ответственную должность начальника станции испытаний авиационных моторов, выпускаемых ГАЗом. После войны он уволился с ГАЗа.
Гонщик Аркадий Николаев и главная машина его жизни навсегда остались в довоенном времени. Чувствуя в себе талант изобретателя, он начал новый этап своей жизни. На базе Горьковского индустриального института им. Жданова Аркадий Николаев создал опытно-конструкторское бюро по разработке льда, снега и мерзлого грунта ОКБ РАЛСНЕМГ. Там он изобрел около 40 принципиально новых машин, которые стали первыми взломщиками мерзлоты в Советском Союзе – до них вечный лед знал только динамит и кирку. Это были машины для строительства автодорог по глубокому снегу, околки судов во льду, строительства аэродромов на дрейфующих льдах, а также ледово-фрезерные машины для выкапывания траншей и прокладки коммуникаций в условиях вечной мерзлоты. За создание бурильной машины БГКМ-АН на базе ГАЗ-67 Николаев удостоен Сталинской премии. После разоблачения культа личности Сталина ее заменили Государственной, а от прежнего документа в доме Николаевых осталась лишь одна обложка. Многие машины Николаева серийно выпускались на разных заводах.
В 1957–1959 гг. Аркадий Николаев принял участие в 3-й Советской антарктической экспедиции, и под его руководством впервые в мировой истории был открыт Полюс недоступности Антарктиды. За это ему было присвоено звание «Почетный полярник СССР», а Президиум Верховного Совета СССР наградил его Орденом Ленина.
Удачливый гонщик, отважный полярник и талантливый конструктор Аркадий Николаев умер 14 марта 1987 года, пережив несколько инфарктов и инсульт, он очень ярко жил и слишком щедро себя тратил.