Опубликовано: ГП 08-2008
MPM-3803A

Ремонтно-механическая мастерская
MPM-3803A на шасси грузового автомобиля ЗИЛ-157КЕ

А. Протасов, к.т.н., А. Коберниченко, к.т.н., В. Новосельцев, к.т.н., профессор, В. Протасов, инженер

Мастерская МРМ создана 45 лет назад на 38‑м Опытном заводе Министерства обороны СССР в Бронницах. Конструкторская документация разработана под руководством инженеров‑фронтовиков Д. С. Шапкайца и А. Л. Шебарова, хорошо знакомых с особенностями проведения ремонта автомобилей в военное время. Ведущим конструктором был военный инженер‑фронтовик В. А. Сипин.

Прототипом была слесарно-механическая мастерская СММ, смонтированная в кузове-фургоне типа СН, установленном на шасси грузового полноприводного автомобиля ЗИС-151. Мастерская МРМ (3803А) отличалась от прототипа современным по тому времени базовым шасси ЗИЛ-157, кузовом-фургоном, оборудованием, приспособлениями и инструментом.

Грузоподъемность базового шасси грузового автомобиля ЗИЛ-157КЕ (6х6) осталась практически без изменений. При движении по шоссе и грунтовым дорогам она составляла 4,5 и 2,5 т, а при буксировке прицепа с грузом – соответственно 4,4 и 3,6 т. При полной нагрузке по шоссе 110-сильный двигатель позволял развить скорость 65 км/ч.

У мастерской были неплохие по тому времени показатели проходимости. Она могла преодолевать подъем на сухом твердом грунте крутизной до 30°, ров (канаву) шириной 0,85 м, эскарп с высотой стойки 0,45 м, брод с твердым грунтом глубиной 0,8 м и двигаться по косогору с креном до 15°. Клиренс 310 мм позволял мастерской двигаться по грунтовым дорогам с глубокими колеями. Запас топлива по шоссе составлял 600 км.

Каркасно-металлический кузов имел надколенные ниши, скосы на крыше, термоизоляцию, окна с двойным остеклением и светомаскировочные шторы. Предусмотрено двойное отопление – от отопительной установки 0-30, работающей на бензине, и отопительной установки с использованием тепла от системы охлаждения двигателя базового шасси. Внутренние размеры кузова составляли 3680х2250х1800 мм. Сравнительно небольшие массогабаритные показатели – 8000 кг (снаряженная масса) и 7115х2410х3060 мм позволяли свободно преодолевать деревянные мосты в сельской местности, вписываться в складки местности и маскироваться. Кузов к раме ЗИЛ-157КЕ крепился с помощью стремянок. Запасное колесо устанавливали в задней части кузова-фургона на специальном кронштейне.

[b]Мастерская МРМ (3803А):[/b] 1 – щит управления генератором; 2 – токарновинторезный станок мод. ЛТ-10М; 3 – правое сиденье; 4, 20 – слесарные тиски; 5, 19 – слесарные верстаки; 6 – настольная лампа местного освещения; 7 – настольно-сверлильный станок мод. НС-12А; 8 – бачок для питьевой воды; 9 – крепление оружия; 10 – щит с автоматической защитой; 11 – выпрямитель автономного отопителя О-30 мод. ВСА-10; 12 – трап; 13 – щиток управления автономным отопителем О-30; 14 – огнетушитель; 15 – вешалка; 16 – шанцевый инструмент; 17 – ящик для документов; 18 – электрозаточный станок мод. ЭЗС-2; 21 – левое сиденье; 22 – вентилятор

Оборудование, приспособления и инструмент предназначены для проведения слесарных работ (в том числе заточки инструмента); механической обработки деталей (обточка, расточка и развертывание отверстий; фрезерование плоскостей, пазов и шпоночных канавок, круглое шлифование; сверление отверстий, нарезку резьбы).

Основное оборудование и инстумент:

  • генератор ЕС-52-4 мощностью 5 кВт, напряжением 230 В с приводом от двигателя базового шасси;
  • токарно-винторезный станок ЛТ-10М с фрезерным и шлифовальным приспособлениями; настольный сверлильный станок НС-12А и электрозаточный станок ЭЗС-2У. Станок ЛТ-10М имел неплохие технические показатели: высота центров 200 мм, расстояние между центрами 960 мм, мощность электродвигателя 1,7 кВт, масса 1000 кг;
  • контрольно-измерительный – измерительная линейка, складной метр, штангенциркуль, микрометр, индикатор; набор щупов, шаблонов для метрической и дюймовой резьбы; шаблон для заточки резьбовых резцов, радиусные шаблоны, угольник, ампервольтметр Ц-56/1;
  • слесарный – слесарные тиски, ручная дрель, комплект приспособлений и инструмента слесаря; набор сверл, разверток, резьбонарезного инструмента, воротков и напильников; набор разметочного инструмента, приспособлений для вывёртывания сломанных болтов и шпилек;
  • производственная палатка П-20.

Мощность электропотребителей в мастерской составляла 4,5 кВт, а потребляемая мощность – 1,78. Электропитание осуществлялось от генератора, электросиловой установки или от внешней сети трехфазного переменного тока напряжением 220 или 380 В частотой 50 Гц. В мастерской была автоматическая система защиты личного состава от поражения электрическим током. Наличие собственных оборудования, инструмента, электросиловой установки и палатки для ремонта машин позволяло использовать мастерскую для ремонта автомобильной техники в отрыве от подвижных ремонтных средств своего подразделения силами токаря (водителя) и двух слесарей. Время, необходимое для перевода мастерской из походного положения в рабочее (и обратно), не превышало 40–50 мин.

Комментировать ... >>