Служба быта по-рязански
Передвижные летучки службы быта производства завода «Рязточприбор»
Ситуация на проходной ЗАО «Точинвест», звоню по внутреннему телефону: «Здравствуйте! Я корреспондент журнала «Грузовик Пресс», хочу написать об истории вашего завода. К кому мне обратиться?». Ответ предельно лаконичный: «Нам это неинтересно. Всего хорошего!» и в трубке раздались короткие гудки. Интервью окончено!
Первый заход оказался провальным. Не оставляя попыток наладить контакт с руководством предприятия, через полгода перезвонов все-таки удалось прямо-таки напроситься на интервью с главным инженером, по итогам которого я понял одно: все усилия не были напрасными и уникальность собранного материала превзошла все ожидания.
Для автомобильной истории России это предприятие интересно тем, что в прошлом это был завод «Рязточприбор» управления «Росглавбыт-оборудование» Министерства бытового обслуживания населения РСФСР, выпускавший среди прочего передвижные летучки службы быта (СБ), которые некогда были привычными элементами сельского пейзажа. Эти автомобили составляли широкую сеть бытового обслуживания населения отдаленных сел, тем самым максимально сокращая разницу между привычным укладом жизни в мегаполисах и глубинке.
Завод был построен на окраине Рязани и вступил в строй в 1976 году. Главная задача нового предприятия производство простейшего оборудования для отделений СБ. В первое время на заводе производили специальную мебель для парикмахерских, различный инструмент и станки для ювелирных и прочих мастерских.
Однако к началу 1980-х годов в соответствии с указанием Министерства на заводе развернули производство передвижных летучек для обеспечения транспортных потребностей профильных ремонтных пунктов, нехватка которых диктовала необходимость их выпуска на промышленных предприятиях Минбыта. Первыми машинами завода в этой линейке стали автомастерские ремонта телевизоров РТАМ-969. Это были автомобили ЛуАЗ-969М с жестким металлическим верхом и специально оборудованным грузовым отсеком для перевозки техники и инвентаря. Работники СБ, обслуживавшие сельских жителей на таких автомобилях, могли оперативно отремонтировать телевизор на дому, а в случае серьезной поломки отвезти его в городскую стационарную мастерскую. Интересен и тот факт, что выпуск РТАМ-969 планировали наладить в костромском филиале, входившем в состав Рязанского опытнопроизводственного объединения «Рязбытоборудование», головным предприятием которого являлся завод «Рязточприбор». Но из этого проекта ничего не вышло…
В 1982 г. на заводе начали выпускать мастерские РБТМ на базе ИЖ-2715, отличавшиеся от стандартных «каблучков» лишь фирменной раскраской СБ и приспособленным под перевозку бытовой техники грузовым отсеком, снабженным для удобства специальными салазками.
Использование подобных летучек в системе Минбыта выявило существенные недостатки: небольшой грузовой отсек вмещал только одну единицу груза, не было пассажирских мест для ремонтных бригад. Это заставило в 1982 году приступить к проектированию новой машины с использованием шасси УАЗ-452Д. Грузопассажирский фургон с цельнометаллическим кузовом, получивший обозначение по конструкторской документации АС-01А / У1, пошел в серию в 1986 году уже на шасси УАЗ-3303-01 и имел в заводской табличке сокращенный индекс АС-01. Эти специальные автомобили для обслуживания сельских приемных пунктов и домов быта стали основной продукцией завода и получили самое широкое распространение на всей территории РСФСР. Причем кроме передвижных мастерских в этих кузовах выпускали, хоть и малыми партиями, пассажирские микроавтобусы АС-01Б для вахтовых бригад.
По большому счету конструкция АС-01 была во многом примитивна, поэтому во второй половине 1980-х на предприятии уже задумывались о подходящая замене. Как ни странно, решение пришло достаточно быстро. Завод, как и многие мелкие производители специализированного автотранспорта, пошел по пути заимствования удачных конструкций. Так на свет появилась передвижная мастерская МП-01, представлявшая собой точную копию автоклуба Т12.02, выпускаемого в то время Краснодарским механическим заводом «Кубань». Однако краснодарский кузов оказался очень трудоемким с технологической точки зрения, что сильно сказалось на цене готовой машины, поэтому в серию МП-01 не пошел было изготовлено всего пять экземпляров. Дальнейшее воплощение в жизнь идей по существенной модернизации или замене выпускаемого АС-01 было уже неуместно «перестройка» перечеркнула все эти планы.
Но все же несмотря на все нараставший социально-экономический апокалипсис, затронувший не одну сотню отечественных предприятий, завод «Рязточприбор» старался сохранить автомобильное производство, казавшееся единственным способом к дальнейшему существованию в тот лихорадочный период. С 1992 года выпускаемые АС-01 непрерывно модернизировали. Сначала изменилось месторасположение задних фонарей, через год автомобили получили гофрированные боковины кузова, задние бампера, а документацию на старую версию АС-01 продали дзержинскому Опытноэкспериментальному заводу по ремонту дизельных двигателей и автомобилей (АООТ «Дизель»), где за два года было выпущено не более 50 таких автомобилей.
На рубеже 1993-1994 годов рязанские «уазики» получили фактически новый кузов с высокой крышей, другим остеклением и двустворчатой задней дверью. В линейку новых машин АС-01АМ вошли пассажирские и грузопассажирские микроавтобусы для различных оперативных служб, а с марта 1994 года и санитарные автомобили АС-02. Однако развернуть их массовое производство не удалось – Ульяновский автозавод сокращал выпуск товарных шасси, и рязанские конверсии микроавтобусов вызывали все меньше доверия по сравнению с чистокровным УАЗ-2206.
На этом можно было бы и закончить повествование о рязанских автомобильчиках. Но в этом случае вы бы безусловно спросили, в чем же все-таки уникальность этого завода? Ведь многие предприятия баловались изготовлением пассажирских и грузопассажирских кузовов на шасси УАЗ, да и объемы некоторых были более внушительны.
Оказывается, у этой истории есть любопытное продолжение. В середине 1995-го, когда производство АС-01 было практически свернуто, а предприятие пребывало в жутком запустении, ожидая своей очереди на казавшееся неизбежным банкротство, руководству «Рязточприбора» улыбнулась удача. Некая столичная фирма, название которой уже забыли за давностью лет, обратилась к рязанцам с предложением освоить производство микроавтобусов на шасси только появившегося тогда ГАЗ-3302. Москвичи обещали полностью профинансировать проект и помочь не только в освоении, но и в реализации собранных машин. Проектом заинтересовался и Горьковский автомобильный завод: пока пассажирская ГАЗ-3221 находилась в стадии доводки, нижегородцам требовалось прощупать рынок и оценить спрос на подобную машину, учесть пожелания потребителей. Поэтому «газовцы» дали разрешение на создание рязанской «ГАЗели» и даже помогали рязанцам в ее проектировании. Первые образцы микроавтобуса АС-03 «Транга» (транспортная «ГАЗель»), получившего индекс «2933» по отраслевой нормали, в 1996 году уже проходили испытания на военном полигоне в бронницком НИИ-21. Однако продолжительного успеха не случилось: полный цикл испытаний машина пройти не успела из-за не хватки денег ГАЗ, готовясь к производству собственного микроавтобуса, от проекта быстро отошел, а запал московских инвесторов вскоре угас. Все свелось к тому, что завод до весны 1997-го изготовил не более 50 машин и не смог избавиться от финансовых трудностей, которые в связи с новым производством не уменьшились.
В 1997 году АООТ «Рязточприбор» был признан банкротом, а на его производственных площадях было создано новое предприятие ЗАО «Точинвест», которое смогло восстановить производство широкого ассортимента мебели для парикмахерских, салонов красоты и не только. В цехах, где раньше собирали АС-01, теперь развернуто крупномасштабное производство дорожных и мостовых ограждений. Причем на сегодняшний день ЗАО «Точинвест» является не только крупнейшим их производителем на территории России, но и разрабатывает рекомендаци при государственной сертификации барьеров дорожного ограждения в НИЦ БДД МВД РФ. А вот к выпуску автомобилей предприятие возвращаться, похоже, не собирается. Да и стоит ли ворошить прошлое, если на заводе те лихие 1990-е забыли, как страшный сон?