<<< Назад

Международный или внутренний

А. Трохачёв, фото автора

Многие поставщики импортной техники в Россию предлагают своим клиентам два вида лизинга – внутренний и международный. Не зная особенностей, большинство перевозчиков пугается этого, опасаясь обмана. Но никакого подвоха тут нет, это просто разные программы финансирования с одной и той же задачей – предоставить заказчику подвижной состав в аренду.

Что в лоб, что по лбу?

Для начала определимся, что такое лизинг вообще. Это форма трехсторонней сделки, в которой продавец (как правило, официальный дилер зарубежного автопроизводителя) передает автоперевозчику (именуемому по документам лизингополучателем) коммерческую технику в финансовую аренду на определенный срок. Условно говоря, финансовым посредником при этом выступает третья сторона – лизингодатель в лице лизинговой компании. Общеизвестно, что лизинг представляет собой экономически выгодный и очень удобный финансовый инструмент, сочетающий преимущества аренды, банковского кредита и приобретения автомобиля (автобуса, прицепного состава, другой техники) в рассрочку.

Внутренний лизинг, по определению специалистов, это такой вид лизинга, при котором оформление сделки, доставка и таможенная очистка приобретаемой коммерческой техники выполняются непосредственно дилером той или иной торговой марки. При этом условия поставки оговорены конкретно: DDP, Москва. Общая стоимость лизинга при этом включает полностью растаможенное имущество, налог на добавленную стоимость плюс стоимость кредита.

Стандартные условия приобретения во внутренний лизинг седельного тягача Mercedes-Benz Actros 1841 LS выглядят следующим образом:

цена автомобиля €88 500€евро;

авансовый платеж €17 700€евро;

ежемесячный платеж €2185€евро;

срок лизинга 42 месяца.

Другие примеры условий финансирования по внутреннему лизингу приведены в таблице.

Международный лизинг предполагает самостоятельную доставку и таможенную очистку коммерческой техники заказчиком. Условия поставки называются вполне определенно – EXW. Международный лизинг обеспечивает значительное снижение себестоимости техники за счет экономии на налогах и возможности получить отсрочку или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при импорте автомобильной и прицепной техники согласно постановлению Правительства РФ № 147 от 11.03.2003 г.

Разницу, как говорится, почувствуйте сами. Например, магистральный седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1841 LS для международных перевозок при заказе на условиях EXW (г. Вёрт, Германия) стоит €69 500 евро, а на условиях DDP (Москва) – уже €89 800 евро, включая НДС в размере 18%. Тягач такой же модели, но для внутренних перевозок при поставке с завода-изготовителя обойдется российской транспортной компании в €68 000 евро, а при покупке растаможенного автомобиля в Москве – 88 500 евро. Но независимо от вида лизинга и в том и в другом случае на грузовик будет распространяться гарантия 12 месяцев без ограничения пробега, а расширенная гарантия на двигатель и агрегаты трансмиссии – 3 года или 450 тыс. км пробега.

Оценить реальную разницу между покупкой коммерческой техники по программе внутреннего и международного лизинга можно, сопоставив условия предоставления подвижного состава одной и той же марки, например, Scania (см. таблицы). И без экспертной оценки выводы очевидны – международный лизинг более привлекателен. Однако за удовольствие нужно платить: страхование приобретаемого имущества в этом случае несколько дороже. Правда, величина дельты не критична. Да и спокойствие бизнесменов того стоит.

Условия страхования

Независимо от вида лизинга приобретаемую технику нужно страховать. И сравнение стандартных условий в одной и той же компании показывает, что при внутреннем лизинге процедура защиты клиента, его бизнеса и подвижного состава от внезапных и непредвиденных событий и обстоятельств обходится дешевле. Даже используя индивидуальный подход к конкретному клиенту, специалисты лизинговой компании вряд ли смогут подобрать вам фирму-страховщика, которая при международном лизинге способна обеспечить меньшие затраты по сравнению с внутренним лизингом. Дело даже не в качестве услуг – оно в данном случае в известной степени сопоставимо. Подобрать страховую программу, отвечающую требованиям автоперевозчика, несложно. Вопрос в другом: при внутреннем лизинге выбор партнерских страховых компаний, как правило, больше, значит и спектр услуг шире. При международном лизинге клиент чаще всего ограничен в выборе страховщика и порой вынужден принимать правила, установленные своим финансовым партнером.

Насколько разными могут быть условия страхования коммерческой техники при внутреннем и международном лизинге, говорят приведенные данные. Сравнив любые из аналогичных пунктов, вы легко убедитесь в том, что разница составляет от нескольких сотых до нескольких десятых пунктов. В большинстве случаев она не превышает 0,5%. Однако не будем забывать, что речь идет о коммерческих транспортных средствах ценой в несколько десятков тысяч евро, т. е. фактически о миллионах рублей. Вот и представьте реальную цену этим 0,5%, да не за один год, а за весь период лизинга.

Почему международный лизинг и страхование по нему обходится дороже? Специалисты объясняют это тем, что иностранная компания учитывает большие объемы рисков на российском страховом рынке. Поэтому предлагаемые тарифы берутся не с потолка, а рассчитываются с учетом возможных потерь.

Как правило, страховщики ссылаются на опыт других компаний. Скорее всего это простая подстраховка, хотя доля правды в этом есть: данные об объемах страховых выплат периодически мелькают на страницах деловой периодической прессы. В целом же эксперты утверждают, что можно вести речь о выверенных тарифах, наиболее адекватных тем специфическим условиям, в которых работают отечественные автоперевозчики – как грузовые, так и пассажирские.

Есть и другая причина разницы в ценах, особенно между юридическими лицами. Ни для кого не секрет, что на российском страховом рынке присутствует огромное число операторов, предлагающих страховые продукты без реального финансового обеспечения. В результате при наступлении страхового случая компания отказывает перевозчику в возмещении ущерба, не признавая факт соответствующим договору, либо всячески задерживает выплаты, уменьшая их размер всеми правдами и неправдами. О таких «деятелях» добросовестные страховые компании говорят, что эти горе-конкуренты предлагают «леденцы в обертке от дорогого шоколада», т. е. выдают желаемое за действительное. Кроме того, выбирая страховщика, нелишне вспомнить известную поговорку о том, сколько раз платит жадный.

Впрочем, не так страшен черт, как его малюют. Если при выборе лизинговой компании и страховщика вы не будете спешить, а подойдете к делу «с чувством, с толком, с расстановкой», вы застрахуете себя от дальнейших неприятностей. Главное – доверять не только своей интуиции, но и профессионалам, у которых кроме чутья есть голова на плечах.




Комментировать ... >>
Loading...