Кто оторвет кусочек МАЗа? <br /> АМАЗ намекает на АвтоВАЗ <br /> Новый подъем «КАМАЗа»
Кто оторвет кусочек МАЗа?
После того, как в ряде российских и белорусских СМИ в очередной раз прошел провокационный слух о продаже Минского автозавода, мы решили не увлекаться сплетнями, а первыми познакомить читателей с официальной информацией.
Директор фонда госимущества Государственного комитета по имуществу Беларуси (которому и принадлежит РУП «БелАвтоМАЗ») Наталья Жерносек пояснила «ГП», что в перечне на акционирование в 2008 году, подготовленном «Госкомимуществом» Беларуси, ни МАЗа, ни МТЗ, ни МЗКТ, ни других крупных промышленных автомобилестроительных предприятий НЕТ. Предложений об их акционировании также не поступало. Всего в перечень организаций, находящихся в республиканской собственности и подлежащих приватизации в 2008 году, вошло 8 предприятий. В ОАО планируется преобразовать РУП «Грузовой автопарк № 5» (г. Минск), РУП «Гомельский авторемонтный завод», ПРУП «Опытный завод «Неман» (г. Лида), ПРУП «558 Авиационный ремонтный завод» (г. Барановичи) и ряд других организаций, не связанных напрямую с автомобилестроением. Вместе с тем в Госкомимуществе отметили, что вышеупомянутый список был сформирован до 14 апреля, когда вышел в свет декрет президента А. Лукашенко № 7, согласно которому в Беларуси должны постепенно отменяться ограничения на обращение акций открытых акционерных обществ. Поэтому Госкомимущество будет корректировать и пополнять списки с учетом этого декрета. Эта информация окончательно разрушает все последние слухи о продаже «флагмана белорусского автомобилестроения».
АМАЗ намекает на АвтоВАЗ
Переходя от советской системы командно-административного регулирования к рыночной экономике, руководство Белоруссии выбрало так называемый «смешанный путь». Оставив в госсобственности большинство автомобилестроительных предприятий, оно влияет на все показатели их производства.
Так, например, автобусный филиал РУП «БелАвтоМАЗ», рассчитанный на ежегодный выпуск не более тысячи автобусов, вот уже несколько лет по-стахановски превышает вышеупомянутый показатель почти вдвое, задействуя при этом все имеющиеся резервы. И планка по валу постоянно растет: сначала 1500, потом 1700, теперь 1900 автобусов, а что завтра? Необходимо же щегольнуть и еще превысить прогнозный показатель. А что же будет с качеством и сервисом, которые уже сегодня начинают серьезно похрамывать, по всей видимости, руководителей пока не особо беспокоит.
Казалось бы, выход нашли 7 февраля: на заседании коллегии Минпрома РБ. Анатолий Русецкий – глава этого ведомства заявил, что действующее производство автобусов на АМАЗе не может удовлетворить потребности рынка. Для выхода из сложившейся ситуации он предложил создать абсолютно новое сборочное производство пассажирской техники: «Мы должны принять такое решение. Нам придется строить автобусный завод». Был предложен и соответствующий проект, который требовал инвестирования более US$ 100 млн., на создание производственных мощностей, рассчитанных на выпуск 3000 машин в год.
Однако у скептиков возник целый букет взаимоувязанных вопросов: в какой форме будет организовано новое производство; будет ли это независимое предприятие или очередной цех АМАЗа; где взять опытных инженеров, для нового КБ; за какие классы моделей новое предприятие будет отвечать и что делать с полупустующим лидским заводом «Неман»… Ну и, конечно, что же произойдет, если спрос на продукцию вдруг понизиться и новый «гигант» падет смертью своих близнецов, оставшихся в наследство от «Державы Советов»?
Не успела разгуляться фантазия, как замминистра промышленности РБ Валентин Гуринович, в интервью БЕЛТА, обнадежил: «В чистом виде создавать автобусное производство нецелесообразно. В Белорусии автобусы выпускают три предприятия: МАЗ, опытный завод "Неман" (город Лида) и Гомельский авторемонтный завод. Автобусное производство МАЗа распределено по 5-6 местам. Это предприятие увеличивает и способно в дальнейшем наращивать объемы производства. Сейчас МАЗ производит до 2000 автобусов в год». Гуринович подчеркнул, что «чем больше номенклатура, тем более жизнеспособно будет предприятие, так как в случае нехватки оборотных средств на таком предприятии всегда есть возможность найти деньги на других производствах».
Замминистра промышленности РБ затронул также вопрос «не загруженности» ряда российских заводов и тот факт, что «многие западные машиностроительные компании, которые выпускают наряду с другими видами автотранспорта и автобусы, также в прошлом году несколько снизили объемы производства. Поэтому нам есть куда вкладывать деньги. В развитие производства, не только в автобусы...". Так что же Гуриновч имел ввиду?
На этот вопрос свою версию дал генеральный директор РУП «БелАвтоМАЗ» Николай Костень на пресс-конференции 22 апреля в рамках выставки «Комтранс 2008». Он пояснил, что минчане ищут партнера, которые предложили бы наиболее привлекательный бизнес-план по организации производства легковушек. "Сейчас мы ведем переговоры с тремя иностранными компаниями — ОАО "АвтоВАЗ", компанией из Германии и компанией из Китая", — отметил Костень. Он также добавил, что первые переговоры стартуют уже в мае и, что по этим вопросам в Белорусию даже приедет президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин. На МАЗе рассчитывают, что уже уже на первом этапе сотрудничества через два-три года удастся выйти на уровень ежегодного выпуска 20-50 тысяч автомобилей, большинство из которых белорусы будут экспортировать на российский рынок.
Так, что перед тем, как поставить жирную точку, еще раз стоит отметить, что второго АМАЗа, по крайней мере в ближайшее время, мир не увидит, а уже существующее минское автобусное производство и дальше будет продолжать работать взахлеб. Как шутят злые языки мир может предвкушать появление, вдобавок к «Ладе», еще и белорусских клонов «МАЗ Калина» и «МАЗ Приора». Наверняка это и станет тем самым, упомянутым Валентином Гуриновичем, «расширением номенклатуры производства» и тем, «куда вкладывать деньги».
Соб. инф.
Новый подъем «КАМАЗа»
ОАО «КАМАЗ» в апреле установило новый рекорд, впервые выпустив и реализовав товарную продукцию более чем на 9 млрд. руб., а грузовых автомобилей и двигателей – соответственно свыше 5,5 и 6,6 тыс. единиц.
По итогам четырех месяцев 2008 года перевыполняются все основные показатели собственного бизнес-плана компании. Всего за данный период отгружено 18 709 грузовых автомобилей (+20,5%) и 23 044 двигателей и силовых агрегатов (+22,4%). Кроме того, в апреле выпуск запасных частей к автомобилям КамАЗ вплотную приблизился к отметке 1 млрд руб. – это лучший месячный показатель за все годы нового подъема КАМАЗ». 24 апреля за сутки с главного сборочного конвейера сошли рекордные 252 автомобиля и, по прогнозам, в летние месяцы такие темпы выпуска станут нормой.
Через дилерскую сеть и прямыми поставками корпоративным клиентам на внутреннем рынке реализовано 14 022 грузовых автомобиля (+18,8% к январю–апрелю 2007 года). На экспорт отгружено 4687 автомобилей (+25,9%). Изготовлено 1092 сборочных комплекта деталей для зарубежных сборочных производств. За четыре месяца передано в лизинг или отгружено с рассрочкой платежа 1413 единиц основной продукции – грузовых автомобилей, автобусов и прицепной техники(+23,5%). Группа «КАМАЗ» реализовала с учетом лизинга 329 автобусов НефАЗ на базе шасси КамАЗ (–1,2%), а запасных частей на сумму 3 млрд. 525 млн. рублей (+4,1%).