<<< Назад

За багаж ответишь!

Андрей Макаренко

Логика ответственности за груз, предусмотренная Гражданским кодексом

Измеряемые характеристики груза на этапах доставки

Пример графика абсолютного колебания курса валюты СДР

Что перевозит экспедиторская компания, приняв груз? Вот странный вопрос. Однако ответ на него не так очевиден. Перевозка грузов – бизнес, и в нем пересекаются интересы нескольких сторон. Как минимум, это клиент, экспедитор, перевозчик. Каждый из них имеет свой взгляд на заданный вопрос. Причины такого положения дел можно искать в несовершенстве законодательства, сложившейся практике ведения бизнеса, российском менталитете. Но, как правило, фирму, обнаружившую вместо отправленных ноутбуков похожие коробки с оборудованием на порядок менее ценным, не интересуют теоретические изыскания. Ее интересует, что собственно теперь делать?

Закон суров – но это закон
Сейчас мы находимся не в паническом состоянии человека, теряющего деньги, но можем спокойно подготовиться к такой ситуации. Итак, что везет экспедитор? Вариантов ответа три. С точки зрения грузоотправителя и грузополучателя это товар, состоящий из конкретной номенклатуры и однозначной стоимостью, с точки зрения экспедитора – определенное количество мест с добавлением массы и/ или объема этих мест, с точки зрения перевозчика – опечатанная фура, контейнер, вагон (в зависимости от вида транспорта). В соответствии с этим:
перевозчик считает, что выполнил обязательства, если вагон, контейнер, фура пришли в пункт назначения с оригинальной пломбой, корпусом, не имеющим следов вскрытия, и более-менее в срок;
экспедитор доволен, если при выдаче сошлось количество мест, маркировка и общая масса груза;
и только грузоотправитель/ грузополучатель никак не может успокоиться: «Ведь я должен получить совсем не это!»

Кто из них прав с точки зрения закона? Как ни странно – все! Первые апеллируют к уставам соответствующего вида транспорта и здравому смыслу, вторые могут ссылаться на Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и даже Гражданский кодекс. Разница в том, что экспедиторы и перевозчики достаточно хорошо знают законы, так как это сфера их профессиональной деятельности, а вот профессиональных грузоотправителей значительно меньше.
Пункт 8 Устава автомобильного транспорта гласит: «Выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест».
Вроде все логично: транспортное средство крытое; покрытие цело; двери опечатаны; пломбы целы. Следовательно, что погрузили, то и привезли. Однако на практике так красиво не получается. Обзор методов несанкционированного доступа к перевозимому грузу не входит в тему данной статьи, но я, как и каждый, кто тесно связан с процессом перевозки, могу припомнить не один случай, когда после проверок пломб и вскрытия дверей обнаруживал внутри фуры картину, напоминающую экскурсию слона по посудной лавке. Бывают и не такие вопиющие случаи, но они встречаются чаще. Что же, перевозчик ни в чем не виноват? А если виноват, то все равно ничего не докажешь?
Пойдем по порядку. Отношения, возникающие между сторонами в процессе доставки грузов, относятся к области гражданского права, и регулируются соответственно Гражданским кодексом.

Логика отношения Гражданского кодекса к ответственности экспедитора за доставляемый груз представлена на схеме. В ней нет ни слова про места и тем более контейнеры. Зато есть прямое указание на возмещение понесенных убытков и расшифровано, что это не только полный реальный ущерб от утраты или повреждения имущества, но и упущенная выгода! Доказательством реального ущерба служат товарные документы, сопровождающие груз, так что, хоть приемка и выдача ведутся, как правило, по количеству мест, ответственность – по номенклатуре. Обоснованием упущенной выгоды может служить, например договор поставки, предусматривающий штрафные санкции за недопоставку. Эти санкции и можно переадресовать экспедитору.

Зачем изобретать велосипед?
Полученный вывод содержит в себе парадокс, инстинктивно понятный даже кровно заинтересованному в таком положении дел грузоотправителю. Этот парадокс заключается в неопределенности методов реализации такого подхода и несоизмеримости масштабов бизнеса грузоперевозчика и грузоотправителя (последний на порядки крупнее), что может помешать, даже добросовестному экспедитору произвести компенсационные выплаты в случаях крупных потерь. Для разрешения этого парадокса, бывает, вполне достаточно посмотреть, как это сделано «у них» – за рубежом.
Далеко ходить не нужно. Пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса предусматривает ограничение ответственности в случае, если законом или договором предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с этим п. 3 статьи 6 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает предел ответственности экспедитора при оказании услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, в 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки. Ключевое слово здесь – «международном». То есть при международных перевозках, даже в той части, которая проходит по территории России, мы работаем по международным законам, предусматривающим ограничение ответственности перевозчика, при внутрироссийских – по нашим, такого ограничения не предусматривающим.
«666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки» – это много или мало? Пояснение понятия «расчетной единицы» приведено во врезе. Из него следует, что это некая международная условная валюта, курс которой ближе всего к курсу евро. На сегодняшний день курс расчетной единицы составляет около 38 руб. Так как под местом на разных видах транспорта могут пониматься разные вещи, удобнее пользоваться ограничением ответственности в 2 расчетной единицы, т. е. 72 руб. за килограмм. При превышении удельной стоимости груза этой величины груз в обязательном порядке страхуется.

Страховать или не страховать?
При сдаче груза в транспортную компанию частенько можно услышать, что для обеспечения безопасности доставки груза нужно объявить его стоимость или заключить прямой договор страхования груза. Что получает грузоотправитель, согласившись на это предложение? Почему-то принято считать, что такой договор обеспечивает получение компенсации практически в любой ситуации.
Сложившаяся бизнес-практика предполагает принятие груза по местам (редко по массе). При этом подписываются транспортные документы, что «груз получен полностью, претензий нет». Если после этого, уже доставив груз на свой склад, грузополучатель обнаруживает повреждение или несоответствие полученного оборудования ожидаемому, то при обращении в транспортную компанию максимум, что он может получить, – это вежливое объяснение: раз в момент приемки замечаний не возникло, претензии не принимаются. Поможет ли в этом случае то, что груз застрахован? К сожалению, нет. Для подачи претензии в страховую компанию требуется комплект документов, никак не меньший, чем для подачи претензии в транспортную компанию. Обязательным являются и акт недостачи, составленный в присутствии и с участием представителя транспортной компании, и отметка в транспортной накладной. Как показывает практика, иметь дело со страховой компанией даже сложнее, чем с транспортной.
В чем же тогда смысл страхования грузов? Как уже сказано, в соответствии с действующим законодательством транспортная компания обязана компенсировать вам ущерб в полном объеме в соответствии с фактической, документально подтвержденной стоимостью груза. Значит, страхование груза имеет смысл при:
– большой стоимости груза и/ или недостаточно надежной транспортной компании, когда есть сомнения в том, что у ТК хватит денег и желания удовлетворить претензию в случае ее возникновения;
– недостаточном документальном подтверждении стоимости груза;
– отправке грузов почтовым отправлением. Дело в том, что на почту не распространяется закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», и при утере груза без объявленной ценности в общем случае почта вам ничего не должна.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Что нужно делать для защиты своих интересов?
Грузоотправителю:
1.Подготовить груз, упаковав его в однотипную тару, проклеив оригинальным скотчем, защитив индикаторными пломбами, промаркировав этикетками с указанием грузоотправителя, грузополучателя, номера места, общего количество мест в грузе. Ни в коем случае не сдавать поврежденные коробки со следами старого скотча.
2.Раз вы все сделали, как указано в п. 1, не допускать, чтобы приемщик на экспедиторской расписке сделал пометки о том, что «тара имеет повреждения», «следы перескотчевывания», «не соответствует требованиям к таре» и т.п. Нужно иметь в виду, что сделать это непросто.
3.Перечислить на экспедиторской расписке номера товарных накладных, сопровождающих груз в пути.
4.Подписать ТТН. Действительно, если ТК сама забирает груз или груз в ТК доставляете вы (это делается автомобильным транспортом), то подписание ТТН – самое естественное действие. А ТТН фиксирует не передачу абстрактных мест, а товарно-материальных ценностей, перечисленных в ее товарном разделе.
5.Проинформировать грузополучателя о том, что отправлено, как упаковано, как промаркировано, указать номера пломб (если они применялись), состав сборных мест.
Если все это проделано, вероятность того, что кто-то позарится на ваши коробки, минимальна, ведь вокруг лежит много других, которые этим требованиям не соответствуют. И в случае чего, грузополучатель не сможет обвинить вас в том, что вы недостаточно позаботились о сохранности груза.
Экспедитору и перевозчику:
1.Внимательно осматривая принимаемые коробки, искать на них малейшие повреждения, чтобы с чистой совестью пометить их как поврежденные и имеющие следы перескотчевывания.
2.Всячески отказываться вносить в транспортные накладные номера документов, сопровождающих груз, не подписывать ТТН, уверяя, что приемка идет по количеству мест, а приемка по номенклатуре – это платная услуга, которую они вообще не делают.
Грузополучателю:
1.Не посылать в транспортную компанию случайного человека, не имеющего никакого представления о том, что он собственно должен получить.
2.Снабдить его подробными инструкциями с описанием груза, типа упаковки, количеством и составом мест (если такая информация предоставлена грузоотправителем).
3.Снабдить его доверенностью не только на приемку груза, но и на оформление претензионных документов.
4.Проинструктировать о порядке приема груза, его правах, действиях в случае возникновения подозрения на несанкционированный доступ к грузу.
5.Предоставить телефон грузоотправителя для прямого решения возникающих вопросов и исключения «испорченного телефона».

Комментировать ... >>
Loading...