Тушино для городского транспорта
Летопись Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ)
Летопись Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ) началась в 1932 г., когда согласно Постановлению ЦИК СССР от 17 мая 1932 г. № 37 и Приказу гражданского воздушного флота от 20 мая 1932 г. № 107 для освоения новейших образцов авиационной техники недалеко от Москвы был введен в строй завод № 62 (с 1942 г. – № 82). После Великой Отечественной войны на заводе приступили к восстановлению пассажирского транспорта Москвы.
При поддержке Секретаря МК и МГК ВКП(б) Г.М. Попова к дню выборов в Верховный Совет СССР в 1946 г. на заводе № 82 был построен первый образец цельнометаллического троллейбуса МТБ-82. Ходовая часть, рама и другие агрегаты без значительных переделок были заимствованы у существовавшего на тот момент в Москве полудеревянного троллейбуса ЯТБ-4А. Единственным отличием новой модели был цельнометаллический кузов. Для дальнейшего производства новых троллейбусов из США доставили автобус (фото на заставке), который был разобран до основания и полностью изучен заводскими специалистами. Второй образец МТБ-82, которому предстояло пройти Государственную приемку, был изготовлен к Дню Победы – 9 мая 1946 г. У троллейбуса МТБ был ряд важных отличий в сравнении с ранее выпускаемыми моделями: рама была облегчена на 150 кг, число пассажирских мест увеличилось с 33 до 39, проход между сиденьями за счет более широкого кузова был увеличен с 450 до 650 мм, передняя часть троллейбуса спрямлена, кузов стал более обтекаемым, с плавными обводами. Ветровое стекло установлено под углом и утопает в кабину водителя. Постамент токоприемников на МТБ-82 прикреплен на шести узлах непосредственно к металлическим шпангоутам каркаса кузова вместо крепления его непосредственно к крыше, как на ЯТБ-4А, что приводило к частым поломкам крыши машин во время эксплуатации троллейбуса.
Параллельно с освоением и подготовкой к выпуску новых троллейбусов для Москвы и других городов СССР на заводе производили капитальный ремонт ярославских машин. За первый год работы на заводе было отремонтировано свыше 70 ЯТБ-4 для троллейбусных парков Москвы.
Толчком к началу масштабного производства новых троллейбусов послужило Постановление Совета Министров СССР № 1947, подписанное И.В. Сталиным:
- утвердить для серийного производства на 1946–1947 гг. представленный Министерством Авиационной Промышленности образец пассажирского цельнометаллического троллейбуса (Прим.: заводской № 2) производства завода № 82 (Прим.: речь шла об утверждении серийного производства модели МТБ-82М);
- обязать Министерство Авиационной Промышленности устранить отмеченные в акте комиссии дефекты в троллейбусе МТБ-82 (Прим.: МТБ-82А с «косыми» фарами);
- обязать Министерство Авиационной Промышленности организовать проектирование опытного образца пассажирского троллейбуса на 40–45 мест для постановки на серийный выпуск в 1947 г. (имеется в виду провести модернизацию уже выпускаемых троллейбусов, созданных в 1946 г.).
Для выполнения этих решений завод должен был к 1 мая 1947 г. изготовить опытный образец модернизированного троллейбуса с учетом всех замечаний. Для этого было разрешено организовать в КБ завода Опытно-конструкторское бюро по постройке образцов троллейбусов. Вместе с изменениями, коснувшимися как внешней отделки, так и интерьера, на модернизированном в 1947 г. МТБ-82 была пересмотрена схема электрооборудования троллейбуса, изготовляемая на заводе «Динамо». На изделия, выпущенные в 1947 г., начали устанавливать тяговые двигатели повышенной мощности – ДК-201Б вместо ДТБ-60, которые применялись на ярославских троллейбусах. Интересно: если в 1946 г. Министерство автомобильной промышленности обязывало Ярославский автомобильный завод, который в 1936–1941 гг. занимался серийным производством троллейбусов, включать в план производства выпуск запасных частей для них, то в 1947 г. завод № 82 полностью освоил выпуск всей номенклатуры.
Подготовка к серийному выпуску МТБ-82М велась вплоть до 1947 г., а пока завод занимался капитальным ремонтом ЯТБ-4, который с началом производства новых троллейбусов был передан на созданный в 1944 г. Московский троллейбусный ремонтный завод (МТРЗ).
Наряду с производством троллейбусов в 1947 г. начался выпуск и трамвайных вагонов марки МТВ-82. Первая крупная партия трамваев была выпущена к 800-летию Москвы в сентябре 1947 г. Цельнометаллические четырехосные вагоны с пантографами и установленными сериесными двигателями типа ДТБ-60 начали работать только на двух трамвайных маршрутах, в первую очередь из-за габаритов, которые не позволяли им вписываться в поворотах – вагон был шириной 2550 мм. Позже на заводе несколько изменили внешний вид вагона и главным образом, сделали его у’же за счет скосов в передней и задней частях корпуса, чтобы его можно было эксплуатировать на всех городских маршрутах. Вагоны МТВ-82, начавшие работать с о сени 1947 г., ездили по улицам Москвы до 1981 г.
В ноябре 1947 г. базовую модель троллейбуса МТБ-82М сменил совершенный по конструкции МТБ-82Д, который выпускал и завод им. Урицкого в г. Энгельсе Саратовской области до 1962 г., но тогда Тушинский авиазавод был единственным в Советском Союзе производителем троллейбусов и оставался им до 1951 г.
Кроме столицы МТБ-82Д поставляли в Киев, Харьков, Донецк, Пензу, Кишинёв, Тбилиси, Кутаиси, Алма-Ату, Баку, а в 1948 г. была подготовлена партия троллейбусов на шасси от ЯТБ-4А для вновь восстановленного участка троллейбусного маршрута в столице Болгарии – Софии. В 1949 г. первые 28 троллейбусов МТБ-82Д были поставлены в Будапешт, где 21 декабря 1949 г. было открыто троллейбусное сообщение. Экспортные МТБ-82 отличались от тех которые производились для СССР, расцветкой и сочетанием полос на бортах.
С массовым строительством новых пассажирских хозяйств в Советском Союзе и развитием существующих выпуск троллейбусов увеличивался с каждым годом. В конце 40-х Тушинский авиазавод постепенно начал возвращаться к своему профильному производству – самолетостроению, тогда же было принято решение о передаче трамвайного производства в Ригу на завод «РВЗ», а троллейбусное производство перенести в Саратовскую область на вагоностроительный завод им. Урицкого. Постановление Совета Министров СССР № 1761 от 28 февраля 1950 г. предусматривало перепрофилирование Энгельсского вагоностроительного завода на троллейбусное производство. К маю 1950 г. Тушинским заводом было выпущено 1400 троллейбусов и 520 трамвайных вагонов, тогда же и началось постепенное сворачивание производства городского транспорта.
МТБ-82М, изготовленные в середине 40-х, были сняты с эксплуатации в Москве в 1968 г., МТБ-82Д проработали до начала 1972 г.
С начала 1950-х и вплоть до середины 90-х завод занимался исключительно авиационной тематикой и разработкой космических аппаратов.
Девяностые годы для Тушинского машиностроительного завода (с 1963 г. ТМЗ) стали серьезным испытанием. Производственные площади завода были сданы в аренду различным предприятиям, а авиационное направление фактически ушло в историю…
Тогда же предприятие трижды меняло форму собственности. С 1990 г. завод назывался ПО «ТМЗ», с 1993 г. – АООТ «ТМЗ», а с 1997 года был преобразован в ОАО «ТМЗ».
Постановление Правительства Москвы № 6521 от 9.08.1994 г. предусматривало создание на базе ОАО «Тушинский машиностроительный завод» совместного предприятия с участием ЗАО «Тушино-Авто», «Мосгортранса», ВАО «Автоэкспорт» и Правительства Москвы по сборке автобусов Ikarus 280. «Икарусы» двухсотой серии выпускались недолго и вскоре их сменили автобусы нового четвертого поколения – «Икарус-435», сборка которых началась зимой 1996 г. В 1998-м к Всемирным юношеским играм в Москве Тушинский машиностроительный завод выпустил партию из 350 автобусов Ikarus 415, которые сначала перевозили участников игр, а потом были переданы на постоянную эксплуатацию в ГУП «Мосгортранс». Все венгерские автобусы, собранные в Тушино, поставлялись только для ГУП «Мосгортранс» г. Москвы.
В 1997–1998 гг. тушинские конструкторы предприняли попытку наладить производство троллейбусов, взяв за основу кузов сочлененного автобуса АКА-6226, изготовленного на Голицынском автобусном заводе из комплектующих немецкой фирмы MercedesBenz. Сочлененный троллейбус, получивший индекс МТБ-1, был оснащен комплектом тягового электрооборудования «Динас-22» производства АЭК «Динамо», предназначенным для использования в качестве тягового электропривода с тиристорно-импульсной системой управления. С началом освоения и подготовкой к выпуску двухосного троллейбуса МТБ-5248 в 2001 г. сочлененный МТБ-1 оказался фактически не у дел, и работы по его сборке были приостановлены.
Стоит упомянуть, что перед попыткой изготовить троллейбус МТБ-1 из новых комплектующих в 1995 г. на завод были доставлены старые московские троллейбусы ЗИУ-682В (двухосный), ЗИУ-683Б (шарнирно-сочлененный) и СВАРЗ-Икарус (на базе кузова автобуса «Икарус-280», изготовленного на МТРЗ в начале 90-х г.). Предполагалось производить их капитальный ремонт , но ничего из этого не получилось, и троллейбусы просто сгнили на территории Тушинского машиностроительного завода. Лишь сочлененный ЗИУ-683Б в 1997 г. был отбуксирован на Московский троллейбусный ремонтный завод (МТРЗ), где его восстановили и передали в 1-й троллейбусный парк. Напоминанием о его неудачном «тушинском» прошлом стал салон, который был полностью взят у автобуса «Икарус-280» (пассажирские кресла, поручни).
На основании постановления Правительства Москвы № 877-ПП от 2.10.2001 г. началась разработка технической документации на троллейбус МТБ-5248. Его оснащали асинхронным тяговым электродвигателем производства санкт-петербургского завода «Электросила». Сам же троллейбус был разработан ОАО «НПО «Молния» на базе кузова автобуса ЛиАЗ-5256.25, а затем для заключительных работ был передан на ОАО «Тушино-Авто». Установка электрооборудования осуществлялась осенью 2002 г. на площадях завода МТрЗ, откуда троллейбус возвратили на завод-изготовитель, а весной 2005 г. МТБ-5248 поступил в 4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова (филиал ГУП «Мосгортранс») для прохождения испытаний. По завершении испытаний в 4-м троллейбусном парке МТБ-5248 отбуксировали на завод, а весной 2006 г. его передали в троллейбусный парк ООО «Тула-пассажиртранс».
С завершением производства венгерских «Икарусов» в начале 2000-х г. на заводе освоено производство автобусов «Московит» на созданном в конце 90-х г. собственном стапеле. Внешне сочлененный автобус «Московит-6220», изготовленный ОАО «Тушинский машиностроительный завод», практически не отличался от венгерского «Икарус-435». Несмотря на попытки выпуска собственных автобусов, основным видом деятельности завода в сфере городского транспорта на тот момент стала досборка автобусов, поставляемых с МАЗа, «Волжанина», ЛиАЗа для эксплуатации в филиалах ГУП «Мосгортранс».
В 2004 г. ОАО «Тушино-Авто» совместно с ТЦ «Электротранссервис» приступило к созданию низкопольного троллейбуса МТБ-5235 «Московит». За основу были взяты автобусный кузов ЛиАЗ-5292, изготовленный на Ликинском автобусном заводе, и электрооборудование чешской фирмы «Cegelek», монтажом которой занимался ТЦ «Электротранссервис». На троллейбусе применен привод переменного тока с асинхронными электродвигателями для компрессора и насоса гидроусилителя руля, с возможностью перехода на электропитание от аккумуляторов при прохождении спецучастков. На троллейбусе установлена информационно-диагностическая система «Пролог», обеспечивающая взаимодействие с АСУ диспетчерского управления пассажирскими перевозками и мониторинг технического состояния транспортного средства с отображением всех текущих параметров на мониторе, расположенном в кабине водителя. С 2005 г. троллейбус начал работать на маршрутах 7-го троллейбусного парка Москвы. Низкопольный МТБ-5235 «Московит» оказался единственным троллейбусом производства Тушинского завода, который начали эксплуатировать с пассажирами. Отличает троллейбус от остальных эксплуатируемых в Москве и его нестандартная система контроля и диспетчеризации. Комплекс производства предприятия «Звезда» включает в себя бортовой компьютер, блок оплаты проезда, оптическую систему подсчета пассажиров, устройство определения координат и связи. В отличие от автоматизированной системы контроля пассажиров (АСКП), которой оборудован весь городской транспорт столицы, комплекс «Звезда» позволяет входить во все двери и оплачивать проезд, приложив магнитную карту к валидатору. Система подсчета пассажиров суммирует число вошедших и число оплативших проезд, тем самым вычисляя количество безбилетных пассажиров.
Интересная особенность, присущая автобусам и троллейбусам, прошедшим через «Тушино-Авто», – это универсальный информационно-диагностической прибор, разработанный в НПО «Молния». Система автоматически диагностирует и управляет всеми системами и оборудованием транспортного средства. Встроенный в панель приборов монитор отображает все режимы работы системы и параметры движения, тем самым отпадает необходимость в применении привычных стрелочных приборов.
Сегодня тушинский завод так и не смог возродить серийное производство троллейбусов. А ведь именно он в 1947 г. впервые в СССР создал поточное производство троллейбусов, и знаменитая песня Б. Окуджавы «Синий троллейбус» была посвящена МТБ-82, который родился на московском заводе в Тушино.