Опубликовано: ГП 07-2022
Парадный расчёт городского транспорта
Андрей Михайлов
Фото автора и Игоря Серикова

21 мая в Петербурге состоялся уже седьмой парад ретро-транспорта. Парад проходит ежегодно в третью субботу мая – он приурочен ко дню города Санкт-Петербурга, и проводится по инициативе «Пассажиравтотранса». Ретропарад является частью программы фестиваля SPbTransportFest, куда также входит выставка современного подвижного состава и финал всероссийского конкурса профмастерства водителей автобусов.

Сгодами петербургский ретропарад стал крупнейшим тематическим событием в России, и снова и снова бьёт рекорды по числу участников. Всего в параде прошло 13 колонн шинной техники, две колонны трамваев и колонна троллейбусов. В этом году в колонны парада встало 319 машин – а Санкт-Петербург в этом году справляет 319-й день рождения.

Уже второй год мероприятие проходит без делегаций из Финляндии и Эстонии – и их возвращения в ближайшие годы, увы, ожидать не приходится. Поэтому инициативу берут на себя хозяева парада – петербургские реставраторы «Пассажиравтотранса», «Горэлектротранса» и частных компаний RetroBus и РетроЛайн. Главные премьеры этого парада – работа именно петербургских реставрационных команд при городских транспортных предприятиях.

Техническая поддержка парада – эвакуаторы MAN TGS, работающие в АП-1

Петербургский ретропарад – настоящий праздник для всех, кто ценит и любит городской транспорт. Из-за сложностей во взаимодействии с ГИБДД в части сопровождения парадных колонн участники парада едут хоть и организованной колонной, но в общем потоке – и прохождение парадного маршрута значительно усложняется. Поэтому сопровождение участников взяли на себя «безопасники» Пассажиравтотранса и экипажи привлечённого ЧОПа. В будущем году привычный маршрут будет меняться – чтобы исключить самые «пробочные» участки.

Как всегда, парад прошёл по маршруту от Васильевского острова (Морская набережная), через Невский проспект и площадь Пролетарской Диктатуры, и финишировал у цирки Чинизелли на Инженерной улице, где ещё несколько часов гости мероприятия могли познакомиться с участниками поближе. Троллейбусы стартовали от Наличной улицы – ближайшей к месту старта точки с контактными проводами – а колонны трамваев двигались от Музея ГЭТ и трамвайного парка имени Блохина.

Количество участников достигается приглашением большого числа частных легковушек, прошедших строгий отбор – но и по «основному профилю», техникой на больших колёсах, ретропарад всегда исключительно богат. В этом году организаторы постарались достичь наибольшего разнообразия в условиях ограниченных площадей для выставки, не выставляя на парад одинаковые образцы автобусов и грузовиков – пожелаем, чтобы в будущем году это ограничение сошло на нет.

По традиции, из-за большого количества машин-участников, мы рассказываем в ежегодном обзоре только о тех участниках, что появляются на параде впервые.

Прогул засчитан!

Очень любопытная история произошла в этом году с участием московской делегации в ретропараде. После долгих согласований М.С. Ликсутов поручил подведомственным ему «Мосгортрансу» и АНО «Центр истории и культуры транспорта» МДТО («Музей транспорта Москвы») организовать командировку экспонатов на парад « однако в колоннах они так и не появились.

«Мосгортранс» планировал представить Ikarus-256.21H, последний уцелевший на предприятии «Икарус» (он работает ночной развозкой), а помимо него – балластный тягач на базе МАЗ-504, работающий ныне в 6-м автобусном парке. Машины успели даже подготовить – однако за неделю до парада от участия «Мосгортранс» отказался, сославшись на распоряжение руководства Дептранса.

«Музей транспорта Москвы» готовил к параду автобус ЛАЗ-695Е и самосвал МАЗ-205. Сотрудники музея доставили их в Петербург на тралах, прибыли в Петербург сами – но утром перед парадом им поступило распоряжение московского руководства: никуда не ехать «в целях экономии бюджетных средств». Машины, которые уже обкатывали по территории петербургского АП-1 перед парадом, после этого погрузили на тралы и увезли домой – а обескураженная московская делегация участвовала в мероприятии пешком.

Главная премьера парада – новый флагман музейной коллекции «Пассажиравтотранса». ЗИС-155 65-и лет отроду. Эта машина чудом уцелела в Ставрополе: после списания в 1990 году автобус был выкуплен Юрием Мальцевым – водителем, работавшим на ЗИСе бывшем в бытность звукоусилительной машиной. Хозяин 27 лет хранил автобус на садовом участке, поддерживал его работоспособность, обслуживал – а пять лет назад созрел передать ЗИС в добрые руки музея. ЗИС уже показывали на одном из прошлых парадов, но в первоначальном состоянии. Теперь, после 4 лет сложнейшей и трудоёмкой реставрации, ЗИС снова на параде, но уже глянцевый, словно новый.
А этот «Ботинок» КАвЗ-3270 был подарен гостем одного из предыдущих парадов из города Майского, что в Кабардино-Балкарии. С работой для пожилого автобуса не складывалось, а машина была ухоженной – поэтому хозяин предпочёл подарить её в добрые руки, побывав на одном из прошлых парадов и крепко впечатлившись увиденным. Теперь его КАвЗик – экспонат, а водитель, «занаряженный» на эту машину, устроил в «Ботинке» экспозицию аншлагов и других автобусных артефактов, собранных им за годы увлечения и работы.
Этот «Колобок» ПАЗ-672М едва прибыл в Петербург – и сразу оказался на параде. Машину в очень хорошем состоянии фирма «РетроЛайн» купил в Омской области, где она работала при автошколе в городе Тара. «Колобка» обменяли ключ-в-ключ на подержанный, но сильно более молодой ПАЗ-4230 «Аврора».
Рядом со 155-м ЗИСом на Инженерной улице был выставлен и его наследник – поздний ЗИЛ-158В ликинского производства. Эту машину, работавшую в загорской Автоколонне 1791, в 2015 году откопали на садовом участке в Подмосковье, под Сергиевым Посадом. После завершения работ по ЗИСу «Голубка – первая в очереди на реставрацию.
Этот Robur LO 3000 FR родом из ГДР в своих прежних обликах был частым гостем петербургских мероприятий – но теперь вышел в свет уже перерождённым. За минувшие годы автобус прошёл долгую, масштабную и дорогую реставрацию в 100% оригинал. Большинство деталей, особенно мелочей, счастливому обладателю пришлось выписывать из Германии.
«Швебус» Saffle на шасси Volvo B10MA-55 – одно из недавних приобретений Петербургского музея автобусов. В конце прошлого года эта машина получена в подарок от администрации Ленинградской области. Первоначально «Сэффл» работал в родной для него Швеции, а с 2002 года, на протяжении 19 лет, Швебус трудился в городе Сосновый Бор 47 региона. Там, стараниями закреплённого за Volvo водителя, автобус и пережил собратьев, дождавшись передачи музею.
Ещё одна премьера от «Пассажиравтотранса» – уже второй в коллекции музея Ikarus-255. Этот автобус – модификации 255.72, первоначально он выпущен для ГДР. В музей он попал с Кубани, из города Усть-Лабинска: в Петербург Икарус прибыл в виде отремонтированного и свежеокрашенного, но пустого кузова. Восстановление автобуса выполнено силами Автобусного парка №5 «Пассажиравтотранса».
Некогда последний ходовой Ikarus-260 в «Пассажиравтотрансе» вышел на парад в обновлённом облике – машина пережила косметический ремонт с полной перекраской. Автобус проработал на линии дольше всех стараниями закреплённого водителя, упорно отказывавшегося от получения нового автобуса. Он же, как правило, и управляет своей старой машиной на парадах и других ретро-мероприятиях.
Достаточно редкий Ikarus-280.03 с двумя дверьми выпускался для ГДР, где работала и эта машина. В России «Икарус» уже больше 20 лет: сначала он работал в Старом Осколе на служебной развозке, а позже – немного пробыл киноактёром в Крыму. Теперь «гармошка» принадлежит фирме «РетроЛайн», недавно прошла комплексное восстановление, и возобновила службу в качестве исторического экспоната.
Этот Ikarus-250 в самой массовой версии 250.59 в первой жизни принадлежал санаторию КГБ в Кисловодске, что на Кавминводах. Петербургские автоспортсмены, однако, купили автобус уже у второго хозяина – с 2010 по 2020 год «Аполлон» жил во Владикавказе.
Самый долгожданный экспонат этого парада – единственный в «Пассажиравтотрансе» Ikarus-435. Выставочная машина 1993 года постройки была построена для Греции, проходила испытания в Петербурге и Риге, а после – долго трудилась в Автобусном парке №2. Восстанавливал машину её родной АП-2, но из-за трудностей с некоторыми комплектующими продлились работы больше семи лет, с весны 2015 года.
Уже знакомый читателям нашего журнала MAN SD200 сменил хозяина и профессию: прежний владелец, пригнавший «этажёрку» аж из Барнаула, закрыл проект мобильной мастерской. Машина досталась экскурсионному оператору СитиСайтсиинг – и теперь служит кассой экскурсионных линий. Двухэтажник дежурит у Исаакиевского собора, но не потерял возможности ездить. На втором этаже MAN’a, как и в одной из прежних жизней, оборудована детская игровая комната.
Другая премьера от ПАТ – вот этот турецкий Mercedes-Benz O325. С 1994 по 2020 год автобус работал в Ставрополе в составе партии из 40 собратьев, и сошёл с маршрутов одним из последних. В музей «Пассажиравтотранса» он добирался своим ходом, преодолев даже во мрачном состоянии больше двух тысяч километров с музейной экспедицией. А Автобусный парк №7 вернул машине былой вид, качественно восстановив «Тюрка». Всё дело в том, что ещё на закате СССР именно там проходили испытания два похожих автобуса – ещё под индексом O302T.
Самый необычный участник выставки на Инженерной улице – итальянский автобус BredaMenarinibus M221. Две таких машины привезли в Россию как демонстраторы совместного предприятия «Северный Автобус», учреждённого концерном Menarini, оборонным заводом «Ленинец» и «Пассажиравтотрансом». На «Северном Автобусе» планировалось наладить сборку таких автобусов в Петербурге – однако из-за экономических неурядиц 90-х проект на этом и закончился. Оба «итальянца» работали в Автобусном парке №2, а уцелевшую машину там же и восстановили для музея.
Самый молодой ретроавтобус в парадной колонне – трёхосный Волжанин-6270 на шасси Scania. Эта модель считается лучшей из созданных волжским производителем – удачный кузов и неубиваемое шасси. При отказе от эксплуатации этой модели как морально устаревшей лучший образец решено было сохранить для музея – а Автобусный парк №1 восстановил автобус в первозданный вид. А вот борт 1732, как номер волжской автоколонны, на базе которой родился ВАП «Волжанин» – всего лишь забавное совпадение.
Наименее «музейного» вида, но уже музейный экспонат – этот Mercedes-Benz Travego O580-16 RHD. Роскошный трёхосный лайнер – самый дорогой в истории «Пассажиравтотранса» автобус, доставшийся предприятию в 2002 году за $550 тысяч. «Мерседес» покупали для международных линий в Финляндию и Прибалтику, но со временем крайне дорогая и сложная в эксплуатации машина оказалась не у дел. В начале этого года руководство ПАТ приняло решение сохранить «Травего» в качестве музейного экспоната.
Лучший автобус в истории «Пассажиравтотранса» – Scania OmniLink CK280UB петербургского производства – впервые в колонне ретропарада. Статистика поломок и ключевые показатели эксплуатации этой модели остаются непревзойдёнными – но от работы «Омнилинков» на маршрутах пришлось отказаться из-за их уже немалого возраста. Музей планирует сохранить 3 таких автобуса разных модификаций.
Крайне нехарактерная для Петербурга машина и единственный в истории «Пассажиравтотранса» южнокорейский Hyundai AeroCity 540. Выкуплен после испытаний в конце 90-х годов, а недавно был восстановлен Колпинским автобусным парком.
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию