| Сервис грузовых машин сейчас развит намного слабее, чем легковых. Но еще недавно и владельцам легковых машин приходилось несладко. Как обстоят дела с обслуживанием и ремонтом коммерческого транспорта? Сегодня речь пойдет о сервисе автомобилей IVECO. Не секрет, что многие грузовики в нашей стране никогда не видели автосервиса. Владельцы обслуживают и ремонтируют их собственными силами. Однако хозяева машин все чаще обращаются в технические центры.Во-первых, для обслуживания современных автомобилей особенно иностранного производства необходимо специальное диагностическое оборудование. Во-вторых, приходит понимание, что специалисты ремонт делают лучше, чем водитель или автослесарь-универсал. В масштабах страны Грузовики IVECO хорошо известны в России. Они продаются практически по всей стране, соответственно и дилерская сеть раскинулась от Северо-Западного федерального округа до Владивостока. Конечно, если не считать малонаселенные территории Сибири и Крайнего Севера, на которых практически отсутствует дорожная сеть.А где есть дилеры, там можно отремонтировать автомобиль. На самом деле это утверждение не совсем правильное. Попробуем разобраться, поскольку владельцев автомобилей интересует не количество дилеров, а возможность починить машину.На момент написания статьи у концерна IVECO в России 18 дилеров. Причем станции технического обслуживания работали у 15, поскольку у трех новых дилеров они еще не открыты. Когда журнал попадет к читателям, у одного из дилеров СТО начнет работать. У двух других они появятся в 2009 году. Строительство автосервиса – дело долгое. Даже если использовать уже существующее здание, то прокладка коммуникаций и монтаж оборудования занимают немало времени.Но наличие пятнадцати дилеров с автосервисами не означает, что только пятнадцать станций обслуживают автомобили марки IVECO. У некоторых дилеров не одна собственная станция, кроме того, у многих дилеров есть субдилеры в разных городах. Они помогают реализовать новые автомобили и на своих станциях организуют их обслуживание. Проводят они и ремонт машин. Однако серьезные поломки и капитальный ремонт агрегатов выполняются силами дилеров. Субдилеры отправляют к ним агрегаты для ремонта.Как и другие автомобильные бренды, IVECO идет по пути создания автоцентров в Москве, Петербурге, городах на основных магистралях. В планах представительства IVECO в России – назначить до конца года еще примерно 10 дилеров. Часть из новых точек будет иметь временные сервисные центры, а потом здесь построят постоянные современные СТО. У всех новых партнеров уже есть ремонтная база, где сейчас обслуживаются другие марки машин, например, МАЗ, КамАЗ или более легкая техника. Предполагается, что к 2010 году дилеров будет не меньше сорока.Теперь о запасных частях. У каждого дилера имеется довольно большой запас деталей и расходных материалов. В ценовом выражении он обычно составляет от 500 тыс. до 4 млн. евро. Дилеры сами поддерживают этот запас в согласованном с представительством количестве. Без минимального складского запаса дилерское соглашение не может быть подписано. Работа начинается только после того, как на складе появляются запчасти, персонал станции техобслуживания прошел обучение и техценр получил сертификат.Во второй половине года в московском регионе откроется центральный склад запасных частей. У IVECO не так много центральных складов: по одному в Италии, Германии и Чехии. Российский будет четвертым – это говорит о серьезных намерениях фирмы осваивать просторы нашей страны.Разумеется, ведется статистика, какие детали требуются чаще. К ним относятся и расходные материалы, масла и смазки. Их на складах много. Менее востребованные запчасти хранятся в меньшем количестве. Если чего-то нет на складе – это всегда можно заказать. Существуют срочные и несрочные заказы. Даже при несрочных заказах, по словам сотрудников представительства, срок поставки не превышает одного месяца. Дилеры же утверждают, что, по крайней мере, в Москве и Петербурге максимальный срок доставки намного меньше.Стоимость работ определяют сами дилеры – сейчас цены жестко не нормированы. Чаще всего стоимость нормо-часа находится в пределах 1300–1500 руб. Но в разных регионах цена часа может быть и выше, и ниже. Это зависит от местных условий. Стоимость нормо-часа может быть неодинаковой на разные виды работ.Политика компании IVECO по всему миру заключается в работе через дилеров. Российское представительство практически не торгует автомобилями – этим занимаются дилеры. Они действуют довольно самостоятельно. Им дано право организовывать различные акции в целях привлечения клиентов, предлагать собственные программы для покупателей. Если дилеры ввозят подержанные автомобили, то сами назначают гарантийный срок. В каждом конкретном случае он может быть разным и зависеть от пробега или календарного срока. Что касается новых машин, то здесь гарантийные обязательства единые. На автосервисе в Москве Чтобы поближе познакомиться с автосервисом IVECO, я побывал в одном из дилерских автоцентров. Он принадлежит ЗАО «АВТ Моторс» – самому крупному из трех московских дилеров и расположен на юге Москвы. У «АВТ Моторс» три автоцентра. Второй расположен недалеко от Москвы на Ленинградском шоссе в местечке с забавным названием Черная Грязь, а третий – в Краснодаре.Вообще, сейчас российский бизнес активно осваивает южные регионы, поэтому иностранных коммерческих автомобилей там становится все больше, а значит, растет потребность в автосервисе. «АВТ Моторс», возможно, откроет еще один автоцентр на юге страны. Кроме того, у фирмы есть субдилеры, в частности в Тюмени, Миассе, Архангельске, Энгельсе, Ярославле.Но вернемся на юг Москвы. Здесь расположен самый первый из трех автоцентров фирмы. Автомобили здесь и продают, и ремонтируют. Перед зданием стоят в ряд машины с разными кузовами – это выставочные образцы, как в любом автосалоне. На них сразу обращаешь внимание. Привлекли внимание и большие производственные помещения автосервиса. Их высота такова, что самосвалы могут поднять кузов, не задевая за потолок.Автоцентр осуществляет полное гарантийное и послегарантийное обслуживание машин. На станции 12 постов. Здесь же находится большой склад запчастей и расходных материалов.В этом автоцентре принимают в ремонт все автомобили IVECO, независимо от года выпуска и от того, новыми или подержанными они попали в Россию. Но все-таки существует специализация: уклон делается в сторону семейства Trakker. Напомню: в него входят грузовики, предназначенные для тяжелой работы, в частности строительные самосвалы. Модельный ряд включает заднеприводные и полноприводные автомобили от двухосных до восьмиосных. Такая специализация автосервиса неслучайна – в строительном комплексе Москвы работает немало IVECO Trakker. Автоцентр, расположенный на Ленинградском шоссе, специализируется на магистральных тягачах и работает в отличие от московского без выходных.Повторю, все названные автоцентры принимают для ремонта любые модели IVECO как от предприятий, так и от частных лиц.В Москву техника приезжает довольно новая, а вот в Краснодаре обслуживается много «бэушных» машин 10–12-летнего возраста. Запасные части для них есть. На вопрос о знаменитых «Магирусах», ответили, что в Москве их почти нет, хотя в Сибири некоторые машины до сих пор эксплуатируются. Если кто не знает, грузовики Magirus Deutz капотной компоновки с дизельными двигателями воздушного охлаждения в 1970-е в большом количестве закупались для строительства Байкало-Амурской магистрали и других комсомольских строек. Они очень хорошо проявили себя в условиях сильных морозов и бездорожья. Речь зашла о «Магирусах», поскольку немецкая фирма Magirus Deutz в свое время вошла в состав IVECO.В Москве редкость автомобили IVECO совместного предприятия из Миасса. Там выпускают машины для тяжелых условий, в частности, лесовозы, автомобили с утепленной кабиной. Они находят применение в Сибири. А вот к большому количеству фургонов и микроавтобусов IVECO Daily, которые появятся на дорогах после начала их крупносерийного производства на совместном предприятии в Нижнем Новгороде, в «АВТ Моторс» готовы. Компания является дилером нижегородского предприятия. Кстати, говорят, что Daily – автомобили долговечные.С какими же автомобилями IVECO возникают трудности с ремонтом в России? Как утверждают в автоцентре, проблемы могут возникнуть с «праворульными» машинами, которые были переделаны в «леворульные». Как правило, эти грузовики приходят из Англии. Они относительно свежие – выпущены в 2001–2004 гг. В Польше в кустарных условиях их переделывают на «леворульные», причем схем переделок нет. Особые трудности возникают с электрооборудованием. Оно, как правило, не поддается диагностике на электронном стенде. Приходится пользоваться «дедовским» методом: пучок проводов распускается, и электрик начинает его «прозванивать». Разумеется, ремонт такой машины обходится дорого. Иногда узнав о цене, владелец машины, а это, как правило, частное лицо, отказывается от ремонта.С запчастями проблем не возникает. На складе фирмы примерно 10–12 тыс. наименований деталей и расходных материалов. Есть все наиболее востребованные детали: тормозные диски, суппорты, колодки, фильтры, масла, ветровые стекла, фонари. Крупногабаритные узлы и агрегаты доставляются на заказ с центрального склада в Германии. По словам сотрудников автоцентра, заказчик получает детали не позднее, чем через десять дней.Доставка осуществляется машинами предприятия. Один автомобиль в Германии, другой в это время в России. Поэтому поток грузов не прерывается. Кроме того, раз в месяц приходит фура для пополнения складского запаса расходных материалов и востребованных запчастей. Можно обеспечить ускоренную доставку запчастей с помощью авиаперевозок, но клиенты на это не идут – очень дорого, поскольку приходится платить немалую сумму за каждый килограмм посылки.Но не все детали заказывают на складе в Германии. Компания IVECO, как и другие изготовители автомобилей, использует комплектующие различных поставщиков. Некоторые из этих деталей дешевле купить у фирмы-производителя, например, у известной немецкой компании ZF. В результате для клиента ремонт обходится заметно дешевле. Это, в свою очередь, способствует привлечению новых клиентов.Стоимость нормо-часа – 1300 руб., включая НДС. Она одинаковая для всех видов работ. В настоящее время цена нормо-часа одинакова у всех московских дилеров IVECO.Корпоративные клиенты (а такими считаются те, кто приобрел 15 и более машин) получают скидку как при покупке, так и при обслуживании и ремонте. Что касается подержанных автомобилей, то одно время их ввозили партиями, но потом от этого отказались – бизнес оказался не очень выгодным. Теперь в «АВТ Моторс» могут подобрать машину за рубежом лишь по индивидуальному желанию клиента. Цены на рынке сбивают перегонщики, которые подешевке скупают «убитые» машины и перепродают их здесь. Хороший подержанный автомобиль не может быть дешевым. Многие из тех, кто приобрел такие машины на рынке сразу вынуждены делать ремонт двигателя, коробки передач и др. Собственно, похожая ситуация наблюдается и с подержанными легковыми, но об этом чаще говорят в автомобильных изданиях и с экрана телевизора.Для ремонта автомобилей в техцентре закуплено необходимое оборудование. Разумеется, все начинается с диагностики. Для нее на станции есть три поколения диагностических приборов. Вместе с новыми конструкциями автомобилей и двигателей совершенствовались и диагностические стенды. Старые машины проверяются аппаратом, внешне представляющим собой большой ящик с установленным на нем монитором. Механики подключают кабели через переходники к диагностическим разъемам автомобиля.Самый современный прибор по размерам примерно с половину ноутбука. На его передней панели сенсорный экран. С помощью беспроводной связи стандарта Bluetooth аппарат сам подсоединяется к диагностическому блоку, смонтированному в автомобиле. Такими системами оснащены грузовики IVECO последних лет выпуска. На фоне гигантского цеха и больших автомобилей прибор выглядит весьма скромно. Он хранится в тумбочке, которая запирается на замок. Несмотря на ее солидный вид, к диагностике автомобиля она отношения не имеет.Для ремонтных работ на станции имеется как универсальный, так и специальный инструмент. Последний применяется, например, для выпрессовки балансиров, рассухаривания клапанов и т. п. Специальный инструмент часто предназначен лишь для определенных модельных семейств автомобилей. Его заказывали у компании IVECO. Часть его находится в цехах, а некоторый, как и на многих предприятиях, хранится в инструментальной комнате и выдается при необходимости.В автоцентре гордятся своим агрегатным цехом. Здесь производят капитальный ремонт всего модельного ряда двигателей. Ремонтируют также коробки передач и мосты. В других автоцентрах фирмы прокладку головки блока, конечно, поменяют, а на «капиталку» моторы привозят сюда. На станции утверждают, что делают ремонт квалифицированно, хорошо разбираются в сложных системах современных дизелей.Кузовного цеха в автоцентре нет. Дело в том, что большинство IVECO Trakker предприятия страхуют, и в этом случае проще заменить, например, дверь целиком, чем связываться с длительным кузовным ремонтом. Из новых машин незастрахованных почти нет, так как в большинстве случаев они приобретены по лизингу. Наверное, всем известно, что машины, приобретенные по договору лизинга, аренды или в кредит, обязательно страхуются на полную стоимость.Кузовные запчасти уже загрунтованы, а красят их в других сервисах, с которыми налажено деловое сотрудничество. По желанию клиента, туда же отдадут детали отрихтовать. В общем, как уверяют в техцентре, ни с одним видом ремонта проблем не возникает. Заключение И в представительстве компании IVECO, и в фирме «АВТ Моторс» с оптимизмом высказываются по поводу развития автосервиса грузовых автомобилей в России.Мы тоже уверены в том, сейчас этот вид бизнеса развивается ускоренными темпами. И в недалеком будущем сервис коммерческого транспорта приблизится к западным стандартам как по количеству СТО, так и по качеству обслуживания. |