Живи, родник, живи…
Родниковский машиностроительный завод (РМЗ)
В этой рубрике мы рассказываем о небольших автомобильных заводах, о которых редко упоминают в центральной прессе, поэтому они малоизвестны широкому кругу автомобилистов. Но эти заводы работали и выпускали автомобили или автобусы, и все чаще нам приходится добавлять к ним слово «бывший». К счастью, не ко всем… Родниковский машиностроительный завод (РМЗ) на этом фоне выглядит приятным исключением.
Автомобильной тематикой на РМЗ стали заниматься в середине 1990-х годов, когда многие небольшие автомобильные предприятия оказались в жесточайшем кризисе. Но чтобы понять, почему вдруг завод в городке Родники Ивановской области стал выпускать автобусы, надо вспомнить еще про Чкаловский авторемонтный завод в Таджикистане, имевший во времена СССР скромное наименование п/я Г 4264, и про Министерство среднего машиностроения в Москве, которому принадлежали эти предприятия в Чкаловске и Родниках.
Известно, что союзное Министерство среднего машиностроения курировало вопросы, связанные с атомной энергетикой страны, в том числе и вопросы по добыче урановых руд на богатейшем месторождении в Ленинабадской области Таджикистана. Так как работа в этом разрезе и на соседнем горно-обогатительном комбинате осуществлялась вахтовым методом, то для обслуживания этих предприятий требовался большой парк вахтовых автобусов. Это обстоятельство послужило поводом создать в 1962 году автобусное производство на авторемонтном заводе в Чкаловске. Со временем конструкция автобусов «Таджикистан» совершенствовалась, и в 1980-х годах чкаловский завод массово выпускал современные, а главное, очень надежные автобусы собственной конструкции на шасси автомобилей ЗИЛ, которые по линии Минсредмаша поставлялись по всему Советскому Союзу и пользовались заслуженной популярностью у эксплуатационников.
С развалом СССР в 1991 году разрушились и многие производственные связи. Завод в Чкаловске, став независимым от Минсредмаша, создал совместное предприятие «Худжанд-ЗИЛ» с московским автозаводом имени Лихачева. Но из-за «оторванности» ЧАЗа от российских потребителей автобусов, в том числе и от российских предприятий атомной энергетики, у которых сохранялась потребность в служебных автобусах, возникла идея об организации автобусного производства на территории России, подобного тому, что размещалось в Чкаловске. Выбор пал на недавно построенный и незагруженный на полную мощность завод в Родниках.
Фактически весь «перенос производства» свелся к тому, что в Ивановскую область из Таджикистана переехали несколько ключевых специалистов, в том числе главный конструктор Руденко Виктор Иванович и главный инженер Бондаренко Иван Алексеевич. Всю техническую документацию, технологические цепочки и оснастку в Родниках пришлось создавать заново. Были заново разработаны и созданы сварочные кондукторы, штампы для крупных кузовных панелей, окрасочная камера и многое другое. На это ушло почти два года, но в результате в мае 1995 года из ворот «Родниковского управления предприятий» (РУП) – так годом раньше стал называться этот завод – вышли первые автобусы «Родник».
Конечно, чтобы сэкономить средства и силы, в Родниках не стали создавать автобус заново, а взяли за основу хорошо знакомую и отработанную конструкцию автобуса ЧАЗ-3223 («Таджикистан-5»), выпускаемого на СП «Худжанд-ЗИЛ» в Средней Азии. Но надо отдать должное – в Ивановской области недолго делали точные копии «Таджикистана», а почти сразу внесли в конструкцию автобуса многочисленные изменения, улучшающие потребительские свойства этих машин. Автобус в Родниках получил измененный и усиленный каркас кузова. В соответствии с российскими требованиями безопасности он приобрел дополнительный аварийный выход – дверь в заднем свесе кузова. Значительно была переработана система отопления кузова, рассчитанная на более суровые зимние условия эксплуатации.
Старт производства автобусов в Родниках оказался удачным. К автобусам, получившим наименование «Родник-3230», помимо предприятий атомной энергетики проявили интерес в МВД России, в результате чего для этого ведомства была закуплена большая партия автобусов. Автобусы «Родник» используются в некоторых городах как маршрутное такси или автобусы ритуальной службы.
Помимо производства обычных пассажирских автобусов на предприятии изготовляют и их специальные модификации. Недавно по заказу Федерального агентства по атомной энергетике в Родниках была изготовлена партия специальных грузопассажирских автобусов для перевозки контейнеров с радиоактивными изотопами под круглосуточным наблюдением военизированной охраны. Для этого внутри автобуса помимо грузового отсека оборудовали караульное помещение с раскладывающимися спальными местами. А в 2001 году для Нижегородского нефтеперерабатывающего завода на РУП изготовили аварийный автобус газоспасательного отряда. В таком автобусе помимо десяти мест для бойцов ВГСО были специальные отсеки для размещения спасательного снаряжения. Выполнение сложных индивидуальных заказов по производству специальных модификаций говорит о высоком доверии со стороны заказчиков к квалификации работников завода.
Освоив в производстве базовую модель «Родник-3230», на РУП начали работы по созданию новых перспективных вариантов автобусов. В 1998 году попытались предложить потребителю глубокую модернизацию выпускаемого автобуса (условное название «Родник-4230») с совершенно новым кузовом, вклеенными тонированными стеклами и улучшенной отделкой салона, но этот вариант оказался маловостребованным. В таком виде автобус сильно прибавляет в цене, но, по сути, остается все тем же рамным автобусом на грузовом шасси ЗИЛ с двигателем впереди. В пределах возросшей цены можно сделать современный автобус с двигателем в заднем свесе. Определившись, в каком направлении нужно двигаться дальше, в Родниках самостоятельно создают автобус с несущим основанием кузова и с задним расположением дизельного двигателя ММЗ Д245.
Пока идет работа над перспективной моделью, на РМЗ не забывают и о текущей модернизации базовой модели. На модернизированном автобусе «Родник-32301» установлена более надежная двустворчатая входная дверь в салон вместо трехстворчатой. А дверь аварийного выхода теперь ниже линии окон. Это позволяет, сохраняя на месте аварийный выход, не нарушать в этом месте жесткости кузова, да и с точки зрения эстетики такой вариант предпочтительнее. Прорабатывался на предприятии и удлиненный пассажирский вариант выпускаемого автобуса (размер базы 4500 мм) с двумя полноценными выходами и 31 посадочным местом.
Помимо автобусов в Родниках в 2006 году начали изготовлять грузопассажирские кузова передвижных линейных мастерских (МПЛ-3031), монтируемых на полноприводные автомобили ГАЗ-3308. По многим элементам кузова эти фургоны унифицированы с выпускаемыми автобусами и выглядят очень аккуратно. В кузове МПЛ-3031 шесть пассажирских мест, рабочий верстак с тисками, шкаф для спецодежды и место для размещения дополнительного инвентаря.
Небольшому заводу, такому как Родниковский машиностроительный, нелегко выживать в наше время. Тем более что нынешнее предприятие, созданное взамен ООО «СП РУП», сейчас стало частным. Переход в частные руки оказался сложным и долгим и чуть не погубил завод. Но с приходом нового директора Ю.В. Цимбалова завод смог преодолеть жесткий кризис и сегодня снова выпускает прежнюю продукцию, хотя объемы производства пока не впечатляют. В среднем это 4 автобуса в месяц. Эдакий маленький автобусный «родничок» в безбрежном море автомобильных производств.