<<< Назад

Поглотит медленная лета...

М. Шелепенков, Ю. Петров

Первые упоминания об использовании автобусов в ритуальных целях в СССР относятся к середине 1930-х годов, но то были обычные автобусы, используемые по случаю. Понятия «ритуальный автобус» тогда не существовало, а для похорон в основном использовали конные подводы (в том числе и специализированные) или обычные бортовые автомобили.

Лессельмаш A-53

В конце 1950-х годов в крупных городах ситуация с ритуальным транспортом стала меняться. Коммунальные службы стали обзаводиться специализированным транспортом. На первых порах это были переоборудованные собственными силами или силами местных авторемонтных мастерских старенькие автобусы типа ГАЗ-03-30 или ГЗА-651. Позже появились ритуальные автобусы, изготовленные небольшими партиями на различных авторемонтных заводах, например, в Москве на заводе «Аремкуз». И только в 1960-х годах в Енакиево наладили массовое производство специализированных ритуальных автобусов. Причем одновременно с ЕАРЗ производство ритуальных автобусов предполагалось развернуть и на Луганском автосборочном заводе, но там чаша весов склонилась к производству автокранов, а потом завод и вовсе перепрофилировали под производство медицинских автомобилей.

И все же в стране не хватало специальных ритуальных автобусов, поэтому в начале 1970-х к производству подключился Арзамасский завод коммунального машиностроения, на котором переоборудовали получаемые из соседнего Павлово-на-Оке автобусы ПАЗ-672.

Арзамас Коммаш КТ-201

Часть сидений в задней части автобуса монтировали вдоль бортов, а в проходе делались специальные полозья для гроба. Снаружи вдоль бортов автобуса наносилась черная полоса – опознавательный знак ритуальной службы. После переоборудования похоронный автобус получал обозначение КТ-201.

В начале 1990-х годов к переоборудованию автобусов ПАЗ-3205 подключился Голицынский автобусный завод. Позже выпуск ритуальных модификаций освоили и другие автозаводы, благодаря чему появилось множество самых разнообразных моделей: ГАЗ-3262ОН, Галант-Авто-3256 на базе «ГАЗелей» и «Соболей»,
ЗИЛ-325000-04, ЗИЛ-325000-05, ЗИЛ-325010-04, КАвЗ-39763, КАвЗ-397622, ПАЗ-32053-80, ПАЗ-3205-80, САРЗ-3280 VX , СемАР-3234-0000010-11 и – 3234-0000010-21.

Комментировать ... >>
Loading...