Производство в России за I квартал 2008 года
Первый квартал 2008 года выдался для российского автопрома вполне удачным. Темпы роста производства вдвое превысили среднемировые 4–6%, и по этому показателю российская отрасль прочно вошла в число мировых лидеров. По данным ОАО «АСМ-Холдинг» было произведено 413 774 ед. автотехники (111,1% к тому же периоду 2007-го), из них грузовиков (включая шасси) – 66 256 ед. (101,7%), легковых автомобилей – 331 111 ед. (114,4%), автобусов – 17 205 ед. (89,8%).
Тренды выпуска легковых автомобилей и автобусов двигались разнонаправлено, что связано в сегменте легковых автомобилей с нарастающим бумом автомобилизации страны, вызванной кроме роста экономики и, как следствие, доходов физических лиц, а также с укреплением курса национальной валюты. Важнейшим фактором роста производства легковушек стал ввод в строй сборочных производств. Лидерами роста выпуска иномарок стали: ГК «Автотор» (156,9%), ООО «ТагАЗ» (195,9%), ООО «Дженерал Моторз Авто» – рост в 5 раз. И это при том, что калининградский «Автотор» был вынужден свернуть бурно развивавшееся в 2007 году сотрудничество с китайским Chery из-за падения курса доллара. Взаимодействие этого мультибрендового сборщика с прочими производителями до сих пор под вопросом из-за проблем со статусом предприятия, расположенного в ОЭЗ. Доля иномарок в национальном производстве легковых автомобилей в I квартале 2008 года достигла 39,3% против 35,2% за весь 2007 год. По результатам работы в I квартале экстраполированный прогноз по выпуску легковых автомобилей в России в 2008 году составляет 1,45 млн., или на 12,7% больше, чем в 2007 году.
В сегменте автобусов после некоторой стабилизации прироста производства, составлявшего в 2003–2006 гг. ежегодно 3–4% и значительного роста в 2007-м (8,6% по сравнению с 2006-м), что, кстати, выше среднемировых темпов (6,8%), напротив, наметился структурный кризис спроса. Это связано с чрезмерным увлечением моделями особо малого (ОМ1) и малого (М1) классов, составлявшими в начале 2007 года 72,5 и 16,5% соответственно, и с обновлением модельных рядов ведущих производителей автобусов. К тому же ощущается повышенный интерес потребителей к автобусам большого (Б1) и особо большого (ОБ1) классов и троллейбусов. ГАЗ снизил производство микроавтобусов в 1 квартале 2008 года до 17 205 ед. (более чем на 10% против того же периода предыдущего года), выпустив меньше «ГАЗелей» (–26,3%) и «Соболей» (–14,3%), что частично связано с переходом с 2008 года на более дорогие моторы уровня Euro 3, а также с возрастающей конкуренцией с «фургонбусами» на базе импортных LCV, производство которых активно осваивают малые и средние фирмы (особенно в Нижегородской области). На этом фоне снижение выпуска микроавтобусов ОАО «УАЗ» на 2% или остановка выпуска автобусов на СемАРе и ЗИЛе – просто мелочь. В то же время компания «Русские Автобусы» увеличила производство в I квартале на 5,7%, в частности ЛиАЗ выпустил автобусов большого класса (Б1) и особо большого класса (ОБ1) на 9,3% больше. Кроме того, автобусы марки ЛиАЗ большого класса (Б2) собирали ОАО «ГолАЗ» (70 ед.) и ЗАО «Тушино-Авто» (105 ед.). ГолАЗ снизил суммарный выпуск автобусов за отчетный период на 35,1% (хотя по данным производителя, напротив, увеличил на 50%), а ООО «КАвЗ» – на 44,3%, совсем свернув капотный КАвЗ-3976 и увеличив выпуск «Авроры» на 51%. ВАП ООО «Волжанин» увеличил производство на 66,7%, а ОАО «НЕФАЗ» на 13,1%. Производство автобусов-иномарок в I квартале составило 521 ед. (+10,4%), несмотря на временную остановку сборки Hyundai County на РЗГА. В сегменте вахтовых автобусов царит ОАО «АЗ «Урал», чье производство возросло на 23,5%, а доля рынка приблизилась к 100%. Предприятия отгрузили для реализации 16 388 автобусов, что на 11,4% меньше, причем объем отгрузки по отношению к объему производства составил 95,3%. Интересно, что сократившая выпуск городских автобусов на 15% «Скания-Питер» отгрузила их в 7 раз (!) больше, чем за тот же период 2007-го.
По результатам работы в I квартале выпуск автобусов в 2008 году должен составить 75,5 тыс., или 85% к 2007 году, а падение производства «обеспечат» именно отечественные модели.
Выпуск грузовиков в последние два года вышел на темпы в 15–20%. Однако I квартал 2008-го показал значительное замедление темпов роста: грузовиков произведено лишь на 1,7% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Основное сокращение произошло в сегменте малотоннажных и среднетоннажных автомобилей (кроме Hyundai Porter, чья сборка выросла на 19,3%), где особо отличились АМО ЗИЛ (–28,1%), кстати, пока полностью свернувший выпуск ЗИЛ-5301 «Бычок» из-за отсутствия поставок дизелей ММЗ уровня Euro 3, ОАО «УАЗ» (–7,2%) и ООО «ГАЗ» (–1,1%). На ГАЗе производство грузовиков и фургонов было относительно стабильным, правда, кроме «Валдая» по которому произошло двукратное снижение выпуска, очевидно по той же причине недопоставок дизелей ММЗ, что и на АМО ЗИЛ. Очевидно, что работающий на пределе производственных возможностей белорусский производитель фактически срывает программу перехода на модернизированные среднелитражные моторы Д-245 уровня Euro 3. В то же время выпуск большегрузных автомобилей растет по-прежнему активно. Уверенно наращивают производство АЗ «Урал» (+42,6%), входящий в «Группу ГАЗ», перешедший с начала года на полноценную двухсменную работу, и ОАО «КАМАЗ» (+20,7%), вновь прочно утвердившийся в звании лидера национального грузового автопрома. Сборка грузовиков-иномарок сократилась на 9,1% (до 2655 ед.), составив только 4% от общего объема производства грузовых автомобилей в стране (в I кв. 2007-го – 4,5%). Например, по причине отсутствия сертифицированных китайцами двигателей Euro 3 свернул выпуск грузовиков Juejin калининградский «Автотор» (–84,4%), а на УАЗе сборка японских грузовиков Isuzu свернута полностью из-за ее переноса в Елабугу согласно намерениям компании Sollers (ранее ОАО «Северсталь-Авто») по организации сборки всей линейки грузовиков данной марки, а также LCV семейства Fiat Ducato. Впрочем, отдельные сборщики грузовых иномарок продемонстрировали и солидный рост производства, например, «Ивеко-УралАЗ» – 169,8%, а «ТагАЗ» – 119,3%. Кроме того, c 2009 года в Нижнем Новгороде предполагается сборка LDV Maxus. Поэтому не составит большого труда предсказать дальнейшее ускорение процесса вытеснения коммерческими иномарками отечественной продукции буквально из всех сегментов рынка, что в долгосрочной перспективе может быть чревато для страны соответствующими проблемами в плане обороноспособности и технологической зависимости.
Отгрузка грузовиков потребителям составила 67 078 ед. (+5,1%), объем отгрузки по отношению к объему производства составил 101,2%.
По результатам работы в I квартале выпуск грузовых автомобилей в 2008 году составит 290,6 тыс., что лишь на 0,9% больше, чем в 2007 году.
Экспорт российских грузовиков за первые два месяца (в штуках) вырос на 28,3%, в том числе в страны дальнего зарубежья в 1,8 раза, а импорт грузовиков в Россию возрос на 24,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья на 26%.
Итак, российский автопром фактически продолжает сдавать свой национальный рынок иномаркам, что даже в условиях движения страны к открытому рынку и вступлению в ВТО, все же вызывает определенные сомнения в плане продуманности государственной политики в области производства автотранспортных средств.
На фоне таких неоднозначных российских итогов, белорусские производители фактически процветают. В январе–марте 2008 года они произвели 6643 грузовых автомобилей, из которых 6585 ед. – по отчетам самих предприятий. Национальный лидер РУП МАЗ выпустил 5882 грузовиков, или 102,7% к соответствующему периоду прошлого года, 2514 тягачей (127,9%), 466 автобусов (104,7%), 2064 прицепов и полуприцепов (107,0%). Наибольшим ростом отличился МЗКТ, увеличивший производство на 68,7%.
Украинский АвтоКрАЗ за январь–март 2008 года произвел 1176 грузовика (172,2%).
В сегменте автобусов после некоторой стабилизации прироста производства, составлявшего в 2003–2006 гг. ежегодно 3–4% и значительного роста в 2007-м (8,6% по сравнению с 2006-м), что, кстати, выше среднемировых темпов (6,8%), напротив, наметился структурный кризис спроса. Это связано с чрезмерным увлечением моделями особо малого (ОМ1) и малого (М1) классов, составлявшими в начале 2007 года 72,5 и 16,5% соответственно, и с обновлением модельных рядов ведущих производителей автобусов. К тому же ощущается повышенный интерес потребителей к автобусам большого (Б1) и особо большого (ОБ1) классов и троллейбусов. ГАЗ снизил производство микроавтобусов в 1 квартале 2008 года до 17 205 ед. (более чем на 10% против того же периода предыдущего года), выпустив меньше «ГАЗелей» (–26,3%) и «Соболей» (–14,3%), что частично связано с переходом с 2008 года на более дорогие моторы уровня Euro 3, а также с возрастающей конкуренцией с «фургонбусами» на базе импортных LCV, производство которых активно осваивают малые и средние фирмы (особенно в Нижегородской области). На этом фоне снижение выпуска микроавтобусов ОАО «УАЗ» на 2% или остановка выпуска автобусов на СемАРе и ЗИЛе – просто мелочь. В то же время компания «Русские Автобусы» увеличила производство в I квартале на 5,7%, в частности ЛиАЗ выпустил автобусов большого класса (Б1) и особо большого класса (ОБ1) на 9,3% больше. Кроме того, автобусы марки ЛиАЗ большого класса (Б2) собирали ОАО «ГолАЗ» (70 ед.) и ЗАО «Тушино-Авто» (105 ед.). ГолАЗ снизил суммарный выпуск автобусов за отчетный период на 35,1% (хотя по данным производителя, напротив, увеличил на 50%), а ООО «КАвЗ» – на 44,3%, совсем свернув капотный КАвЗ-3976 и увеличив выпуск «Авроры» на 51%. ВАП ООО «Волжанин» увеличил производство на 66,7%, а ОАО «НЕФАЗ» на 13,1%. Производство автобусов-иномарок в I квартале составило 521 ед. (+10,4%), несмотря на временную остановку сборки Hyundai County на РЗГА. В сегменте вахтовых автобусов царит ОАО «АЗ «Урал», чье производство возросло на 23,5%, а доля рынка приблизилась к 100%. Предприятия отгрузили для реализации 16 388 автобусов, что на 11,4% меньше, причем объем отгрузки по отношению к объему производства составил 95,3%. Интересно, что сократившая выпуск городских автобусов на 15% «Скания-Питер» отгрузила их в 7 раз (!) больше, чем за тот же период 2007-го.
По результатам работы в I квартале выпуск автобусов в 2008 году должен составить 75,5 тыс., или 85% к 2007 году, а падение производства «обеспечат» именно отечественные модели.
Выпуск грузовиков в последние два года вышел на темпы в 15–20%. Однако I квартал 2008-го показал значительное замедление темпов роста: грузовиков произведено лишь на 1,7% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Основное сокращение произошло в сегменте малотоннажных и среднетоннажных автомобилей (кроме Hyundai Porter, чья сборка выросла на 19,3%), где особо отличились АМО ЗИЛ (–28,1%), кстати, пока полностью свернувший выпуск ЗИЛ-5301 «Бычок» из-за отсутствия поставок дизелей ММЗ уровня Euro 3, ОАО «УАЗ» (–7,2%) и ООО «ГАЗ» (–1,1%). На ГАЗе производство грузовиков и фургонов было относительно стабильным, правда, кроме «Валдая» по которому произошло двукратное снижение выпуска, очевидно по той же причине недопоставок дизелей ММЗ, что и на АМО ЗИЛ. Очевидно, что работающий на пределе производственных возможностей белорусский производитель фактически срывает программу перехода на модернизированные среднелитражные моторы Д-245 уровня Euro 3. В то же время выпуск большегрузных автомобилей растет по-прежнему активно. Уверенно наращивают производство АЗ «Урал» (+42,6%), входящий в «Группу ГАЗ», перешедший с начала года на полноценную двухсменную работу, и ОАО «КАМАЗ» (+20,7%), вновь прочно утвердившийся в звании лидера национального грузового автопрома. Сборка грузовиков-иномарок сократилась на 9,1% (до 2655 ед.), составив только 4% от общего объема производства грузовых автомобилей в стране (в I кв. 2007-го – 4,5%). Например, по причине отсутствия сертифицированных китайцами двигателей Euro 3 свернул выпуск грузовиков Juejin калининградский «Автотор» (–84,4%), а на УАЗе сборка японских грузовиков Isuzu свернута полностью из-за ее переноса в Елабугу согласно намерениям компании Sollers (ранее ОАО «Северсталь-Авто») по организации сборки всей линейки грузовиков данной марки, а также LCV семейства Fiat Ducato. Впрочем, отдельные сборщики грузовых иномарок продемонстрировали и солидный рост производства, например, «Ивеко-УралАЗ» – 169,8%, а «ТагАЗ» – 119,3%. Кроме того, c 2009 года в Нижнем Новгороде предполагается сборка LDV Maxus. Поэтому не составит большого труда предсказать дальнейшее ускорение процесса вытеснения коммерческими иномарками отечественной продукции буквально из всех сегментов рынка, что в долгосрочной перспективе может быть чревато для страны соответствующими проблемами в плане обороноспособности и технологической зависимости.
Отгрузка грузовиков потребителям составила 67 078 ед. (+5,1%), объем отгрузки по отношению к объему производства составил 101,2%.
По результатам работы в I квартале выпуск грузовых автомобилей в 2008 году составит 290,6 тыс., что лишь на 0,9% больше, чем в 2007 году.
Экспорт российских грузовиков за первые два месяца (в штуках) вырос на 28,3%, в том числе в страны дальнего зарубежья в 1,8 раза, а импорт грузовиков в Россию возрос на 24,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья на 26%.
Итак, российский автопром фактически продолжает сдавать свой национальный рынок иномаркам, что даже в условиях движения страны к открытому рынку и вступлению в ВТО, все же вызывает определенные сомнения в плане продуманности государственной политики в области производства автотранспортных средств.
На фоне таких неоднозначных российских итогов, белорусские производители фактически процветают. В январе–марте 2008 года они произвели 6643 грузовых автомобилей, из которых 6585 ед. – по отчетам самих предприятий. Национальный лидер РУП МАЗ выпустил 5882 грузовиков, или 102,7% к соответствующему периоду прошлого года, 2514 тягачей (127,9%), 466 автобусов (104,7%), 2064 прицепов и полуприцепов (107,0%). Наибольшим ростом отличился МЗКТ, увеличивший производство на 68,7%.
Украинский АвтоКрАЗ за январь–март 2008 года произвел 1176 грузовика (172,2%).