Возврат обязателен
Среди вариантов лизингового финансирования есть такой, при котором продавец (поставщик) автомобильной техники одновременно выступает и как лизингополучатель. Оплатив имущество по сумме договора, юридическое лицо получает обратно право собственности на реализованное оборудование,а название этому процессу – возвратный лизинг.
Палка о двух концах
Определение возвратного лизинга было документально сформулировано в статье 7 Федерального закона от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге». Там было сказано, что это разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. Однако позже из текста закона данную формулировку изъяли. И главная причина кроется в том, что налоговые органы считают эту форму финансовых взаимоотношений сторон способом уйти от уплаты налогов в полном объеме. В начале года даже состоялся суд, который встал на сторону бизнесменов и отстоял-таки их право заключать подобные договоры.
Возможность объединять в одном лице продавца имущества и лизингополучателя предусмотрена статьей 4 все того же Федерального закона от 29.10.1998 г. №164-ФЗ «О лизинге». При данной системе связанных сделок испытывающий недостаток в оборотных средствах собственник имущества, например грузовых автомобилей, продает его лизинговой компании. И одновременно заключает договор о долгосрочной финансовой аренде. Лизинговая компания, используя собственные финансы или привлекая банковский кредит, покупает транспортные средства. После этого приобретенный актив отдается в лизинг бывшему владельцу. Первоначальный хозяин грузовиков остается их фактическим пользователем, а покупатель становится арендатором, т. е. лизингополучателем. Владелец имущества вновь обретает право собственности на него только после оплаты суммы договора.
Не путать с финансовым!
Несмотря на то что возвратный лизинг является разновидностью финансового, у него есть отличия. Одно из них состоит в том, что поставщик техники и лизингополучатель – одно и то же лицо. В отличие от классического лизинга, участвующих в сделке сторон две, а не три. Между ними одновременно заключаются и подписываются договоры купли-продажи имущества и сдачи его в лизинг.
Привлекательность возвратного лизинга состоит в том, что он дает возможность получения оборотных средств на срок до 5–7 лет с сохранением права пользования имуществом. А в большинстве случаев финансового лизинга срок действия договора обычно составляет 3–4 года и крайне редко – больше. При возвратном лизинге собственные средства транспортного предприятия не отвлекаются, что служит мощным магнитом для небольших хозяйств. А при обычном лизинге клиент производит авансовый платеж до 30% от рыночной стоимости имущества, что доступно не каждому.
С помощью возвратного лизинга испытывающая финансовые трудности фирма способна улучшить положение дел, оптимизировав производственный процесс. Скажем, на вырученные от сделки деньги перевозчик может приобрести новый подвижной состав и обеспечить его загрузкой. Более того, известны примеры, когда возвратный лизинг помогал избежать банкротства. В случае с обычным лизингом все обстоит несколько иначе. Вырученные в результате возвратного лизинга деньги транспортное предприятие может использовать в качестве платы за автомобили или иное имущество (например, оборудование для автосервиса), приобретаемое по другому лизинговому договору. Такие операции специалисты называют связанными сделками. Обычно к ним прибегают тогда, когда не хватает ресурсов на авансовый платеж или когда отвлечение значительных финансовых средств из оборота предприятия способно ухудшить его финансовое положение. Договор финансового лизинга такого поля для маневра не оставляет.
Для лизинговой компании возвратный лизинг интересен тем, что он дает возможность единовременно инвестировать все средства по сделке. Иными словами, она в короткий срок, фактически немедленно, получает доход. А при классической схеме поставка техники и оплата поставщику нередко бывает растянутой на несколько месяцев.
Практика показывает, что на российском рынке возвратный лизинг чаще всего используется в сфере недвижимости и производственного оборудования. В то же время предметом сделок по данному виду финансовой аренды все чаще становится автомобильный и железнодорожный транспорт. Впрочем, в каждом индивидуальном случае руководство компании самостоятельно решает для себя, насколько ему этот вид лизинга предпочтительнее классических схем.
Плюсы
Главная особенность возвратного лизинга заключается в том, что предприятие, передав право собственности другому юридическому лицу на свое имущество, получает финансирование, оставляя за собой право владения и пользования этим имуществом. При возвратном лизинге компания может единовременно получить в денежном эквиваленте до 90% рыночной стоимости принадлежащего ей имущества. Таким образом, данный вид лизинга можно рассматривать как долгосрочный инструмент привлечения инвестиций, увеличивающих оборотный капитал. В этом смысле возвратный лизинг обычно рассматривается как реальная альтернатива кредиту. Однако в отличие от банковского кредита лизингополучателю не требуется представлять дополнительное гарантийное обеспечение сделки. Кроме того, при этом предприятие получает оптимизацию налогообложения. Лизинговая компания пользуется правом применять законодательно установленный коэффициент ускорения амортизации. В свою очередь это ведет к уменьшению налога на имущество за счет снижения его среднегодовой стоимости.
Срок договора возвратного лизинга обычно вдвое, втрое, а подчас и вчетверо длиннее обычного при банковском кредите. По сравнению с кредитом реальная экономия предприятия за счет налоговых льгот и меньшего объема лизинговых платежей составляет 15–20%. Кредит, как правило, является целевым, а полученные при возвратном лизинге оборотные средства директор предприятия использует по своему усмотрению.
Таким образом, возвратный лизинг имеет ряд положительных сторон для лизингополучателя. Прежде всего, это возможность незамедлительного получения оборотных средств в объеме стоимости имущества без снижения производительности. Во-вторых, это гарантия отсутствия сложностей, связанных с оформлением банковского кредита. Для заключения сделки не всегда требуются бумаги, подтверждающие платежеспособность клиента. В-третьих, исключаются риски морального износа имущества – они переходят к лизингодателю. Наряду с этим лизинговые платежи можно в полном объеме отнести на расходы для целей налогового учета. И, наконец, никто не запрещает применить ускоренную амортизацию и на законных основаниях снизить налог на имущество. В конечном итоге получается, что возвратный лизинг уменьшает расходы.
Участвующая в данной сделке лизинговая компания тоже в выигрыше. Она зарабатывает прибыль на разнице полученных лизинговых платежей и сумме кредита, возвращаемого банку с начисленными процентами. Казалось бы, полная идиллия – все в плюсе. Но не спешите хлопать в ладоши – у этой медали есть и оборотная сторона.
Минусы
Не будем забывать, что финансовые сделки всегда являются объектом пристального внимания фискальных органов, а по возвратному лизингу – особенно. Подозрения может вызвать то, что прибыль по договору нивелируется инфляцией, наличием рассрочки платежа при выкупе техники или налоговой недоимкой лизингополучателя. Хотя, как говорится, не так страшен черт, как его малюют.
Конечно, фирма, выступающая в роли продавца-лизингополучателя, сразу включает в свой актив оборотные средства. Однако их получение связано с реализацией имущества, а это влечет за собой уплату налога на прибыль и НДС. Для сравнения: денежные средства, полученные в рамках кредитных отношений, таких налоговых последствий не несут. Хотя потери компании на лизинговых платежах все-таки ниже, тем не менее они сопоставимы с размером платы за пользование кредитом. На практике известны случаи, когда договоры возвратного лизинга, заключенные исключительно с целью экономии на налогах, расценивались фискальными органами как сделки, направленные на извлечение налоговых выгод. При этом им всего-то и надо – доказать отсутствие иной деловой цели сделки. Положение транспортной компании в таком случае осложнится, если договором о выкупе имущества лизингодателю будет предоставлена рассрочка платежа.
При заключении сделки возвратного лизинга для лизинговых компаний есть риск столкнуться с недобросовестностью лизингополучателей, которые подчас пытаются таким образом продать ненужное оборудование. А оценить его реальную рыночную стоимость иногда бывает очень сложно. При возвратном лизинге продавцу имущества переходит не 100, а только до 80% от оценочной стоимости актива, и это тоже минус. Есть риск и в том, что при нарушении условий лизингового договора лизингодатель имеет право его расторгнуть, и тогда имущество останется у него. Но все эти минусы меркнут перед страхом попасть под прицел налоговых органов.
Впрочем, закон предусматривает возможность адекватных действий, при которых налоговым органам будет трудно или невозможно признать операции по возвратному лизингу в качестве схемы для неправомерной налоговой выгоды. Чтобы избежать проблем, юристы советуют обратить внимание на следующее. Прежде всего, нужно получить из банка письменный отказ в предоставлении кредита – это сразу снимет вопрос-претензию относительно использования других схем пополнения оборотных средств. Во-вторых, важно тщательно подготовить технико-экономическое обоснование сделки так, что ненужные вопросы отвалятся, как старая пересохшая штукатурка от кирпичных стен. Наконец, в договор о выкупе имущества между продавцом техники и лизингодателем не следует включать условия о рассрочке платежа. Это как в случае с разведчиком: не нужно предоставлять противнику пищу для размышлений, а точнее – повод для подозрений.
Сухой остаток
В конечном итоге выводы напрашиваются сами собой. Да, применение схемы возвратного лизинга выгодно всем участникам сделки. Да, это позволяет экономить денежные средства и упрочняет положение компании. Но в то же время лизинговые компании не торопятся сделать данный вид финансовых услуг массовым, а транспортные предприятия не хотят афишировать свою причастность к возвратному лизингу ни при каких обстоятельствах. Поэтому на вопрос «Как вы приобрели технику?» в 99,99% случаев вы получите простой односложный ответ: «В лизинг». А уж в какой именно – финансовый, оперативный или тем более возвратный – вам никто не скажет. Бизнес трепа не любит.