<<< Назад

Аты-баты, желдорбаты...

Александр Трохачёв, фото автора


Командирский «уазик» УАЗ-3151 (4х4)
«Агитационная» машина с ГГУ на УАЗ-3151 (4х4)
Медицинский УАЗ-3962 по прозвищу «таблетка»
Транспортный Урал-43206 (4х4)
Хлебовозка ГАЗ-3308 «Садко» (4х4)
«Ассенизатор» ВМ по шасси ГАЗ-5312 (4х2)
Транспортный Урал-432001 с бортовой платформой (6х6)
Самосвал Урал (6х6). Железнодорожники используют его и для перевозки сыпучего грунта, и для подвоза дров к полевой кухне
Радиостанция на базе ГАЗ-66 (4х4)
Бортовой КрАЗ-250 (6х4)
Топливозаправщик ЗИЛ-131 (6х6)
Пожарная автоцистерна АЦ-40 (131) модели 137 на шасси ЗИЛ-131 (6х6)
Походная типография БПК-63 на базе ЗИЛ-131 (6х6)
Скрепер МоАЗ-6014 для вывоза мусора (4х4)
КрАЗ-256 используется как автомобиль транспортной группы
Автокран «Клинцы» КС-45719-8А грузоподъемностью 20 т на базе КамАЗ-53215 (6х4)

С детства я рос у железной дороге и мечтал на ней работать, как дедушка Гриша из Тихоновой Пустыни и дядя Юра из Говардово. Но романтика армейской службы и традиции военной династии взяли верх: как отец и старший брат, я стал офицером. А через пять лет после развала Советского Союза победила любовь к технике, и я ушел в автомобильную журналистику. И кто бы мог подумать, что спустя 12 лет после увольнения в запас мне вновь придется надеть форму. Да еще как! Пройти военные сборы в железнодорожных войсках и принять участие в командно-штабных учениях!

Линия судьбы
...В 1937 году моего деда по материнской линии, Михаила Васильевича Кормилкина, репрессировали. Начальник узловой железнодорожной станции Барятино Калужской области «попал под раздачу» за то, что маневровый паровоз порезал стрелки. И хотя его вины в этом не было, ночью деда забрали сотрудники НКВД. Больше родные его видели. В 1955-м бабушка, Раиса Алексеевна, получила справку о реабилитации, которая бережно хранится в семье и в настоящее время. Но мне от этого не легче: деда Мишу я видел только на фотокарточках... Через 71 год после этих событий судьба неожиданным образом свела меня с железнодорожными войсками. По призыву военнослужащих запаса на военные сборы меня, майора запаса, направили в Московский военный округ. И уже на месте, в Нижегородской области, назначили на должность заместителя командира железнодорожной бригады по воспитательной работе. Но поскольку сборы проходили в рамках учений, фактически пришлось исполнять обязанности заместителя командира батальона. Впервые в жизни мне пришлось носить в петлицах эмблемы желдорвойск. Что это за войска, я узнал позже, пообщавшись с офицерами и ощутив нюансы.

Партизаны? Резервисты!
Призванных из запаса в народе именуют «партизанами». Глядя на фото советских времен, где небритые запасники ходят с патлами до плеч, трудно им дать другое прозвище. По небрежно одетым воякам создается впечатление, что они только что с тяжелыми кровопролитными боями вышли из окружения. Но если вы думаете, что «партизаны» с утра до вечера бьют баклуши, «кушают» водку и ставят рекорды продолжительности сна, то разочарую – такая картина далека от реальности. Неправы и те, кто считает желдорбат тем же стройбатом, хотя доля тяжелого физического труда велика в обоих случаях. Сами железнодорожники любят шутить о себе так: «Два солдата желдорбата заменяют экскаватор». Я спросил у кадрового офицера-железнодорожника, есть ли у них профессиональные анекдоты. Он ответил: «Есть, но все они не смешные». Оно и понятно: кто в армии служил, тот в цирке не смеется. На нынешние сборы многих запасников призвали... обманом. То ли в военкоматах не знают реального положения дел в войсках, то ли сами «не в курсе». Некоторых резервистов 2008 года сборы привлекли тем, что их обещали прокатить на настоящем бронепоезде. Вот наивные, а пострелять с бронепоезда не обещали?! Или побомбить с аэроплана?! А, может, гарантировали рыбалку на подлодке?! Кое-кто из сослуживцев откровенничал: дескать, обещали дать поводить боевую технику. Какую?! Дрезину с ручным приводом или разрешили в вагон плечом упереться?! Большие дядьки, а в сказки верят. Вот когда мне военком сказал: «Александр Николаевич, смените обстановку, отдохнете на природе, подполковника получите», я точно знал, какой «отдых» меня ждет и целенаправленно ехал получить очередное воинское звание. Майора мне присвоили в 1993 году и стать «дважды майором» я мог еще в прошлом веке. Большинство офицеров запаса тоже не скрывали, что едут за звездочками. ...На сборном пункте заместитель командира корпуса полковник Виктор Анатольевич Романенко сразу отсеял тех, кто по пути в часть успел приложиться к стакану. Затем из строя вывели тех, кто не изъявил желания послужить Родине. Из прибывших 48 москвичей для прохождения сборов оставили только 29, в том числе и меня. Замкомкора правильно сказал: «Остались настоящие мужики, а не слюнтяи. К счастью, народ состоит не только из зрителей «Дом-2» и тех, кто «выбрал Pepsi»...

А Соломоныч не пришел
По пути к месту службы пришлось пережить два приключения. Сначала «пазик» от Преображенского военкомата опоздал к центральному месту сбора, и заказной автобус укатил без нас. Куратор попытался было успокоить: мол, ничего страшного, поедете в сентябре. Но настрой был таким решительным, что один звонок по мобильнику – и лайнер с основной группой ждал нас, восьмерых, на МКАДе. Выхватив глазами заветный салатный автобус с резервистами, следили за ним, как за любимой девушкой, – не помахал бы ручкой! Мест в салоне на всех не хватило, и двоих завернули домой. Повезло? Это как посмотреть. Один из нашей группы – некто по отчеству Соломонович явился в военкомат только первый раз. А когда узнал, чем предстоит заниматься, только его и видели! На всю дорогу он стал предметом разговоров: «А Соломоныч-то не прибшел... И как мы без него?!» В итоге обошлись не только без Соломоныча. Из всей группы нашего военкомата в строю остались только четверо. Но удивление этим не закончилось. Местные женщины-военнослужащие, встречавшие резервистов прямо на пороге части, ошарашили нас вопросом: «Вы что, из Москвы приехали?! А отмазаться не могли?» Кто хотел – тот «соскочил», остались лишь «стойкие оловянные солдатики». По дороге наш водитель из южан завел китайский Higer на стоянку, залитую водой. И дернуло его не зная брода, соваться в воду! Хоть бы другую машину вперед пропустил и посмотрел, где глубоко, где мелко. Но не зря говорят: дурная голова ногам покоя не дает. ...Сначала автобус резко присел, и в салоне раздался глухой удар передней юбки об асфальт. Но вместо того чтобы остановиться и оглядеться, наш джигит дал газу. Через пару секунд «турист» всей массой грохнулся на задний мост. Вылезай, приехали! Автобус тщетно крутил колесами, разгоняя волны – сцепления с твердой поверхностью не было. Народ высыпал на улицу и стал наблюдать за «спасательной операцией». И если бы не грамотные подсказки со стороны, куковать бы нам там до второго пришествия.

Вот так приемчик!
Прямо с порога у вновь прибывших изъяли колюще-режущие предметы и провиант с выпивкой. Добра набралось немало – два огромных фанерных ящика. Но для железнодорожников не жалко: день призыва 6 августа совпал с Днем железнодорожных войск. А между тем, отмобилизование личного состава стало первым этапом планового командно-штабного учения. А КШУ – это скорее будни, чем праздник...Армейский склад сработал как швейцарские часы: обмундирование выдали по размерам, записанным в личном деле. И если «масштаб» головного убора и обуви у меня совпали без проблем, то китель и брюки пришлось подбирать: за 12,5 лет с момента увольнения в запас «габариты» немного увеличились. Задубевшие кирзовые сапоги пришлось брать на номер больше: родной 43-й «калибр» сидел впритык. Взятые «навырост» кирзачи 44-го размера оказался слишком просторным, и портянки пришлось наматывать вопреки всем правилам на двойные носки. Вот так, в XXI веке пришлось вспомнить то, чему учили еще в суворовском... Жесткий солдатский ремень сошелся на моей талии с трудом, правда, через три дня борьбы с условным противником он застегивался легко и не давил. С брюками произошла та же метаморфоза: туго застегиваемые две верхние пуговицы к концу сборов абсолютно не мешали. На высоте оказались те, у кого был опыт общения с кладовщиками. Дал женщине на ППЛС (пункт приема личного состава) шоколадку — и ты VIP-клиент. Пачка сигарет мужчине – и ты красавец: обмундирование подбирали прямо по фигуре.Только сдали «гражданку» на склад, наступило время подгонки противогазов и легкого армейского ужина. Для приема пищи нам выдали смазанные пищевым вазелином котелки, отмывать которые пришлось с применением мыльного раствора. Едва отведав солдатской каши, алюминиевую посуду тут же сдали на склад. Еще несколько минут – и мы под барабанную дробь строем идем в свои подразделения. На нас смотрят как на нечто диковинное. Еще бы - «партизаны» XXI века! Для меня и моих «земляков» по военкомату свое подразделение — это взвод управления. Кстати, если бы не учения, служить бы пришлось месяц, а то и два. Но маневры приравниваются к боевым действиям, и здесь как на войне день за три.На целую декаду моим местом жительства стала армейская палатка. Обычная брезентовая, с двухъярусными пружинными металлическими кроватями. Без печки, с сырым бельем и тоненьким войлочным одеялом. И немудрено, что спать в первую ночь не пришлось: жуткий холод (на улице было +4 ˚С) и злющие комары, учуявшие «свежатинку», заставили резервистов бодрствовать поневоле. Наутро один из 34 проживающих в нашей палатке слег в госпиталь с подозрением на воспаление легких. Несколько человек обратились к зампотылу с просьбой выдать второе одеяло или установить «буржуйку». Но ни того, ни другого мы так и не увидели. К чести офицеров, никто не вспоминал тех, кто сейчас греет пузо на юге. У нас была своя «свадьба»... Второй день сборов был посвящен приему личного состава. Вслед за офицерами пошли прапорщики, старшины, сержанты и солдаты. Прием проходил на улице под навесом, а с неба обрушился тропический ливень. Младшие офицеры, распределявшие запасников по штатно-должностным книгам, продрогли насквозь. Просьбы принести горячего чая или хотя бы кипятка остались неуслышанными, а кое-кто из «партизан» вообще остался без обеда. В то же время штатные офицеры части ходили в бушлатах. Вот так всегда: сами создаем себе трудности, а потом их героически преодолеваем...

157 дней рождения
День рождения железнодорожных войск России (ЖДВ) нацелил меня на поиск информации об этих формированиях. Пользоваться Интернетом не пришлось – информацию я нашел в полевом клубе. Спешу поделиться тем, что узнал.Первая строка в истории ЖДВ была написана 6 августа 1851 года, когда российский государь Николай I утвердил «Положение об управлении Санкт-Петербурго–Московской железной дороги». Для ее охраны и эксплуатации царь предписывал своим верноподданным сформировать 14 отдельных военно-рабочих, две конструкторские и одну телеграфическую роты общей численностью 4340 человек. С 1858 года подразделения приняли ЖДВ участие в строительстве Санкт-Петербурго–Варшавской, Московско–Нижегородской, Закаспийской, Китайско-Восточной, Транссибирской железных дорог. В ходе русско-турецкой войны 1877–1878 гг. в рекордно короткий срок – всего за 100 суток – была построена железная дорога Бендеры–Галац протяженностью 303 км, т. е. скорость строительства превышала 3 км в сутки. Для сравнения: действующий норматив предполагает укладку и балластировку пути до 2 км в сутки. Колоссальная нагрузка выпала на ЖДВ в годы Первой мировой войны. Прежде всего это было связано с необходимостью «перешивать» западно-европейскую колею под российскую. Трудно переоценить вклад тысяч людей, поставивших на ход изуродованные снарядами, минами и взрывами локомотивы, тендеры, вагоны... Легендарные бронепоезда тоже были построены силами ЖДВ. В свое время они наделали шороху! Вспомнить хотя бы армию батьки Махно, составы Красной Армии и белой гвардии... В начале ХХ века батальоны ЖДВ построили Кругобайкальскую железную дорогу, проложили линии Лиолян–Мукден–Сыпингой (580 км), а также Пинск–Ковель–Владимир-Волынский. После Октябрьской революции большевики едва не похоронили эти войска. 27 января 1918 года по решению ВЦИК ЖДВ русской армии были расформированы. Но начавшаяся Гражданская война быстро показала ошибочность данного решения. Уже осенью того же года вышел приказ Реввоенсовета Республики № 41 от 5 октября 1918 г. о срочном формировании 16 железнодорожных рот. И до 1920 г. ЖДВ восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 000 км железных дорог и ввели в строй 3169 разрушенных ж.-д. мостов.Важную роль войска сыграли в 1929 г. во время боевых действий на КВЖД, затем в районе озера Хасан в 1938-м и реки Халхин-Гол в 1939-м. В условиях пустынно-степной местности при подготовке наступательной операции восточнее реки Халхин-Гол за 76 рабочих дней была построена 324-километровая дорога Борзя–Баин–Тумен. А в ходе советско-финской войны 1940 г. за 47 рабочих дней в условиях суровой зимы советские железнодорожники проложили путь Петрозаводск–Суоярви длиной 132 км.Особую значимость ЖДВ подчеркнула Вторая мировая война. Вместе со спецформированиями НКПС (Наркомат путей сообщения) войска восстановили и построили вновь 120 тыс. км путей. Это ни много ни мало – три экватора Земли! Минерами ЖДВ было обезврежено и уничтожено около 1,3 млн. различных мин и свыше 18 000 фугасов.Специалистами ЖДВ было восстановлено 76 984 комплекта стрелочных переводов, 73 456 км линий связи, 7990 станций и разъездов, 2345 пунктов водоснабжения, около 3000 больших и 13 000 малых мостов. Мост через Днепр у Киева был восстановлен невиданными в мире темпами – 81,5 погонный метр в сутки! Для сравнения: действующий норматив по восстановлению малых мостов и водопроводных труб составляет до 10–13 п.м./сутки. Около 40 тыс. воинов ЖДВ были награждены орденами и медалями, 26 стали Героями Социалистического Труда и 10 – Героями Советского Союза.Работа ждала специалистов ЖДВ и после войны. С 1953 по 1965 гг. ими было построено 1720 км железных дорог на целине. В Монголии было введено в эксплуатацию 950 кг главных и станционных путей от Улан-Батора до границы с Китаем. За это же время минеры ЖДВ обнаружили и обезвредили более 52 000 взрывоопасных предметов. А в 1974-м началась эпопея под названием БАМ. За 10 лет воины ЖДВ уложили 1449 км главного пути и отсыпали 220 млн. м3 грунта. Было построено 1277 искусственных сооружений (в том числе 50 больших, 604 средних и малых мостов), проложено более 1800 км кабельных линий связи. В строй вступили 25 станций и 69 разъездов. Параллельно со строительством БАМа военные железнодорожники уложили свыше 5000 км вторых путей, подъездные линии внешнего транспорта к автозаводам ВАЗ и КАМАЗ.Очень беспокойными выдались 1980-е годы прошлого века. ЖДВ приняли участие в ликвидации последствий стихийного бедствия на Сахалине летом 1981 г.: отсыпано 85 000 м3 земляного полотна, уложен 41 км ж.-д. пути. Через пять лет, в апреле 1986-го, случилась авария на Чернобыльской АЭС: было разработано 95 800 м3 грунта, уложено 56,2 км пути, 107 комплектов стрелочных переводов, построено 11 мостов и водосточных труб. В 1988-м взорвались вагоны на станциях Свердловск и Арзамас. ЖДВ тогда отремонтировали 19 км путей, 70 стрелочных переводов, расчистили более 15 000 м3 завалов, забили около 1200 свай. В декабре 1988-го произошло землетрясение в Армении. Войска и тут не остались в стороне: расчистили 9300 м3 завалов, разобрали 3,1 км пути, уложили 160 м3 бетона, 150 000 м3 балласта, 71,8 км пути, 152 комплекта стрелочных переводов.Развал СССР не способствовал уменьшению нагрузки. ЖДВ обеспечивали живучесть стальных магистралей в контртеррористической операции по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чечни. В боевых условиях были восстановлены 12 искусственных сооружений, более 24 км путей, сотни метров контактной сети. Спецпоездами было обкатано и разминировано более 4000 км пути, обезврежено 11 000 мин и взрывоопасных предметов, предотвращена попытка взрыва 330-метрового моста через Терек. С начала второй кампании на Кавказе (с 14 августа 1999 г.) силами ЖДВ проведено сплошное разминирование на 17 000 км ж.-д. участков, обезврежено более 2000 взрывоопасных предметов. Только в 2006 г. сопровождена 631 единица подвижного состава и перевезено свыше 2000 военнослужащих. За период с 1999 г. 823 представителя ЖДВ награждены государственными наградами.Федеральным законом от 29 июня 2004 г. 58-ФЗ, Указом Президента от 5 октября 2004 г. № 1274 и директивой Министра обороны от 23 октября 2004 г. Д-027 железнодорожные войска интегрированы в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Кстати, у 31-й отдельной железнодорожной бригады, в которой проходили сборы, тоже славная 55-летняя история (юбилей будет 23 февраля 2009 года). Она была сформирована на базе 16-го отдельного батальона НКВД как 16-й учебный полк. На нынешнее место дислокации часть перебазировалась в 1956 году. В бригаде тоже есть кем и чем гордиться. Например, здесь служат представители династии, суммарный стаж которой 160 лет.

Гранатой – огонь!
8 августа я получил SMS от однокашника из Москвы: «Что говорят: офицеров запаса в Грузию отправлять не будут? Полыхнуло там...» А мы – ни сном, ни духом. Газет в поле нет, радио не работает, а телек включают на короткое время, когда идет совещание или построение. Позвонили друзья и родные, тревожно спросив: «Вы еще не по пути на Кавказ?» С этого дня все только и следили за новостями, транслируемыми походным автоклубом. Между тем третий и четвертый дни сборов были посвящены огневой, инженерной и другим видам боевой подготовки. Офицерам представилась возможность выполнить упражнение боевых стрельб из пистолета ПМ и метнуть оборонительную гранату Ф-1. Рассказывать о том, что такое стрельба из «Макарова» по грудной мишени на удалении 25 м, дело неблагодарное: кто хоть раз держал в руках пистолет, знает, насколько это сложно. Для ведения огня даются 6 патронов и два подхода, по 3 паторона каждый. Максимально возможное количество очков – 30. Зачетный результат такой: 18 баллов – оценка «удовлетворительно», 21 балл – «хорошо», 25 баллов – «отлично». Как замполит, я напросился стрелять первым, и сразу выбил десятку и две девятки, итого 28 баллов. Кстати, когда я впервые взял в руки ПМ в суворовском училище (1979 г.), результат тоже впечатлил: 27 баллов. Это не к тому, какой я меткий, а к тому, как нас учили: что ни говори, советская школа достойна уважения. Кстати, в батальоне были офицеры, которые без подготовки и знания особенностей пристрелки оружия выбили по 25 и 26 баллов, т. е. на оценку «отлично». Метание ручной осколочной гранаты Ф-1 тоже порадовало. Сослуживцы неплохо разили мишени на удалении броска без тренировки. Даже те, кому пора думать о пенсии, не оставили условному противнику ни единого шанса. Сам я в первый день сплоховал – метнул «лимонку» слишком высоко, из-за чего получился недолет. Возможность реабилитироваться представилась только на следующий день, и взрыв произошел, где и положено. По моей просьбе руководитель стрельбы разрешил «пальнуть» из АК-74 из положения лежа на дальность 100 м. Здесь первый результат оказался скромнее: семерка, восьмерка, девятка (итого 24 балла), оценка «хорошо». Второй заход, 27 баллов и «отлично». Друг, которому я сообщил о своих успехах в Москву, в ответ прислал такую эсэмэску: «Ну, истинный Джеймс Бонд!» Видимо, не поверил. А вот однокашник по военному училищу порадовался: «Молоток, не растерял навыков!» После занятий я сфотографировал несколько мишеней, изрешеченных пулями. По следам пробоин было приятно осознавать, что военнослужащие с плохим зрением, впервые взявшие автомат в руки смогли попасть в грудную фигуру, а не послать все пули в «молоко». А если с этими парнями позаниматься?! Что ни говори, за этих мужчин можно быть спокойными: понадобится – пойдут в бой и дадут копоти! Кстати, один из запасников выбил из «Калаша» 29 баллов. Практически три «яблочка» подряд! Не буду лукавить: не все резервисты охотно рыли окопы для стрельбы из положения лежа, не все с удовольствием одевали ОЗК и ходили в атаку в условную зону химического заражения. Но азарт присутствовал, и духа мужского самоутверждения многим было не занимать. К концу дня «партизаны» так уставали, что буквально валились с ног: прилег на кровать после отбоя – и тут же в храп... За 10 дней сборов я ни разу не слышал, чтобы кто-то из командования или штатных офицеров назвал запасников «партизанами». Дисциплина была не хуже, чем в строевых частях постоянной боевой готовности. Во многом это заслуга командира бригады полковника Луканова Вадима Александровича, вступившего в должность в текущем году, и полковника Романенко Виктора Анатольевича, командовавшего бригадой с 2004 по 2008 гг. и ушедшего на повышение. Об офицерах бригады вообще можно сказать много хорошего. Штатный комбат майор Виталий Ярославцев не позволял призывникам расслабляться. А когда он узнал, что несколько офицеров остались без обеда, хлебосольно пригласил к себе в палатку и честно разделил на всех заначенный сухпай. Добрых слов заслуживают и начальник штаба, и зампотылу. Штатному замкомбрига по воспитательной работе подполковнику Колесниченко Игорю Владимировичу отдельное спасибо: за время сборов в поле прошли три концерта! Во многом благодаря его энтузиазму не пустовали стенды со стенной печатью, транслировались новости, а под занавес сборов каждый желающий получил диск с записью видеофильма и сотнями фотографий. Память, да еще какая!

Повторенье – мать ученья
До начала второй фазы командно-штабных учений резервисты успели вспомнить строевые приемы на плацу, попробовать свои силы в сборке-разборке оружия, блеснуть физической подготовкой. Кроме того, 40 человек приняли Присягу. К началу решающей фазы учений недавние «гражданские» выглядели уже как опытные военные. Даже без дополнительных занятий участники сборов уже знали возможности отдельного путевого ж.-д. батальона. У всех на устах была цель, ради которой нас и собрали – за сутки проложить километр железнодорожного пути. Но легко сказать километр... Среди резервистов нашлось немало людей, работающих на Горьковской железной дороге и имеющих нужные специальности: бульдозерист-пулеметчик, теодолитчик, крановщик и т. д. Поэтому особых проблем с выполнением поставленной задачи не возникло. Но сначала пришлось потренироваться. Первыми в дело включились геодезисты. Они обследовали местность и вбили вешки. В реальной жизни за геодезистами идут зэки, рубящие просеку. Все, что восточнее Урала, проложено руками заключенных. Но учения – особый случай, и здесь понадобился труд военнослужащих (просеку, к счастью, прорубать не пришлось). Воины сделали профиль и отсыпали насыпь, потом выбрали лишний грунт. Подоспело время отсыпать балластную призму гранитовым щебнем. Далее настал черед укладки рельсо-шпальной решетки с колеей 1520 мм. Когда она не идеальная, идет тепловоз с вагонами и засыпает шпалы щебнем, после чего начинается выправка пути. Выправка пути – это самый трудоемкий процесс, разбитый на шесть-семь этапов. Когда рельса лежит на балласте, она «гуляет», независимо от марки рельса. Кстати, марка бамовского рельса Р75 означает, что вес одного погонного метра рельса составляет 75 кг. Исходя из того, что длина плети (стандартного рельса) равна 25 м, ее вес равен 1850 кг. На прошедших учениях использовались плети массой 1650 кг. Кстати, число шпал зависит от характера прогона: перед стрелкой, на подъезде к станции, под мостом их больше. На повороте идет уширение и повышение по специальным таблицам. Потом выполняется балластировка или, проще говоря, подбой шпал. Логика этих работ заключается в задаче уменьшить подвижность рельсо-шпальной решетки, удерживаемой силой трения с балластом. А идеальный балласт – это гравийный щебень. Вот такая азбука профессии. Я тоже почерпнул для себя уйму знаний. Оказывается, после первой выправки идет специальный тяжелый поезд. В нашем случае это был состав, груженый щебнем. Он трамбует путь. Потом выполняется вторая выправка, идет второй поезд. И если первый движется со скоростью 20 км/ч, то второй развивает уже 40 км/ч. Увеличение происходит постепенно, от выправки к выправке. Путь считается проложенным, когда поезд может набрать 120 км/ч. На учениях этого не требовалось, и поезд от силы достиг 60 км/ч. Но и этого хватило, чтобы проложенный километр попал в зачет. Кстати, в ходе проведенных мероприятий был осуществлен прием около 500 граждан-запасников из Московской и Нижегородской областей. Вместе со штатниками нас было почти шесть сотен. Завершилось формирование отдельного путевого батальона и было осуществлено его боевое слаживание. Прошло меньше недели, а батальон уже был готов к выполнению задач.

Даешь километр!
Между тем, учения вступили в решающую стадию. В лагерь прибыл командующий ЖДВ генерал-лейтенант Климец Сергей Владимирович и большая группа генералов с целью проверки производственных возможностей резервистской гвардии. В свите были представители командования ЖДВ, Военной академии тыла и транспорта, Военно-транспортного университета ЖДВ, 61-го НИИ ЖДВ. Должны были появиться представители органов исполнительной власти Нижегородской области, ОАО «РЖД», корпорации «Трансстрой». Динамическая часть КШУ началась с того, что условный противник нанес минометный удар по расположению батальона. Развернувшиеся в боевые порядки железнодорожники при поддержке БТР оттеснили, а затем и уничтожили условных диверсантов. Не знаю, остались ли от врага рожки да ножки или его просто подавили огнем, но факт остается фактом: с той стороны больше не стреляли. Генералитет тем временем заслушал доклады НШ бригады и комбата у карты боевых действий. И, осмотрев место укладки пути с наблюдательно пункта, отправился осматривать все участки. Командующий войсками генерал-лейтенант Климец Сергей Владимирович начал инспекцию с изучения организации размещения отдельного путевого железнодорожного батальона в полевых условиях. Он осмотрел палаточный городок и батальонный пункт питания, поинтересовался условиями приготовления пищи и ее качеством, пообщался с военнослужащими. Надо признаться, наряд по столовой это нисколько не смутило, поскольку с гигиеной и выкладкой продуктов здесь был полный порядок. Особое внимание командующий уделил оборудованию полевого парка и, в частности, площадке технического обслуживания и ремонта подвижного ремонтного комплекса ПРК-1М и мастерской МТО-АТ. Далее все внимание было сосредоточено на практических действиях путевого батальона. Это в старые времена военные чиновники любили делать акцент на заправке постелей и чистоте в палатках, покраске заборов и оборудованию дорожек. Сейчас показуха не в чести. Главное – боевая подготовка. Противнику плевать, как у вас заправлены постели, а вот как вы подготовлены к выполнению боевых задач – далеко не все равно. Именно поэтому руководители КШУ сосредоточились на организации технического прикрытия, восстановлении объектов на контрольном участке железной дороги.Силами бойцов минно-подрывного взвода было организовано разминирование участка местности, по которому требовалось проложить заветный километр пути. А затем началось самосвальное шоу – личный состав приступил к отсыпке насыпи экскаваторным транспортным комплексом. Особенно эффектно выглядела отсыпка насыпи под стрелку. На выделенном участке Уралы с самосвальными кузовами прямо-таки летали, выгружая за раз по 6 кубов грунта. С 7 утра до 16 часов дня, по подсчетам начальника геодезической службы лейтенанта Юрия Шелковникова, было осуществлено 182 рейса. Военные самосвалы перевезли 1092 м3 грунта. Могли бы и больше, но работы было приказано завершить.Очень зрелищное мероприятие – изготовление звеньев пути с использованием ЗС-500. А уж как интересно наблюдать за укладкой стальных секций путеукладчиком ПБ-3М! Впрочем, для самих железнодорожников это будни, но лично мне нравилось все! Только наблюдая за укладкой рельсо-шпальной решетки железнодорожным краном КЖ-562, я сделал более сотни кадров. Вдвое больше раз щелкал затвор фотокамеры, фиксируя механизацию работ путевыми машинами ПРМ-РМ и ВПРМ-Г. Немалый объем флэшки заняла оцифрованное изображение копра МСК-1М, используемого при восстановлении разрушенного моста. А всего за время сборов снимков набралось более 3,5 тысяч! Часть из них ушла на то, чтобы запечатлеть использование средств малой механизации при выполнении производственных задач. А львиную долю снимков заняло применение разборной металлической эстакады РЭМ-500 при строительстве временного низководного моста личным составом мостовой роты.Вообще возведение моста – одна из кульминационных точек КШУ. И с этой задачей резервисты справились блестяще! По оценкам офицеров ЖДВ, они очень оперативно возвели мост. И все это буквально происходило у меня на глазах. Сначала солдаты мостовой роты поставили один пролет и положили на него 25-метровые рельсы. Но вот незадача: они оказались длиннее, чем нужно, примерно на 40 см! Для стыковочного узла на пути длиной 1 км в условиях быстрого решения задачи это допустимо. Проблему решили просто: лишний металл отрезали.В итоге КШУ прошли четко и слаженно, без происшествий. Последнее обстоятельство особенно радует, поскольку работа на технике всегда сопряжена с риском. В последний день сборов прошло финальное общее построение батальона, на котором командующий войсками подвел итоги КШУ. Внушительный перечень поощряемых говорил о том, что командование ЖДВ итогами профессиональной деятельности военнослужащих осталось довольно. Затем итоги непосредственно подвел комбриг полковник Луканов В.А. Отличившимся достались книги по истории желдорвойск, термоса, другие ценные подарки и грамоты. Нескольким были присвоены очередные воинские звания от ефрейтора до старшины. Но поощренных должно было быть гораздо больше.Провожать всех подчиненных, убывающих в военкоматы, на ППЛС прибыл лично комбриг полковник Луканов и его заместители, а комбат майор Ярославцев лично пожимал руку уходящим запасникам и желал успехов. Тут же были офицеры батальона. Я тем временем ждал руководство на ступеньках штаба бригады. Один из проходивших мимо старших офицеров обратился ко мне: «Товарищ майор! Оставайтесь у нас служить – нам такие офицеры нужны!» Я поблагодарил за доверие, а про себя вспомнил песню, слова которой перефразировал так: «А звезды подполковника я выслужил сполна, аты-баты, аты-баты...»

Социально-психологическая характеристика военнослужащих, призванных из запаса в в/ч 10905 для прохождения военных сборов

Сведения, полученные путем анкетирования Количество, %  
  Офицеры Прапорщики, сержанты и солдаты
Количественный состав 10,2 89,8
После ВТУ 11,76
После других учебных заведений 88,24
По возрасту до 25 лет 50,98 56,82
По возрасту до 30 лет 19,61 19,69
По возрасту до 35 лет 9,81 16,55
По возрасту до 40 лет 11,76 4,7
Старше 41 года 7,84 2,24
С высшим военным образованием 11,76
С высшим специальным образованием 23,53
С высшим гражданским образованием 64,71
С полным средним образованием 21,7
Со средне-специальным образованием 12,53
Со средне-профессиональным образованием 65,77
Женатых 88,24 81,88
Имеющих детей 78,43 78,52
Холостых 11,76 18,12
Русских 90,2 93,74
Белорусов 5,88
Мордвин 1,96 2,68
Чувашей 1,96 3,58
Комментировать ... >>
Владимир Мищенков
(30.12.12)
Служил курсантом с мая 70 го по декабрь 70го класс
воробьев
(05.08.12)
служил1968-70гг
Виталий
(14.02.12)
Спасибо за статью.служил в ждв в 75-77г.
Ветеран ЖДВ
(02.01.11)
Скрепер МоАЗ-6014 предназначен для отсыпки земляного полотна железных дорог, а не для вывоза мусора.
Евгений
(01.11.10)
Наша рота в той части в командировке была, как раз помогали готовиться к КШУ. Вот там по потеть пришлось!
Мимо проходил
(22.03.09)
Кстати МоАЗ-6014 тоже ни разу не полноприводный. А то что в нем мусор возят, говорит о том и в армии он не особо нужен.
admin
(20.03.09)
Спасибо Рома за проявленный интерес к нашему изданию и замеченную ошибку.
рома
(19.03.09)
а 250-й краз 6х4
Loading...