MAN TG-A: Москва – Санкт-Петербург – Москва
Сравнительно недавно сотрудники российского представительства MAN говорили, что автомобили Trucknology Generation не для нашей страны. А теперь MAN Nutzfahrzeuge AG предлагает эти автомобили не только в качестве магистрального тягача, но и как шасси для самосвалов и других специализированных надстроек. И уже немало MAN TG-A бегает по российским дорогам. Значит можно посмотреть на титулованного «немца» прямо в деле. В рейс!
Загрузить за 180 минут
Шасси 6х2 с короткой кабиной в составе автопоезда |
Вторник. Стрелки часов показывают начало одиннадцатого утра. Я и Виктор Карачков – один из водителей компании «Логистика и транспорт» – находимся на территории таможенного терминала «ВИГ Плюс» в Южном порту столицы. Сегодня мы отправляемся в Санкт-Петербург на магистральном тягаче MAN TG-A (4х2) в сцепке с трехосным 82-кубовым полуприцепом Schmitz с грузом Martini Bianco. «А во сколько точно отправление?» – спрашиваю у Виктора. «Если точно, то отправляемся сегодня, а когда именно… – он пожимает плечами, – загадывать при наших условиях работы бесполезно. Автопоезд – не Красная Стрела…». Погрузка была назначена на десять утра, но провозились с оформлением документации, и ворота таможенного терминала мы покидаем только в час дня. Не худший вариант, если вспомнить, что норма при ручной погрузке около 3 т в час, а грузоподъемность автопоезда 26 т…
Температура за бортом –1°С. Осадков нет и, по уверениям синоптиков, не ожидается, но пока едем по Москве под колесами то мокрый асфальт, то снежно-соляная «каша» – за минувшие выходные выпало много снега. Направляемся на таможенный склад на Новорижском шоссе, где груз еще должен получить штамп «Для междугородных перевозок».
На стоянке, около полуночи |
Время обеденное и движение очень интенсивное. Примерно через полчаса выезжаем на МКАД. Автопоезд уверенно набирает ход, и мы постепенно вливаемся в транспортный поток. И здесь рейс едва не прервался, толком не начавшись. Внезапно перед нами резко, на «юз» тормозит с 60 км/ч потрепанный МАЗ с не менее потрепанным полуприцепом. Виктор тоже жмёт тормоза «в пол», и наша кабина останавливается в нескольких сантиметрах от «страхового случая». Надо же, страшный-то МАЗ страшный, а тормоза хорошие. Переведя дыхание, Виктор говорит:
– Городские власти построили широкую скоростную кольцевую дорогу. Хорошо. Но почему нет разгонной полосы, почему до сих пор ряды не разделены по скорости движения? Почему автоинспекция чаще останавливает такие машины как MAN, а не такие, как этот МАЗ, поросший вековой грязью? «А что мне с него взять?» – это что, тот ответ, который я должен слышать? Что и говорить, даже на легковушке езда по МКАД днем – хорошая проверка нервной системы. Виктор продолжает:
– Эта дорога – испытание, главным образом, не для нас, водителей, а для наших автомобилей. Двигатель, тормоза, электроника – здесь все работает на пределе. Настоящий полигон! Ужесточить ПДД? Это не поможет, пока в России не будет культуры вождения. И что такое ПДД? Правила, за нарушение которых многие – «маячки», богачи – не несут никакой ответственности. Платят штрафы и снова за старое. А в Европе нет ПДД, там есть Закон. А перед ним все равны. Вот что нам нужно…
Правда о MAN
Штатный сотовый телефон Nokia с пакетом hands-free |
До Новорижского шоссе мы добрались за час с небольшим. Сейчас три часа дня, еще немного и начнет темнеть. Значит, большая часть сегодняшнего пути на Санкт-Петербург придется на темное время. Получив вожделенный штамп, на кольцевую уже не возвращаемся. Объезжая труднопроходимый в это время участок «Ленинградки», двигаемся дальше по Новорижской до «второй бетонки», и уже по ней – на питерскую трассу.
Блок управления электроприводами «стекол» и наружних зеркал |
– Пробки, плотные транспортные потоки, сумасшествие на Московской кольцевой… Виктор, насколько ваш TG-A приспособлен к работе в таких условиях?
– Идеально. Двигатель 12,8-литровый, Euro-3, 460 сил, мощности хватает при любой загрузке. Тормоза тоже без изъянов – дисковые, с ABS и электронной «педалью». Есть ASR и ESP, блокировка дифференциала. Кроме того, ретардер – тормоз-замедлитель, встроенный в «коробку». В чем можно было бы упрекнуть разработчиков TG-A? По трансмиссии – передачи переключаются жестковато. Да и сам рычаг расположен не очень удобно – до него нужно тянуться, потому правая рука постоянно в «подвешенном состоянии», устает быстро. По управлению больше нравятся Volvo F12 и FH12, на которых я прежде работал: у них и радиус поворота меньше, и маневренность лучше. Кабина TG-A, на мой взгляд, узковата. Хотя, это все придирки, TG-A автомобиль хороший, очень хороший. Просто душевности ему не хватает, что ли… А еще, вот парадокс: европейские производители все делают для своих, при этом водители- «капиталисты» не ночуют в грузовиках! Знаю по личному опыту работы на международных перевозках. А мы в своих машинах и днем и ночью, и комфорт здесь должен быть на уровне.
В крыше – сдвижной люк с электроприводом |
Внешне TG-A довольно эффектен. Дизайн кабины решен в очень оригинальном стиле. И как яркие штрихи – фары ближнего света с ксеноновыми лампами и дудки исполинских размеров. Полуприцеп, как и тягач, окрашен в ярко-желтый, фирменный для «Логистики и транспорта» цвет.
С интерьером кабины обратная ситуация. Приборная панель, органы управления – все здесь решено в более сдержанном стиле, но панели из очень качественного «мягкого» пластика. Комбинация приборов с небольшим ЖК-дисплеем бортового компьютера и диагностической системы. Клавиши управления основными бортовыми системами – на приборной панели. Над ветровым стеклом два больших ящика, радиоузел, тахограф. На нашей машине есть климат-контроль, автономный отопитель и предпусковой подогреватель Webasto, CD-проигрыватель, сотовый телефон hands-free, два спальных места (под нижней койкой ящики и холодильник), полный набор электроприводов, наружные зеркала с электроподогревом, водительское сиденье на пневмоподвеске.
Один из многих |
«Логистика и транспорт» использует TG-A в междугородных перевозках в пределах России. Наиболее частые маршруты – на Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород. Грузы, перевозимые наиболее часто, – жевательная резинка, различные инструменты для строительства, посылки и бандероли почтовых операторов, запасные части для автомобилей. За машиной закреплен экипаж из двух водителей, работающих поочередно, – Виктора и Андрея Маноха.
Проверка сном
Движемся со скоростью 60–80 км/ч. Благодаря пневматическим подвескам обоих мостов и кабины плавность хода машины такова, что о качестве покрытия российских дорог задумываешься только при проезде глубоких выбоин. Автопоезд полностью загружен, но резвости не теряет: обгоны проходят без большого напряжения, за один прием обгоняем один-два автопоезда и успеваем вернуться в свой ряд до сколько-нибудь опасного приближения встречных машин.
Выезд по «обходной технологии» |
В 17.30 выезжаем из Клина на Ленинградское шоссе, около восьми вечера»причаливаем» в Большой Киселевке, чтобы поужинать и перевести дух. В 23 ч прибываем на стоянку в 280 км от Санкт-Петербурга, и устраиваемся в кабине на ночлег. Здесь и истекают последние минуты вторника.
Как чувствует себя человек после сна в кабине TG-A? Никаких упреков – койки здесь что надо: в меру жесткие, и по размерам хороши (говорю как человек ростом 1,85 м). Единственное «но» – после первых суток, безвылазно проведенных в кабине, оказалось, что спинка пассажирского сиденья слишком уж прямая, назад ее сильно не откинешь – упирается в нижнюю полку.
Над ветровым стеклом – радиостанция и тахограф |
Да здравствуют…
Среда для нас с Виктором наступила в 5 ч утра. Через полчаса после подъема отправляемся в путь. За ночь температура на улице снизилась до трех – четырех градусов мороза. Этого оказалось достаточно, чтобы трасса покрылась льдом. При разгонах и торможениях на комбинации приборов начинается суетливое мельтешение сигнальных ламп: все установленные электронные системы на страже активной безопасности: ASR, ESP, АБС… А с плотно обнесенной снегом стоянки мы смогли выехать только благодаря блокировке дифференциала… Хотя и это не помогло добраться до города на Неве быстрее остальных…
В половине девятого встречный водитель передает по радио: «Всем кто на Питер: между Трубняковым Бором и Помераньем – пробка. Легшая на бок «фура» перекрыла дорогу в двух направлениях. Проезжим остался только крайний правый ряд на Москву»… Виктор констатирует, что «это как минимум на 2-3 часа», и, как впоследствии выяснилось, оказался прав. Я выхожу на дорогу, и едва удерживаюсь на ногах, под ними сплошной лед! В это время между водителями «вставших» автомобилей разыгрывается театрализованное действо по радиосвязи. «Да здравствуют питерские коммунальщики и работа с девяти до шести! Они спят – мы стоим. И нет, чтобы посыпать дороги заранее! Зажрались! Новгородские дорожники – нищие, у разбитого корыта, но и то работают, а не спят до обеда».
На центральной консоли – CD-проигрыватель, блок управления основными бортовыми приборами |
К тому моменту, когда нецензурная полемика приближается к вопросам культурного поведения на дорогах, и «благодарности» новому мэру Санкт-Петербурга, наступает 11 ч, и мы снова отправляемся в путь. Еще через пару часов въезжаем в Питер, и направляемся в промышленную зону «Парнас» на разгрузку.
Обстановка на петербургских дорогах тоже не лучше. Из-за отсутствия разметки на большинстве улиц, включая центральные, водители редко соблюдают рядность, да так и норовят подлезть под грузовые автомобили. Вечер второго дня рейса коротаем в кабине на очередной стоянке.
Мнение об удобстве спальных мест TG-A – по состоянию на девять утра в четверг, не изменилось. Местный представитель «Логистики и транспорта» сообщил, что к 12.00 мы должны быть в Морском рыбном порту для загрузки морепродуктами. Предчувствие не обмануло: покидаем порт в 18.30… и лишь с 10 т груза (замороженная рыба в вакуумной упаковке). И это уже перебор, даже по нормам ручной погрузки.
Рабочее место водителя: рулевая колонка в «отдыхающем» положении |
Остатки оптимизма сохраняются лишь благодаря отсутствию осадков. Километры монотонно сменяют друг друга каждую минуту или даже чуть раньше, пока эту размеренность не разрушают обстоятельства. В Ульяновке (час езды от Питера) пятикилометровая пробка из-за серьезного ДТП. Ее преодолевали 1,5 ч. Благо, это препятствие оказалось единственным на пути в Москву.
Пьем, паримся и развлекаемся!
Разговор – хорошее лекарство от сонливости. На обратном пути в Москву Виктор как-то спросил:
– Ты смотрел фильм «Дальнобойщики»? Вот где можно узнать о том, как работают такие водители как я! Шедевр!
– Честно говоря, я лишь краем глаза видел конец какой-то серии. Помню было там про…
– Как же так? Автомобильный журналист и не видел такой картины…
– ...
– Если бы ты посмотрел хоть серию, то обязательно бы узнал, что водители-дальнобойщики чаще парятся в бане с девицами, чем крутят «баранку», возят на спальнике кого ни попадя (что запрещено!), а еще у них большая «дружба» с придорожными путанами, море водки и много всего интересного...
– Так кто же он, современный водитель-дальнобойщик? Если работает на MAN TG-A или автомобиле аналогичного класса, то он не тот мужик с руками по локоть в масле, который не столько ездит, сколько ремонтирует машину, в том числе и на обочине. Он тот, кто РАБОТАЕТ на автомобиле, следит за пробегом, оставшимся до очередного ТО, периодически заливает омывающую жидкость в бачок под фронтальной решеткой и не более того.
Автомобиль? Если посчитать часы, проведенные в ожидании, учесть далеко непростые погодные и дорожные условия – рейс выдался очень сложным. Пытаясь на пару с Виктором оценить сильные и слабые стороны MAN TG-A, мы пришли к единому выводу. Современные магистральные тягачи европейских производителей в большинстве своем очень близки по комфортабельности кабины, ходовым качествам и легкости управления, богатству комплектации. Различия между ними сводятся к цене, демократичности условий продажи, развитостью сервисной сети и другим факторам, завязанными, главным образом, на экономике. Каков тягач – таков водитель.