«Автовозный» бизнес. Большие проблемы, большие перспективы
Можно уверенно сказать о перевозках легковых машин с помощью автовозов, что в России их объемы росли, растут и будут расти. Именно это и отличает подобные перевозки от перевозок другого рода. Откуда такая уверенность? Она основана на уверенности в увеличении импорта и внутреннего производства автомобилей, в доставке которых превалирует именно автотранспорт. И это увеличение имеет долгосрочные перспективы.
Игорь Свенцицкий, заместитель генерального директора ЗАО «Гема-Транс» |
Секрет стабильного увеличения спроса на услуги транспортных компаний, в парке которых есть автовозы, – в продолжающемся последние несколько лет росте продаж автомобилей, в основном новых, которые необходимо доставлять от производителей к дилерам. Внутреннее производство легковушек в России из года в год остается стабильным, основное же увеличение объемов автоперевозок связано с автомобильным импортом, рост которого по мировым меркам просто гигантский! Ежегодные продажи новых иномарок в период с 2000-го по 2005 год возросли с 45 тыс. до 565 тыс. штук! А в этом году, согласно прогнозам, в стране будет реализовано уже от 800 тыс. до 1 млн. новых легковушек! Правда, это с учетом производства иномарок на российских заводах, но их доля пока погоды не делает. Согласно данным статистики, ежегодно (за исключением 2002-г.) российский рынок иностранных автомобилей рос более чем наполовину! Соответственно синхронно увеличивались и объемы их перевозок. Пусть не так сильно, но как минимум на четверть в год – точно.
Стабильная загрузка автовозов работой в настоящее время – не главный плюс для их собственников. Важнее то, что автовозы будут гарантированно востребованы и в будущем. Более того, еще долгое время сохранится значительный рост спроса на их услуги, потому что если темпы продаж иномарок в России в перспективе замедлятся, то не намного. По оценкам экспертов, через пять-шесть лет продажи достигнут трех-четырех миллионов штук в год, т.е. вырастут как минимум втрое! Причем рост будет обеспечен не только за счет увеличения импорта, но и за счет увеличения внутреннего производства. Ведь уже в обозримом будущем вступят в строй российские заводы Toyota, Nissan, Volkswagen, GM и несколько китайских предприятий. А значит, «автовозный» бизнес транспортных компаний будет развиваться не только на международных, но и на внутрироссийских маршрутах.
Одним словом, перспективы у перевозок легковых автомобилей обнадеживающие. Но при этом нехватка автовозов растет. В одни месяцы она ощущается сильнее, в другие – слабее, но она есть. Заменить недостающие автовозы железнодорожным транспортом не получается – специальных вагонов для транспортировки легковых автомобилей крайне мало. Значит, на рынке доставки автомобилей образовался и постепенно увеличивается дефицит, который вполне естественно привел к росту тарифов на использование автовозов. За последние несколько месяцев на международных перевозках они поднялись примерно на 35%, а на внутренних – в половину от указанного значения.
Так, может, транспортным компаниям, занимающимся другими типами перевозок, стоит как можно быстрее включиться в процесс доставки автомобилей? Ведь крупных игроков на этом рынке не так много, тарифы растут, автовозов не хватает. На первый взгляд, ситуация для развития бизнеса крайне благоприятна! Однако дело обстоит не так просто, как кажется на первый взгляд. Наш журнал попросил рассказать о состоянии, перспективах и особенностях доставки автомобилей автовозами представителей нескольких специализирующихся в этом роде деятельности транспортных компаний. Мнения двух из них, дающие наиболее яркое представление о сложившейся ситуации с позиции крупных и сравнительно небольших перевозчиков, мы публикуем в рамках данного материала. На основе этих интервью и информации, полученной от руководителей других транспортных компаний, мы постараемся проанализировать, с какими проблемами предстоит столкнуться тем автоперевозчикам, кто решит пополнить автовозами свой «арсенал».
О ситуации на рынке перевозок автомобилей и его перспективах
Нельзя не согласиться, что в России перевозки автомобилей с помощью автовозов в сравнении с любыми другими типами перевозок сегодня развиваются наиболее динамично. Основная причина – происходящий из года в год значительный рост автомобильного импорта в нашу страну. Поскольку этот импорт будет увеличиваться высокими темпами еще несколько лет, перспективы у компаний, занятых доставкой в страну легковых автомобилей, весьма благоприятны, потенциал их высок. Но, к сожалению, потребность в подобных перевозках увеличивается значительно быстрее, чем автотранспортные компании способны ее удовлетворять. Отсюда и наблюдаемое несоответствие возможностей тех, кто доставляет автомобили, с потребностями тех, кто эти автомобили продает.
Одна из основных причин, почему так происходит, – неразвитая инфраструктура, то есть ограниченные пропускные способности портов, дорожной сети и таможенных постов, а также недостаточный парк используемых в перевозках автовозов. Сейчас эта инфраструктура задействована до предела, даже, можно сказать, предел пройден в прошлом году, когда в страну ввезли более полумиллиона новых машин. А в этом году их число вполне может превзойти миллион! По причине столь значительного роста из данного вида перевозок почти ушел сезонный фактор; наблюдавшийся прошлые годы летний спад исчез совсем, а зимний стал почти незаметен. И рост импорта в ближайшее время не остановится. Судите сами: в Германии ежегодно продают более трех миллионов легковых машин, а Россия значительно больше и по численности населения, и по площади территории. Значит, через несколько лет ежегодные продажи новых автомобилей в нашей стране должны существенно превзойти продажи в Германии.
Сегодня в России ощущается потребность примерно в тысяче дополнительных автовозов! Можно ли будет их задействовать при практически не развивающейся инфраструктуре? Смогут ли перевозчики, занятые доставкой импортируемых автомобилей, и дальше динамично развиваться в соответствии с ростом спроса на их услуги? И если смогут, то как?
Во-первых, часть потока ввозимых в страну иномарок в перспективе будет идти не через финские порты, как сейчас, а по сухопутному маршруту через восточно-европейские страны. В частности, именно так наша компания сейчас доставляет автомобили из Франции. Из наиболее перспективных, но пока мало задействованных направлений можно назвать Эстонию, где на границе с Россией строится новый современный мост с высокой пропускной способностью.
Во-вторых, в транспортную цепочку доставки иномарок постепенно должны быть встроены российские порты, в результате чего появятся новые, еще не используемые внутрироссийские маршруты. Правда, нашим портам пока экономически неинтересно работать с привозимыми автомобилями, но уже сегодня много делается для того, чтобы этот интерес появился.
В-третьих, через два-три года количество собираемых в нашей стране иномарок будет достаточным, чтобы заметно разгрузить инфраструктуру, задействованную для международных перевозок. Более того, построенные автозаводы начнут экспортировать автомобили, а значит, автовозы будут идти заполненными не только в одну сторону.
Правда, есть одно «но»: все перечисленное произойдет не завтра, и даже не послезавтра. Поэтому в ближайшие два-три года придется пользоваться сложившейся инфраструктурой, которая просто не позволит существенно увеличить число автовозов по сравнению с тем, что есть сейчас. Отсюда – уже начавшийся рост тарифов на подобные перевозки. Одним словом, для автотранспортных компаний рентабельность доставки в страну иномарок растет, но растут и связанные с подобными перевозками проблемы.
Об особенностях перевозок автовозами
Одна из основных особенностей перевозок легковых автомобилей – высокая вероятность их повреждения в пути. Это очень дорогой и в то же время слабо защищенный товар. Даже если автовоз не попадал в аварию, перевозимые машины могут быть повреждены, например, при резком торможении (если неверно закреплены), в результате попадания вылетевших камней из-под колес проходящего мимо грузовика или в ходе погрузочно-разгрузочных работ. Страховка покрывает крупные повреждения, но если повреждения небольшие – оцарапано лакокрасочное покрытие, тогда подобные случаи подпадают под определение франшизы, т.е. возмещать ущерб приходится не страховой компании, а перевозчику. А ведь за один рейс не попадающие под страховое возмещение царапины и вмятины может получить не одна, а сразу несколько перевозимых машин!
Вторая особенность, на которую следует обратить внимание, состоит в том, что любой автомобиль-автовоз почти в два раза дороже, чем обычный автопоезд. Грубо говоря, если импортный тягач с бортовым тентованным полуприцепом стоит около 100 тыс. евро, то импортный автомобиль-автовоз с прицепом – около 200 тыс.! Поэтому сразу приобрести большое число автовозов не под силу даже крупной транспортной компании. Да и не получится – их выпускают в небольших количествах и только за рубежом. В России тоже производят автовозы. Но с европейскими моделями они имеют мало общего – скорее их можно назвать автовозными полуприцепами. Тягачи в сцепке с ними не вписываются в европейские ограничения по длине. Да и многие иностранные автопроизводители не разрешают использовать российские полуприцепы для перевозки своих автомобилей – на них нет привычных в странах Европы надежных и безопасных креплений транспортируемых машин. Справедливости ради надо сказать, что наши изготовители прицепов все же пытаются выпустить современные модели автовозов. Не так давно мы приобрели несколько таких машин. И теперь об этом жалеем – их качество оказалось настолько низким, что от подобных опытов в будущем наша компания постарается воздержаться.
О ситуации на рынке перевозки автомобилей и его перспективах
Олег Наконечный, генеральный директор ООО «РеккТранс» |
Если говорить о причинах ощущаемой нехватки автовозов на российском транспортном рынке, то их можно привести несколько. В первую очередь это сезонность. Если транспортная компания укомплектует автовозами свой парк в соответствии с потребностями наиболее благоприятных весеннего или осеннего сезонов, то зимой, когда обязательно произойдет спад, значительная часть машин будет незадействованной. Ведь на них ничего, кроме автомобилей, возить нельзя! Для нас, сравнительно небольшого предприятия, на благополучии которого отражается чуть ли не каждый сделанный рейс, такое положение дел недопустимо. Поэтому мы поддерживаем численность парка автовозов такой, чтобы все они были гарантированно задействованы вне зависимости от времени года. Большинство коллег, уверен, руководствуются теми же соображениями, поэтому не удивительно, что в самые «горячие» месяцы автовозов не хватает. И в обозримом будущем не будет хватать.
Но есть еще две причины, почему ощущается некоторый дефицит автовозов. И именно они, на мой взгляд, сделали этот дефицит особенно заметным минувшей весной.
Одна из причин – российские власти сократили выдачу, а может, просто стали лучше контролировать использование иностранными автоперевозчиками так называемых «дозволов» – единоразовых разрешений, позволяющих зарубежным транспортным компаниям работать на маршрутах, целиком пролегающих за пределами страны, в которой они зарегистрированы. Долгие годы прибалтийские, белорусские и украинские перевозчики, многие из которых как раз специализируются на доставке легковых автомобилей, вместо одного разрешенного рейса, скажем, по маршруту Финляндия–Россия, умудрялись делать десять. Это было не так страшно, если бы лизинговые ставки и налоги, к примеру, в Литве, не были бы ниже, чем у нас. А раз приобретение и эксплуатация подвижного состава в этих странах обходится дешевле, то их перевозчики могут за свою работу брать более низкую плату. Теперь власти исправили эту ситуацию. Но когда иностранцы ушли, наши перевозчики, занимающиеся доставкой автомобилей, естественно, не смогли в одночасье взять на себя их объемы. И заказчики хорошо почувствовали этот «провал». Кстати, во многом благодаря резкому сокращению деятельности иностранных транспортных компаний на рынке перевозок легковых автомобилей российские транспортные компании наконец-то смогли увеличить свои тарифы после нескольких лет их регулярного уменьшения.
Есть еще одна причина неожиданно большой весенней нехватки автовозов. В начале года многие частные предприниматели, торгующие подержанными иномарками и работавшие ранее как физические лица, с целью расширения своего бизнеса перерегистрировались в юридические. Естественно, из-за резко увеличившегося числа импортируемых автомобилей им пришлось отказаться от услуг перегонщиков-индивидуалов и организовывать доставку автовозами, тем самым еще больше подняв спрос на подобные перевозки.
Одним словом, в какой-то момент несколько факторов наложились друг на друга, вызвав ажиотажный спрос на услуги компаний, располагающих автовозами. Но теперь ситуация выровнялась. Рынок подобных перевозок, конечно же, продолжит свой рост, но скорее всего рост этот будет достаточно равномерным. Кстати, перевозчикам поспевать за ним весьма сложно – цена автовозов немалая, они гораздо дороже обычных «фур». Выпускают их всего несколько европейских компаний, причем в ограниченных количествах. Поэтому обновлять, а тем более расширять парк автовозов ни у одной из транспортных компаний быстро не получается. А значит, не получается быстро находить возможность удовлетворить растущий спрос на подобные перевозки.
Об особенностях перевозок автовозами
Главная особенность, а точнее, главная проблема перевозок автовозами – повышенные требования к водителям. Ведь водители должны не просто доставить товар от места загрузки до места выгрузки. В их обязанность входит принять, т.е. осмотреть на предмет повреждений каждый из загружаемых автомобилей, а также разместить и надежно закрепить их на автовозе, причем так, чтобы ни одна из осей тягача или прицепа не оказалась перегруженной и не были превышены разрешенные размеры автопоезда. Ведь известны случаи, когда капот или багажник одного из неправильно размещенных автомобилей вылезал за габариты автовоза, который по этой причине помещался финской полицией на штраф-стоянку вплоть до уплаты штрафа как превысивший требования по максимально допустимой длине. Или когда водитель, желая вписаться в разрешенный габарит по высоте, слишком низко опускал «второй этаж», в результате чего какая-нибудь из машин с нижнего «этажа» при проезде автопоезда по очередной кочке прикладывалась крышей о верхнее перекрытие. Естественно, заниматься возмещением убытков, возникших из-за недосмотра или неправильных действий водителей, приходится компании-перевозчику. Поэтому мы не рискуем сажать за руль автовоза любого – здесь нужен водитель обученный, желательно опытный. Правда, как раз опытные водители, много повидавшие на своем веку, и сами не горят желанием работать на автовозах – попросту боятся связываться с перевозками легковых автомобилей. Это действительно очень непростое и ответственное дело, поэтому понять их можно.
Говоря об особенностях доставки автомобилей автовозами, не стоит сбрасывать со счетов уже упоминавшийся сезонный фактор. Любой компании, выполняющей подобные перевозки, очень непросто, с одной стороны, максимально удовлетворить запросы клиентов, с другой – избежать возможных в ходе сезонного спада простоев «лишних» машин. А значит, сложно обеспечить максимальную прибыльность таких перевозок.
Делаем выводы
Если к двум мнениям перевозчиков присовокупить мнения их коллег, то можно ясно выделить несколько проблем, с которыми сталкиваются те, кто занимается или только планирует заняться перевозкой автовозами.
Во-первых, быстро создать большой парк автовозов вряд ли удастся. Хотя бы потому, что их выпуск ограничен. Отечественных моделей, полностью соответствующих требованиям международных перевозчиков, нет, а европейские производители не желают увеличивать производство автовозов только из-за наблюдающегося в России бума на них (если под это дело набрать дополнительный персонал и закупить дополнительное оборудование, то как быть, когда бум прекратится и ситуация выровняется?). Поэтому ждать выполнения заказа, особенно многочисленного, приходится довольно долго. Кроме того, из-за высоких цен на автовозы создание многочисленной автовозной «флотилии» под силу только крупнейшим компаниям.
Во-вторых, замороженная в своем развитии инфраструктура, к которой относятся дороги, мосты, таможенные переходы, порты и склады хранения, очень препятствует увеличению объемов перевозок и ставит в целом под угрозу этот бизнес как таковой. Почему? Как сказал руководитель одного из автотранспортных предприятий, чтобы автовоз успешно «отбивал» лизинговые платежи, в порты Финляндии и обратно он должен совершать как минимум шесть рейсов в месяц. Не меньше! Из-за регулярно возникающих сложностей с пограничными переходами, с отгрузкой в портах, с заторами на дорогах выдержать подобный темп удается далеко не всегда. Поэтому многие из тех, кто занимается доставкой автомобилей, указывали на желание иметь определенные финансовые резервы, которые для недопущения срыва лизинговых или налоговых платежей можно было или перебросить из смежного бизнеса, или почерпнуть за счет работы других автовозов. Но для этого компания-перевозчик должна быть либо многопрофильной, либо обладать значительным парком, по численности как минимум в два раза превосходящим число взятых в лизинг автомобилей. Правда, можно обзавестись более дешевыми подержанными автовозами. Но без собственной ремонтной базы они, скорее всего, из-за вызванных поломками частых срывов графика перевозок и из-за дороговизны ремонта в фирменных сервисах просто разорят своего владельца.
В-третьих, финансовые резервы потребуются и в случае повреждения перевозимых машин – и к этому надо быть готовым. Но хуже другое. Некоторые из опрошенных нами перевозчиков сетовали на то, что заказчик в случае обнаружения на доставленных автомобилях повреждений часто требует не просто денежной компенсации. Его требования могут выражаться, например, в отстранении от работы «провинившегося» водителя, в выбивании дополнительных скидок или в полном разрыве сотрудничества.
В-четвертых, зарплата работающих на автовозах водителей во многих транспортных предприятиях заметно выше, чем водителей, работающих на автомобилях других типов. Если это не так, то привлечение квалифицированных профессионалов становится для транспортной компании настоящей головной болью. А их отсутствие оборачивается повышенными потерями по вине «человеческого фактора».
Итак, что же мы имеем в итоге? С одной стороны, доставка автомобилей автовозами обеспечит транспортной компании как минимум стабильные, как максимум – непрерывно растущие объемы перевозок. Из-за дефицита автовозов тарифы на их использование выросли и дальше, скорее всего, будут расти. С другой стороны, финансовых средств для организации подобного рода перевозок требуется больше, чем, скажем, для организации перевозок с использованием обычных «фур», потому что иностранный автовоз дорогой, труд водителей высокооплачиваемый, риск повреждения ценного груза весьма велик. Кроме того, неразвитая инфраструктура может воспрепятствовать рентабельной эксплуатации автовозов, поставив под вопрос их окупаемость как таковую. Поэтому однозначный ответ, стоит браться за автовозы или нет, сходу дать невозможно. Надо более широко рассмотреть возможности и потенциал каждого конкретного транспортного предприятия.
Наша справка
ЗАО «Гема-Транс» было создано в 1994 году и специализируется на международной и внутрироссийской доставке автомобилей автовозами и на эвакуации неисправных машин.
В парке компании – более 360 специализированных автовозов Lohr, построенных на шасси Scania. В ближайшем будущем запланировано приобретение еще 120 автовозов.
В настоящее время ЗАО «Гема-Транс» – эксклюзивный подрядчик централизованно поставляющих автомобили в Россию компаний BMW, Porsche и Volkswagen Group Rus, обеспечивающий им весь спектр транспортной логистики, включающей международную доставку машин, таможенную очистку, хранение на открытом компаунде и последующую доставку до »дверей» дилера.
Компания «РеккТранс» специализируется на доставке автомобилей автовозами, осуществляя как международные, так и внутрироссийские перевозки. История компании началась в 2000 году, когда она была организована в качестве подразделения одной из крупных многопрофильных фирм. Свою самостоятельность и нынешнее название «РеккТранс» обрела в 2005 году. В настоящее время в парке компании – около 30 автовозов, в основном Mercedes-Benz. До конца года будет закуплено еще два десятка автовозов. «РеккТранс» располагает собственными ремонтно-сервисными возможностями.