| Военное ведомство США, похоже, собирается отстранить человека от участия в управлении автотранспортом к 2015 году. С этой целью с 2004 года Агентство передовых оборонных разработок (Defense Advanced Research Project Agency, DARPA*), одно из подразделений Пентагона, проводит соревнования Grand Challenge среди автомобилей-роботов. Первый заезд, который состоялся в 2004 году, потерпел полное фиаско: автономные железные кони не смогли добраться до финиша. Но время не стоит на месте, и в 2005-ом году соревнования принесли их организатором гораздо больше положительных эмоций: из 23 беспилотных авто 212-ти километровую пустынную трассу сумели осилить пять. Впервые в Grand Challenge участвовала и двухтонная разработка Oshkosh грузовик TerraMax. И хотя ему не удалось преодолеть дистанцию в отведенные десять часов, результат можно признать удовлетворительным. Героем же стал кибер-мобиль Stanley, созданный командой стэнфордского университета. Основой для разработки послужила модель Volkswagen Touareg. Стоит отметить, что Touareg – имя африканского племени, обитавшего в Сахаре, и известного как «короли пустыни». Не этот ли тотем помог роботомобилю преодолеть пустыню Мохаве, а разработчикам получить от организаторов призовые в 2 млн. долларов? В 2007 году задачу решили усложнить и сымитировать на заброшенной калифорнийской авиабазе Джордж (Викторвилль, штат Калифорния) городское движение. Соревнование решено было назвать Urban Challenge. Участникам этого заезда предстояло на скорости 20 км/ч преодолеть трассу в 60 миль (около 90 км) и продемонстрировать маневренность и знания правил дорожного движения. Директор DARPA Тони Тедер (Tony Tether) уверен, что «сообщество робототехников готово к тому, чтобы перенести действие своих автомобилей в сложные условия городских ограничений». А вот немногочисленные зрители «городского испытания», ставшие 3-его ноября свидетелями того, как безо всякого вмешательства гомосапиенс грузовик-внедорожник Oshkosh TerraMax протаранил магазинчик, не разделили уверенность организаторов. Если учесть, что грузовик предназначен для транспортировки контейнеров с ракетами, больших объёмов боеприпасов, воды и топлива, подобные «сбои» в цифровой начинке армейского перевозчика вызывают отнюдь не радостные эмоции. Несмотря на огрехи (кроме грузовика с управлением не справились еще несколько легковушек) большинству из 20 участников финального тура удалось преодолеть уличные препятствия. А главный приз Urban Challenge в размере двух миллионов долларов получила команда Tartan Racing университета Карнеги-Меллона (Carnegie Mellon), сконструировавшая робомобиль на базе Chevrolet Tahoe. Второе место занял робот на базе универсала Volkswagen Passat командa Стэнфордского университета, которая выиграла миллион долларов. Замыкает тройку призеров кибермобиль Odin на базе автомобиля Ford Escape Hybrid, разработанный инженерами Вирджинского политехнического института. Приз за третье место составил 500 тысяч долларов США. * http://www.darpa.mil |