Опубликовано: ГП 09-2007

Оперативный и финансовый: что предпочтительнее?

А. Трохачёв

Самый популярный вид лизинговых услуг на российском рынке – финансовый лизинг. Он представляет собой аренду имущества на длительный срок с амортизацией всей или большей части стоимости транспортных средств. Но в последнее время набирают обороты и сделки по оперативному лизингу, очень распространенные за рубежом. Оперативный лизинг – это аренда имущества на срок, значительно меньший нормативного срока его амортизации, как правило, не более 75–80 %.

Финансовый

При финансовом лизинге лизингодатель полностью возмещает первоначальную стоимость имущества и обеспечивает доход на инвестированный капитал за весь период действия договора. Осуществляется это за счет регулярно перечисляемых от лизингополучателя платежей (как правило, ежемесячных, равными долями). В принципиальной схеме финансового лизинга участвуют минимум три стороны: лизингодатель, поставщик и лизингополучатель. Между лизингодателем и лизингополучателем заключается договор лизинга, а между лизингодателем и поставщиком – договор купли-продажи. Но на практике число участников сделки бывает и более внушительным за счет привлечения косвенных партнеров. При этом важно учесть ряд нюансов.

Так, лизингополучатель вправе иметь на руках копию контракта, согласно которому лизингодатель приобрел у поставщика имущество или право владения и пользования им еще до подписания договора лизинга. Одобрение лизингополучателем данного контракта уже является условием заключения письменных соглашений. Но до подписания бумаг сторонами лизингополучатель должен иметь полное и достоверное представление об обязательствах и гарантиях, об отказе в гарантиях, ограничениях в правах требования, способах защиты и возмещаемых убытках, в том числе третьей стороны (скажем, производителя имущества). Все это должно быть оговорено в контракте, и без знания нюансов решения спорных ситуаций ставить подпись на договоре ни в коем случае нельзя. Дело даже не в том, что текст может быть преднамеренно составлен в пользу одной из сторон, а в том, что некоторые бизнесмены не совсем компетентны в определенных вопросах с юридической точки зрения или забывчивы. Поэтому перед подписанием бумаг нелишне вспомнить народную поговорку: «Прежде чем лезть в воду, лучше договориться на берегу».
Лизингодатель обязан указать лизингополучателю лицо, поставляющее ему, например, автопоезда. Исключение составляют те случаи, когда арендатор самостоятельно выбрал конкретного поставщика и уполномочил лизингодателя приобрести имущество или право владения и пользования выбранным имуществом у данной стороны.

Финансовый лизинг вообще является одним из наиболее распространенных в мировой практике за счет эффективности способа приобретения предприятием основных средств. Он предусматривает передачу в лизинг имущества и полное возмещение стоимости за период действия договора. После выплаты всех лизинговых платежей имущество выкупается предприятием по остаточной стоимости. По продолжительности срок финансового лизинга соизмерим со сроком полной амортизации предмета лизинга, с учетом применяемого коэффициента ускорения амортизации.

Оперативный

С точки зрения финансовой отчетности и учета к категории оперативного или операционного лизинга относят сделки, не соответствующие критериям финансового лизинга. В этом случае оборудование, предназначенное для оперативного лизинга, закупается лизингодателем. Лизинг классифицируется как операционный, если он не переносит практически никаких рисков и вознаграждения, связанных с владением имуществом (например, грузовыми автомобилями). Такого рода сделки в большинстве своем носят кратко- и среднесрочный характер. При этом амортизируется не вся стоимость, а только часть стоимости приобретаемого оборудования. Метод амортизации тот же – через лизинговые платежи.

Особенностью оперативного лизинга является то, что поставляемое оборудование не ставится на баланс лизингополучателя. По сделкам такого рода лизингодатель в большинстве случаев берет на себя страхование автомобильной техники, уплату налога на собственность, сервисное обслуживание и т. д. В некоторых зарубежных странах приняты различного рода временны’е и стоимостные критерии отнесения сделки к оперативному лизингу. Например, в Бразилии такой договор должен быть заключен на минимальный срок – 90 дней, а разовый платеж не должен превышать 75% от стоимости актива, переданного в оперативный лизинг.

В России оперативный лизинг год от года становится все популярнее за счет своей высокой привлекательности. Состоит она в том, что при оперативном лизинге срок эксплуатации коммерческой техники оказывается короче фактического срока ее амортизации. Особенно это характерно для строительной техники, работающей практически круглосуточно. Для лизингополучателя это предпочтительнее, ведь он имеет возможность досрочно вернуть лизинговой компании взятое в лизинг оборудование, не прибегая к его выкупу по остаточной стоимости, как в случае с финансовым лизингом. Иными словами, оперативный лизинг позволяет транспортной или строительной компании взять новую технику, не выкупая старую. Таким образом, лизингополучатель повышает свою производительность и конкурентоспособность за счет регулярного обновления средств производства.

Но оперативный лизинг являет собой выгоду не только одной стороне договора. В свою очередь лизинговая компания по условиям контракта вправе вернуть использованную технику поставщику. Для этого предусмотрен договор обратного выкупа. Но если такая схема по каким-то соображениям лизинговой компании невыгодна, она может передать подержанную технику другим лизингополучателям по более низким ставкам, с учетом реальной амортизации, т. е. в выигрыше остается и вторая сторона лизинговых отношений.

Оперативный лизинг дает возможность чаще обновлять основные фонды предприятия. Это своего рода палочка-выручалочка для многих российских фирм, не имеющих стабильных долгосрочных контрактов. Например, для организаций, которые работают на сезонных заказах. Скажем, какой-то столичной компании повезло с получением контракта на строительство делового центра Москва-Сити, кому-то перепал субподряд в отсыпке набережной, а кому-то пришлось ехать в Казань на прокладку метрополитена. Под освоение средств и фондов бизнесмены приобрели в лизинг десятки самосвалов. В случае с финансовым лизингом технику пришлось бы выкупать по остаточной стоимости, а расходы на их содержание выросли бы в связи с приличным износом и удорожанием за счет проведения емких и дорогих ТО. А вот при оперативном лизинге технику можно брать на непродолжительный срок и под конкретные подрядные работы. В ряде случаев выплаты за пользование имуществом при оперативном лизинге меньше, поскольку приходится погашать задолженность не за всю, а только за определенную часть стоимости переданных транспортных средств, и не возникает проблем, связанных с ликвидностью б/у техники.

Однако это удовольствие не бесплатное: при оперативном лизинге размеры ежемесячных или ежеквартальных платежей, как правило, выше, чем при финансовом. Связано это с тем, что этот вид договорных отношений включает расширенный перечень услуг – от постановки транспортных средств на учет в ГИБДД до поставки оригинальных запчастей и ремонта. Есть и такой вид услуг, как полнооперационный лизинг, подразумевающий и анализ состояния автопарка, выработку рекомендаций по оптимизации использования транспортных средств, оплату ГСМ. И не верьте, если вам говорят, что какие-то виды услуг предоставляются в виде бонуса бесплатно: просто эти расходы уже подсчитаны и включены в ежемесячные или ежеквартальные платежи. Ведь с детства известно, где бывает бесплатный сыр...


Комментировать ... >>