Ночные красоты Сучжоу
Новостройки Сучжоу
Загрузка по-китайски
Такие устройства встречаются довольно часто
| Впечатления о поездках на зарубежные предприятия обычно стараются уложить в некий отчет, репортаж обзорно-технического характера. Что выпускают, да как, да какой нынче ожидается объем выпуска, да какие виды на урожай… За рамками таких материалов остается много интересных наблюдений о стране, ее жителях, архитектуре и т. п. Особенно если речь идет о Китае – стране, наводнившей весь мир своими изделиями, но от этого не ставшей более понятной. Хочется перефразировать известное изречение: «Каждый народ достоин своего автопрома». Так что за народ создал китайский автопром? Что еще мы можем от него ожидать? Конечно, пятидневный тур не может дать сколько-нибудь полного представления о любой стране. А для Китая, пожалуй, и жизни будет мало. Но я рад и такой возможности, рад первому, поверхностному впечатлению, оставшемуся от маршрута Шанхай–Суджоу–Мааншань–Шанхай. Что поражает новоприбывшего в международный аэропорт города Шанхай? Размеры и толпы народа. Размер правильный, вполне соответствует городку с 16-миллионным населением. Это официально 16 миллионов, а сколько жителей на самом деле? Шанхай самый крупный город КНР. Кстати, паспортный контроль наша группа русских туристов прошла через стойку «для граждан КНР», где очередь покороче (!). И никто из служащих не выказывал неудовольствия и не взывал к порядку. Но мы не стали задерживаться в Шанхае, оставив его на сладкое, покинули гостеприимные залы аэропорта и… окунулись в буквальном смысле в парную. Температура 38, влажность 100%, да какие там 100, все 120. Видимость в лучшем случае метров сто, далее все застилает туман. И как здесь люди живут? Обливаясь, ищем укрытия у кондиционера в микроавтобусе. Наш сопровождающий от завода Higer участливо сообщает, что в августе вообще-то прохладно, а вот в июле… Воображаю, ЧТО там творилось в июле! Наш сопровождающий – сухонький китаец лет пятидесяти – на заводе «большая шишка», можно сказать, ответственный за отношения со всем российским рынком. Еще в советские времена он учился в Москве, где и постиг великий, могучий русский язык… и особенности менталитета. Такие доки сейчас в большом почёте. Впрочем, сейчас ценят спецов любого профиля – растущая экономика алчет их в больших количествах. А альтернативы непрерывному росту у компартии Китая просто нет. Хотя прирост населения отрицательный, перенаселенность остается большой проблемой, в том числе и в районе Шанхая. Несмотря на бурный рост промышленности и строительства с занятостью тут не все гладко. Большой потенциал для роста внутренней экономики видят во внешних рынках сбыта, и в первую очередь в России. И соседи покладистые, и рынок емкий, и непривередливые запросы в отличие от западноевропейского или американского. Как я понял из общения с руководством китайских автозаводов и китайской прессой, автопроизводители вынашивают планы 100%-ных и более темпов роста экспорта в Россию. Но еще более они заинтересованы в открытии в России сборочных производств. Предпринимательские круги обеспокоены гарантиями защиты инвестиций, защиты собственности, точнее, отсутствием гарантий. Этот фактор пока сдерживает их экспансию. Надо полагать, рано или поздно они преодолеют свою робость, и КАМАЗу придется совсем туго. Это слово они знают хорошо и намерены откусить у КАМАЗа изрядный кусок пирога. Но вернемся к предмету нашего путешествия. Первая стоянка ожидала нас в городе Суджоу, дорога до которого заняла часа четыре. Пересекли Шанхай по эстакадам на уровне пятого-шестого этажа. С одной стороны, эстакады вызывают и восхищение, и зависть. Быстро, без пробок, и не сказать, чтобы шоссе было таким уж широким – по четыре полосы в каждую сторону. И когда они успели все это построить. А с другой стороны, города не видели. Окружающие шоссе строения – серые скучные многоэтажные жилые дома, раскрашенные иероглифами заводы и пустыри в промежутках эстетического наслаждения не доставляют. Перспективы же скрывал такой плотный туман, что, казалось, в полдень царят сумерки. Границу Шанхая обозначил выезд на платное шоссе с пунктом оплаты. Далее последовало такое же четырехполосное шоссе, ровное, ухоженное, с разметкой и ограждением. По обочинам расположились заправки с предприятиями местной кухни и обширными стоянками, на которых можно наблюдать порой весьма занятные образцы китайского автопрома и иллюстрации того, как водители понимают термин «габариты». Встречные машины (99,9%) китайские и в подавляющем большинстве новенькие, хотя встречаются и развалюхи. Фуры нагружены так, будто водитель старался вместить на платформе железнодорожный вагон. Весь этот монстровидный воз обмотан ватином, увязан крупной сеткой и весит столько, что капотный FAW (потомок ЗИЛ-130) тянет ее из последних сил. И что характерно, для полиции все это в порядке вещей. Ожидал, что за границами Шанхая потянется сельская местность – фанзы, рисовые чеки и прочая пастораль. Ничего подобного. Город тянется и тянется, один населенный пункт переходит в следующий, и непонятно, есть ли граница между ними. И стройки, стройки, стройки… Китай выглядит огромным строительным конгломератом. Небоскребы возводят целыми кварталами. Строят новые дороги, многоуровневые развязки, реконструируют старые. Масштабы и строительства, и построенного поражают. Шутка ли, миллиард населения. И этому миллиарду нужна работа, жилье, дороги и прочая инфраструктура. Город Сучжоу с населением в пять или шесть миллионов вытянулся по берегам обширного озера и представляет собой смесь архитектуры разных времен. Центр застроен, вероятно, в 50–60-е годы и выглядит малореспектабельно. Застройка невысокая и порядком ветхая – хрущёвки китайской итерации. В первых этажах устроены бесчисленные лавки и закусочные. Зато новые районы громоздятся сплошными небоскребами. Есть и туристические местечки – парк некоего царедворца с живописными, заросшими лотосом прудами, мостиками, павильонами и прочей экзотикой ландшафтной архитектуры. В Сучжоу мы и познакомились с уличным движением. Китайские водители не утруждают себя соблюдением рядности и включением указателей поворота, снуя из ряда в ряд, а равно и разметки. По окончании рабочего дня в движение вливаются велосипеды и мотороллеры с электроприводом от аккумулятора. Кстати, велосипедистов не так много, как ожидалось. Остается только дивиться змеиной реакции нашего водителя. И что удивительно: при таком броуновском движении ДТП крайне редки, а редко встречаемые полицейские занимаются странным делом – регулировкой движения. Я бы не рискнул садиться здесь за руль. Московское движение представляется мне теперь строго упорядоченным, и тем более странным кажется такое количество ДТП. Наверное, надо есть больше перца. Китайский автопром производит достаточное количество внедорожников, и импорт никто не ограничивает, но на дорогах их не видно. Пару раз встречался Hover, а крутые европейские и американские паркетники вообще ни разу. Наверное, дорого. Стоит отметить сугубо потребительское отношение китайцев к грузовикам и вообще к машинам – лишь бы оно ехало и тащило свой воз из пункта А в пункт Б. А насколько машина комфортабельная, надежная и безопасная водителя не интересует. Поэтому и автопром такой. При широчайшем предложении конструкция и качество на уровне «лишь бы ехало, и подешевле». И вряд ли изменится при таком менталитете. Отсюда и низкий уровень импорта – 10 000 грузовиков в год при ввозной пошлине 15%. Дорого и слишком хорошо. Приведу еще такие факты. С 1 января 2008 г. Китай вводит нормы Euro 3. Своей нефти в Китае нет, преимущественно российская. При этом цены на заправках такие же, как у нас! Путь к следующему пункту нашего вояжа – городку Мааншань в 200 км от Шанхая, где базируется завод САМС, протекал по такому же четырехполосному автобану. Уже на подъезде к городу дорога сузилась до двух, потом до одной полосы, а на мосту вообще попали в реверсивное движение. Старое шоссе реконструировали и строили над ней мощную многоуровневую развязку. Мааншань – городок маленький, так наш пгт, всего 1260 тыс. жителей, не считая пригородов. Город молодой с современной застройкой, с металлургическим комбинатом и автозаводом САМС. Город стоит на берегу Голубой реки – Янцзы, имея прямой выход в море. Эту артерию мы имели удовольствие наблюдать с террасы древней пагоды, построенной на вершине сопки. У Мааншаня река раздваивается на два рукава и дальнего берега за туманом не видно. В Шанхай мы ехали по другой дороге, но точно такой, как предыдущие. В этот день впервые показалось чистое небо, и находиться на открытом воздухе стало совершенно невыносимо. Зато имели возможность насладиться видами Шанхая. Кстати, новые московские высотки копируют шанхайские небоскребы. Может, столичная мэрия их брала за образец? Только китайские высотки покрупнее и повыше. Между столбами новостроек жмутся двух-трехэтажные домишки и, судя по темпам градостроительства, им отведен недолгий век. В центре застройка плотная, много зданий колониальной архитектуры, наследованной от англичан. Столпотворение изобилует пробками. На светофорах скапливаются толпы велосипедистов, рвущихся с места «на зеленый» как болиды «Формулы-1». Дневное туристическое место – старый город – небольшой район древней архитектуры, может, сохранившейся, а может, и новодел. В нижних этажах устроены сувенирные лавки. В Шанхае любят иностранцев. Вежливенько так пристают, тянут за рукав: «Бэгз, воч, гёлз» («Сумки, часы, девочки»). В общем, любой каприз – за ваши деньги, причем в одном месте. Нищие же назойливы и сварливы. К ночи туристические массы перемещаются к смотровой башне, с площадки которой действительно открывается впечатляющий вид на подсвеченный ночной Шанхай. Вообще в Китае очень хорошо с освещением, не скупятся, видимо, с энергетикой все в порядке. Насладившись перспективами, можно спуститься, переехать на другую сторону широкой и полноводной реки Хуанхэ с интенсивным судоходством даже ночью, пройтись по пешеходной улице, выйти на набережную и полюбоваться небоскребами и башней, которую только что покинули. Этот вид стал практически визитной карточкой Шанхая. В гамму ночных звуков органично вплетаются удары кувалдой в очередном строящемся отеле и окрики строителей. На следующее утро отбываем в аэропорт. Путь туда подарил еще один приятный сюрприз. Аэропорт соединен с городом поездом-экспрессом на магнитной подушке: 30 км за 8 минут, максимальная скорость 431 км/ч! О китайской кухне. Нам сообщали, что кормят европеизированной китайской кухней. Если это европеизированная, то сколько перца они кладут себе? Приходить надо со своим огнетушителем. Прием пищи длится подолгу, часа по три, полсотни перемен блюд точно. Из экзотических отмечу черепаховый суп. Очень жирный и из чашки неаппетитно торчит когтистая лапа. Черепахи речные, их разводят на специальных фермах. Кушаний из обезьян, собак и змей на всякий случай подавать не стали. Сладкие блюда в китайской кухне отсутствуют, а на десерт могут подать какой-нибудь остренький супчик. Несмотря на длительную и обильную трапезу тяжести не чувствуется и через пару часов можно снова усаживаться за стол. А покушать китайцы любят, видимо, не часто приходится, и выпить тоже. Основной напиток – зеленый чай. Черный, по крайней мере в этой местности, не употребляют. Очень хорошее китайское пиво, свежее и вкусное даже в банках. Из крепких лучше выбрать что-нибудь, действительно, европейское. Китайская рисовая водка – эдакая смесь карболки с купоросом. И пить ее тяжко, и долго о себе напоминает. Китай – страна, которую обязательно нужно посетить, хотя бы раз и не только туристические курортные места. Это совсем другой, ни на что не похожий мир, другая планета, к которой мы приближаемся. |