Грузовик Jeffery Quad 4х4
«Квадрат» в броне
Первые бронеавтомобили, построенные на шасси Jeffery Quad, появились в 1915 году в Америке и России. Американцы собрали по проекту Рок-Айлендского арсенала (Rock Island Arsenal) вооружённый четырьмя пулемётами Hotchkiss опытный броневик, названный позднее Jeffery Armored Car No.1. Через год машину задействовали в Мексике.
Идею подхватили канадцы, инженер Рассел доработал конструкцию, несколько упростив её. В 1915–1916 годах на заводе Canada Cycle & Motor Co. в Торонто собрали 40 блиндированных автомобилей, вооружённых одним пулемётом Vickers, броневые плиты к ним поставила корпорация Bethlehem Steel из Пенсильвании. В некоторых источниках эти броневики известны под названием Jeffery-Russel. 1 июля 1915 года в Оттаве началось формирование моторной пулемётной батареи, в следующем году её отправили в Англию. В военных действиях Первой мировой войны батарея не участвовала. Позднее 16 машин отправили в Британскую Индию, а 20 – в Ирландию, где их применение ограничилось патрулированием и устрашением населения. Эксплуатация сопровождалась техническими проблемами и длилась недолго.
Успешнее велась работа над броневиками на шасси Jeffery Quad в России, гораздо интенсивнее проходило там их применение. Идея создания и конструкция полноприводных бронеавтомобилей исходили от штабс-капитана Виктора Родионовича Поплавко. В честь конструктора в военно-исторической литературе их называют обычно «Джеффери-Поплавко».
9 [22] ноября 1915 года на Юго-Западный фронт отправился 26-й пулемётный автомобильный взвод под командованием штабс-капитана Поплавко. В своём составе взвод имел два пулемётных броневика Austin и один пушечный, построенный на Путиловском заводе на шасси грузовика Garford. Кроме них во взводе был один сверхштатный полубронированный автомобиль Jeffery с именем собственным «Чародей», изготовленный по проекту Поплавко в цехах Ижорского завода. В задачи «Чародея» входило обеспечение боевых машин боеприпасами и горючим на передовой, и их эвакуации с поля боя в случае надобности.
В январе 1916 года, оценив отменную проходимость, Поплавко принял решение использовать «Чародея» в качестве инженерной машины. На него установили лебёдку, два якоря с тросами и провели испытания. Заброшенные за укрепления якоря обеспечили ему беспрепятственный проход через колючую проволоку, с их помощью можно было растащить и более серьёзные препятствия. Затем конструктор применил специальное приспособление, при помощи которого «Чародей» мог рвать колючую проволоку и выворачивать колья на ходу. Нижний броневой лист подминал под себя препятствия, прижимая их к земле, автомобиль прокладывал проход для пехоты.
Вскоре Поплавко обратился к командованию с просьбой «оказать содействие в проведении моей идеи в жизнь». Он просил «лишь дать наряд на сталь на Ижорском заводе» и выделить кузнецов, после чего намеревался собрать броневики непосредственно в армии: «Через две недели по получении всего будут созданы отряды «Слонов Ганнибала», применение которых будет на первое время поворотным ключом в кампании». Инициатор предложил вооружить машины пулемётами и разместить в каждой дополнительно «10 нижних чинов, вооружённых кинжалами, маузерами и ручными гранатами». По его замыслу удобно было бы использовать сразу 30 броневиков в неожиданной атаке позиций противника на рассвете. Машины проходят через проволоку «и под прикрытием своих пулемётов подходят к окопу. В то же время люди, бросив гранаты, прыгают в окоп и занимают его». Затем подтягивается густая цепь пехоты, наводятся мостки, «автомобили переходят через ров и рвут вторую линию».
Смелые идеи выдвигал Поплавко. Его полноприводный бронеавтомобиль предусматривался к работе, характерной позднее для инженерной машины, боевой машины пехоты и лёгкого танка. Предложения нашли поддержку в военных кругах. Машину снова подвергли испытаниям, по результату которых Комиссия по броневым автомобилям рекомендовала её к производству. Главное военно-техническое управление заказало 8 [21] августа 1916 года на Ижорском заводе в спешном порядке 30 броневиков такого типа, завод сдал их в конце сентября.
Серийные броневики Jeffery Ижорского завода отличались от первого образца прежде всего усиленной бронёй, их строили согласно требованиям для боевых машин. Толщина брони из хромоникелевой стали полностью закрытого сверху, снизу и со всех сторон корпуса составляла 5–7 мм. Просторная кабина стала одновременно боевой рубкой с четырьмя амбразурами для пулемётов Максима, но для каждой боевой единицы предусматривалось только два пулемёта. Они могли быстро перебрасываться из одной амбразуры в другую и обеспечивать круговую стрельбу. Задняя часть броневика представляла собой невысокий броневой короб, в нём разместили запасные части, бензин, масло и боеприпасы. На передний броневой лист капота установили изготовленное из уголков приспособление для преодоления заграждений.
Проведённые испытания новых машин на полигоне Офицерской стрелковой школы посчитали успешными, но они выявили и некоторые недостатки броневиков. От первоначально запланированной установки бронекузова для солдат пришлось отказаться. Снаряжённая масса «Ижорского Джеффери», превышавшая согласно некоторым источникам 7 т, оказалась и без кормового отсека значительной, передняя ось была сильно перегружена. Из-за неравномерного распределения массы проходимость машин снизилась. Использовать их решили зимой или летом.
«Ижорский Джеффери» в боях
10 [23] октября 1916 года был Высочайше утверждён штат Броневого автомобильного дивизиона Особого назначения (БАДОН). В его матчасть включили 30 блиндированных автомобилей «Джеффери», четыре грузовика, четыре легковых машины, одну автоцистерну, одну автомастерскую и девять мотоциклов. В.Р. Поплавко произвели в чин капитана и назначили командиром. Через шесть дней бронедивизион отбыл на Юго-Западный фронт.
В январе 1917 года командование Русской армии одобрило формирование ещё трёх таких дивизионов для Юго-Западного и Румынского фронтов. Постройку 90 новых бронеавтомобилей Jeffery поручили мастерским Склада приборов и приспособлений Офицерской стрелковой школы, а броню к ним должен был поставить Ижорский завод. В планах была сдача по 15 машин в месяц, начиная с марта, но удалось изготовить всего один новый броневик, он поступил в Запасной бронедивизион.
В июне 1917 года началось последнее большое наступление Русской армии. БАДОН не успел принять в нём участие. На Юго-Западном фронте противник перешёл в контрнаступление. Дебют «Слонов Ганнибала» состоялся в оборонительных боях. Машины Поплавко действовали как обычные бронеавтомобили, прикрывая отход пехоты, а потому не смогли показать все свои боевые возможности для прорыва. На них даже не установили приспособления для преодоления укреплений – надобность в них отпала. В боях немцы подбили и захватили два блиндированных Jeffery, а три бронеавтомобиля пришлось из-за поломок бросить. Вывезти их не удалось, согласно инструкции экипажи подорвали и сожгли свои машины. Позднее был потерян ещё один броневик. Хорошая проходимость Jeffery и их отличная манёвренность обеспечили им в тех боях заметное преимущество перед броневиками других типов. Но были и недостатки. От находившегося внутри корпуса двигателя боевое отделение сильно нагревалось. Секторы обстрела из пулемётов были ограничены, оставались мёртвые зоны. В октябре испытательная комиссия фронта вынесла вердикт: «Отказаться от применения этих машин для выполнения задачи особого назначения».
После Октябрьской революции БАДОН, как и многие другие подразделения Русской армии, находившиеся на линии и в тылу Юго-Западного и Румынского фронтов, были «украинизированы», а ставший уже подполковником Поплавко возглавил первый украинский гайдамацкий курень. Воспользовавшись любезным приглашением Центральной Рады Украинской Народной Республики, 18 февраля 1918 года германцы и австрийцы двинули 34 дивизии в наступление и в короткий срок заняли большую часть Украины. Четыре «Ижорских Джеффери» реквизировали немцы, но не использовали их. Другие, в основном неисправные, оставили своим украинским «друзьям». В каких-либо значительных сражениях бронемашины этого типа не отметились, ни в войсках Центральной Рады, ни в гетманских, ни в петлюровских.
Из двух подбитых трофейных машин Jeffery, вывезенных из Галиции в 1917 году в Германию, немцам удалось одну восстановить. В Первой мировой войне им она уже не пригодилась, зато активно использовалась в стычках формирований «красных» и «белых» немцев во время Ноябрьской революции 1918–1920 годов. Летом 1919 года поляки взяли у Галицкой армии Западно-Украинской Народной Республики два неисправных броневика Jeffery и смогли один из них отремонтировать. Через год он участвовал в Советско-польской войне.
Во время Гражданской войны бронированные Jeffery неоднократно меняли своих хозяев и постепенно в большинстве своём оказались в составе Красной армии. Правда, она не только пополняла матчасть своих автоброневых отрядов захваченными у противников Jeffery, но и теряла их. Затем некоторые из них снова возвращались в её ряды. Так, летом 1918 года один бронеавтомобиль этого типа, действовавший на восточном направлении, захватили бойцы восставшего Чехословацкого корпуса. В броневых дивизионах Вооружённых сил Юга России имелось два или три трофейных, бывших украинских и советских броневика этого типа. Последний из них достался красным бойцам во время взятия Новороссийска в марте 1920 года.
В отчёте за февраль 1922 года в графе численности боевых машин в броневых частях Рабоче-крестьянской Красной армии указывалось на 261 броневик, в числе которых 10 назывались «Джеффери», а по другим данным их было даже 13. Однако везде было записано, что лишь один из них находился на службе, все остальные подлежали списанию. Но в декабре 1922 года один бронеавтомобиль прошёл капитальный ремонт на Броне-танко-автомобильном заводе № 1 в Филях и вернулся в строй. Вероятно, последний «Ижорский Джеффери» на ходу замечен в кинохронике первомайского парада 1924 года.
«Квадрат» – долгожитель
В 1913–1919 годах завод в Кеноше изготовил около 11 500 полноприводных автомобилей модели Quad и продал лицензии другим фирмам. Так, в 1918 году в САСШ начался выпуск аналогичных полноприводных грузовиков под маркой Winther-Marwin. Производство Nash Quad продолжалось до 1928 года, всего выпустили 41 674 единицы. Он находился на вооружении не только американской армии, но и в РИА, и почти во всех воинских соединениях, сформированных на территории бывшей Российской империи во время Гражданской войны. Американская армия использовала вездеход не только в упомянутой карательной операции в Мексике, но и в оккупациях Гаити (1915–1934) и Доминиканской республики (1915–1924), а также в интервенциях на Кубе (1917–1919), в России (1919–1920), Гондурасе (1919–1924), Китае (1924–1925), Никарагуа (1925).
Во время Первой мировой войны и после неё особенно интенсивно применяли Quad французы. Машина служила и в вооружённых силах Канады, Великобритании, Франции, Испании, Японии, Аргентины, Бразилии, Уругвая, Польши, Латвии, Эстонии… Участвовала она даже во Второй мировой войне в армии Франции и некоторых других государств.
Грузовые автомобили Jeffery разных моделей широко использовались и в народном хозяйстве СССР, где на их шасси строили даже пожарные машины – таковые известны, например, в Петрограде (Ленинграде), Казани и Мурманске. Отдельные экземпляры у нас ещё до революции переделали в железнодорожные дрезины, а санитарные автомобили ещё долго работали на службе скорой медицинской помощи. Однако поскольку запчастей не хватало, ремонт сложной конструкции модели Quad был затруднителен, во второй половине 1920-х их почти все постепенно списали.
Компания Nash Motors работала в Кеноше самостоятельно с 1916 по 1938 год и выпускала широкий ассортимент легковых и грузовых автомобилей. В это время на рынок вышло несколько новых моделей грузовиков Nash, но ни одна из них не смогла оставить такой заметный след в истории, как легендарный «Квадрат». С 1938 по 1954 год марка была частью новой корпорации Nash-Kelvinator Corp. А в 1954 году, после присоединения к ней известной автомобильной фирмы Hudson Motor Car Co., образовалось объединение American Motors Corp. (AMC), там марка Nash продержалась ещё три года. 25 июня 1957 года производство автомобилей Nash прекратилось.