У истока сельского кино
Кинопередвижки производства Новгородского киномеханического завода (НКМЗ) (ОАО «Исток»)
«Важнейшим из искусств для нас является кино», – писал В.И. Ленин. И хотя с тех пор многое изменилось, этот лозунг не потерял своей актуальности. Сегодня плазменные телевизоры, домашние DVDплееры теснят привычные для многих людей кинотеатры, а ведь еще лет 40 назад сам кинотеатр был диковинкой, привилегией горожан, недоступной для жителей сельских районов. При отсутствии возможности построить в каждом населенном пункте полноценный кинотеатр приходилось искать другие пути. Так появились автокинопередвижки. Эти машины выпускались на многих специализированных предприятиях Госкино СССР, но наиболее известным стал Новгородский опытный киномеханический завод.
История становления этого завода мало чем отличается от истории подобных предприятий, подведомственных отечественной «культуре». В послевоенные годы в Новгородском областном управлении культуры были организованы мастерские Культремснаба, занимавшиеся ремонтом киноаппаратуры. А 1960 году на их базе был образован Ремонтно-производственный комбинат. Там производили мебель и запасные части для учреждений культуры, ремонтировали театральный инвентарь. В общем, самый обычный РПК, какие существовали в то время по всей стране.
Официальной датой создания новгородского предприятия считается 10 апреля 1965 года, когда в Государственном комитете по кинематографии при Совмине РСФСР был подписан приказ о реорганизации РПК в «Новгородский киномеханический завод» (НКМЗ) республиканского подчинения. Смена названия мало что изменила в структуре самого завода. Он по-прежнему размещался на крохотных участках: например, столярная мастерская завода находилась в подвальных помещениях бывшего Зверина монастыря. Но и в этих условиях завод смог наладить производство киноаппаратуры: перематывателей, бобин, кинопроекционных установок.
Как только ремпромкомбинат получил статус завода, ему была поставлена задача организации производства спецавтотранспорта для нужд советского кино. Подготовка к серийному выпуску кинопередвижек началась 1965 году, однако освоение этой продукции затянулось: по срочному заказу ЦК ВЛКСМ завод переоборудовал в автоклубы несколько десятков автобусов ЛАЗ-697, КАвЗ-651 и ПАЗ-652 (последний в экспортной комплектации – для поставки на Кубу). Надо заметить, что завод не раз выполнял заказы комсомольских органов на поставку своих спецавтомобилей на экспорт: на базе РАФ-977Д (1966 г.), на ГАЗ-69 с самостоятельно изготовленным металлическим тентом (1968 г.), на КАвЗ-685 (1975 г.). Это говорит о том, что качество продукции НКМЗ было достаточно высоким.
В 1966 году завод приступил к серийному выпуску двух базовых видов кинопередвижек по проекту Львовского экспериментального комбината (ЛЭК) Госкино УССР – на шасси ГАЗ-51А (тип «Кино-1») и УАЗ-452 (тип «Кино-1У»). В «уазовском» фургоне монтировался кинопроектор и другое оборудование своего производства (киномеханический завод как-никак), а на ГАЗ-51А, кроме того, устанавливался собственный кузов фургонного типа с металлическим каркасом, для выпуска которого на заводе открыли небольшой кузовной участок. В этом же году в производственную программу добавились кинопередвижки «Кино-2» и «Кино-2У», а впоследствии «Кино-3», «Кино-4» (уже на шасси ГАЗ-53А) и «Кино-3У». Они отличались друг от друга лишь комплектацией различным кинооборудованием (например, с бензоэлектростанцией или без), кузов оставался прежним.
Несмотря на стесненные производственные площади, предприятие всегда бралось за ответственные задания по освоению новой техники, а точнее, объединение «Роскинотехника» навязывало выполнение этих заданий. Что поделать, со спецавтотранспортом в Госкино всегда была напряженка, валовый выпуск предприятий оставался небольшим, а сами спецмашины оставляли желать лучшего. В таких условиях существовала вся советская киноиндустрия. Поэтому часто приходилось осваивать подобную продукцию без достаточной технической документации и без каких бы то ни было технологий.
Подобным образом в 1968 году создавалось и широкоэкранное кино на автомобильном ходу, которое тогда только входило в моду в СССР. На НКМЗ по собственному проекту сконструировали четыре широкоэкранных автокинопоезда КШ-1 в составе ГАЗ-53А и двухосного прицепа 2ПН-2, три из них сразу были направлены в опытную эксплуатацию на юг Украины.
В 1972 году коллектив предприятия был удостоен денежной премии Госкино за создание и освоение агитационной машины АМ-2 на базе фургона УАЗ-452. Она представляла собой модернизированную кинопередвижку,совмещающую и некоторые функции автоклуба: проведение митингов, выступлений, записи интервью и т. д. Подобные спецавтомобили, как и кинопередвижки, часто использовались в небольших населенных пунктах безстационарных учреждений культуры для проведения культурно-массовых и воспитательных мероприятий.
В середине 1970-х завод освоил производство кинопередвижек К-52 на шасси ГАЗ-52-04 с новым кузовом, они заменили устаревшие машины серии «Кино» на шасси ГАЗ-51А, которые сняли с производства в 1975 году. Чуть позже завод по заказу Минбыта РСФСР начал выпускать специальные фургоны на шасси УАЗ-452Д – машины бытового обслуживания населения МБОН-1. В конце 1970-х получили техдокументацию на новые машины МБОН-2 с модернизированным кузовом и перешли на их серийное производство – в год с территории предприятия выходило до 4000 фургонов МБОН-2, которые расходились по всей стране. Эти машины выпускались уже на новой территории завода, на Ленинградской улице, в новых производственных цехах, введенных в строй в 1978 году. В 1985 году по проекту Ставропольского завода «Кинотехника» на этих же площадях освоили автофильмовозки КМ-55-01 на шасси ГАЗ-53А, предназначенные для транспортировки в специальном герметичном отсеке фильмокопий.
Как автокинопередвижки К-52 и автофильмовозки КМ-55-01, спецавтомобили на базе УАЗ-452 (позже УАЗ-3303) массово выпускались на предприятии вплоть до начала 1990-х годов. Среди них агитмашины АМ-2, АМ-3К-2, операторские автомобили ЛЭК, фургоны МБОН-1, МБОН-2 и др. В первой половине 1980-х малыми партиями выпускались даже санитарно-агитационные автомобили на базе УАЗ-452А. Эти машины кроме стандартного медицинского инвентаря имели кино- и радиоустановки для проведения научных лекций среди сельского населения (колхозников, трактористов, пастухов) о пользе здорового образа жизни. Оказывается, были и такие!
В общей сложности за период с 1965 по 1991 год НКМЗ освоил более 20 наименований спецмашин, более 50 наименований кинооборудования, мебели, запчастей, что сделало его одним из головных предприятий Госкино РСФСР.
…Потом последовала всем известная перестройка. Последствия сумбурных реорганизаций ощутили на себе все отечественные предприятия – НКМЗ не стал исключением. Осенью 1990 года решением местных властей завод разделили на мелкие предприятия, фактически независимые. В 1993 году на их основе образовалось Государственное предприятие «Исток». Надо полагать, эти годы были не лучшим временем для завода – рост цен на сырье и материалы, спад производства.
Предприятие оказалось на гране банкротства. Чтобы как-то исправить положение, директор ГП «Исток» В.М. Беликов поехал в Москву с целью убедить руководство «Роскинотехники» в производственных способностях предприятия. Благодаря финансовой поддержке завод смог закончить работы по созданию и освоению новой продукции – походного автоклуба ПАК-93 на шасси ГАЗ-66 и кинопередвижки АКД-93 на шасси УАЗ-33031. ГП «Исток » получил заказ от Министерства обороны РФ на эти спецавтомобили. Позже завод освоил широкий ассортимент товаров народного потребления и разборных дачных домиков, начал заниматься капремонтом автобусов «Икарус» местных АТП. Все это позволило подняться предприятию, но ненадолго. Кризис 1998 года перечеркнул все планы на будущее…
К концу 1990-х годов предприятие находилось в жутком запустении, будучи практически полностью разворованным. Главный корпус, где находилось заводоуправление, протекал до первого этажа. По рассказам очевидцев, территория ГП «Исток» представляла собой страшное зрелище. Таким предприятие увидели пришедшие на завод новый директор и главный инженер. Но коллектив не пал духом, восстановил производство, сделал предприятие рентабельным, акционировал его… Сколько трудов и усилий заключено в этой фразе – трудно даже представить.
В 2002 году свет увидели первые автоклубы нового поколения – АК-02 на шасси ЗИЛ-5301 – та востребованная продукция, которая была и осталась главным коньком предприятия, о которой в смутное время просто забыли. За АК-02 последовал военный заказ на партию походных автоклубов ПАК-93М на шасси ГАЗ-3308 «Садко». И дела у завода пошли в гору: в 2004 году был продемонстрирован автоклуб АК-03 на шасси КамАЗ, в 2006 году получен заказ от Минобороны РФ на агитмашины на шасси «Урал».
Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день ОАО «Исток» является единственным в России производителем передвижных автоклубов. И эта продукция пользуется спросом. Остается только пожелать успехов работникам предприятия, чтобы они не теряли темпа и возрождали традиции массовой культуры, чем так дорожили в советское время и о чем совершенно забыли сейчас…