Опубликовано: ГП 09-2008
Главный проспект столицы Таджикистана – Рудаки, в советское время назывался проспектом Ленина. Большинство крупных магазинов, правительственных учреждений и гостиниц располагается здесь. Тут же и самое интенсивное троллейбусное движение по маршруту, связывающему парк Айни и железнодорожный вокзал
Восточный колорит Душанбе

Обзор пассажирского транспорта столицы Таджикистана

Константин Климов, фото автора

Попасть в столицу Таджикистана можно тремя путями. Самый долгий – через международную границу Ойбек, а добравшись до второго по величине города республики Худжанд (бывший Ленинабад) на автобусе уехать в столицу, второй вариант – на поезде Москва–Душанбе. Однако следует помнить, что часть железной дороги проходит через территорию Туркменистана, и для проезда по его территории российскому гражданину необходима транзитная виза. Остаётся третий, самый быстрый способ, – самолет. Именно его я и выбрал, отправившись в экзотический Таджикистан.

В московском аэропорту Домодедово без объявления посадки можно понять, к какой стойке для регистрации надо идти. Толпа небритых и весьма потрепанных таджиков наперебой пыталась во чтобы то ни стало быстрее пройти паспортный контроль и получить желанный посадочный талон. Мне повезло. В толпе смуглых таджиков меня заметил контролирующий весь этот процесс командир экипажа самолета. КВС смело отсек меня из общей массы людей и без очереди зарегистрировал как единственное лицо не таджикской национальности. Оставались таможенный досмотр, гейт, перронный автобус, трап, самолет и 4 часа лету.

Истоки

В начале ХХ века в Восточной Бухаре (куда входил и Таджикистан) был весьма примитивный транспорт – лошади да верблюды. В горах, которые занимают почти 70% территории, вместо дорог всюду были только тропы. Первые примитивные дороги Дюшанбе–Термез, Дюшанбе–Курган-Тюбе были построены в 1925–1927 гг. Массовое строительство шоссейных дорог началось в 1930-х. Тогда же началось и строительство веток железной дороги, ставшей дорогой жизни для более чем половины жителей страны, которые с 1990-х годов именно по ней уезжали на заработки в Россию.

Автобусное сообщение в Таджикистане было организовано в 1930 гг., но массовым не стало, так как в городах не было качественного дорожного покрытия. Движение первого троллейбуса было открыто в 1955 году в Душанбе (в то время Сталинабад). В 1970 году троллейбус был пущен в Ленинабаде (ныне Худжанд). Трамвайного движения в Таджикистане никогда не было.

В ожидании транспорта в центре города народ, как правило, не сидит

Душанбинские авиа-особенности

По приземлении в столичном аэропорту Душанбе сразу обратил внимание на брошенные вдоль посадочной полосы остовы старых самолетов, поливочно-моечной и другой техники, которая когда-то обслуживала аэропорт. На аэродроме и перроне используются минские автобусы МАЗ-103. Остальной подсобный транспорт служит с советских времён, о чем свидетельствует и характерная выцветшая окраска, и аккуратно закрашенные логотипы и аббревиатура, связанные с СССР и аэрофлотом.

В отличие от многих азиатских стран таксисты, предлагающие свои услуги прямо в здании аэровокзала, в Душанбе относительно мирные и под руки к своей машине не ведут, как бывает в Азербайджане или Грузии. Возможно, это объясняется тем, что аэропорты находятся в отдалении от столиц. Душанбе славен среди авиаторов тем, что его аэропорт DYU / UTDD находится в 10 минутах езды от центра города. Из общественного транспорта к воздушным воротам Душанбе пассажиров подвозит автобус, троллейбус и маршрутные такси.

Китайский мидибус (из автобусов малой вместимости) имеет самый современный внешний вид
Индийский ТАТА LP713 закупают до сих пор

Авиабилет можно купить как в небольших магазинчиках в городе, так и в большом специализированном магазине, принадлежащем главному авиаперевозчику страны Tajikistan Airlines. Вообще комично смотрится соседство сахарной халвы, парварды, кандолата, тюбетеек, веников и авиабилетов ГУАП «Таджик Эйр» на одном прилавке!

Дерзость, а порой и наглость представителей власти, с которой они встречают и провожают пассажиров – особенность аэропорта столицы Таджикистана. Когда таможенники поняли, что у меня нет с собой бытовой техники, игрушек или других товаров из России, они спросили, зачем мне столько объективов? Разглядывая фототехнику, заявили, что по законам Таджикистана нельзя столько с собой возить, и я должен думать об этом! Под требованием «думать» подразумевалась недвусмысленная взятка для скорого решения возникшего «конфликта». Денег давать я не собирался и настойчиво потребовал показать мне тот самый закон или ссылку на него, пограничники вдруг скисли от затянувшегося недопонимания и переключили свое усталое внимание на других пассажиров.

Улететь из страны гораздо сложнее, чем прилететь. Сначала начинаются расспросы о том, где был и что делал. Затем требуется регистрация, и если все в порядке, то последний аргумент блюстителей порядка, таможенников и пограничников – это жалобы на маленькую зарплату и большую семью. После чего они, исчерпав все доступные средства, не мигнув глазом просят отвалить им сомони или рубли. Это Восток, и таков удел людей не из их мира.

Старые таблички с указанием маршрутов в Душанбе не сохранились. Единственная висит на проспекте Рудаки у ЦУМа. Встречаются примитивные металлические, но, как правило, ничего нет Такую давку в транспорте многие помнят по началу 1990-х, когда во многих городах не хватало подвижного состава. В Душанбе такое можно встретить и сейчас

Городская среда

Из всех городов республики Таджикистан Душанбе, без сомнения, значительно больше по размерам, однако если сравнивать его с другими столицами государств СНГ, то он выглядит как областной центр. Самое бойкое и основное место скопления транспорта в городе – это одна из центральных площадей перед гостиницей «Душанбе». Именно отсюда расходятся три основных дороги, ведущие в жилые массивы города. У каждого вида пассажирского транспорта на площади свое место. Вдоль бульвара, ведущего к железнодорожному вокзалу, выстраивается колонна бело-зеленых троллейбусов, которые по графику отправляются в рейс. Маршрутные такси вперемежку с частными автобусами, как правило, стоят там, где народ. Из окна автобуса или маршрутки высовывается мальчик*, он же по совместительству кондуктор, и громко на языке форси-таджики анонсирует маршрут движения. При этом автобус медленно движется по площади. Разобрать кто и что говорит невозможно, так как все говорят одновременно, как бы соревнуясь, кто громче! Все это действо сопровождает множество нищих, просящих милостыню, продавцов хлеба и просто жителей города. Сначала подобная картина немного шокирует, так как создается атмосфера какого.то представления. На крупных перекрёстках видны недавно установленные светофоры, регулирующие движение транспорта. В наиболее оживленных местах стоят регулировщики. Надо отметить, что по-русски понимают в Душанбе и других городах страны уже не все.


*Как тут не вспомнить бразильских зазывал-крианса?
С 2005 года на некоторых участках движения троллейбусов и автобусов были установлены новые павильоны ожидания наземного транспорта, выполненные с преобладанием стекла Встречаются и старые массивные остановки из бетона, сделанные в советские времена

Транспортный голод окраин

Кардинально другая картина с транспортом в удаленных городских кварталах. Городская маршрутная сеть выстроена так, что добраться куда-либо в рамках центрального района не представляет сложности, так как все маршруты автобусов и троллейбусов пересекаются, а вот попасть в отдаленный спальный район после 18 часов сложно. Проблема в том, что маршруты, обслуживающие район, протяжённые и не имеют промежуточных разворотных колец. В вечернее время, при сокращении выпуска на линию, оборотный круг остается прежним, а количество троллейбусов уменьшается и время ожидания маршрута увеличивается до получаса.

Так называемый автобан, построенный в 1980-е годы. Он практически не загружен машинами и смотрится дико на фоне узких улиц (незавершенное строительство)

Зеленорогатое единообразие

Душанбе – один из немногих городов СНГ, где сегодня все городские троллейбусы и автобусы имеют единую стандартную окраску. С 2005 года, когда в город начала поступать партия из ста новых троллейбусов ЗИУ, при заказе был оговорен вопрос фирменной окраски и нанесения специальных надписей на борта троллейбусов. По аналогии с автобусами ЛиАЗ-5256, которые с завода поступили в типичной для Москвы бело-зеленой расцветке, троллейбусы было решено красить по такой же схеме. Поставка новых троллейбусов стала возможной после подписания договора между мэром Душанбе М. Убайдуллаевым и директором ООО «Тролза-маркет» П. Берлиным в сентябре 2004 года. Троллейбусы поступали в два этапа: 50 машин – в апреле 2005 года, а оставшиеся пятьдесят – в апреле 2006 года. С поступлением ста ЗИУ-682Г-012 существенно увеличился выпуск на маршруты. Были восстановлены ранее закрытые линии, а инвентарь пассажирских троллейбусов увеличился с 45 до 104 единиц.

На улицах троллейбусы смотрятся нарядно. Возможно, по истечении определенного времени внешний вид изменится, но сегодня троллейбусы в Душанбе выглядят современным, опрятным и дисциплинированным видом городского пассажирского транспорта.

Типичная окраина Душанбе. На заднем плане арка, подобные установлены при въезде в столицу Таджикистана из разных районов
Сквер у железнодорожного вокзала собирает много автобусов, троллейбусов и маршруток

Проезд в троллейбусе происходит по своим, отдельным правилам, отличным от автобусов и маршруток. Вход в пассажирский салон осуществляется через все три двери, причем оплатить свой проезд пассажир должен сразу при входе. Это напоминает московское АКСП, но в азиатском исполнении. В качестве турникетов в Душанбе служат мальчики в возрасте от 14 до 25 лет, которые блокируют одну из двух створок, а вторую не закрывают и через нее пропускают пассажиров. Сначала они дают выйти людям, затем, собирая деньги, пропускают пассажиров в салон троллейбуса. Кроме кондукторов и водителя в троллейбусах есть так называемый «ручной штангоуловитель», хотя по всем правилам, в том числе и по технической эксплуатации троллейбуса, проезд на крыше при поднятых штангах запрещен. В Душанбе как-то спокойно решают этот вопрос: пятый член экипажа следит за тем, чтобы штанги стояли на проводах. Последние 15 лет контактная сеть в городе находится в аварийном состоянии, местами сильно провисает. На крупных перекрестках с оживленным движением троллейбус идет в типичном для Азии стиле. При подъезде к перекрестку водитель разгоняется, и перекресток с большим количеством троллейбусных крестовин и стрелок пересекает на очень высокой скорости. При этом человек на крыше хватает веревки штанг троллейбуса и оттягивает их от контактного провода. После пересечения перекрестка троллейбус останавливается, человек на крыше устанавливает токосъемники штанг под провод и пинает ногой по крыше, давая водителю знак, что можно ехать дальше. Со стороны эта нелепость выглядит захватывающе, но, привыкнув, перестаешь удивляться.

Немногочисленные автобусы Ikarus-280 работают в спальных районах без заезда в центр
Все автобусы выкрашены в зеленый цвет, что означает их принадлежность к государственному автобусному парку
Автобусы «Таджикистан» ЧАЗ-322312-01 немногочисленны и, как правило, принадлежат  частникам или организациям. Все они светлого тона с синими полосками, но в редких случаях встречаются и полностью белые

Палочка-выручалочка

Автобусный транспорт столицы в 2000-е годы получил второе рождение. После топливного кризиса начала 1990-х годов весь парк муниципальных автобусов был списан, тогда же автобусы частично переоборудовали в троллейбусы. Из автобусов, купленных в 1990-е годы, сохранились сочлененные венгерские Ikarus 280. Весь остальной подвижной состав был приобретен с 2002 по 2006 год. Наряду с российскими автобусами большой вместимости ЛиАЗ-5256 в Душанбе работают индийские Tata, корейские Nyundai и китайские Huanghai. Советские автобусы средней вместимости ПАЗ-672 и КАвЗ, а также пригородные «Икарусы» красного цвета эксплуатируют на пригородных маршрутах или ночных междугородных рейсах.

Китайские автобусы Huanghai DD6101 HSK явно дорабатывают последние дни, так  как их чаще можно встретить где-то сломанными на линии, чем на маршруте с пассажирами
С советских времен на междугородных  маршрутах трудятся старички Ikarus-255, окрашенные в классический для тех лет бело-красный цвет

Индийские или корейские микроавтобусы выручают в вечернее время суток, связывая отдаленные районы города с крупными пересадочными узлами, работают до 23 часов. По неписанным правилам города троллейбус – транспорт первой половины дня, а автобус и маршрутки – второй.

Особенность местных маршруток – в переменчивости линии движения в зависимости от пассажиров. Если маршрутка наполнена полностью, то к месту назначения она может двигаться не по традиционному маршруту, а по другим улицам, укорачивая расстояние. В этом есть и плюсы и минусы. Хорошо, что пассажир быстрее прибудет, куда ему нужно, но по трассе следования маршрутки люди могут ожидать ее, не зная, что водитель решил сократить путь. На первый взгляд кажется, что этот вид транспортных услуг никем не контролируется.

Самая большая свалка в мире из старых троллейбусов ЗИУ высотой с трехэтажный дом – на территории 1-го троллейбусного парка
Немногочисленные автобазы, которые сохранились в Таджикистане эксплуатируют старые советские машины и небольшое количество китайских
Машина по ремонту контактной сети троллейбуса, принадлежащая службе энергохозяйства троллейбусного управления

Когда невозможно дождаться маршрутки, единственным транспортом становятся частники. Государственные таксомоторные парки не работают и по городу курсируют только «бомбилы».

Нельзя оставить без внимания дороги Таджикистана. Бывая в Грузии, Азербайджане, Армении, Узбекистане и других зажиточных и не очень республиках бывшего Советского Союза, я пришел к выводу, что таких плохих дорог, как в городах Таджикистана нет нигде. Иногда мягче двигаться по степным кочкам и земле вдоль дороги, чем по так называемому полотну. Замечу, что в дни моего визита на многих участках крупных трасс работали турецкие дорожные рабочие, и, возможно, уже сейчас ситуация стала лучше.

Душанбе живет, развивается вместе с ним и городской транспорт, который шагает в новое время передовых технологий, но при этом во всем чувствуется восточный колорит.

На территории 2-го троллейбусного парка
Группа электриков и водителей 1-го троллейбусного парка Душанбе. Эти люди обеспечивают стабильную работу городского электрифицированного транспорта
Комментировать ... >>