Выпуск автомобилей в СНГ в 2007 году<br>(дополненный и исправленный вариант статьи опубликованной в<br>«Грузовик Пресс» №4, 2008 г.)
Промышленное производство в России в 2007 году имело положительную динамику: прирост составил 6,3%. Выпуск автотранспортных средств (АТС) и оборудования увеличился на 15,7%. Объем производства легковых, грузовых автомобилей и автобусов возрос на 10,4%. Для сравнения: мировой автопром в минувшем году поднял планку производства АТС примерно на 5%. В 2007 году более высокие темпы, чем в России, показал только Китай: +22% (8,88 млн. автомобилей). В Испании, Италии и ФРГ рост составил примерно по 7%. Таким образом, темпы развития российского автопрома соответствуют ведущим мировым продуцентам во всех сегментах.
Подъем производства автомобилей в России (прежде всего легковых) произошел преимущественно за счет увеличения количества техники, выпущенной сборочными предприятиями. Не помешал даже взлет средневзвешенных цен. Падение доллара, совершенствование финансовых инструментов кредитования покупки, транспортный и строительный бум привели к тому, что потребители готовы были брать любую технику. Этим и объясняется значительное расширение доли иномарок, включая импорт.
Экспорт легковых автомобилей из России составил 114,2 тыс. единиц на сумму $727 млн., а грузовиков – 45,8 тыс. единиц на $730 млн.
По производству автобусов статистика дает противоречивые данные. Так, согласно отчетности Росстата, оно снизилось до 99,2% к 2006 году, причем выпуск автобусов с дизелями увеличился на 52,8%. А вот по данным АСМ-Холдинг производство пассажирских машин выросло на 8,6%.
Производство прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям в 2007 году обогнало показатели 2006 года на 39,4%.
Что бы учесть и скоррелировать все мнения, мы представляем сводные данные включая и свои собственные (более 10 предприятий не учтённых в АСМ-Холдинге и Росстате). Здесь также не учтены сборочные и промо-сборочные предприятия из Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока занимающихся досборкой и легализацией импортированных на рынок России новых и подержанных автомобилей.
СНГ
Украина занимает в СНГ второе место по масштабам автомобильного производства и седьмое по емкости авторынка в Европе. В прошлом году здесь продано 542 тыс. новых автомобилей. В Россию было экспортировано 68,5 тыс. легковушек ЗАЗ, Daewoo и Chevrolet. Украинская Холдинговая Компания «АвтоКрАЗ» завершила 2007 год c рекордом последних 12 лет по выпуску и реализации тяжелых грузовиков. Легковой рынок Украины, по данным Украинской автомобильной корпорации, вырос на 46,17% – до 542,3 тыс., причем доля импортного секонд-хенда составила всего 0,62% (6189 ед.). Рынок LCV сократился на 9% – до 31,8 тыс., а рынок грузовиков – на 23,1% (до 14,5 тыс.). Спрос на автобусы упал на 10,5% – до 6,21 тыс., что связано с ужесточением национального законодательства.
В Узбекистане АО «УзДЭУавто» произвело в 2007 году 171,8 тыс. легковых автомобилей, что на 22,7% больше, чем в 2006 году. Из них в Россию было экспортировано 91,3 тыс. единиц техники марки Daewoo, что на 36,9% больше объема поставок предыдущего года.
Автопром Белоруссии чувствует себя неплохо. Производство грузовиков увеличилось на 10,2% – до 25,6 тыс. ед., причем выпуск тягачей стал больше на 20% – до 8,3 тыс. ед., а производство автобусов прибавилось на 2,7% – до 2,16 тыс. ед. Возобновлена SKD-сборка легковых автомобилей Samand в городе Обчак (возле Минска) на бывшем фордовском сборочном филиале, ныне ЗАО СП «Юнисон».
В Азербайджане три сборочных предприятия пока не в состоянии выпустить и 2000 машин. Azsamand собирает седаны Peugeot 406, гянджинский Gәncә Avtomobil Zavodu выпускает самосвалы МАЗ-555102, -551605 и -631705 под марками Gәncә и Pәhlәvan (их даже готовы экспортировать в Грузию), тракторы «Беларус» (426 ед. выпущено в 2007-м). На «ГянджАЗе» в 2006-м выпустили несколько компактных китайских грузовиков «Чанян» (Changang) пяти моделей. Компания Azmotors Co., Ltd. пока только продает КамАЗы (нет свидетельств, что сборочное производство открыто). Бакинский автозавод устанавливает кузова на автомобили МАЗ и КамАЗ. Свое предприятие по постройке внедорожников в Баку намерена заложить иранская компания «Хашико». Еще в Азербайджане возможна организация производства грузовых автомашин AMICO.
Производство легковых автомобилей в 2007 году в СНГ
(по данным РИА «Россбизнес»)
Завод, модель | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. к 2006 г., % |
УзДЭУавто, Узбекистан: | 140080 | 171809 | 122,7 |
Nexia | 74089 | 84179 | 113,6 |
Matiz | 49375 | 63576 | 128,8 |
Damas | 15731 | 20843 | 132,5 |
SKD (Lacetti, Tacuma, Epica, Captiva) | 885 | 3211 | 362,8 |
ЗАЗ, Запорожье, Украина: | 149 998 (187 459) | 271 876 (272 828) | 181,2 (145,5) |
ЗАЗ Таврия | 8246 | 1067 | 12,9 |
ЗАЗ Славута | 18905 | 15922 | 84,2 |
ЗАЗ Сенс | 21960 | 22162 | 100,9 |
Daewoo Lanos 1,4 (ТF698) | – | 14061 | – |
Daewoo Lanos (Т-100) | 28109 | 44658 | 158,9 |
ЗАЗ Ланос (Т-150) | 3157 | 1365 | 43,2 |
Chevrolet Lanos (T-150) | 37461 | 57588 | 153,7 |
Chevrolet Aveo | 18806 | 27941 | 148,6 |
Chevrolet Lacetti | 9738 | 13449 | 138,1 |
Chevrolet Epica | 296 | 2765 | 934,1 |
Chevrolet Evanda | 1212 | 216 | 17,8 |
Chevrolet Tacuma | 551 | 1079 | 195,8 |
Mercedes-Benz | – | 42 | – |
Opel Astra G | 5460 | 7203 | 131,9 |
Opel Corsa | 136 | 341 | 250,7 |
Opel Meriva | 143 | 312 | 218,2 |
Opel Astra H | 1406 | 1952 | 138,8 |
Opel Vectra | 2563 | 2788 | 108,8 |
Opel Tigra | 2 | – | – |
Opel Zafira | 232 | 789 | 340,1 |
Opel Combo | 56 | 150 | 267,9 |
Лада Жигули ВАЗ-21070 | 4546 | 11391 | 250,6 |
Лада Спутник ВАЗ-21093 | 8509 | 3517 | 41,3 |
Лада Спутник ВАЗ-21099 | 15508 | 17752 | 114,5 |
Chery A15 | 402 | 16442 | 4090 |
Chery A21 | – | 1857 | – |
Chery B11 | 55 | 1483 | 2696,4 |
Chery S11 | – | 1753 | – |
Chery T11 | – | 1831 | – |
КрАСЗ, Кременчуг, Украина: | 17751 | 21852 | 123,1 |
Лада | 17373 | 5173 | 29,8 |
SsangYong | 370 | н.д. | – |
Geely, GreatWall | 8 | н.д. | – |
Еврокар, Соломоново, Ужгород, Украина: | 21391 | 29604 | 138,4 |
Skoda | 19064 | 23432 | 122,9 |
Volkswagen | 2014 | 5805 | 288,2 |
SEAT | 313 | 367 | 117,2 |
Богдан, Луцк, Черкассы, Украина: | 40294 | 53919 | 133,8 |
ВАЗ (сборка) | 30685 | 19581 | 63,8 |
Kia (сборка) | 5229 | 17990 | 344 |
Hyundai | 4380 | 16348 | 373,2 |
Юнисон (Iran Khodro Samand), Обчак, Белоруссия* | 36 '<72'> | 239 (232) '<310'> | 644,4 (663,9) '<430,5'> |
Азия Авто, Усть-Каменогорск, Казахстан: | н.д. | 6311 | – |
Лада | н.д. | 3586 | – |
Svkoda | н.д. | 1540 | – |
Chevrolet | н.д. | 1185 | – |
AZsamand, Шамаха, Азербайджан | ~500 | ~1500 | ~300.0 |
G?nc? Avtomobil Zavodu, Гянджа, Азербайджан: | 161 | 34 (74) | 21,1 (46,0) |
УАЗ-31514 | н.д. | 10 | – |
УАЗ-31519-095-02 | н.д. | 9 | – |
УАЗ-31512 | н.д. | 8 | – |
УАЗ-31519 | н.д. | 7 | – |
*В круглых скобках – отличающиеся данные АСМ-Холдинга. В квадратных скобках – отличающиеся данные корпункта РИА «Россбизнес» в РБ. |
Производство грузовых автомобилей в 2007 году в СНГ
(по данным РИА «Россбизнес»)
Завод, модель | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. к 2006 г., % |
МАЗ, Минск, Белоруссия: | 20 949 (20 950) | 22985 | 109,7 |
общего назначения | 7256 | 7865 | 108,4 |
автосамосвалы | 6775 (6776) | 6801 | 100,4 |
тягачи | 6918 | 8319 | 120,3 |
БелАЗ, Жодино, Белоруссия: | 1659 (1662) | 1840 | 110,9 (110,7)** |
г/п 30–36 т | 457 (468) | 710 | 155,4 (151,7) |
г/п 42–45 т | 635 (638) | 591 | 93,1 (92,6) |
г/п 55 т | 286 | 254 | 88,8 |
г/п 90 т | 2 | 1 | 50 |
г/п 110 т | 5 | 16 | 320 |
г/п 120–130 т | 198 | 183 | 92,4 |
г/п 180–320 т | 47 (49) | 68 | 144,7 (138,8) |
Поливооросительные | 29 (16) | 17 | 58,6 (106,3) |
Тягачи* | 3 | 3 | 100 |
Амкодор, Минск, Белоруссия | – | 1 (–) | – |
МЗТМ*, Могилевтрансмаш в т.ч. (автокраны Машэка), Могилёв, Белоруссия | 452 | 562 | 124,3 |
МоАЗ, Могилёв, Белоруссия: | 14 (74) | 94 | 671,4 (127,0) |
тягачи* | 1 | 2 | 200 |
МЗКТ, Волат, Минск, Белоруссия: | 329 | 449 | 136,5 |
автосамосвалы | 147 | 176 | 119,7 |
седельные тягачи | 41 | 67 | 163,4 |
шасси, плетевоз | 140 | 204 | 145,7 |
грузовые, специальные | – | 2 | – |
тягачи бортовые | 1 | – | – |
АвтоКрАЗ ХК, Кременчуг, Украина: | 3486 | 4206 (4175) | 120,7 (119,8) |
самосвалы | 1938 | 2322 (н.д.) | 119,8 |
тягачи | 1272 | 1535 (н.д.) | 120,7 |
грузовые общего назначения | 276 | 349 (н.д.) | 126,4 |
машкомплекты | – | – (31) | – |
КрАСЗ, Кременчуг, Украина | 1655 | 1138 | 68,8 |
ЗАЗ, Запорожье, Украина | 5153 (4807) | 6214 (6142) | 120,6 (127,8) |
Таврия Пикап | 3892 (3546) | 3985 | 102,4 (127,8) |
ЗАЗ Ланос фургон (TF55) | 394 | 1105 (1033) | 280,5 (262,2) |
Tata | 598 | 1124 | 188 |
Dongfeng | 269 | – | – |
ЛуАЗ, (Isuzu) Луцк, Украина | 255 | 845 | 331,4 |
Казахстан-КАМАЗ, Кокчетав, Казахстан | 1621 | 2043 | 126 |
Azmotors, Баку, Азербайджан | н.д. | ~150 | н.д. |
G?nc? Avtomobil Zavodu, Гянджа, Азербайджан: | 57 (–) | 43 (9) | 75,4 (–) |
G?nc? МАЗ-555102-223 | – | 7 | – |
G?nc? МАЗ-551605-272 | – | 1 | – |
P?hl?van МАЗ-631705-022Р2 | – | 1 | – |
УАЗ-39094 Фермер | – | 34 (-) | – |
Changan | 57 (–) | – | – |
МАЗ-МАН, Минск, Белоруссия | 25 (–) | 108 (–) | 415,4 |
Юнисон, Обчак, Белоруссия: | 142 (–) | 25 | 17,6,0 (–) |
Люблин-3324, -3564, Юни | 142 (–) | 24 | 16,9 (–) |
Люблин-3 реанимобиль | – | 1 | – |
* В общую статистику не входят. **В скобках отличающиеся данные АСМ-Холдинга. |
Производство автобусов в 2007 году в СНГ
(по данным РИА «Россбизнес»)
Завод, модель | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. к 2006 г., % |
МАЗ, АМАЗ, Минск, Белоруссия: | 1691* (1692) | 1690** (1724) | 100 (101,9) |
МАЗ-103 | 769* (671) | -802 | -83,7 |
МАЗ-104 | 84* (–) | -86 | – |
МАЗ-105 | 192* (202) | -192 | -105,2 |
МАЗ-107 | 109* (172) | -109 | -157,8 |
МАЗ-103-С | 47* (51) | -46 | -110,9 |
МАЗ-104-С | 12* (–) | -12 | (–) |
МАЗ-152 | 68* (72) | -70 | -102,9 |
МАЗ-171 | 2* (4) | 2 | 100,0 (200,0) |
МАЗ-203 | 3* (92) | 3 | 100,0 (3066,7) |
МАЗ-206 | 2* (40) | 2 | 100,0 (2000,0) |
МАЗ-226 | –* (6) | – | – (–) |
МАЗ-251 | 14* (16) | 13 | 92,9 (123,1) |
МАЗ-256 | 389* (366) | н.д. (387) | н.д. (94,6) |
Нёман, Лида, Белоруссия: | 157 (132) | 167 (165) | 106,4 (125) |
Неман-3231 | – (1) | 1 (–) | – |
Неман-3232 | – | 1 (–) | – |
Neman Cacciamali | – | 1 (–) | – |
Неман-5201 | 62 (46) | 62 | 100,0 (134,7) |
Неман-52012 | 95 (86) | 87 | 91,6 (101,2) |
Неман-520122 | – | 15 | – |
Анто-Рус, Херсон, Украина | 549 | 157 | 28,6 |
ЛАЗ, Львов, Украина: | 281 (325) | 471 | 167,6 (144,9) |
НеоЛАЗ | – | 20 | – |
ЛАЗ | 325 | 451 | 138,8 |
Эталон, Борисполь, Чернигов, Украина | 2408 | 3412 | 141,7 |
БАЗ, Борисполь | 1247 | 2080 | 166,8 |
ЧАЗ, Чернигов | 1161 | 1332 | 114,7 |
Богдан, Черкассы, Луцк, Украина: | 2168 (2688) | 3318 (3251) | 153,0 (120,9) |
Богдан, Черкассы | 2060 | 2788 | 135,3 |
Богдан, Луцк | 108 | 530 | 490,7 |
ЗАЗ (I-Van), Запорожье, Украина | 126 | 484 (477) | 384,1 (378,6) |
СемАЗ (Daewoo BS090), Семипалатинск, Казахстан | – | 350 | – |
ЧАЗ (Худжанд-ЗИЛ), Чкаловск, Таджикистан, | 5 | 3 | 60 |
G?nc? Avtomobil Zavodu, (УАЗ-39629-016), Гянджа, Азербайджан: | н.д. | 6 (–) | – |
SamAuto (Isuzu), Самарканд, Узбекистан |
Производство троллейбусов в 2007 году в России и СНГ
(по данным РИА «Россбизнес»)
Завод, модель | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. к 2006 г., % |
Всего (без трамваев) | 750 (751) | 11941 (9532) | 159,2 (126,9) |
Харьковский вагоноремонтный завод (Днiпро), Харьков, Украина | – | 1 | – |
Авиант, Киев, Украина | н.д. | 15 (–) | 159,2 (127,0) |
Южмаш, Днепропетровск, Украина | н.д. | 42 (–) | – |
ЛАЗ, Львов, Украина | 44 | 166 (–) | 377,3 |
Белкоммунмаш (АКСМ), Белоруссия: | 175 (1761) | 3232 (3102) | 184,6 (115,9) |
АКСМ-213 | н.д. | 5 | – |
АКСМ-221 | н.д. | 102 | – |
АКСМ-321.00 | н.д. | 10 | – |
АКСМ-321.02 | н.д. | 205 | – |
АКСМ-42003А Витовт | - | 1 | – |
Белкоммунмаш (трамваи АКСМ-60102), Белоруссия | 69 | 43 (–) | 62,3 |
Этон (Т103), Смолевичи, Белоруссия | – | 1 (–) | – |
МАЗ, АМАЗ, Минск, Белоруссия | 1 | – (1063) | – (10 600) |
Электромаш, Алма-Ата, Казахстан | 2 (–) | 2 (–) | 100 |
БТЗ, Уфа, Россия | 44 | 56 | 12,7,3 |
Транс-Альфа, Вологда, Россия | 76 | 122 | 160,5 |
ТрМЗ, Москва, Россия | 43 | 104 | 241,9 |
ТРОЛЗА, Энгельс, Россия | 337 | 351 | 104,1 |
ВМЗ, Волгоград, Россия | 28 | 10 | 35,7 |
ЛиАЗ, Ликино-Дулево, Россия | – | 1 (–) | – |
В скобках отличающиеся данные АСМ-Холдинг. | |||
1 Расхождения в статистике, возможно, связаны с передачей кузова МАЗ-103Т для изготовления троллейбуса Т103 на ООО «Этон» (см. «ГП» № 3, 2008 г., с. 18). | |||
2 Учтены кузова для троллейбусов, изготовленные на МАЗ. | |||
3 Машкомплекты троллейбусных кузовов АКСМ для «Белкоммунмаша». |
Легковые автомобили
В 2007 году из России в Азербайджан было ввезено 15 195 легковых и 4929 грузовых автомобилей, 957 автосамосвалов, 170 автомобилей специального назначения, 165 автобусов, 43 пожарных автомобиля, 92 автокрана, 66 автобетономешалок, 157 тракторов, 25 вагонов для метрополитена. Всего же импортировано 85 тыс. машин (в том числе легковых – 70 963 ед.), а парк превысил 800 тыс. автомобилей.
В 2007 году российские автозаводы выпустили абсолютно рекордное за все время существования автопрома (даже времен РСФСР) количество легковых автомобилей – 1,287 млн. экз., на 9,5% больше, чем в 2006 году. Знаменательно, что производство автомобилей с двигателями мощностью свыше 90 л.с. возросло в 1,9 раза. Уже второй год подряд рост производства приближается к 10%. Среднемесячное производство легковых машин в стране стало стабильно превышать 100 тыс. ед. с июля, а октябрь вообще стал рекордным – около 125 тыс. ед. Прирост объемов выпуска легковушек был обеспечен исключительно увеличением масштабов сборки иномарок, а сборка отечественных марок существенно снизилась.
Так, например, производство нижегородской «Волги» (сегмент Е1) упало на четверть (–24,6%) и составило всего 39 тыс. ед. (как в 1950–1960-х гг.). ОАО «АвтоВАЗ» изготовил автомобилей на 3,9% меньше, чем в 2006 году – 735 897 ед. (сегменты В и ВС), причем снизился выпуск не только морально устаревших «Жигулей» (моделей 2105 и 2107), но и всех остальных. Впрочем, семейство «Лада 110» просто уступило место на конвейере новой малолитражке «Лада Приора» (ВАЗ-21703). В то же время доля ВАЗов Еuro 4 снизилась на 26,4% – до смехотворных 8,8 тыс. ед., что связано с резким сокращением поставок на экспорт в дальнее зарубежье старой «Нивы» (ныне Lada 4x4), а также концентрацией всех резервов предприятия на освоении новых семейств «Приора» и «Калина». Таким образом, тольяттинцы продолжают терять свою долю в производстве легковых автомобилей в РФ. Если в начале 2000-х она достигала 80%, то в 2005 году сократилась до 67,1%, в 2006 – до 65%, а в 2007 году упала уже до 57,1%. Лидером падения стала микролитражка «Ока», чье производство ОАО «СеАЗ» сократил на 56,8% из-за перехода на более дорогой китайский 3-цилиндровый силовой агрегат Еuro 2. Не приходится сомневаться, что с вынужденным переходом на еще более дорогой мотор уровня Euro 3 с 2008 года спрос на «Оку» упадет совсем уж до смехотворного уровня.
Зато у легковых иномарок, собираемых на территории России, дела идут превосходно. В 2007 году их собрано 453 940 ед., т. е. на 175 038 ед. больше, чем в 2006 году. Доля иномарок в общем выпуске легковых автомобилей в России уже достигла 35,2% (в 2006-м – 23,7%, в 2005-м – 14,8%).
Группа компаний «Автотор» первой среди российских отверточников превысила стотысячный рубеж сборки иномарок, увеличив их выпуск в 2,7 раза. Самый заметный успех коснулся сборки марок Cadillac (рост в 6,9 раза) и Chery (в 3,3 раза). В настоящее время в Калининграде сконцентрирована сборка 25 моделей легковых автомобилей семи мировых брендов (практически рекорд мира, если не считать украинский ЗАЗ). В планах на 2008 год – сборка уже около 200 000 автомобилей. Естественно, такие успехи ГК «Автотор» вызвали ревнивое отношение к ней конкурентов, вынужденных развивать свои сборочные площадки на значительно менее теплых в налоговом и да прочих смыслах площадках, чем имеющий статус СЭЗ калининградский анклав. В результате ГК «Автотор» пришлось в 2007 году клыками и когтями отстаивать свои интересы и права по сборке иномарок, активно маневрируя на юридическом поле российского законодательства об особых экономических зонах и иностранных инвестициях.
Планку 70 тыс. иномарок красной сборки в 2007 году взяли такие передовики производства, как ООО «ТагАЗ», ОАО «Автофрамос» и ЗАО «Форд Мотор Компани». Последний, в принципе, уже вышел на ранее заявленные мощности. Кроме того, росту показателей заметно помешала обострившаяся в конце года борьба с собственным профсоюзом. Очевидно, что при всех достоинствах питерского кластера о такой его родовой (или роковой?) особенности, как колыбель русской революции, иностранные инвесторы и не думали.
Не менее верной дорогой пошло ОАО «ИжАвто», чья сборка иномарок выросла почти вдвое. Расставшись с золушкой – «Окой», нижнекамское ОАО «ЗМА» расправило крылья: выпуск корейских внедорожников SsangYong и малолитражных Fiat увеличился в 4,7 раза. Производство автомобилей в ЗАО «GM-АвтоВАЗ» вернулось к уровню в 55 тыс. ед. Chevy Niva. Другой филиал ООО «Дженерал Моторз Авто» в Ленинградской области собрал 5679 легковых автомобилей, что в 20 раз больше, чем годом ранее. Неожиданно для наблюдателей развернуло в 2007 году сборку внедорожников ZX Landmark и Geely CK-1 ЗАО «АМУР» (изготовлено 4225 ед.), считавшееся ранее неудачливым сборщиком старых ЗИЛов. Отстроило вторую очередь производства и начало сборку китайских легковушек Lifan северокавказское АК «Дервейс», причем льготный режим промсборки, по мнению руководства компании, ей и не нужен, а в перспективе в Черкесске будут собирать до 25 тыс. автомобилей в год.
Российский рынок легковых автомобилей в целом вырос до 2,746 млн. ед., что на 30,6% больше, чем в 2006 году. Иномарок в 2007 году продали 1,646 млн. ед. Таким образом, Россия стала третьим по величине рынком в Европе после Германии и Англии. Но вот доля нашемарок на нем упала только за 2007-й с 37,3% до 26,1%, из которых бренд Lada занял почти четверть рынка – 24,4%. И это при том что фактические объемы продаж Lada в цифрах (с учетом экспорта) выросли на 6,2% – до рекордных 663 тыс. автомобилей. Зато доля иномарок российской сборки выросла 12,8 до 16%. Впрочем, настоящий скачок их производства предстоит еще через два-три года.
Подержанные иномарки только удержали позиции (14%), а вот импортные новые иномарки совершили исторический скачок, увеличив свою долю на российском рынке с 35% (736 тыс. ед.) в 2006 году до 43,9% (1206,4 тыс. ед.) в 2007-м. Это позволило им впервые с 1940-х гг. (времен ленд-лиза) оттеснить отечественных производителей с первого места. В финансовом отношении российский рынок легковых автомобилей в 2007 году обозначил приоритеты более четко. Из общей суммы в $44,2 млрд. львиная доля досталась новым импортным и российским иномаркам ($27,4 млрд. и $6,8 млрд. соответственно), хороший кусок достался подержанным иномаркам ($4,3 млрд.), а нашемаркам – только $5,7 млрд., из которых $5,5 млрд. – АВТОВАЗу. Средневзвешенная цена легкового автомобиля всего за год поднялась с $15 600 до $19 200. Это отражает даже не столько возросший уровень жизни и зарплат, сколько активное освоение рынком и населением бизнес-инструментов (лизинг, банковское кредитование) и бурное развитие дилерской сети в регионах. Доля ценового сегмента до $10 000 (где и находится львиная доля отечественных марок) упала с 50,9% до 27,3%.
В целом 2007 год стал промежуточной датой между постсоветским периодом в жизни нашего автопрома и новой постиндустриальной отраслью народного хозяйства, где ценится умение убедить покупателя в необходимости смены машины на новую и привязать его к своему бренду. В этом качестве на рынке доминирует пул из сборочных производств ведущих мировых производителей, уже построивших или строящих свои филиалы (Ford, Renault, GM, Toyota, Volkswagen, Fiat, Nissan), а также решивших, наконец, присоединиться к ним концернов PSA Peugeot-Citroёn, Hyundai, Suzuki и Mitsubishi. Правда, всем китайским производителям дали от ворот поворот по режиму промсборки. Впрочем, Chery и АК «Дервейс» (Lifan) это не остановило – они уже готовы создавать сборочные филиалы и на свой страх и риск.
По оценке специалистов НАПИ, к 2010 году автопарк России вырастет до 32 млн. ед. Годовой объем рынка новых легковушек составит 3,3 млн. ед. и, кроме того, около 1 млн. подержанных иномарок. Не менее половины легковых автомобилей будет собрано в России, а доля нашемарок составит 61,8%.
Производство легковых автомобилей в России в 2007 году
(по данным РИА «Россбизнес»)
Завод, модель | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. к 2006 г., % |
Всего: | 1173897 '<1 176 337'> (1 176 298) | 1294699 (1291187) | 109,5 (-99,2) '<109,8'> |
ГАЗ, Н. Новгород: | 51 700 (51 697) | 39005 | 75,4 |
ГАЗ Волга (3110, 31105, 3102, 310221, 310231) | 51 691 (51 688) | 39005 | 75,5 |
Mahindra Marshal S-5 | 9 | – | – |
ЗМА, Набережные Челны: | 9614 | 21678 | 225,5 |
SsangYong Rexton, Kyron, Action, Fiat Albea | 4528 | 21678 | 478,8 |
ВАЗ-11113 Ока | 5086 | – | – |
АВТОВАЗ, Тольятти: | 765627 | 735897 | 96,1 |
Лада Жигули (2105, 2107) | 214017 | 212060 | 99,1 |
Лада 110 (2110, 2111, 2112) | 206312 | 121019 | 58,7 |
Лада Приора (21703) | – | 72917 | – |
Лада Самара (2113, 2114, 2115) | 226123 | 193876 | 85,7 |
Лада Калина (1117, 1118, 1119) | 76261 | 93172 | 122,2 |
Лада Нива (21214, 2131) | 42914 | 42853 | 99,9 |
Лада с дв. Euro 4 (суммарно) | 11947 | 8789 | 73,6 |
Моторика, Тольятти: | н.д. | 755 | – |
Лада Нива 5-дв. (213102, 213105 СП) | н.д. | 101 | – |
Лада Нива пикап (2329) | н.д. | 654 | – |
УАЗ, Ульяновск: | 28528 | 31869 | 111,7 |
УАЗ-3151 и модификации | 6064 | 2599 | 42,9 |
УАЗ-3153, 3153-097 Хантер Лонг | 95 | 25 | 26,3 |
УАЗ Барс (3159) | 14 | 15 | 107,1 |
УАЗ Хантер (315195) | 12982 | 17175 | 132,3 |
УАЗ Симбир (31622) | 1 | – | – |
УАЗ Патриот (3163) | 9372 | 12055 | 128,6 |
УАЗ-СПЕЦАВТОМОБИЛИ, Ульяновск | 127 (126) | – | – |
БРОНТО, Тольятти: | 142 | 96 | 67,6 |
Лада-Бронто Фора 212180, Ландолет 212183 | 6 | – | – |
Лада-Бронто Бронтокар 1307 | – | 1 | – |
Лада-Бронто Форс, Форс СН, Банкомат | 85 | 36 | 42,4 |
Лада-Бронто Марш-1922 | 51 | 59 | 115,7 |
АМУР, Новоуральск: | – | 4225 | – |
ZX Landmark | – | 716 | – |
Geely CK-1 | – | 3509 | – |
СеАЗ, Серпухов: | 11338 | 4902 | 43,2 |
ВАЗ-11113 Ока (стандартный) | 8169 | 1025 | 12,5 |
СеАЗ-11113-01, -02 Ока | 2030 | 136 | 6,7 |
СеАЗ-11116 Ока (с китайским дв.) | 1139 | 1916 | 168,2 |
СеАЗ-11116-01, -02 Ока | – | 1760 | – |
СеАЗ-11116-50 пикап | – | 65 | – |
Супер-Авто, Тольятти: | |||
Лада Премьер, 21128, 21108 | н.д. (–) | 1763 (1780) | – |
ИжАвто, Ижевск: | 52 754 (52 757) | 71255 | 135,1 |
Лада Жигули (2106) | 17 | – | – |
Лада Жигули (2104, -21041, -21043) | 28527 | 21908 | 76,8 |
Kia Spectra | 24 188 (24 191) | 39524 | 163,4 |
Kia Rio | 22 | 3330 | 15136,4 |
Kia Sorento | – | 6493 | – |
Автотор, Калининград: | 40 087 (39 853) | 106368 | 265,3 (266,9) |
Kia Sportage, Opirus, Carnival, Magentis, Cee'd | 3741 (3506) | 13288 | 355,2 (379,0) |
BMW Е-65, Е-66, E-60, Е-46, Е-83 | 3831 | 4521 | 118 |
Hummer Н2, Н3 | 465 (466) | 958 | 205,6 |
Chevrolet Tahoe, TrailBlazer | 1218 | 1113 | 91,4 |
Cadillac CTS, BLS, Escalade, SRX, STS | 303 | 2085 | 688,1 |
GM DAT: Chevrolet Aveo, Lacetti, Epica, Evanda, Rezzo | 18372 | 44401 | 241,7 |
Chery Tiggo, Amulet A-15, Fora A-21 | 12157 | 40002 | 329 |
GM-АвтоВАЗ, Тольятти: | 47 946 (47 942) | 55079 | 114,9 |
Chevrolet Niva | 47 946 (47 066) | 54095 | 112,8 (132,4) |
Chevrolet Viva | 876 | 984 | 112,3 |
РосЛада, Самарская обл. | 5597 | – | – |
ТагАЗ, Ростовская обл.: | 48397 | 71050 | 146,8 |
Hyundai Accent | 38808 | 53616 | 138,2 |
Hyundai Sonata | 9987 | 11043 | 110,6 |
Santa Fe Classic | – | 4614 | – |
Дервейс, Карачаево-Черкесская Республика: | 759 | 1506 | 198,4 |
Дервейс Аврора, Шаттл, Лэнд Краун, Саладин | 759 | 415 | 54,7 |
Дервейс-233300 Плутус | – | 144 | – |
Lifan Breez (244800, 244801, 244802) | – | 947 | – |
Автофрамос, Москва, Renault Logan | 48 545 (51 179) | 72 762 (69 241) | 142,6 (135,3) |
Самотлор-НН, Нижегородская обл. | – | 476 | – |
Форд, Ленинградская обл. | 62409 | 69088 | 110,7 |
Дженерал Моторз, Санкт-Петербург: (Opel Antara, Chevrolet Captiva) | 273 | 5687 (5679) | 2083,1 (2080,2) |
Уральсккая автомобильная компания, (Златоусовский машзавод) Shuttle BDD 6491T 4WD | 54 (60) | 40 | 74,1 (66,7) |
Фольксваген, Калужская обл.: | – | 1198 | – |
Svkoda Fabia II, Octavia, Octavia Tour | – | 1109 | – |
Volkswagen Passat | – | 81 | – |
В квадратных – данные ФСГС РФ.
Грузовые автомобили
Восстановление дореформенных объемов производства грузовиков продолжается уже с 2002 года с годовым приростом 15–20%. Близкий к ажиотажному спрос был обусловлен высокими темпами роста российской экономики в целом и платежеспособного спроса со стороны транспортных и строительных организаций, в частности. Причем в отдельных сегментах наблюдался настоящий бум спроса как на отечественную, так и импортную технику. Например, КАМАЗ не просто свернул систему скидок дилерам, но даже ввел предоплату – впервые со времен гиперинфляции начала 1990-х.
Все крупнейшие отечественные производители, кроме «ИжАвто», в 2007 году увеличили выпуск коммерческих автомобилей. Доля трех крупнейших производителей в совокупном производстве грузовых автомобилей составила 77,5%, причем два из них – «Автомобильный завод «ГАЗ» и «АЗ «Урал» – входят в «Группу ГАЗ».
Отгрузка потребителям грузовиков и шасси составила более 294 тыс. ед., что превысило показатель 2006 года на 17,9%. Объем отгрузки к объему производства составил 102,4%.
Крупнейший национальный производитель грузовиков и LCV «Автомобильный завод «ГАЗ» произвел грузовиков на 11,1% больше. Наибольший прирост пришелся на фургон ГАЗ-2705 «ГАЗель», а самый низкий – на фургон ГАЗ-2752 «Соболь». Спрос на цельнометаллические фургоны вырос на 12%. Основные флит-продажи в данном сегменте пришлись на коммунальные и специализированные службы в связи с недостатком бортовых грузовиков. Кстати, в 2008 году обе серии перевели на двигатели Еuro 3 (ЗМЗ-4054.10 и УМЗ-4216), а в дальнейшем они должны быть подвергнуты рестайлингу. В 2007 году, по данным «Группы ГАЗ», ее доля в данном сегменте рынка превысила 55% (против 46% в 2006 году).
Семейство классических среднетоннажных автомобилей ГАЗ-3307, -3309 и -3308 «Садко» пользуется все возрастающим спросом. Особенно популярна внедорожная модель «Садко» у ЖКХ и аграрного сектора, до которого, наконец, дошли инвестиции по национальному проекту по сельскому хозяйству и которым стали доступны финансово-кредитные услуги. К тому же эти модели остаются доступными (отпускные цены начинаются от 390 тыс. руб.), но при этом прибыльными (рост выручки от их реализации составил 32% к 2006 году). Пользовался повышенным спросом и низкорамный дизельный ГАЗ-3310 «Валдай». Впрочем, в сегменте городских развозных среднетоннажников ему оказывали все возрастающую конкуренцию производители из Кореи и Китая. Кроме того, увеличился спрос на специальную коммерческую технику: автофургоны, самосвалы, автогидроманипуляторы, эвакуаторы и прочую автомобильную технику с повышенной долей добавленной стоимости. Доля Группы в сегменте грузовиков полной массой до 9 т выросла до 60%.
Второй по величине национальный производитель грузовиков – ОАО «КАМАЗ» – также может записать 2007 год как самый удачный с начала рыночных реформ. В январе 2007 г. завод выпустил 1,8-миллионный автомобиль, а всего за прошлый год, по данным производителя (отличным и от АСМ-Холдинга и ФСГС), был произведен 52 671 грузовой автомобиль и шасси. Бизнес-план был перевыполнен на 1454 грузовиков по поставкам на внутренний рынок и на 415 ед. по экспорту. В декабре среднесуточное производство составило 216 автомобилей. Экспорт стал рекордным за всю историю «КАМАЗа» – 13,4 тыс. автомобилей, что составило 25,5% от всего выпуска.
Во многом такие успехи связаны с развитием лизинга, который составил 9,3% от всей реализации КАМАЗа и принес ему 440,5 млн. руб. чистой прибыли. По лизинговым схемам было реализовано 4412 ед. техники при плане 3750 ед. (грузовиков, автобусов и прицепов). Лизинговая компания «КАМАЗ», кстати, стала лидером лизингового рынка России с долей в 12%. Прибыль от продаж составила 12,4 млрд. руб., чистая прибыль достигла 3 млрд. 453 млн. руб., а рентабельность – 12,5%. Лидером по инвестициям стало подразделение «КАМАЗ-Дизель», был модернизирован и прессово-рамный завод. По мнению руководства, КАМАЗу уже не хватает существующих мощностей – предприятие будут активно расширять. В 2008-м в Набережных Челнах намечено собрать 65 тыс. грузовиков и увеличить объем продаж до 127,8 млрд. руб.
Принадлежащий «Группе ГАЗ» автозавод «Урал», ставший бронзовым производителем российских грузовиков, впервые за всю рыночную эпоху возобновил двухсменку. Суточный темп сборки был взвинчен аж до 70 машин. Кстати, ВВС России объявили о переводе своих частей на комплектацию исключительно новыми грузовыми автомобилями марки «Урал». Производство тяжелых грузовиков дорожной гаммы (6323 и др.) перешло из опытно-промышленной в серийную стадию (рост в 4,6 раза).
В 2007 году произошло увеличение производства грузовиков большой грузоподъемности: КамАЗ – на 23,3%, «Урал» – на 56,7%, БАЗ – в 3,7 раза. Это привело к удельному утяжелению данного сегмента до 17,9% против 16,2% годом ранее.
ОАО «УАЗ» не только не отказалось от буханок и архаичных головастиков, но и модернизировало их под Еuro 3 (двигатель УМЗ-4213). Фактическое отсутствие нормальных дорог на большей части территории страны (особенно за Уральским хребтом) делает возможным существование такого гибрида из шасси полувековой давности и современных антитоксических и электронных систем на двигателе. Выпуск традиционного коммерческого модельного ряда составил 22 тыс. ед. (+9%), а вот ново-старый фургон ИЖ-27175 после кратковременного взлета попал у потребителей в немилость. Причина кроется в скверном паблисити ИЖей модели 27175, нарушении ценового баланса и отсутствии легкой и практичной пластиковой надстройки.
Заметной стала и другая тенденция в производстве российских грузовиков – рост промсборки иномарок. В 2007 году было изготовлено около 16 тыс. грузовиков под иностранными брендами, что на 76,6% больше, чем в 2006 году, а доля в общем производстве грузовиков составила 5,5% против 3,6% в 2006-м. Все предприятия, практикующие промсборку, существенно превысили среднеотраслевые показатели роста. Ульяновский автозавод увеличил SKD-сборку шасси Isuzu в 5,4 раза, группа компаний «Автотор» нарастила выпуск китайских грузовиков Yuejin в 2,74 раза, ЗАО «АМУР» – сборку машин из комплектующих индийской фирмы Tata в 2,1 раза, «Ивеко-УралАЗ» увеличило выпуск большегрузных автомобилей в 1,95 раза, ЗАО «ВТС Зеленоград» собрало на 27,5% Volvo больше, а ООО «ТагАЗ» выпустило в 1,4 раза больше развозных Hyundai Porter.
С лета 2007 года началась сборка седельных тягачей Hyundai HD450 на ООО «РЗГА». Ряд компаний декларировал несколько проектов по организации сборки импортных моделей грузовых автомобилей в России, из которых наиболее масштабным стал проект Volvo Trucks в Калуге, предполагающий сборку 10 тыс. грузовиков марки Volvo и еще 5 тыс. – марки Renault. О намерении создать сборочное производство под Санкт-Петербургом заявила также и Scania, но пока ограничилась сборкой самосвалов на мощностях недогруженного автобусного производства «Скания-Питер».
Можно не сомневаться, что доля грузовиков-иномарок и в дальнейшем будет расти с опережением по отношению к отечественным производителям, уже испытывающим дефицит производственных мощностей и новых технологий.
Производство специализированных автомобилей (фургонов и автоцистерн) увеличилось на 12,7% до 25,4 тыс. ед., а специальных машин для городского коммунального хозяйства – на 13,7% до 11,7 тыс. ед. Автокранов выпустили 6861 ед. (+31,9%).
Импорт новых грузовиков составил в 2007 году 67 тыс. ед. (17,5% рынка, против 13,8% в 2006-м), подержанных грузовиков ввезли 70 тыс. ед. (18,3% – против 32,3%). Доля иномарок промсборки поднялась с 2,3 до 4,1% (8,9 и 15,7 тыс. ед. соответственно). Доля отечественных марок увеличилась с 51,6% до 60,1%. Весь рынок в целом вырос на 3,1% – с 370,9 до 382,4 тыс. ед. Таким образом, в сегменте грузовиков отечественные производители пока держат удар. И это при том, что фактический спрос на LCV и тяжелые грузовики, вызванный ростом российской экономики, в полной мере отечественным производством не покрывается. И если в этом отношении (т. е. в плане расширения производственных мощностей и обновления модельных рядов) серьезных усилий в ближайшее время предпринято не будет, то проблема конкуренции с грузовым импортом встанет во весь рост (особенно с учетом экспансии нашего великого восточного соседа и вступления страны в ВТО).
Производство грузовых автомобилей в России в 2007 году
(по данным РИА «Россбизнес»)
Завод, модель | 2006 г. | 2007 г. | 2007 к 2006 г., % |
Грузовые автомобили (без учета шасси, приобретенных предприятиями для переоборудования их в автосамосвалы, автофургоны и автобусы) | – (251384) | – (295 284) | – (117,5) |
Грузовые автомобили, включая шасси | 252181 '<252 194'> (245292) | 288064 (287914) | 114,3 '<114,1'> (117,4) |
АМО ЗИЛ, Москва: | 6365 | 9324 | 146,5 |
Шасси | 5560 | 7988 | 143,7 |
ЗИЛ-43336 | 4139 | 5723 | 138,3 |
ЗИЛ-4334 | 26 | 24 | 92,3 |
ЗИЛ-5301 Бычок | 1635 | 1588 | 97,1 |
ЗИЛ-4329 | 535 (534) | 1953 | 365,7 |
ЗИЛ-43318 | 31 | 36 | 116,1 |
ГАЗ, из них: | 144236 | 159604 (160245) | 110,7 (111,1) |
Шасси | 39562 | 47132 | 119,1 |
ГАЗ-2310 Соболь | 1158 | 1239 | 107 |
ГАЗ-2752 Соболь | 9519 | 10175 | 106,9 |
ГАЗ-3302 Газель | 86945 | 95751 | 110,1 |
ГАЗ-2705 Газель | 19827 | 22737 | 114,7 |
ГАЗ-3310 Валдай | 5301 | 6312 | 119,1 |
ГАЗ-3307 | 6917 | 4787 | 69,2 |
ГАЗ-3308 Садко | 3356 | 5227 | 155,8 |
ГАЗ-33086 Земляк | 74 | 116 | 156,8 |
ГАЗ-3309 | 11139 | 13260 | 119 |
КАМАЗ, Набережные Челны: | 42851 | 52847 | 123,3 |
из них шасси: | 18327 | 20075 | 109,5 |
Урал, Миасс: | 9420 (9955) | 14764 (15757) | 156,7 (158,3) |
шасси | 4059 | 6542 | 161,2 |
Урал-43206 (4х4) | 1184 | 1040 | 87,8 |
Урал-4320 (6х6) | 5385 | 8434 | 156,6 |
Урал-5323, -5422, -5423 (8х8) | 169 | 146 | 86,4 |
Урал-55571, -5557 (6х6), (самосвал) | 1506 | 2038 | 135,3 |
Урал-6563 (8х4), (самосвал) | 50 | – | – |
Урал-63645, -63685, -6323 (6х4) | 245 | 1127 | 460 |
Урал-43204 (6х6) | 375 | 660 | 176 |
Урал-44202, -43202 (6х6) | 506 | 1319 | 260,7 |
УАЗ, Северсталь-Авто, Ульяновск: | 20216 | 24 643 (24 586) | 121,9 (121,6) |
Isuzu Elf | 479 | 2604 | 543,6 |
УАЗ-3741 | 1184 | 2015 | 170,2 |
УАЗ-3303 | 1742 | 2277 | 130,7 |
УАЗ-33036 | 1336 | 1643 | 123 |
УАЗ-2360 | 2 | 208 | 10400 |
УАЗ-3909 Фермер | 9611 | 8870 | 92,3 |
УАЗ-39094 Фермер | 5862 | 7026 | 119,9 |
УАЗ-Спецавтомобили, Ульяновск | 53 | – | – |
АМУР, Новоуральск: | 907 '<917'> (908) | 1910 | 210.5 '<208,3'> (210,4) |
Tata 407 | 59 '<221'> | 75 | 127,1 '<33,9'> |
АМУР-4346/ Tata 613 | 133 '<38'> | 541 | 406.8 '<1423,7'> |
АМУР-5312 | 62 '<6'> | 45 | 72,6 '<750,0'> |
АМУР-531310/ -130 | 370 '<369'> | 367 | 99,2 '<99,5'> |
АМУР-531300/ -131 | 283 | 781 | 276 |
АМУР-633101 (самосвал) | – | 101 | – |
ИжАвто, Ижевск, из них: | 12267 | 7399 | 60,3 |
Иж-2717 | 648 | – | – |
Иж-27175 | 11619 | 7399 | 63,7 |
БАЗ, БЗКТ, Брянск: | 92 | 344 | 373,9 |
БАЗ-6306, -6306.12 (8х8), тягач | 22 '<20'> | 6 | 27,3 '<30,0'> |
БАЗ-6910.011, -6910.021 (шасси 8х8) | 1 | 1 | - |
БАЗ-69092 (шасси 6х6) | 4 | 18 | 450 |
БАЗ-690902-010 (шасси 8х8) | 5 | 8 | 160 |
БАЗ-6402, -012, -013, -015 (6х6), седельный тягач | 42 '<44'> | 71 | 169 '<161,4'> |
БАЗ-6403 (8х8), седельный тягач | – | 1 | – |
БАЗ-8029 (г/п 10,5 т, КШ* 6х4) | 9 | 208 | 2311,1 |
БАЗ-80291 (КШ* 8х4) | – | 7 | – |
БАЗ-8027 (г/п 8,35 т, КШ* 4х4х4) | 1 | 1 | 100 |
БАЗ-59713 (г/п 20 т, КШ* 4х4х4) | – | 1 | – |
БАЗ-8973 (г/п 31,5 т, КШ* 10х8) | – | 2 | – |
БАЗ-69098 (г/п 22 т, КШ* 8х8) | – | 4 | – |
БАЗ-69096 (г/п 27 т, КШ* 10х8) | 5 | 7 | 140 |
БАЗ-69099 (г/п 37 т, КШ* 12х12) | 3 | 9 | 300 |
Русич-КЗКТ, Курган: | 35 | 18 | 194,4 |
СеАЗ, Серпухов (11116-50) | – | 1760 | – |
Автотор, Калининград: | 512 (505) | 1405 (1490) | 274,4 (295,0) |
Yuejin NJ 1020 DF | 126 | 63 | 50 |
Yuejin NJ 1041 DBZ | 345 | 777 | 225,2 |
Yuejin NJ 1080 | 34 | 565 | 1661,8 |
Zhong Xing Admiral (пикап) | 7 | – | – |
ВТС Зеленоград, Зеленоград : | 397 | 506 | 127,5 |
Volvo FH12 (4х2) | н.д. | 354 | – |
Volvo FH12 (6х4) | н.д. | 92 | – |
Volvo FH12 (8х4) | н.д. | 60 | – |
Ивеко-УралАЗ ООО, Миасс: | 195'<190'> (190) | 370 (390) | 189,7 '<194,7'> (205,3) |
Ивеко-Урал-6339 (шасси) | н.д. | 12 | – |
Ивеко-Урал-6339 (тягач) | н.д. | 109 | – |
Ивеко-Урал-633941 (контейнеровоз) | н.д. | 6 | – |
Ивеко-Урал-6539 (самосвал) | н.д. | 173 | – |
Ивеко-Урал-633920 | н.д. | 70 | – |
Вазинтерсервис, Тольятти: | 3379 | 2760 (2795) | 81,7 (82,7) |
ВИС-2345 (пикап 4х2) | н.д. | 1130 | – |
ВИС-2346 (пикап 4х4) | н.д. | 592 | – |
ВИС-2347 (пикап 4х2) | н.д. | 1038 | – |
ТАГАЗ, Ростовская обл. (Hyundai Porter) | 7162 | 10197 | 142,4 |
Ростовский завод грузовых автомобилей (Hyundai HD450) | 12 | 192 | – |
Яровит Моторс, С.-Петербург: | '<22'> | 19 (11) | 158,3 '<50,0'> (91.6) |
Яровит Gloros A3201D (6х6), самосвал | н.д. | 7 | – |
Яровит Gloros A4501D (8х6), самосвал | н.д. | 6 | – |
Яровит Gloros A4501Т (8х8), тягач | н.д. | 2 | – |
Яровит Gloros A4501С (шасси 8х8) | н.д. | 4 | – |
КОМ (Русак-4355), Н. Челны | – | 2 (-) | – |
В круглых скобках – отличающиеся данные данные ФСГС РФ.
* КШ – крановое шасси
Автобусы
Статистическое освещение производства автобусов в России не столь четко, как по легковым автомобилям и даже грузовикам.
Например, расхождения между объемами производства по данным Росстата и АСМ-Холдинга настолько значительны, что в одном случае выпуск автобусов в стране снизился на 0,8% (сокращение на 752 ед.), а по другим вырос на 8,6% (рост до 70,06 тыс. машин). По данным Росстата, снижение произошло за счет сокращения выпуска автобусов некими «прочими производителями» с 7,5 до 0,4 тыс. ед. В этом случае мы считаем более реалистичными сведения АСМ-Холдинга. Из них следует, что производство автобусов на шасси грузовых автомобилей отечественных предприятий, не входящих в общий итог, возросло на 56,2% (до 5,3 тыс. ед.), что вполне соответствует отраслевой конъюнктуре.
Тройку крупнейших производителей автобусов с 2001 года возглавляет ООО «Автомобильный завод «ГАЗ», за ним идут ОАО «УАЗ» и ОАО «Павловский автобус». Их совокупная доля в 2007 году составила 81,1% (81,7%) от общероссийского производства. Из них два: ГАЗ и «Павловский автобус» входят в «Группу ГАЗ». Заметное падение выпуска микроавтобусов семейств «Соболь» и «ГАЗель» было отмечено только на ГАЗе. Оно составило 7% – на 2887 (3010) машин и было связано с определенным снижением спроса из-за переориентации коммерческих пассажироперевозчиков на отечественные фургонбусы на базе импортных фургонов.
Доля автобусов особо малого класса (микроавтобусов) в общей структуре производства упала с 70,7% до 67,4%. Несмотря на солидный прирост выпуска микроавтобусов на УАЗе основную роль в этом росте сыграло возобновление поставок санитарных УАЗ-3962 (+44,4% после 41% падения в 2006-м), гораздо больше подходящих для сельской местности, чем более современные и комфортабельные полноприводные «ГАЗель» и «Соболь». Одновременно выпуск пассажирской буханки УАЗ-2206 снизился на 7,1% (после подъема на 9,3% в 2006-м). Таким образом, производство ульяновских однообъемников переживает взлеты и падения, как на качелях.
Снижение производства автобусов в целом компенсировал бурный старт производства техники малого класса ростовским ООО «РЗГА», благодаря которому доля пассажирских машин малого класса увеличилась до 23,7% (против 20,4% в 2006-м). Выпуск других моделей малого класса, например ЗИЛ-3250, вырос на четверть, что при малых объемах производства (41 ед.) незадавшейся модели никак не повлияло на отраслевые показатели. Увеличение выпуска капотного автобуса КАвЗ-3976 (на 3,5%) не сыграло большой роли ни для ООО «КАВЗ», ни для «Группы ГАЗ». Тем более что морально устаревший капотник на газоновском шасси сняли совсем (кстати, ЗАО «НПП СЕМАР» сделало это еще годом ранее). Взамен в Кургане значительно увеличивают (+74,2%) выпуск среднеразмерной «Авроры», окончательно переехавшей сюда с ПАЗа. А вот дочернее ООО «Вика ЛТД» окончательно свернуло выпуск малого автобуса КАвЗ-32441 на шасси «Бычка», переориентировавшись снова на тюнинг курганских машин.
Павловчане поставили рекорд производства при рыночной экономике – 15 178 машин, правда, из них сто фургон-бусов ГолАЗ-3030 – для поставок в южные регионы РФ. В серию запущены городской мидибус ПАЗ-3237 (пятикратный прирост), служебный ПАЗ-3204, а в конце 2007 года в рамках российско-бразильского СП РАМ – модели Real. Именно на эту модель малого класса собирается сделать упор ПАЗ в 2008 году (план – 800 машин), причем бюджетная версия поедет на шасси «Валдай». Кроме того, выпуск переднемоторного удлиненного ПАЗ-4234, несмотря на устаревшую конструкцию базового шасси, вырос в 1,2 раза.
При фактически неизменных объемах производства ООО «Ликинский автобус» нарастил выпуск особо больших сочлененников ЛиАЗ-6212 почти на порядок (почти в 10 раз) и собирается активно осваивать сборку троллейбусов. ОАО «ГолАЗ» при общем росте производства в 1,22 раза нарастило выпуск 15-метрового мегабуса ГолАЗ-6228 в 8,2 раза и разработало его пригородную версию, освоение которой намечается в 2008 году. Но главным достижением голицынцев стал запуск СП «РАМ» (Российские автобусы Marcopolo) по сборке туристских и международных лайнеров Andare 850 и Andare 1000, причем сразу из CKD-комплектов (со сваркой и окраской кузовов). До конца 2007 года их собрали 21 ед. В перспективе на ГолАЗе планируется производить по 5 лайнеров в день (до тысячи в год).
Столичное ЗАО «Тушино-Авто» после периода застоя выпустило в 2,6 раза больше автобусов благодаря досборке ЛиАЗов и в 2,45 раза – троллейбусов (на основе кузовов ЛиАЗ). Возрожденный ЗАО «Мичуринский автобус» практически удвоил производство и даже продемонстрировал перспективный малый автобус модели МАРЗ-4251 (см. «ГП» № 1, 2008 г., с.46). Возобновляется интерес и к барбухайкам «Родник-32301». Но при росте в 3,6 раза выпуск анекдотичен – всего 18 машин.
Производство фургон-бусов развивалось вполне успешно. Например, объемы выпуска микроавтобуса Sprinter на мощностях ООО «ЕвоБус Русслэнд» в городе Коломне возросли в 1,9 раза, а нижегородского «Самотлор-НН» за один год составили 2034 ед. (второе место по росту с нуля). Подразделение Группы «Самотолор» – «НПП СЕМАР» перестраивалось под масштабный проект по сборке IVECO Daily и потому вполне объяснимо снизило производство на 72,9% – до четырехсот машин. В 2008 году к числу продуцентов автобусов добавятся «Чайка-Сервис» («Чайка-НН») и ИРИТО.
Неудачно шли дела у ООО «Скания-Питер», уже давно освоившего промсборку иномарок. Переход на продвинутую до Еuro 4, а потому резко вздорожавшую (примерно на четверть) модель следующего поколения не пошло на пользу сбыту. Впрочем, падение выпуска автобусов Scania объясняется желанием увеличить выпуск самосвалов той же марки, на которые до сих пор спрос превышает предложение.
Цифры по импорту автобусов в Россию не обнародованы, но очевидно, они вполне соответствуют общему росту рынка. В одном только Азербайджане в 2008 году планируется закупить более 1000 больших и средних городских автобусов, и не каждый продуцент готов сразу гарантировать отгрузку столь внушительных партий. Особенно заметен напор китайских производителей в сегменте автобусов малого класса и междугородных лайнеров, предложивших отечественным потребителям реальную альтернативу европейскому секонд-хенду (грузовиков и легковых автомобилей это касается в неменьшей степени).
Одной из самых громких сделок 2007 года стала закупка партии из почти 400 китайских автобусов для Казани. Конечно, не все модели и даже марки китайцев оказались приспособленными к переменчивым условиям России, но за прошедшие с начала поставок три года китайский автопром успел подобно Ахиллесу пробежать за нашей черепахой весьма солидный отрезок дистанции. Так что итог данной притчи вполне может оказаться иным, с самыми неприятными для наших производителей последствиями (даже без учета вступления России в ВТО).
Европейские бренды активны в основном в сегментах микроавтобусов и автобусов малого класса, конвертируемых из коммерческих фургонов (фургон-бусы). Впрочем, их активность увеличивается и в сегментах пригородных, междугородных и туристских лайнеров, где наши производители пока только собираются предложить сколько-нибудь конкурентоспособную продукцию.
Производство автобусов в 2007 году
(по данным РИА «Россбизнес»)
Завод, модель | 2006 г. | 2007 г. | 2007 к 2006 г., % |
Всего | 81 765 (88 653) | 88 838 (87 901) | 108,6 (99,2) |
АМО ЗИЛ, Москва (ЗИЛ-3250) | 41 | 26 | 63,4 |
ГАЗ, Н.Новгород: | 41512 | 38 625 (38 5021) | 93,0 (92,7) |
ГАЗ-3221 ГАЗель | 34508 | 32331 | 93,7 |
ГАЗ-2217, 22171, 22174 Соболь | 7004 | 6294 | 89,9 |
УралАЗ, Миасс: | 532 | 990 | 186,1 |
Вахтовые | 532 | 990 | 186,1 |
Урал-3255, 3255-0010 | 165 | 373 | 226,1 |
Урал-32551 | 335 | 579 | 172,8 |
Урал-32552 | 32 | 38 | 118,8 |
УАЗ, Ульяновск: | 15403 | 18255 | 118,5 |
УАЗ-3962 | 7675 | 11079 | 144,4 |
УАЗ-2206 | 7728 | 7176 | 92,9 |
Компания «Русские Автобусы» (ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАВЗ) | 21056 | 22 669 (22 500) | 107,7 (106,9) |
ПАЗ, Павлово: | 14215 | 15 178 (15 0311) | 106,8 |
ГолАЗ-3030 (микроавтобус) | – | 100 | – |
РАМ Real (малый автобус) | – | 48 | – |
Городские (малый класс) | 61 | 570 | 934,4 |
ПАЗ-3237 | 36 | 177 | 491,7 |
ПАЗ-3202 Валдай | – | 4 | – |
ПАЗ-3203 | 25 | 4 | 16 |
ПАЗ-3204 | – | 385 | – |
Пригородные (малый класс) | 12043 | 11827 | 98,2 |
ПАЗ-32053 | 11482 | 11673 | 101,7 |
ПАЗ-3206 | 200 | 55 | 27,5 |
Пригородные (средний класс) | 2472 | 2633 | 106,5 |
ПАЗ-4230 Аврора | 361 | 99 | 27,4 |
ПАЗ-4234 Аврора | 2111 | 2534 | 120 |
Ликинский автобус, ЛиFP, Ликино-Дулево | 2995 (3139) | 2894 (2958) | 96,6 (94,2) |
ЛиАЗ-5256 Cummins | 35 | 39 | 111,4 |
ЛиАЗ-5256 Cummins (газовые) | 5 | – | – |
ЛиАЗ-5256.25 Caterpillar | 1043 | 749 | 71,8 |
ЛиАЗ-5256.30 ЯМЗ | 804 | 969 | 120,5 |
ЛиАЗ-5256.40 КамАЗ | 1074 | 431 | 40,1 |
ЛиАЗ-5292 | – | 45 | – |
ЛиАЗ-5293 Caterpillar | – | 260 | – |
ЛиАЗ-5293 Cummins | – | 25 | – |
ЛиАЗ-6212 сочлененный Caterpillar | 34 | 334 | 982,4 |
ЛиАЗ-6212 сочлененный Cummins | – | 42 | – |
ГолАЗ Голицыно: | 422 | 514 (492) | 121,9 (116,9) |
ГолАЗ-4251 | 1 | 1 | |
ГолАЗ-6228, 6228.10 (15-метровый) | 5 | 41 | 820 |
ГолАЗ-52911 Круиз | 48 | 24 | 50 |
ЛиАЗ-5256-23 ЯМЗ | 87 | 128 | 147,1 |
ЛиАЗ-5256-33 Cummins | 147 | 130 | 88,4 |
ЛиАЗ-5256-43 КамАЗ | 1 | – | – |
ГолАЗ-3030 (микроавтобус на базе Ford Transit Jumbo) | 133 | 169 | 127,1 |
РАМ (Andare 850, 1000) | – | 21 | – |
КАВЗ ООО, Курган: | 3425 | 4083 (4093) | 119,2 (119,5) |
КАвЗ-3976 и модификации | 2665 | 2759 | 103,5 |
ПАЗ-4238 | 22 | 388 | 1763,6 |
ПАЗ-4230 Аврора и модификации | 738 | 848 | 114,9 |
ПАЗ-4235 (Евро 3) | – | 88 | – |
Волжанин, Волжский | 320 | 297 | 92,8 |
НефАЗ, Нефтекамск: | 1 415 (1320) | 1307 | 92,4 (99,0) |
вахтовые автобусы* | 105 | 76 | 72,4 |
пригородные большого класса | 191 | 141 | 73,8 |
городские большого класса | 782 | 894 | 114,3 |
междугородние большого класса | 327 | 184 | 56,3 |
междугородные малого класса | 9 | – | – |
туристские | 1 | 12 | 1200 |
Тушино-Авто, Москва (сборка ЛиАЗ-5256, -6212) | 182 | 465 | 255,5 |
Мичуринский автобус, МЗПА: | 88 | 162 | 184,1 |
МАРЗ-42191 | 8 | 16 | 200 |
МАРЗ-42191-01 | 7 | 7 | 100 |
МАРЗ-4251 | – | 9 | – |
МАРЗ-5277 | 44 | 33 | 75 |
МАРЗ-5277-01 | 29 | 97 | 334,5 |
Скания-Питер, С.-Петербург (Scania OmniLink, Scania OmniLine) | 236 | 132 | 55,9 |
СП РУП, Ивановская обл. (Родник-32301) | 4 | – | – |
Родниковский машзавод, Родники (Родник-32301) | 5 | 18 | 360 |
ЕвоБус Русслэнд, Коломна (Mercedes-Benz Sprinter) | 128 | 241 | 188,3 |
РЗГА (Hyundai County) | 10 | 3371 | 33710 |
Авто-Модуль (АМД-2229), Троицк, Челябинская обл. | – | 11 | – |
Волжский завод транспортных средств, ВгМЗ, Волгоград, (ВЗТС-4247 Волна) | - | 2 | - |
Самотлор-НН*, Нижегород. обл. | – | 2034 | – |
Семар*, Семёнов | 547 | 399 | 72,9 |
Вика ЛТД*, Курганская обл. (КАвЗ-32441) | 56 | 2 | 3,6 |
«Комбинат автомобильных фургонов»* (КАФ), Республика Чувашия | 176 | – | – |
Автобусы на шасси грузовых автомобилей отечественных предприятий, всего* | 3373 | 5270 | 156,2 |
1 По данным «Группы ГАЗ», в скобках данные АСМ-Холдинга. | |||
* Автобусы на шасси грузовых автомобилей отечественных предприятий в общий итог не входят. |
Заключение
Если оценивать последствия вступления России в ВТО именно для российского автопрома, то как раз здесь и развернется основное поле битвы. Сейчас процентная доля отечественных производителей падает даже не потому, что нет спроса на их продукцию – напротив, за ней стоят очереди (кроме легковых моделей). Российский рынок переживает фазу бума, соответственно возрастающие потребности можно удовлетворить только за счет импорта. Но такой большой рынок (пятый по объему в мире) все более привлекателен для иностранных производителей. Это вынудит их размещать свои сборочные производства на территории «стратегически важного рынка сбыта» хотя бы по соображениям здравой логики, невзирая даже на грядущее снижение импортных пошлин. Оно не столь уж значительно, да и когда еще будет…
Производство спецавтотехники и грузовых автомобилей в России
на шасси грузовых автомобилей в 2007 году
(по данным РИА «Россбизнес», АСМ-Холдинга и ФСГС РФ)
Завод, модель | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. к 2006 г., % |
Автокраны | 5202 (5168) | 6861 (6842) | 131,9 (132,4) |
Бетоносмесители | 49494 | 69244 | 139,9 |
Автомобили-фургоны и автоцистерны специализированные | 22309 | 24762 | 111 |
Машины для городского коммунального хозяйства | 10 234 (9765) | 11632 (11200) | 113,7 (114,7) |
НЕФАЗ (самосвалы) Нефтекамск | 19 | - | - |
Самосвальные установки | 16369 | 19511 | 119,2 |
САЗ (самосвалы), Саранск | 1560 | 2180 | 139,7 |
Бецема, Московская обл.: | 627 | 826 | 131,7 |
БЦМ-51 (Volvo 8х4) | 53 | 95 | 179,2 |
БЦМ-52 (Volvo 6х4) | 219 | 90 | 41,1 |
БЦМ-53 (Volvo 6х6) | 14 | 121 | 864,3 |
БЦМ-56 (Scania 6x4) | 3 | - | - |
БЦМ-57 (MAN 6x4) | 124 | 63 | 50,8 |
БЦМ-59 (MAN 8x4) | 59 | 36 | 61 |
БЦМ-120 (Mercedes-Benz 6х4) | 3 | 10 | 333,3 |
Самосвальные прицепы и п/прицепы | 152 | 411 | 270,4 |
Чайка-НН (Чайка-Сервис), Нижегородская обл. : | н.д. | 2843 | – |
на шасси иностранных АТС | – | 751 | – |
на шасси отечественных АТС | – | 2092 | – |
Филиал машзавод (самосвалы), Тверская обл. | 60 | 267 | 445 |
Семар-Сервис, Нижегородская обл.: | – | 290 | – |
СААЗ, (самосвалы), Смоленск | – | 434 | – |
Метровагонмаш (ММЗ), Мытищи: | 879 '<866'> | 929 | 105,7 (135,5) |
ЗИЛ-ММЗ-450650 (самосвал) | 354 '<392'> | 333 | 94,0 '<84,9'> |
ЗИЛ-ММЗ-450631 | 2 '<–'> | – | – |
ЗИЛ-ММЗ-450850 (самосвал) | 367 '<348'> | 391 | 106.5 '<112,40 |
ЗИЛ-ММЗ-450850-100 (самосвал) | 15 '<–'> | 36 | 240,0 '<–'> |
ЗИЛ-ММЗ-450851 | 2 '<–'> | 139 | |
ЗИЛ-ММЗ-495250 (бункеровоз) | 139 | 156 | 112,2 |
МАЗ-ММЗ-450250 (самосвал) | – | 1 | – |
МАЗ-ММЗ-450255 (самосвал) | – | 1 | – |
ММЗ-450222 | – | 7 | – |
МАЗ-ММЗ-452022 (бункеровоз) | – | 4 | – |
ЗКДМ (МультиУАЗ-73), Ульяновская обл. | 10 | 8 | 80 |