Грузовик за треть цены
Лизинг автотранспорта в современной России год от года набирает обороты. С одной стороны, он способствует развитию частной собственности на средства производства, а с другой – ведет к расширению ее границ вплоть до смены владельца и распорядителя. Лизинг во многом схож с кредитованием, но имеет по сравнению с ним ряд преимуществ. И это хорошо усвоили автоперевозчики, все чаще приобретающие новую отечественную технику с применением этого инструмента финансирования.
Лизинг «по-нашему»
Лизинг является организационной формой предпринимательской деятельности, выражающей отношения собственности и основанную на них особую систему хозяйствования. Гражданский кодекс РФ рассматривает договор лизинга в качестве отдельного вида договорных арендных обязательств. А отношения сторон при заключении договора лизинга регулируются принятым Федеральным законом № 164-ФЗ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. Рост числа лизинговых компаний привел к увеличению срока лизинга и уменьшению первоначального взноса, снижению процентных ставок и улучшению условий контрактов для лизингополучателя.
Договорам лизинга, заключаемым на территории России, присущи характерные особенности, выделяющие его в отдельный вид договора аренды. Во-первых, в качестве обязанного лица по договору лизинга наряду с арендодателем и арендатором выступает и продавец (собственник) имущества, не участвующий в договоре лизинга в качестве его стороны. Во-вторых, арендодатель не является титульным владельцем имущества, которое подлежит передаче в аренду. Он приобретает в собственность транспортные средства, принадлежащие продавцу, и уведомляет его о том, что автомобили предназначены для передачи в аренду.
В лизинговой сделке активная роль, в отличие от арендных отношений, принадлежит арендатору. Именно он определяет продавца и указывает имущество, которое должно быть приобретено арендодателем для последующей передачи в аренду. Естественно, арендодатель освобождается от ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Исключение из этого правила составляют случаи, когда обязанности по определению продавца и выбору имущества отдельным пунктом договора возложены на арендодателя (ст. 665 ГК РФ).
Наконец, по сравнению с общими правилами об аренде специальным является положение ГК РФ о том, что передача арендованного по договору лизинга имущества арендатору производится не арендодателем, а продавцом. Но даже в этом случае ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, возлагается на последнего. При этом арендатор вправе потребовать от арендодателя расторжения договора и возмещения убытков (п. 2 ст. 668 ГК РФ).
Грани выгоды
По данным экспертов, в 2006 г. на территории Российской Федерации действовало более трех десятков лизинговых программ. Разобраться в них сразу не получится, а на детальное изучение требуется не только время, но и помощь профессионала. И поскольку не у каждой компании-автоперевозчика есть такая возможность, попробуем облегчить выбор лизингового продукта, не принимая на себя роль истины в последней инстанции.
Условия лизинга зависят от выбора лизинговой компании. Ориентирами при этом служат самые распространенные предложения на рынке: авансовый платеж в размере 30% от первоначальной цены автомобиля, среднегодовое удорожание от 9% стоимости предмета лизинга, срок договора с применением ускоренной амортизации – 36 месяцев. Правда, сегодня можно найти предложения лизинговых компаний с авансовым взносом в размере 20;15% и даже меньше. Несложно установить названия и адреса фирм, готовых заключить договор лизинга на 48 месяцев. Правда, отыскать желающих предоставить отечественную технику на более длительный срок очень сложно. Связано это с периодом амортизации: что ни говори, а при активной эксплуатации за те же 5 лет из машины выжимают все, что можно, и ее дальнейшее содержание становится накладным. При желании можно отыскать адреса фирм, обещающих ежегодное удорожание техники на 6,5% в валюте или в рублях. Но практика показывает, что нередко это лишь приманка. Стоит вам обратиться в такую фирму, как вам говорят, что данное предложение уже не действует. Дело в том, что при разумном подходе величина удорожания не может быть меньше индекса инфляции (8–9% в год), иначе кто станет работать «в минус»?!
Нередко с целью привлечения новых клиентов лизинговые компании практикуют специальные предложения. Обычно это выражается в снижении процентной ставки или уменьшении авансового платежа, увеличении сроков договора лизинга, бонусах при страховании и бесплатной постановке на учет в ГИБДД. Особая борьба идет за тех, кто покупает отечественную автомобильную технику, а таких пока большинство. Примером движения навстречу заказчику может служить акция ГК «РусБизнесАвто», действующая с 1 сентября 2006 г. Юридическим лицам и предпринимателям, зарегистрированным на территории Центрального федерального округа, автотехника отечественного производства предлагается в лизинг с авансовым платежом 10%. При этом дополнительное обеспечение не требуется.
Конкуренция среди лизинговых компаний на российском рынке привела к тому, что сегодня удобства диктуются не столько лизингодателями, сколько лизингополучателями. Например, документы для первичного рассмотрения заявки сегодня необязательно оформлять в офисе финансовой компании – достаточно прислать их по факсу или по электронной почте. Срок рассмотрения заявки не будет столь утомительным, как три-четыре года назад. Само лизинговое предложение будет не шаблонным, универсальным для всех, а выстроено по индивидуальной схеме, с учетом пожеланий клиента. Привлекательной стороной могут стать бонусы в виде минимальных процентных ставок и низких страховых тарифов.
Как ни крути, благодаря лизингу транспортное предприятие обретает возможность модернизации и расширения автопарка без приобретения нового имущества полностью за свой счет. Это особенно важно при ограниченности свободных средств и необходимости сохранить существующие кредитные линии. Кроме того, лизинг для автоперевозчиков более доступен, чем кредит, поскольку банки предъявляют более жесткие требования к заемщику.
О преимуществах лизинга писано и говорено немало, но вспомнить о них не помешает. Лизинг в отличие от кредита, как правило, не предполагает дополнительных залогов. Получение имущества посредством лизинга более технологично и сопровождается комплексом дополнительных услуг, позволяющих существенно повысить свою конкурентоспособность. Покупатель получает автомобиль сразу, платя за него в течение 1–3 лет. А размер авансового платежа в зависимости от марки и модели выбранного автомобиля может составлять всего 1/5 часть его стоимости.
В случае, когда анализ предоставленных лизингополучателем документов указывает на низкую финансовую устойчивость предприятия, по соглашению сторон возможно использование дополнительного обеспечения по лизинговой сделке: поручительство третьих лиц, государственных и банковских предприятий. Но в большинстве случаев дополнительного обеспечения лизингового контракта не требуется, поскольку обеспечением является передаваемая в лизинг грузовая техника.
Лизинг хорош тем, что позволяет легальными методами оптимизировать налогообложение: по закону можно полностью отнести лизинговые платежи на себестоимость продукции, работ и услуг. Это в свою очередь существенно снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. У предприятия появляется возможность зачесть НДС, уплаченный в лизинговых платежах, а также вести учет техники на своем балансе с сохранением ускоренной амортизации. С коэффициентом до 3-х она позволяет осуществить практически полную амортизацию предмета лизинга всего за 12–36 месяцев в зависимости от срока амортизации автомобиля, а затем получить его по минимальной остаточной стоимости. Бесспорный плюс лизинга и реальная экономия на налоге на имущество (при условии, что балансодержатель – лизинговая компания).
С удорожанием или без?
Какой бы привлекательной ни была форма лизинга, в любом случае она предусматривает удорожание предмета лизинга по сравнению с базовой стоимостью коммерческого автомобиля. Реальное среднегодовое удорожание по российским договорам лизинга в последнее время постепенно снижается. Конечно, до действующих в странах Евросоюза процентных ставок пока далеко, но положительная тенденция налицо. Если в 2003 г. среднегодовое удорожание объектов лизинга в России составляло 12,5%, то в 2004-м – уже 10,5%, а в 2005-м – только 9,6%. По предварительным данным, в 2006 г. этот показатель снизился до 8,7%. Для сравнения: в некоторых государствах ЕС среднегодовое удорожание автотранспорта по лизинговым контрактам составляет 3,7–4%.
Следует иметь в виду, что на величину удорожания лизинга влияет ряд факторов. В их числе стоимость заимствований у лизингодателя, срок действия договора, величина авансового взноса, схема расчета по выплате задолженности лизингополучателем. Простая логика подсказывает, что чем больше первоначальный (авансовый платеж) и чем короче срок действия договора лизинга, тем меньше удорожание. Но очень часто транспортное предприятие в большей степени интересует размер лизинговых платежей. Ведь в большинстве случаев окончательным критерием выбора той или иной схемы лизинга служит платежеспособность клиента: перевозчик решает сам, может он позволить себе такое удовольствие или нет. И в этом смысле важную роль играет график платежей. Они могут быть равномерными или убывающими, рассчитанными на разную периодичность – раз в месяц, раз в квартал или раз в полугодие. В силу особенностей российского рынка самыми распространенными в нашей стране стали ежемесячные платежи.
Размер удорожания предмета лизинга зависит и от других факторов, к которым специалисты относят налог на имущество, расходы на страхование и постановку транспортных средств на учет в ГИБДД. Существенное влияние на удорожание машин по сравнению с их базовой стоимостью оказывают и расходы на дополнительные услуги, если такие предусмотрены лизинговой программой. К ним относятся, например, эвакуация автомобиля с места ДТП или в случае поломки, проведение технического обслуживания и текущий ремонт. Практика показывает, что такой подход часто встречается у компаний с автопарком из импортных транспортных средств. Владельцы отечественного подвижного состава предпочитают экономить на всем, где можно, в том числе и на дополнительных услугах. Перевозчики рассуждают так: «Зачем платить деньги за ремонт, ежели его можно выполнить на собственной рембазе?» Логика в таких рассуждениях есть, ведь на определенном этапе и при определенном количестве автотранспорта обслуживание техники силами собственных специалистов экономически целесообразнее, чем обращение в специализированный сервис.
И все-таки важнейшим критерием в выборе лизинговой компании для отечественного автоперевозчика в конечном итоге служит удорожание приобретаемой техники. Если несколько лет назад клиента по сути ставили перед фактом «бери, что дают, или не получишь ничего», то теперь выбор программ достаточно широк. Сегодня реальностью стал так называемый беспроцентный лизинг. Его активно предлагают столичные лизинговые компании и финансовые структуры Северо-Западного региона России, в частности, «Элемент Лизинг» и «ПЛ Лизинг» из Санкт-Петербурга.
Суть предложения «беспроцентного лизинга» сводится к тому, что суммарные лизинговые платежи лизингополучателя не превышают рыночной стоимости нового автомобиля (пример 4). Правда, иногда понятие «беспроцентный лизинг» носит условный характер, поскольку график платежей складывается из расчета ежегодного удорожания техники на незначительную величину – от 1 до 3%
(см. примеры 4 и 5). Казалось бы, зачем лизингодателю работать без прибыли? Но фокус в том, что подобные финансовые предложения выстроены на практикуемых дилерских скидках или, проще говоря, за счет маржи продавца техники. Не секрет, что дилеру зачастую важно не столько получить максимальную прибыль на одном отдельно взятом автомобиле, сколько увеличить оборот за счет количества реализованных грузовиков.
Чтобы глаза не разбегались
При сопоставлении рыночных предложений лизинговых компаний важно обращать внимание не на рекламные посылы, а на конкретные условия лизинговых программ. Очень часто лизингодатели ориентируют своих клиентов на низкие процентные ставки или на небольшое удорожание предмета лизинга, не акцентируя внимание на дополнительных неизбежных расходах (страхование и т. п.). Но в таком случае разумнее смотреть не на абсолютные цифры, а на их расшифровку, чтобы понять, что за ними скрывается. И если для малого предприятия интересна экономия «любой ценой», то для крупных такой подход неприемлем.
Опыт последних пяти лет убедительно доказывает растущую популярность полнооперационного лизинга, при котором лизингополучатель имеет возможность переложить часть своих забот по содержанию техники на плечи делового партнера. В этом случае лизингодатель занимается поставкой оригинальных запасных частей и проведением ремонта, доставкой (в случае необходимости) автомобиля из одного региона в другой, берет обязательство по сезонному хранению шин и др. При полнооперационном лизинге клиенту по мере востребования предоставляется подменный автомобиль, а бригада слесарей выезжает по месту нахождения сломанного транспортного средства. Такие услуги, например, предоставляет компания «КАМАЗ-Лизинг».
Кто приобретает в лизинг большое количество автомобильной техники, нередко находится в более выгодных условиях по сравнению с теми, у кого объем сделки исчисляется единицами транспорта. Дело не только в уменьшении маржи лизингодателя, но и в возможности сэкономить на страховании. Скажем, при покупке 70 единиц коммерческой техники нет необходимости защищать каждую из них автономно по рискам «Угон» и «Ущерб». В этом случае КАСКО выльется автопредприятию в копеечку. Понимая это и исходя из опыта работы на российском рынке, страховые компании предлагают создавать отдельный фонд, из которого и будут возмещаться убытки, связанные с повреждением или угоном транспорта. В выигрыше оказываются и транспортная компания, и страховщик, и лизингодатель.
И наконец, важно учесть еще одну деталь. На российском рынке становится все больше компаний, которые предлагают услугу «Trade-in». В этом случае по окончании действия договора лизинга подержанную автомобильную технику можно сдать по остаточной стоимости в зачет приобретения новой. При этом цена старых автомобилей будет засчитана как авансовый платеж за новый автомобиль.
Таким образом, лизинг грузовых автомобилей для юридических лиц в России сегодня является самым востребованным инструментом долгосрочного финансирования при приобретении коммерческой техники. Объемы сделок по приобретению в лизинг подвижного состава отечественного производства год от года будут расти. И не нужно быть потомком Нострадамуса, чтобы предречь очевидное: условия контрактов в России постепенно станут такими же многогранными, как в странах, использующих лизинг уже длительное время.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О лизинге» субъектами лизинга являются:
• лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в собственность имущество и предоставляет его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода права собственности на предмет лизинга;
• лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
• продавец (поставщик) – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.
Перечень документов для рассмотрения лизинговой заявки от юридических лиц (данные департамента лизинга ОАО «КАМАЗ»).
1. Нотариально заверенные копии:
• учредительные документы в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
• свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (форма № Р57001 при регистрации до 01.07.02; форма
№ Р51001 при регистрации после 01.07.02). При проведении изменений, вносимых в учредительные документы, представляется свидетельство о государственной регистрации изменений;
• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
2. Документы, заверенные налоговым органом:
• справка о всех имеющихся счетах контрагента (текущие, расчетные, депозитные, валютные);
• справка о задолженности в бюджет всех уровней;
• формы 1, 2, 4, 5 бухгалтерской отчетности на две предыдущие отчетные даты (последнюю и за прошедший год), прошитые и скрепленные печатью предприятия с отметкой налогового органа.
3. Документы, предоставляемые обслуживающим банком:
• справка о наличии или отсутствии картотеки по документам, не оплаченным в срок;
• справка об оборотах по всем расчетным и текущим счетам (рублевым, валютным) за последние 6 месяцев с помесячной разбивкой. На справках обязательна отметка банка о сальдо счетов и наличии претензий к счетам. Справки должны быть датированы не ранее 15 дней до подачи пакета документов.
4. Копии документов, заверенных печатью предприятия:
• документ о назначении руководителя организации или предприятия (протокол решения органов управления, принятого в соответствии с учредительными документами, копия паспорта руководителя);
• ведомость основных средств (расшифровка
стр. 120 бухгалтерского баланса за последнюю отчетную дату);
• расшифровка структуры кредиторской и дебиторской задолженности;
• лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности;
• решение об одобрении (свершении) крупной сделки (в соответствии со ст. 78 ФЗ от 26.12.95
№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 ФЗ от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
5. Справка о полученных кредитах и займах (с указанием даты получения и даты гашения, при необходимости с приложением копий договоров поручительства).
6. Справка о наличии договоров поручительства, залога и иных видах обременения имущества и имущественных прав.
7. Вид предлагаемого обеспечения – рассматриваются либо банковская гарантия, либо залог ликвидного имущества (с приложением документов, подтверждающих право собственности, а именно: акты приема-передачи, договоры на приобретение, накладные, техпаспорта и другое), либо страхование финансовых рисков или иные формы обеспечения.
8. Технико-экономическое обоснование проекта (при заявке на приобретение более 10 единиц автотехники).
9. Краткая справка о компании
9.1. Характеристика компании:
• история возникновения и развития; когда была основана; если была реорганизация, то когда она имела место и по каким причинам;
• на каких рынках каких регионов работает компания;
• наиболее значимые контрагенты;
• основной вид деятельности, а также дополнительные источники (на ваше усмотрение).
9.2. Цель получения техники в лизинг (для предъявления страховой компании):
• для каких целей и задач подается заявка на технику;
• объяснение необходимости приобретения конкретного количества техники в лизинг и обоснование использования каждой единицы техники;
• за счет каких средств будут покрываться ежемесячные лизинговые платежи (заложены они в себестоимость продукции или имеются другие источники финансирования).
Другие документы, необходимые для анализа и принятия решения, могут быть запрошены дополнительно. Лизингополучатель несет ответственность за достоверность предоставленных сведений.
Основные параметры договора лизинга (данные департамента лизинга ОАО «КАМАЗ»)
1. Срок лизинга – до 3 лет.
2. Авансовый платеж – до 30% стоимости имущества.
3. Стоимость лизинга в год – 9%, куда входят:
• ускоренная амортизация имущества (с коэффициентом 3);
• выплата процентов по привлеченному кредиту;
• вознаграждение лизингодателя – 1% от стоимости имущества;
• регистрация автотехники в ГИБДД;
• страхование от угона, ущерба (полное КАСКО) и ОСАГО в первоклассных страховых компаниях на весь срок лизинга;
• транспортный налог в размере 50%.
Последовательность этапов лизинговой сделки (для департамента лизинга ОАО «КАМАЗ»)
1. Клиент заполняет заявку установленного образца на приобретение в лизинг автомобильной техники.
2. В течение одного дня клиенту направляется предложение, включающее рассчитанные экономические параметры сделки.
3. Клиент предоставляет комплект документов, необходимых для анализа его финансовой устойчивости.
4. Подписывается договор лизинга.
5. Происходит передача автомобильной техники лизингополучателю.
6. ОАО «КАМАЗ» осуществляет техническое сопровождение переданного в лизинг имущества в течение всего срока лизинга.
ОАО «КАМАЗ» имеет налоговые льготы, которые распространяются на все имущество, передаваемое в лизинг: по транспортному налогу – 50%, по налогу на имущество – 100%. Поэтому с приобретаемой в лизинг техники последний не платится и не включается в сумму лизинговых платежей.