Летние воспоминания о «зимнике»
Дороги и автотранспорт Якутии
В редакции жара и духота. Смог над городом. Середина лета. Сейчас бы за город, окунуться в речку или другой приличный водоем… А мы вспомнили о поездке в Якутию. В марте группе журналистов нужно было проехать на автомобилях Volvo около двух тысяч километров по зимнику в Якутии. Не просто проехать, но и доставить в северные точки необходимые грузы для жителей алмазодобывающего края.
Воспоминание о «тест-драйве» на автомобилях Volvo по якутским зимникам «охладило» атмосферу в редакции. Шутка ли: в Ленске, откуда стартовал наш караван, –25 °С, и –63 °С в поселке Саскылах, откуда мы вернулись в Москву. В поселке Саскылах находится самый северный «аэропорт» Якутии. Отсюда до моря Лаптевых остается несколько сот метров.
А город Ленск считается «воротами» Страны кимберлитовых трубок. Именно из Ленска начинается северный завоз. Все лето, а вернее, всю навигацию по реке Лене судами доставляются различные грузы, необходимые алмазодобытчикам. Их складируются в порту, а зимой по зимникам доставляют в пункты назначения.
Вот мы, журналисты, с водителями Ленского АТП-1 и повезли эти грузы на север Якутии за Полярный круг на шведских грузовиках. Прижились… Прижились в ПУ «Алмаздортрансе» шведские машинки. На сегодняшний день в управлении Volvo порядка 140 машин. Первые поставленные автомобили уже прошли около 700 тыс. км и заявленный плановый ресурс на шведские машины примерно такой же. Естественно, такое количество грузовиков Volvo необходимо обслуживать, делать плановый ремонт и диагностику. При поддержке ЗАО «Вольво Восток» в ЛАТП-1 организовали станцию техобслуживания. Специалистов готовили и в Швеции, и в учебном центре Volvo в Москве, и в самом Ленске. СТО оснащена самым современным оборудованием для диагностики и ремонта шведских грузовиков.
Большим испытанием для жителей Ленска стало наводнение в мае 2001 года. Высота воды была более трех метров, все автомобили в ЛАТП-1 ушли под воду целиком и находились в таком состоянии двое суток. В общем, приняли крещение ленской водой.
Как рассказывали начальник ЛАТП-1 Владимир Майоров и главный инженер этого же предприятия Александр Рыжов, первыми «очухались» после схода воды МАЗы. А с Volvo пришлось серьезно повозиться, машины-то тоже серьезные. Электронные блоки сушили, протирали спиртом, проверяли все программы, коды неисправностей. Работали по 18–20 часов в сутки. И вот мы идем к морю Лаптевых на восстановленных «подводных» шведских грузовиках: 38 машин оказались под водой и все 38 автомобилей встали в строй якутского «дальнобоя».
ЛАТП-1 одно из четырех автотранспортных предприятий ПУ «Алмаздортранса» имеет хорошо оснащенную ремонтную базу. Это помимо СТО Volvo. Ремонтируют практически все: двигатели, тормозную систему, рамы и т.д. Ремонтный завод, а не гараж грузовиков. Стараются не ремонтировать автомобили по факту поломки, а предотвратить тот или иной «назревающий» дефект. По словам Александра Рыжова, работают на опережение. Естественно, экономят и время, и деньги. Каждая транспортная единица – лишние тонны груза. За 2004 год автомобили Ленского АТП-1 перевезли 237,7 тыс. тонн грузов. В основном по зимникам!
Помимо Volvo большой популярностью на якутских дорогах пользуются МАЗы. Наверное, такого количества минских машин в России нигде больше нет. В основном это тягачи МАЗ-64229 с двигателями ЯМЗ и МАЗ-64226 с двигателями MAN. Интересная деталь: на 226-е машины местные водители вешают шильдик немецкой фирмы. В большом количестве эксплуатируются полноприводные МАЗ-6317. В Анабаре (Эбелях) их используют как топливоперевозчиков, а так основная их профессия – тяжелый тягач. Плюс «техничка» или «аварийка».
Кстати, автомобили MAN Nutzfahrzeuge AG тоже есть в системе доставки грузов ПУ «Алмаздортранса». Сейчас их 40 единиц. Как объяснил журналистам первый вицепрезидент и исполнительный директор АК «Алроса» Александр Морозкин, немецкие машины были приобретены, когда Volvo подняла цены на свою продукцию. Были проблемы с эксплуатацией двигателей MAN, но их удалось быстро решить, и теперь немецкие грузовики участвуют в грузоперевозках.
Минские МАЗ-MAN тоже ходят по дорогам «алмазной» страны. С этими автомобилями была небольшая «накладка». В АТП поселка Удачный было поставлено два автомобиля МАЗ-MAN с колесной формулой 4х2. После нескольких рейсов у минских седельников стали лопаться рамы. Выяснилось, что самый оптимальный вариант для колесной формулы – это 6х4, а 4х2 зимников не выдерживают. Пришлось эту «накладку» устранять другой накладкой на раму и проварить, после этого проблем с рамами МАЗ-MAN не было.
В АК «Алроса» эксплуатируется различный транспорт. Из легковых особой популярностью пользуются внедорожники Toyota Lаnd Cruiser 100 и УАЗ-«буханка», которые почему-то местные «водилы» называют «таблетками». Какую-то систему наполнения региона транспортом отследить невозможно. Например, автобусный парк в разных населенных пунктах варьируется от ПАЗ-3205 и ЛиАЗ-677 до «Авроры», «Икаруса» и МАРЗа. Даже мордатые «Годзиллы» ходят на маршрутах города Мирного.
«Вахтовки» на базах «Урала» пользуются тоже большой популярностью. А на зимнике кто только не попадался: и нижегородские «Садко», «Егерь» (последний пользуется особой популярностью за проходимость ГАЗ-66 и двойную кабину) и КамАЗы, которые используются с моторами ЯМЗ и тормозной системой от МАЗа, и даже трассовый «американец» Freightliner Century Class с цепями на задних колесах и двойными стеклами. Экзотика да и только: американец на якутском зимнике. Конечно, без цепей ему не обойтись.
В Анабаре тоже экзотика – БелАЗы в качестве водовозок. Два сваренных самосвальных кузова образуют емкость для воды. В этом поселке такой автомобиль – важнейший элемент жизнеобеспечения, их в поселке 9 штук, а объем «бочки» 25 м3.
Не прошли мимо нас и карьерные самосвалы в поселке Удачный, где еще действует кимберлитовая трубка. Из карьера породу вывозят Caterpillar, Komatsu и БелАЗы-сорокатонники.
Зимник – дело сложное. Прокладывают его не только по льду рек, но и по лесотундре. Несколько К-700 с огромными лопатами перед собой расчищают снег – и зимник готов. Скорость на такой дороге 15–20 км/ч, а если по льду реки, то может быть 30 км/ч. Если по асфальту 250 км – плевое дело для водителя«дальнобойщика», то по зимнику это расстояние можно идти день в зависимости от погоды. А можно вообще не ехать, просто стоять, поскольку дорога занесена и ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, да еще и морозец под –50. «Весело» бывает на зимнике.
А какие подъемы и спуски («тягуны») приходилось преодолевать? «Тягуны» по полтора-два километра. Что в горку, что вниз. Самое главное в горку не «шлифануть», а под горку – не сделать ледяной накат. Если на спуске лед, то идущую впереди машину надо отпустить подальше и следить, чтобы полуприцеп не сложился. Подъем тянется неимоверно долго. За спиной 42 куба авиационного топлива. Вот и тащится машина в гору еле-еле. Педаль «газа» почти «в пол» и передача уже 3-я. А ты все ползешь в горку и ползешь. Хорошо, что на Volvo коробка передач с половинками. Вот и приходится на подъемах и спусках ими «играть».
Зимник по льду рек – дело тоже небезопасное. Проваливается народ под лед. Но автомобили в таком положении не бросают. Их вымораживают: вырезают бензопилой лед вокруг провалившейся машины, а возле нее лед откалывают ломами… И так слой за слоем. Вода промораживается все глубже. И вот вся машина уже на поверхности. Но до этого момента хозяин или хозяева провалившегося автомобиля живут в палатках рядом с ним в течение трех-четырех месяцев. Проезжающие водители снабжают бедолаг продуктами, топливом, какими-нибудь вещами практически бесплатно. Водительское братство в этих краях очень выручает. Ведь любой из них может оказаться в такой же ситуации.
Отдельного разговора заслуживает отдых водителей-дальнобойщиков на зимнике. На трассе организованы автопункты, где водители могут переночевать и поесть. В Мирном, Удачном и Анабаре условия быта отличные, а на самой трассе автопункты… Нет, в самих домиках и кровати, и тепло, и условия для приготовления пищи есть. Только отхожие места, как правило, на улице. Такие привычные дачникам дощатые домики со «сталактитами», а в некоторых местах и «сталагмитами»… А на улице –40…–50! Водилы говорят: «А мы привычные». Но почему надо привыкать к плохому? Чисто русское наплевательство! Неужели нельзя улучшить быт «дальнобойщиков» зимников. Тяжелая работа, на себе попробовали. А тут еще и… В Швеции и Финляндии тоже есть Заполярье. Но там о водителях«дальнобойщиках» заботятся, чтобы им легче работалось, и отдача была больше. Сортиров на улице нет. Весь поселок Анабар состоит из финских щитовых сборных домиков. А на трассе такие установить тяжело или денег в АК «Алроса» нет? Просто это никому не нужно. Обходятся отхожим местом на морозе и ладно…
Впечатления от пройденных 2000 тыс. км по якутским зимникам незабываемы. Экзотика для нас, а для наших напарников и сменщиков из ЛАТП-1 – обычный рейс.
Хороших Вам зимников и удачных рейсов, водилы из края кимберлитовых трубок.