| Мы привыкли, что славная летопись русского государства встречается в библиотеках, музеях и фильмах. Но теперь отражение героического прошлого можно встретить и на общественном транспорте. В подмосковной Коломне появился междугородный лайнер Setra S417 GT-HD/3, борта которого расписаны группой художников методом аэрографии. Проект «Русский князь» выполнен по сюжету картины Геннадия Сорогина «Въезд Дмитрия Донского в Коломну». Полное название работы – «Благословение войска Дмитрия Донского на Куликовскую битву». Архивная папка Почему выбрана именно Коломна? Да потому, что здесь находится головной офис транспортной компании «Автоколонна 1417», принадлежащей ГУП «Мострансавто», крупнейшему пассажирскому перевозчику не только в столичном регионе, но и во всей России. Директор автоколонны Николай Сиделёв предоставил новый автобус для росписи представителям искусства. Да и место здесь не простое, а поистине легендарное. Забытая история далеких предков жителей Коломны связана с именем московского князя Дмитрия Донского, который стоял у истоков российской государственности. Здесь наш прославленный соотечественник собирал и сплачивал мощные дружины для Куликовской битвы. С давних времен город Коломна всегда была местом концентрации силы русских воинов накануне решающих битв. Место это без преувеличения намоленное. Испокон веков оно покрывалось славой русского оружия и пропитывалось духом побед над алчными иноземцами. Бесстрастные летописцы отмечали удачное отражение натиска крымских татар дружиной Ивана III, в этой местности Иван Грозный формировал полки перед взятием Казани и именно здесь черпали духовные силы русские ратники. В начале XVI века Коломну включили в оборонительную систему южных границ Московского государства. Для придания необходимой стойкости здешний каменный кремль сделали ни в чем не уступающим по своим возможностям Московскому кремлю. Так что место это и впрямь особенное. И было бы странно, если сюжет аэрографии на коломенском автобусе был посвящен чему-то другому, не имеющему связи с Коломной. Автобус стал холстом Авторы проекта Николай Сиделёв и Игорь Козинов изначально хотели добиться броскости картины для лучшего восприятия. Для работы над проектом пригласили мастеров аэрографии Евгения Прокопенко, Сергея Джулаева и Игоря Рябова. Картину задумали овальной, чтобы сохранить дизайнерский стиль автобуса и не приглушить его динамику. Была и другая причина выбора овала: если бы красили лайнер по всей площади боковин, пришлось бы людям срезать ноги, а это не эстетично. К тому же шикарной рамки у художественного полотна уже не было бы. Впереди пассажирскую машину не удостоили сюжета, поскольку маска сильно страдает от воздействия песка, камней и химреагентов. А покрывать сюжет пленкой – значит жертвовать сочностью красок. Идея необычного проекта датирована сентябрем 2007 года. Точнее, практически приступили к ее воплощению, а сама задумка родилась гораздо раньше. Энтузиазм участников был просто бешеным: работали с 9 утра до 9–10 часов вечера. В общей сложности на нанесение полотна затратили полтора месяца. Глядя на ярко-желтый туристский лайнер, никому и в голову не придет, что изначально он был... белым! Чтобы пассажирский крейсер предстал перед зрителями в нынешнем виде, было израсходовано 9 л пигмента и 15 л специального лака. Скотч, шкурка, защитная пленка – не в счет. Для сравнения: чтобы нанести рисунок на легковой автомобиль по бокам, требуется около 500 граммов краски. Здесь же расход был столь внушительным из-за того, что только на создание желтого фона ушло около 4 л! Кстати, в палитре художников изначально были только белый, черный, красный, желтый и синий цвета, остальные получали путем смешивания. Важно отметить, что раскрашенный с любовью автобус не предназначен для того, чтобы с его помощью тешили свое самолюбие чиновники. Лайнеру предписано курсировать между российскими городами по экскурсионным маршрутам. Они объединяют Москву, Санкт-Петербург, Волгоград, Ростов-на-Дону и все города Золотого кольца России.
Таинство искусства Работа над проектом началась с так называемой подмалевки и монохромной проработки полотна. Это своего рода эскиз, основа будущего живописного полотна. Потом одни объемы вытягивались, другие приглушались. Только проработка кольчуги заняла полторы недели. Через 10 дней после начала работы у художников уже отваливались руки. Число колечек кольчуги никто не считал, но и так понятно, что их – тысячи. Для проработки деталей использовали три вида насадок для аэрографа, причем удачно. Не все знают, что краска живет всего 40 минут, потом она жухнет, и через сутки ее покрывать лаком уже нельзя – нарушается технология. При подготовке картины дважды использовали полупрозрачную трафаретную пленку – с ее помощью наносили орнамент. Но до покрытия прозрачным составом нужно обязательно сделать проход биндером. Это позволяет скреплять слои и выравнивать переходы. Лак наносили в четыре слоя – убирали соринки. Без лака работа смотрелась довольно бледно – словно выцвела под палящими лучами солнца. Зато после нанесения глянца она приобрела необходимую глубину. Чтобы наклеить первый слой трафарета с орнаментом, ушло два дня. Столько же трудились и над вторым. В общей сложности с дорисовкой орнамент занял неделю. Художник Игорь Рябов, уставший от кропотливой монотонной работы, при снятии защитной пленки... пустился в пляс. А вообще состояние нервного напряжения сказалось еще до сдачи объекта заказчику. Накал страстей был таким, что к концу работы художники между собой уже не разговаривали...
Творческие изыски Такую уникальную работу художники выполняли на автобусе впервые. А опыт росписи машин методом аэрографии у них уже был. Идея построения композиции исходила от Игоря Козинова, взвалившего на себя ношу креативного директора. Вместе с ним к полотну приложили аэрограф еще три художника. В процессе работы над проектом были заимствованы образы с картин русских художников – «Поединок Пересвета с Челубеем» Михаила Авилова, «Герой Куликовской битвы. Боброк-Волынский» Виктора Маторина. Кстати, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский в Куликовской битве командовал полком в засаде. Благодаря точно выверенному внезапному удару он и решил исход битвы в пользу русских воинов. Сюжетная линия, как уже говорилось, выполнена по мотивам картины Геннадия Сорогина «Въезд Дмитрия Донского в Коломну». Но вдохновителями выступили не только живописные сюжеты русских мастеров. Прообразами персонажей картины стали жители Коломны и работники автобусного парка. Например, в стане святых запечатлен человек, который на деле является... местным бомжом. Художники увидели его в столовой, и черты лица подошли для сюжета как нельзя лучше. Второй пример: зашла в гости коломенская художница – и ее запечатлели. Парень с гаечным ключом стал ратником, преподносящим меч князю Дмитрию Донскому. Некоторые персонажи перерисовывали заново, поскольку они явно выпадали из общей концепции. Например, портрет самого Игоря Козинова коллеги забраковали. В массе народных героев есть и вымышленные богатыри, имеющие реальных двойников в жизни. Скажем, усталый ратник был придуман до того, как авторы полотна на предприятии встретили мужчину с характерным выражением лица. Совпадение оказалось стопроцентным. И чтобы получить документальное подтверждение такому уникальному совпадению, героя полотна и реального транспортника сфотографировали рядом.
Скрытые автографы Художники – люди тщеславные, и на каждой работе они непременно оставляют свои автографы. Есть личные подписи авторов и на «Русском князе». Без подсказки искать их придется долго, если вообще удастся найти. Но при помощи самих авторов нам это сделать удалось. Так, художник Евгений Прокопенко сделал надпись «Прокоп» на копье, которое его автопортрет держит с правого борта. Сергей Джулаев начертал «С. Джулаев» по церкви, запечатленной в задней части левого борта. Игорь Рябов вписал свой автограф в орнамент, но где именно – не сказал: пусть будет тайной для современников!
|