Сакура, катана, саке
Поездка в Японию
|
Прямой рейс Москва–Токио отнимает 10 часов жизни: 9 часов уходит на сам полет и час на ожидание очереди на взлет. Это не считая регистрации, паспортного контроля и прочих стриптизных процедур, включая «увлекательную» поездку до Шереметьево. Международные рейсы принимает новый Токийский международный аэропорт Нарита. Он расположен довольно далеко от столицы – в часе езды на скоростном поезде в другой префектуре. Старый токийский аэропорт Ханеда – «Крылатое поле» загружен внутренними рейсами. Это вообще один из самых загруженных аэропортов мира, хотя его международный трафик сегодня незначителен. В связи с перегрузкой старого аэропорта правительство еще в 1960-х приняло решение строить аэропорт Нарита, который работает с 1978 г., и куда перевели свои рейсы авиакомпании Japan Airlines, All Nippon Airways, Northwest Airlines и United Airlines. Авиакомпании «Аэрофлот» и JAL выполняют регулярные рейсы Нарита–Шереметьево-2. Разница во времени с Москвой +5 часов летом и +6 часов зимой, так как японцы живут в одном времени.Первые впечатления получаешь уже в аэропорту по прибытии. На паспортном контроле проходишь интересную процедуру – фотографирование и снятие отпечатков указательных пальцев. Эти операции делегированы электронике, причем сразу и в одном месте. Что характерно, несмотря на длительность процедуры, очередей, какие ожидали нас по возвращении на родину в Шереметьево-2, нет – много стоек и выделен специальный менеджер, который приглашает пассажиров к освободившейся стойке. Быстро и... гуманно что-ли. Вообще, специально обученные лица, регулирующие движение пешеходов и транспорта, встречаются довольно часто и отличаются униформой, перчатками и, если регулируется строительный объект, то и каской. Лучше урегулировать движение, чем разбираться потом с пробками, недоразумениями и несчастными случаями. Опять же – борьба с безработицей.Как известно, в области электроники Япония впереди планеты всей. Сети мобильной связи здесь третьего поколения 3G, и далеко не каждый телефонный аппарат будет работать, только им соответствующий, так что iPhone здесь не котируется. Крупнейший японский оператор – NTT DoCoMo (40 млн. абонентов). Поговаривают, что скоро перейдут на 4G. Желающие быть на связи могут взять в аэропорту телефонный аппарат в аренду. Напряжение в японской электросети 110 В, разъемы электроприборов с двумя плоскими контактами. Блоки питания, рассчитанные на 110–230 В, прекрасно работают, нужен только переходник с европейской на японскую вилку либо ищите для электробритвы в ванной комнате евророзетку, найти которую можно отнюдь не в каждом отеле.Добраться до столицы из аэропорта можно междугородным автобусом Airport Limousine Bus и Airport Express Bus, экспресс-поездом Narita Express или Skyliner, простым скоростным или обычным поездом, в конце концов на такси. Но группу российских журналистов, как особо ценных персон, транспортировали персональным автобусом с русскоговорящим гидом из наших студентов – туроператор позаботился.Знакомство со страной начинается из окна автобуса. Японские острова плотно заселены. Представьте, поместить все население России на территории Республики Коми, не дай бог, конечно. Вдоль дорог тянутся сплошные поселения, свободного места практически нет и совершенно непонятно, где же заканчивается один город и начинается второй. Любой пустырь – это участок под продажу или застройку. Здесь все быстро застраивают и перестраивают, бывалые туристы даже не узнавали старых и хорошо знакомых мест. Дорожная сеть чрезвычайно развита, я имею ввиду не количество и ширину полос в одном направлении, а количество и архитектуру развязок. Полос меньше – больше трех не встречал, и они существенно уже европейских. Множество развязок и без наших любимых «транспортных крестов», отличная разметка, много знаков, особенно порадовало обилие указателей съезда, начинающихся задолго до поворота. В общем, информативность на высшем уровне. Все водители соблюдают скоростной режим, «гонщики» не встречаются даже за городом, хотя автомобилей бизнес-класса предостаточно, в городе много велосипедов. Дисциплина – суть японского водителя.Из иномарок встречались преимущественно немецкие машины, иногда «американцы». Вместе с тем водители дружно гонят на «краснеющий желтый», который горит очень долго: согласно статистике это позволяет уменьшить вдвое количество аварий на перекрестках. Нарушители ПДД все же встречаются, и полицейские разбираются с ними, не церемонясь, сразу отбирают ключи. Видимо, искушение скрыться от возмездия превозмогает врожденную дисциплинированность водителя. Левый ряд шире остальных полос – для парковки. Машины стоят только вдоль тротуара и не мешают движению остальных. Принцип «не мешать» – составная часть японского менталитета. Городское движение плотное, но за пять дней в Стране восходящего солнца так и не постояли в рекламируемых путеводителями пробках. Наверное, не сезон.А сезон выдался удачным, застали цветение сакуры. Сакура есть не что иное как вишня, преимущественно с белыми цветами, встречаются и розовые. Цветение объясняет и такое явление, как люди в масках. Их носители вовсе не снобы и не брезгуют дышать общим с нами воздухом, просто очередное обострение аллергии.Городской транспорт представлен разномастными автобусами и толпами такси. Таксисты солидные, в униформе и перчатках. После этого действительно веришь, что японская перчаточная промышленность самая развитая в мире.Трамваев и троллейбусов за редким исключением нет, зато весьма развит рельсовый транспорт – метро и электрички, которые делятся на несколько видов: маршрутные городские, пригородные, междугородные (префектурные). Токийское метро, в основу которого положен лондонский метрополитен, сложное. По топологии это не звезда, как московское метро, а сеть, как в Санкт-Петербурге, только более развитая. Чтобы перейти на другую линию надо выйти на пересадочной станции и подождать другого поезда, внимательно следя за табло на станции и на головном вагоне, надеясь, что объявление будет не только иероглифами. Этот принцип пересадки в мире распространен, в мюнхенском метро, например, точно так же. Билет хранят до конца поездки и на выходе вставляют в турникет. Валидаторы в метро и на станциях пригородных поездов работают в обе стороны – на вход и выход. По размерам вагоны метро больше наших, сиденья расположены вдоль стен. Видимо, японцы, как и мы, – люди непритязательные и им не претит созерцать брюшную часть стоящего напротив пассажира. Эта мизансцена возмущала одного моего знакомого немца. В Мюнхене ведь сиденья поперек вагона. Очень хотел посмотреть, как в час пик специально обученные мужчины опять же в белых перчатках заталкивают пассажиров в вагоны, но не судьба. Когда же у них час пик, осталось неясно.Японские скоростные электрички – отдельная тема. Их несколько видов, отличающихся по скорости и цене. Самая быстрая – «поезд-пуля Синкансэн» летит с обычной скоростью 200 км/ч. Можно, конечно, развить и больше, но на скоростях выше 220 некоторые пассажиры испытывают легкое подташнивание. На таком «хикари» мы проследовали мимо Фудзи, но священный символ Японии скрывали низкие облака и лицезреть ее не удалось.Вагоны электрички новенькие, чистенькие, как игрушки. В каждом втором вагоне туалетные помещения – в европейском и японском стиле. Служившие в армии не найдут ничего нового в японском стиле, разве что он почище и без хлорки. Контролер – явление обязательное, хотя казалось бы, как пассажир может проскочить без билета через турникет? Обращаясь к каждому пассажиру, контролер кланяется, извиняется, дескать, простите, что прервал Вашу медитацию, уважаемый господин. Заученным движением берет билетик, мельком на него смотрит, возвращает, заносит в блокнотик. Второй раз контролер медитацию не прервет – зафиксировал в блокнотике ваше место. Интересно, как контролер себя чувствует после такой работы?Курить в поездах запрещено, как, впрочем, и везде. Не так давно, в 1960-е годы, Япония была самая курящая страна. Курить можно было везде – в транспорте, в общественных помещениях. Сейчас правительство борется за здоровье нации и запретило курить повсеместно, в том числе и на открытом воздухе. Даже в тротуары вмонтированы запрещающие знаки. Для желающих отравиться устроены «резервации» – специально обозначенные закутки на улицах. На территории аэропорта для курящих устроены огороженные помещения... на улице. Мне видится в запрете курения проявление принципа «не мешай». Ведь курящий даже на улице «ароматизирует» атмосферу вокруг себя, тем самым мешая жить другим.С архитектурной точки зрения Токио – город противоречивый. Застройка сплошь современная и двух одинаковых зданий не найти. С другой стороны, серо-черная гамма однообразна и оживляется только рекламой. Легко заблудиться с картой в руках, настолько все улицы похожи друг на друга. Культурно-исторических мест после ковровых бомбардировок «гуманными» американцами во Вторую мировую осталось немного – замок Эдо, т. е. императорский дворец, да несколько храмов. Музей Эдо – современное здание. Экспозиция невелика, с Эрмитажем не сравнить, все больше реконструкции и макеты старинных сооружений, судов, театра кабуки. Без катан тоже не обошлось. Зато тут есть три настоящих автомобильных экспоната — седан Ford А, который использовали в качестве такси с 1927 по 1931 г., пикап Datsun 1000 222PLG 1961 года, микролитражка Subaru 360 K111.Музей Эдо – обязательный элемент патриотического воспитания молодежи и сюда водят толпами гимназистов. Форма разных гимназий отличается цветом, эмблемками, галстучками, но преобладают темно-синий и черный тона.Местное население одевается однообразно, как будто Токио населяют исключительно клерки – сплошные серые костюмы. Национальные наряды встречаются редко и их носят большей частью люди в возрасте. Носят и свободную форму одежды – casual, т. е. джинсы, свитерок, кроссовки, непременно зонтик – погода переменчива. Зонтики простые и дешевые. При входе в отель, ресторан, магазин стоит подставка, либо на зонтик надевают полиэтиленовый чехольчик.Что касается маргинальной прослойки населения, то она присутствует. Бомжи такие же, как у нас, не отличите. Никакого национального колорита.Характерная особенность японских улиц – воздушные коммуникации, что связано с сейсмической опасностью. Улицы буквально опутаны сетью проводов с трансформаторами на столбах. В фешенебельном районе Токио Гинза все коммуникации спрятаны под землей, а улицы с бутиками и ресторанами такие же, как во всех современных больших городах.Уличное движение разнообразят грузовые автомобили всевозможных размеров кроме магистральных тягачей, которые встречаются только в междугородном сообщении. На узких, заполненных транспортом улицах тоже приходится проводить ремонтные и строительные работы. Огораживают минимальный участок не шире одной полосы. И на этом клочке помещается и экскаватор, и кран и еще что-нибудь. Но только мини. В Японии любят все миниатюрное. На крупных же объектах применяют вполне взрослую технику. Высотные башенные краны помещают исключительно в лифтовую шахту, чтобы снаружи места не занимал.Нельзя пройти мимо японской кухни. О существовании суси и сасими все знают, но московские и иже с ними японские рестораны имеют весьма отдаленное отношение к реальной японской кухне, поскольку им нужно учитывать традиции и вкусы русских. В настоящем японском ресторане подают весьма приличные по весу объемистые порции, и после такого плотного «перекуса» в желудок уже ничего не лезет. Японская кухня, невзирая на экзотичность некоторых блюд (за исключением, пожалуй, рыбы фугу), отличается свежестью и употреблять ее можно спокойно, не опасаясь за последствия. Из напитков японцы предпочитают чаи, в том числе из водорослей (отдает рыбой), местное пиво и сакэ, а самый любимый овощ – зеленый горошек!Общее впечатление от Японии осталось противоречивым. С одной стороны, высокотехнологичная страна показала, как можно с удобством устроиться такому количеству населения на столь скромной площади и при отсутствии природных ресурсов жить совсем неплохо. Полагаю, что в основе достижений лежит японский менталитет – дисциплина, стремление к совершенству кайдзен и принцип «не мешай». С другой стороны, ожидал больше экзотики. А оказалась, это евро-американизированная страна. Правда, знающие английский встречаются редко, а хорошо на нем говорящие еще реже, хотя английский начинают учить чуть ли не с первого класса. И американцев – бакагаидзин – там не любят, но тому достаточно причин. |
Данные о Японии
Основание государства | 660 г. до н.э. |
Официальный язык | японский |
Столица | Токио |
Крупнейшие города | Токио, Иокогама, Осака |
Форма правления | конституционная монархия |
Император Премьер-министр |
Акихито Ясуо Фукудо |
Территория, км2 | 377 835 (60-я в мире) |
Население (2007), чел. Плотность, чел./км2 |
127 433 494 (10-е в мире) 337 |
ВВП (2006), $ на душу населения, $ |
4,911 трлн. (3-й в мире) 38 347 |
Токио: площадь, км? население, чел. Плотность, чел./км2 |
2 187,08 (45-я в мире) 12 750 000 5796 |
Валюта | Иена, 1 иена = 100 сенам |
Банкноты Монеты |
?1000, ?2000, ?5000, ?10000 ?1, ?5, ?10, ?50, ?100, ?500 |
Курс иены: к российскому рублю к доллару США к евро |
100RUR = ?438,79 $1 = ?103,75 €1 = ?162,04 |