С вами в рейсе
Меня прозвали Дальнобойщицей за мое пристрастие к путешествиям...автостопом. Я работающая пенсионерка и в свободное время путешествую по миру на «дальнобойных» машинах. Кое-кто считает такие путешествия опасными, но за все время, что я провожу в дороге, со мной ничего не случилось. Мало того, я получаю огромное удовольствие от встреч с новыми людьми, массу впечатлений от удивительных, красивых и интересных мест. А самое главное – чувство свободы, которое я испытываю, когда, выходя на трассу, поднимаю руку для «голосования».
Легковые машины я провожаю равнодушным взглядом. Я знаю, они не остановятся. В этих автомобилях дети, домашние животные, стройматериалы, рассада – обыватели едут на дачу. И места для вольного путешественника в этих машинах нет. Правда, останавливаются иногда «деньгопросы», но и это не для меня. Откуда у российского пенсионера деньги? Маленькая пенсия не дает возможности путешествовать с комфортом. Стою на обочине дороги и жду, когда затормозит около меня большая машина. Путешествовать на «дальнобойных» автомобилях – целая наука. Надо знать, на каком участке дороги можно голосовать, чтобы остановить фуру, а где нельзя. Необходимо быть хорошим психологом и в короткий промежуток времени определить, можно ли доверять водителю.
За годы моих путешествий я прониклась уважением к водителям больших машин. Это очень смелые и сильные люди. На дорогах всякое случается. Сколько раз эти парни подбирали меня в пути, и я ехала, куда мне было нужно. И всегда я чувствовала, что попала к добрым и близким друзьям. Они и накормят, и поговорят, и предоставят ночлег, если нужно. Может быть, в их речи встречаются грубые слова и шутки не всегда изящны, но все же они славные ребята!
Жизнь на колесах трудна, особенно у нас в России. На Западе хозяева следят, чтобы водитель четко придерживался режима вождения. Определенное количество часов – в пути, остальные – на отдых. Отведено время на сон и еду. Всё фиксируют нужные приборы, а водители ведут записи в журналах. А в России водитель часто едет без сна и отдыха в одиночку – ведь с напарником придется делиться, а каждый хочет заработать больше.
Однажды на дороге, между Вытегрой и Медвежьегорском, я села в кабину КамАЗа. Водитель вез груз из Краснодара в Беломорск. Трое суток в пути. Один. Недосыпал. Чуть-чуть недотянули до Беломорска – каких-то 50...70 км, а водитель уже не мог бороться со сном. Давно отъехали от последнего поста ГИБДД, где можно было остановиться и переночевать. А впереди населенные пункты встречаются очень редко. Где ночевать-то? Так и свернули с трассы за ближайшие деревья, чтобы лихие люди с дороги не обнаружили нас. Выпил мой возница 200 г винца, сунул под подушку пистолетик и заснул до утра. Вот такой комфорт и безопасность по-русски.
Еще случай был! В тот раз я добиралась автостопом из Москвы в Нерюнгри – на восток, в Якутию. За Барнаулом остановила две фуры. Ребята ехали в паре, везли арбузы из Казахстана в Иркутск. Взяли меня с собой. У одного водителя в кабине ехал 6-летний сынишка. Очень подвижный малец. Пришлось мне приглядывать за непоседой, так как дорога оказалась очень сложной. На протяжении всего пути до самого Иркутска на головной машине постоянно прокалывались шины. В общей сложности сменили 19 колес. Чем дальше на восток, тем меньше машин, станций автосервиса, автозаправок и стоянок для отдыха. Это в Центральной России на южной трассе сплошной полосой стоят АЗС, гостиницы, кафе и благоустроенные стоянки, а рассчитывать на помощь в Сибири не приходится. Обливаясь потом в полуденную августовскую жару, меняет шофер одно колесо за другим. В дороге задержка – значит, теряется время и заработок. Приходится наверстывать упущенное время за счет езды ночью. Накапливается усталость от постоянного недосыпания, жары, тяжелого труда. А еще постоянные остановки сотрудниками ГИБДД и вымогательство денег и арбузов. Так мы ехали две недели. Я очень устала. А каково же было водителям!
Этот случай произошел в октябре 2001 г. на юге. Дорога из Волгограда в Махачкалу. Машина, в которой я находилась, везла государственный груз – пластмассу. По центральной части России ехали спокойно, без приключений. К вечеру прошли проверку на посту ГИБДД, где соединяются границы трех республик: Российской Федерации, Дагестана и Чечни. Я первый раз в жизни увидела блок-пост, или пропускной пункт, Чеченской Республики: мешки с песком, железобетонные плиты, колючая проволока и солдат с автоматом. Все это выглядело грозно и внушительно. Едем дальше. Уже начало смеркаться, когда нас догнали два легковых автомобиля и потребовали остановиться. Из одной машины вышел человек в форме майора милиции и попросил открыть фургон. Объяснил водителю, что, мол, документы на посту проверили, а груз не досмотрели... А кругом кроме нас ни души – темная южная ночь и ни одного огонька, говорящего о том, что поблизости есть какое-то жилье. Мой водитель оказался умным человеком. Не открывая дверей кабины, предложил добраться до первого фонаря, чтобы показать груз. Что, мол, можно увидеть в темноте? Так и сделали. Обе машины нас сопровождали «почетным» эскортом.
Одна впереди, другая сзади. Но вот впереди показался огонек. Мой водитель нажал на «газ». И началась погоня. Нас пытались прижать к обочине, остановить, но близко к фуре подходить на легковых машинах побоялись. Фургон был тяжело нагружен, его мотало вправо и влево. Через какое-то время мы заметили: погоня исчезла. А вскоре подъехали к очередному посту ГИБДД. Там рассказали о том, что с нами произошло, передали записанные номера машин, преследовавших нас. Проверив по компьютеру номера, милиция сообщила, что у них на службе таких автомашин нет. Это были бандиты. Их объявили в розыск, а мы спокойно добрались до Махачкалы.
Я описала только три случая из жизни дальнобойщиков. За десятилетие своих путешествий я повидала их немало. Мужество, сила духа, выносливость этих работяг всегда вызывали у меня уважение. Спасибо вам, парни, за гостеприимство и доброту душевную, спасибо, что не проезжаете мимо человека с рюкзаком, голосующего на обочине дороги.