История одного рекорда
Mercedes-Benz Actros 1844 LS с рекордным минимальным расходом топлива
Команда заводских испытателей Daimler Trucks Полигон Нардо Специалист DEKRA снимает пломбу Эта цистерна обеспечивала рекордсмена топливом круглосуточно Пит-стопы проводились по заранее подготовленной на асфальте разметке Заветный сертификат об успешном результате для Книги рекордов Гиннесса |
Предстоящее событие «мерседесовцы» держали в строжайшей тайне, словно боялись спугнуть удачу. Цель командировки на юг Италии, в «каблук» знаменитого «сапога», они анонсировали как семинар по экономичному вождению. Но такие курсы Daimler проводит в немецком городе Вёрт, при заводе грузовиков. Непонятно было, при чем тут полигон Нардó вдали от Германии... Даже после прибытия на место ясность наступила не сразу: по бетонному треку грузовики наматывали круг за кругом. И только перед самым финишем заезда гости узнали, для чего приглашены представители Книги рекордов Гиннесса. Раз рекорды ставят – значит, это кому-нибудь нужно! Компания Daimler Trucks любит ставить перед собой амбициозные задачи и считает делом чести их выполнять. Тому известно множество примеров. Но на этот раз коллектив одного из ведущих европейских производителей грузовиков решил превзойти самого себя. С помощью серийного грузовика Mercedes-Benz Actros 1844 LS он решил доказать, что при определенных условиях можно добиться минимального расхода топлива. Да еще какого – менее 20 л на 100 км пробега!Любопытно, что ровно 30 лет назад, в 1978 году, тогда еще Daimler-Benz установил мировой рекорд топливной экономичности на легковом автомобиле с турбодизельным двигателем. Теперь настал черед коммерческого транспорта. Для нового рекорда был выбран Mercedes-Benz Actros третьего поколения в заводском исполнении с 11,9-литровым 435-сильным дизелем, 12-ступенчатой автоматической КП PowerShift 2 и двухспальной кабиной. Кстати, именно эту модификацию –1844 – для транспортных операций выбирают 40% покупателей Actros в Европе. А среди грузовых представителей стандарта Euro 5 (BlueTec 5) по дорогам Старого Света колесит уже 150 тыс. «Мерседесов» – по сути, огромный парк.Для уменьшения аэродинамического сопротивления на нем установили полный комплект спойлеров, а тротуарное зеркало заменили видеокамерой. В сцепку с седельным тягачом поставили трехосный изотермический полуприцеп Krone, нижняя часть которого представляла собой хорошо подогнанные друг к другу панели обвеса в виде обтекателей. В качестве моторного масла использовалась синтетика Shell Rimula R6 LME, которая, по словам представителей компании, позволяет увеличить межсервисный интервал до 120 тыс. км и повышает мощность двигателя на 1,1%. Топливом послужил последний продукт фирмы – New Shell Diesel, умеряющий аппетит грузовика на 3%. Тягач обули в новейшие шины Continental, а полуприцеп – в Michelin. Машину тщательно вымыли и отполировали. В качестве технических контролеров пригласили специалистов компании DEKRA с точной измерительной аппаратурой, экспертов Немецкой ассоциации автопроизводителей VDA и представителей Книги рекордов Гиннесса.Автопоезду, груженному балластом в 25 т, предстояло преодолеть 10 тыс. км по новому бетонному овалу, окольцевавшему полигон Нардó. В общей сложности на установление рекорда потребовалась неделя практически непрерывного движения. Техника останавливалась только один раз в четыре часа – для смены водителя и дозаправки, т.е. 6 раз в сутки. О сложности задачи говорит тот факт, что в обычных дорожных условиях расход топлива на 40-тонном автопоезде составляет от 30 до 35 л/100 км, а уровень выбросов СО2 – от 30 до 37 г/100 т·км. Здесь же удалось достичь феноменальных результатов: 19,44 л/100 км и 20,5 г/100 т·км соответственно. Кстати, по данным Daimler Trucks, эксплуатационные показатели Mercedes-Benz Actros третьего поколения по сравнению с предшественником улучшены на 20–25%. Но путь к рекорду был долгим. Например, чтобы выбрать «обувь», понадобилось 25 лет экспериментов с шинами различных производителей. Для этого даже привлекали инструкторов школы экономичного вождения Professional Training. И результат сложился по крупицам. В общей копилке успеха вклад некоторых улучшенных систем и узлов, а также других факторов выглядел так:Стиль (опыт) вождения 12%Благоприятная погода 10%Постоянная скорость 9%Состояние дороги 8%Экономичный двигатель 5,1%Трансмиссия PowerShift 2 5%Мосты (суммарно) 4,5%Аэродинамический обвес 4%Новейшая резина 4%Качественное топливо 3%Новое моторное масло 1,1%Ветровое стекло A-Zolle 1%Решетка за кабиной 0,8%По оценкам специалистов, в обычных условиях движения до 60% вклада в улучшенные эксплуатационные показатели коммерческого транспорта создает сам продукт, сделанный по новейшим технологиям. Остальные 40% составляют величина трафика, рельеф местности, конфигурация машины и другие факторы. Как показала практика, на деле разница в потреблении топлива между идеальными и реальными условиями может достигать от 10 до 15 л/100 км. При установлении рекорда, например, водители поддерживали минимальную скорость на уровне 80 км/ч, а максимальную на отметке 90 км/ч старались не превышать. По показаниям компьютера, чаще всего на приборной панели значилось 84–85 км/ч. Оптимальный режим соответствовал движению на 12-й передаче. По некоторым подсчетам, новое топливо в таком режиме движения позволит сэкономить до 4 т «солярки» за год в расчете на один грузовик. В денежном выражении экономичный стиль вождения позволяет уменьшить расходы на одну машину в год от 5 до 6 тыс. евро. В общем, резервы есть. И установленный рекорд доказал это. Конечно, в жизни такого значения добиться сложно. Достаточно сказать, например, что каждый третий грузовик эксплуатируют с неправильным давлением шин, а у 95% автомобилей хотя бы в одном колесе давление воздуха ниже или выше нормы. Вот вам и резервы...На итоговой пресс-конференции один из членов правления Daimler Trucks сказал так: «На следующей неделе у меня день рождения, и лучшего подарка мне не надо». Он, конечно, лукавил: рекорд топливной экономичности – это подарок не только ему, и даже не только самому концерну, сколько всем транспортникам. Это ориентир, к которому можно, а главное – нужно стремиться. Стаж испытателя – 45 лет |
Досье рекорда в Книгу Гиннесcа в категории «The world’s most fuel-efficient series-production 40 ton truck»
Рекордная модель | Mercedes-Benz Actros III |
Заводская модификация тягача | 1844 LS BlueTec 5 |
Параметры двигателя | 11,9 л/ 435 л.с./ 2100 Н.м |
Трансмиссия | Автомат. PowerShift 2 |
Место установления рекорда | Полигон Нард?, Италия |
Старт-финиш заезда | 23-29 мая 2008 года |
Время непрерывного движения | 7 дней |
Температура воздуха | 29...34 ?С |
Пройденная дистанция | 12 728,94 км |
Контрольная дистанция | 10 005,77 км |
Число контрольных кругов | 801 |
Полная масса автопоезда | 40 т |
Масса перевозимого груза | 25 т |
Суммарный расход дизтоплива | 2474,06 л |
Общий расход реагента AdBlue | 119 л |
Средняя скорость движения | 80,17 км/ч |
Средний расход топлива на 100 км | 19,44 л |
Эквивалент расхода топлива | 0,8 л/ 100 ткм |
Уровень эмиссии (выбросы СО2) | 20,5 г/ ткм |
Техническое описание Nardo Technical Center
Общая площадь | 7 000 000 м2 |
Год и компания-основатель | 1975 г., FIAT |
Площадь трекового овала | 39 500 м2 |
Площадь рабочей зоны | 16 160 м2 |
Площадь офисов | 2000 м2 |
Общая площадь динамического трека | 125 000 м2 |
Длина круга легковых/грузовых а/м | 12,6/ 12,5 км |
Длина Handling/ внедорожного трека | 6,2/ 40,0 км |
Спецучастки/ шумовой сектор | 1,2/ 2,1 км |
Скорость на треке легковых/грузовых а/м | 240/ 140 км/ч |
Углы наклона динамического трека | 1?48' - 12?36' |
Ширина полос для коммерч. транспорта | 9 м (5 м + 4 м) |
Участок разгона для грузовых а/м | 600 м |
Общая длина спецтрека для грузовиков | 6,22 км |
Длина/ ширина прямого участка | 1 км/ 15 м |
Число правых/ левых поворотов | 07.09.09 |
Поперечный наклон дорожного полотна | ± 2,5% - ? 7% |
Продольный наклон дорожного полотна | 5,78% - 6,90% |
Динамическая зона грузовых а/м | 175х175 м |