Троллейбусный транспорт города Сухуми
Сухуми – столица непризнанной Республики Абхазия, которая де-факто существует на карте мира последние 15 лет как независимая, де-юре входит в состав Грузии. Транспортные перевозки в крупных городах республики осуществляются в основном микроавтобусами «ГАЗель», Mercedes-Benz и старенькими латвийскими «рафиками». На междугородных маршрутах встречаются классические красно-белые автобусы Ikarus, оставшиеся в наследство со времен СССР, и старые, бэушные иномарки.
Железнодорожный транспорт Абхазии находится в полном упадке*. Пассажирское сообщение от Сухуми в сторону Тбилиси было прервано ещё в 1993 году, а железнодорожное полотно и контактный провод на некоторых участках были разобраны. Абхазская электричка с перебоями два раза в день курсирует от Сухуми до приграничной с Россией станции Псоу, но с недавних пор в связи с постоянными авариями на тяговой подстанции электричка ходит до города Гудаута.
Отдельного внимания заслуживает подвижной состав абхазской железной дороги. Три пассажирских вагона электропоезда ЭР-2 таскает один из трех сохранившихся электровозов ВЛ-8. В вагонах электрички практически отсутствуют стекла, привод дверей не работает, т. е. по сути вагоны нерабочие и служат как грузовые, в которых перевозят людей и многочисленные грузы.
* Статья написана до ввода железнодорожных войск МО РФ в конце мая 2008 г. (Ю.П.)
Троллейбус в Абхазии был построен в 1967 году и работает только в городе Сухуми. Хотя если быть точным, то один из городских троллейбусных маршрутов (№ 2) проложен и в пригород столицы, минуя село Мачара Гульпришского района, он доезжает до поселка Тхубун (бывший Каштак), который расположен по дороге в аэропорт (сухумский аэропорт официально не работает, однако по городу курсирует микроавтобус иностранного производства с аршинными буквами «Абхазские авиалинии»). Максимальное количество троллейбусных маршрутов в Сухуми в советские времена достигало 4 линий. После грузино-абхазского конфликта 1992–1993 гг. в городе действовало 2 линии, и лишь в середине 2005 года с приходом нового подвижного состава были восстановлены линия № 3 и № 4.
О работе троллейбусного транспорта города Сухуми я разговаривал с начальником троллейбусного управления Харазия Александром Борисовичем.
«Ситуация сложная! – именно с этих слов Александра Борисовича начался наш разговор. – В первую очередь вызывает опасение работа тяговых подстанций. На существующую маршрутную сеть протяженностью чуть больше 40 км действует 4 тяговые подстанции. Дата ввода в эксплуатацию первой подстанции – 1967 г., последней – 1975 г. Капитальный ремонт, а тем более полная замена электрооборудования, и в первую очередь трансформаторов и выпрямителей, не производился с момента начала их работы. Все подземные фидеры, которые питают контактную сеть, вышли из строя и фактически подача электроэнергии осуществляется по аварийной схеме (по жгутам, смонтированным напрямую от конактного провода к тяговой подстанции), что крайне небезопасно для города и его жителей».
Харазия Александр Борисович. Его, бесспорно, знают почти все жители Сухуми, если не сказать всей Абхазии. Родился в 1938 г., в 1966-м закончил Харьковский институт инженеров коммунального строительства по специальности «городской электрический транспорт». По распределению был направлен в Ашхабад, где проработал год в троллейбусном парке, откуда в августе 1967 г. вернулся в Сухуми и работал на строительстве первой очереди троллейбусного маршрута. 1 ноября 1967 г. был назначен начальником ремонтных мастерских троллейбусного парка, в марте 1973 г. – на должность главного инженера, а с 1987-го – начальником Сухумского троллейбусного управления.
Последние в закавказье
В 1993 г. после окончания грузино-абхазской войны, когда город был полностью разрушен, а восстановление троллейбусного движения было под вопросом, сложно было даже представить, что через несколько лет сухумское троллейбусное предприятие станет одним из лидирующих в закавказском регионе. На общем фоне, когда в Азербайджане, Армении и Грузии шло массовое сокращение числа троллейбусов, активно демонтировали воздушные троллейные провода, в Сухуми искали возможности возродить электротранспорт.
Тяжелые будни, а скорее годы существования сухумского троллейбусного хозяйства начались в сентябре 1992 года, когда в Абхазию пришла война. Коллектив троллейбусников составлял более 200 человек, в городе работало 4 маршрута, по которым курсировало от 40 до 45 троллейбусов. До штурма Сухуми в сентябре 1993 г. троллейбусное движение не прекращалось, однако были случаи, когда во время бомбежек троллейбусы оказывались в очаге удара. По воспоминаниям жителей, которые пережили войну в городе, троллейбусы работали по направлению от рынка до Нового района и до поселка Каштак. При налете авиации движение останавливалось само собой, а уже потом за брошенными троллейбусами приезжали их водители и буксировали в парк. За время грузино-абхазского конфликта пострадало два троллейбуса: ЗИУ-682Г-012 с городским № 103 при заезде в троллейбусный парк был полностью разрушен в результате прямого попадания снаряда и Škoda 9Tr с № 85, который был поврежден тоже во время бомбежки.
В конце сентября 1993 г. началось почти трехмесячное восстановление троллейбусного движения под руководством начальника троллейбусного предприятия А.Б. Харазия. В канун нового 1994 г. собственными силами было возобновлено движение по маршруту № 1, связавшему Новый район и центральный рынок. В январе 1994 г. был восстановлен участок маршрута № 2 от маяка до санатория Министерства Обороны. В результате военных действий почти на 10 лет прекратилось движение троллейбусов в железнодорожный поселок и в пригород Сухуми, поселок Каштак Гульпришского района.
Актуально
В 1990 г. в Закавказье было 19 городов, где эксплуатировался городской наземный электрический транспорт. В 2000 г. число городов сократилось до 18, но при этом в оставшихся хозяйствах существенно была сокращена маршрутная сеть. К концу 2007 г. в трех бывших республиках Советского Союза – Азербайджане, Грузии и Армении осталось 7 городов, где действовал только троллейбусный транспорт, но только в Ереване, Рустави, Гори и Сухуми он работал ежедневно – с 8 до 15 часов. В Чиатуре, Кутаиси и Зугдиди троллейбусы работали нерегулярно, иногда перерывы в работе этого вида транспорта достигали до нескольких месяцев.
Рука помощи
Поддержали троллейбусное хозяйство Сухуми города Москва и Майкоп. Благодаря распоряжению правительства Москвы и лично мэра столицы Ю. М. Лужкова в Сухуми два раза отправляли партии троллейбусов из Москвы. В 2003 г. это были два стареньких ЗИУ-682Г-012 1993 г.в., а вот в 2005 году гуманитарная помощь была уже солиднее. Московские транспортники передали в дар десять ЗИУ-682Г-016 последних поставок, которые эксплуатировались в столице с 2002 года. Перед отправкой в Сухуми все троллейбусы были тщательно отобраны специалистами ГУП «Мосгортранс», затем их передали на МТрЗ для проведения косметического ремонта салона и кузова.
Электротранспортники Адыгеи в 1998 г. подарили один троллейбус, правда, машина была 1987 г. в. и долго проработать не смогла, уже через год ее списали. Второй троллейбус из Майкопа сухумцы уже приобрели за деньги. В канун Дня Победы 6 мая 2003 г. на территории троллейбусного депо прошла церемония передачи капитально отремонтированного троллейбуса. Обошелся новый троллейбус в 420 тыс. руб. и прослужил до пожара весной 2007 г. Именно белоснежный троллейбус майкопского производства, носивший в Сухуми № 02 ночью подожгли мальчишки, которые на следствии сказали, что они хотели посмотреть, как будет гореть большая машина.
«Все прошедшие годы, – говорил Александр Борисович, – были временем испытания. Каждый день требовалось работать с полной отдачей, так как проблем много. Утром троллейбусы выпустили на линию, а через несколько часов половина из них уже встала где-то из-за поломки. Да и выпуском рабочий электротранспорт назвать можно с натяжкой. В середине 2000-х годов на два маршрута мы давали 10 троллейбусов, но реально весь день работало не более пяти. Помогла Москва! С приходом новых троллейбусов удалось наладить работу. Городская администрация установила план – 12 троллейбусов на четыре маршрута. Но фактически выпускали 9–10, остальные из-за отсутствия запасных частей стоят в парке».
Троллейбусное движение в городе было открыто в 1967 году. Инициатором строительства троллейбусного транспорта в приморском городе в середине 1960-х годов выступил Л. И. Колбая, который впоследствии возглавил штаб по строительству сети, а после пуска движения стал первым начальником троллейбусного депо. Здание ремонтных мастерских и административный комплекс депо были построены и введены в эксплуатацию в 1973 г., до этого троллейбусы стояли и ремонтировали их прямо на улице на специально отведенной для них площадке.
Подвижной состав
В 1980-е ежедневно на линию выходило 32–35 троллейбусов. В среднем срок службы одного троллейбуса, изготовленного на троллейбусном заводе им. Урицкого, составлял не более 3,5–4 лет, чехословацкие Škoda 9Tr в среднем работали по 5 лет. Такие сравнительно небольшие сроки службы подвижного состава были вызваны тем, что ремонт троллейбусов производился от случая к случаю и зачастую троллейбусы работали на износ, после чего им на смену приходили новые. В 1967 г. троллейбусное движение в Сухуми открывали несколько машин марки ЗИУ-5Г. Им на смену в 1970-е годы начали поступать ЗИУ-682Б, ЗИУ-682В, а с конца 1970-х и иностранные троллейбусы Škoda 9Tr. В 1987 г. в Сухуми поступило два троллейбуса Škoda 14Tr. Последние три новых троллейбуса с завода имени Урицкого поступили в мае 1991-го. С тех пор по декабрь 2004 г. новые троллейбусы в Сухуми не поступали.
Сухуми – город контрастов
Центральная, историческая часть Сухуми, впрочем, как и спальные районы, за 15 лет после окончания войны практически не восстановлены. Разрушенные танковыми снарядами и разграбленные жилые дома составляют почти 50 % в городе. Светофоры на улицах остались еще с советских времен, но их наличие носит формальный характер – ведь последние 15 лет они не работают. Движение на узких сухумских улицах (самая широкая из которых имеет четыре ряда, по два в оба направления) регулируется самими водителями, которые уступают друг другу дорогу. Только у центрального рынка – место, где утром собирается, наверное, половина города, стоит регулировщик дорожного движения. Одна из его обязанностей выпускать троллейбус из так называемого кармана, куда он заезжает для посадки и высадки пассажиров. Несмотря на то что улицы в городе узкие, на наиболее загруженных в советское время вылетных трассах в сторону Сочи и Тбилиси были построены подземные переходы. С уменьшением уличного движения в 1990-е годы жители города ими не пользуются. Основное время года переходы затоплены водой или в них сваливают бытовой мусор жители окрестных домов.
Сегодня Абхазия постепенно меняется. Пройдет еще несколько лет, и Сухуми станет обычным приморским городом, где по-прежнему будут пальмы, горы и троллейбусы.