Русификация МАЗа
Еще год назад, прочитав материал о том, что МАЗ станет частью УралАЗа, многие бы просто рассмеялись, отнеся при этом издание, опубликовавшее подобное, к «желтой прессе». Вопрос возможной приватизации или акционирования МАЗа в последнее время действительно на пике популярности. Зачастую материалы некоторых публикаций настолько опережали время, что даже руководство самого «БелАвтоМАЗа» узнавало о многих вещах из ярких заголовков газет и журналов.Чтобы вникнуть в суть дела, пришлось заглянуть в историю конца прошлого столетия. Тогда Страна Советов была для МАЗа тем «теплым коконом», который позволял свободно торговать на 1/6 части света и практически бесплатно пользоваться всеми своими ресурсами. Однако после распада СССР у минского автозавода эту «кормушку» отняли. Минчане потеряли огромные рынки сбыта, а их продукция с учетом выросшей в разы стоимости энергоресурсов, стала неконкурентоспособной. Ведь отныне все сырье и оборудование приходилось закупать не за гроши, а по общемировой стоимости.
В данной ситуации заводу, пляшущему на грани банкротства, не могло помочь молодое Белорусское государство со слабой экономикой, да и на собственные силы рассчитывать не приходилось. И в 1997 году МАЗ оказался «пионером» в белорусской графе приватизаций. Коллектив предприятия дал свое согласие на акционирование, но при условии, что это будет выгодно для завода. Была уйма предложений о «закопеечной» покупке, однако достойного «хозяина», который был бы заинтересован в дальнейшем развитии производства, тогда не нашлось. Весной 2001 года Олег Дерипаска стал главой холдинга «Руспромавто», вошедшего в состав «Сибала». Именно тогда зародились и поползли первые слухи о том, что некий олигарх из «Руспромавто» хочет «примять» разваливающийся МАЗ под себя.
На тот период до 90% моторов, которые использовали на минском автозаводе, были ярославского производства (а это треть от общего объема продукции ЯМЗ, подчиняющегося Олегу Дерипаска). Минчане очень зависели от своего российского партнера, который резко «взвинтил» почти на 20% цену своего продукта, объясняя это возросшими издержками производства. Это событие снова поставило МАЗ, мягко говоря, в «затруднительное положение»: его продукт, подорожавший на 1,5% , оказался слишком дорогим и невостребованным, так как любому здравомыслящему перевозчику было гораздо проще приобрести Б/Ушную «иномарку», которая, несмотря на пробег, ничем не уступала «минским концептуальным новинкам». Руководство МАЗа расценило действия ЯМЗ по повышению цен, как откровенный шантаж с целью заставить предприятие принять все крайне невыгодные для себя условия «Руспромавто» по вхождению в холдинг (хотя на ЯМЗ все это отрицают до сих пор). В октябре 2001-го минчане в ответ пригрозили ярославцам полной остановкой производства, если те еще хоть раз существенно повысят стоимость двигателей (покупать их МАЗ был бы не в состоянии, а запаса хватало лишь на неделю), и это сработало.
Оказавшись в очередной раз в тупиковой ситуации, на МАЗе решили, что предприятие необходимо срочно акционировать, опасаясь, что если автозавод откажется входить в холдинг О. Дерипаска, их просто не пустят на огромный и перспективный рынок «восточной сестры». В августе 2001 года в спешном порядке была создана совместная белорусско-российская рабочая группа по формированию автохолдинга, в который должны были войти МАЗ, УралАЗ и ЯМЗ. 11 сентября в Минск на переговоры о продаже МАЗа прилетал и сам О. Дерипаска, который, как сообщало российское издание «Время новостей», «заинтересован в максимально быстром получении прибыли и вряд ли будет заниматься техническим перевооружением предприятия».
Тогда, видимо, минчане, открыв глаза на реальность, решили, что торопиться с продажей МАЗа не стоит. Переговоры закончились ничем. Но уже менее чем через полгода белорусское правительство, уже само, обратилось к «Сибалу» с предложениями по возможному инвестированию в МАЗ (предприятию были срочно необходимы $250–270 млн.), хотя о продаже автозавода речь уже не шла.
Прошли годы… И вот, 19 мая текущего года, состоялась официальная встреча президента Белоруссии Александр Лукашенко с богатейшим человеком России, председателем наблюдательного совета компании «Базовый элемент», председателем совета директоров ОАО «Русские машины» О. Дерипаской. Как выяснилось, А. Лукашенко считает перспективной реализацию совместных проектов с ОАО «Русские машины», в частности с участием «Минского автомобильного завода».
«Мне давно известны ваши предложения и интерес российских компаний к нашему машиностроению. Это, естественно, нам надо вместе работать, чтобы получать наибольшую выгоду от наших совместных проектов, чтобы мы смогли противостоять в этой жесткой конкуренции", – заявил глава белорусского государства во время встречи с О. Дерипаска.
По словам А. Лукашенко, белорусская сторона готова строить сотрудничество с ОАО «Русские машины» «на основе рыночных цивилизованных методов». «Меня привлекают ваши предложения, которые вы сделали еще год назад», – сказал президент. При этом он отметил, что «единственным тормозом в ответе являлось то, что аналогичное предложение мы получили от КАМАЗа. Они также рассчитывали от нас получить ответ, мы занимались изучением и их предложений».
Говоря о сотрудничестве с «Русскими машинами», А. Лукашенко подчеркнул: «Это фундаментальная, концептуальная вещь, что мы должны объединить усилия».
В свою очередь О. Дерипаска заявил, что «наши предприятия технологически сотрудничают уже более 20 лет» и «сегодня важно с нашими партнерами стратегически определиться на ближайшие 10–15 лет». О. Дерипаска предлагает объединить в единую производственную структуру МАЗ и ОАО «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская область, входит в «Группу ГАЗ») – производителя большегрузных автомобилей повышенной проходимости марки «Урал». Инициатива российской стороны предусматривает создание единого научного и конструкторского центра по разработке большегрузных автомобилей, объединение сбытовой сети. При этом основной целью объединения является наращивание совместного производства грузовых автомобилей до 100 тыс. штук в год. «Важным моментом является то, что Беларусь и Россия будут постепенно открывать свои рынки. Поэтому важно как мы сможем в этой связи конкурировать с европейскими производителями». Чувствуется, что даже фактический монополист «Русские машины» всерьез опасается китайской экспансии!
«Если президент Беларуси считает, что наши оценки итогов сегодняшней встречи совпадают, то необходимо ожидать акционирования Минского автозавода», – заявил В. Лукин журналистам в Минске, комментируя прошедшую встречу. «Сегодня речь о приватизации МАЗа, в принципе, не шла... У нас много форм возможного взаимодействия – создание СП с МАЗом, объединение рынков, сбытовой и сервисной сети», – заявил В. Лукин.
Он также сообщил, что в этой связи О. Дерипаска поручил на двусторонней основе проработать возможные формы сотрудничества МАЗа и «Русских машин» и в ближайшее время определиться с формой реализации совместных проектов. Гендиректор считает, что «встреча прошла очень позитивно, вместо получаса мы общались 2 часа, взаимный интерес очень большой и есть перспектива реализации совместных проектов». По его словам, в сфере интересов российского холдинга также находится белорусское моторостроение и Минский завод колесных тягачей (МЗКТ).
Отмечая, что «Русские машины» являются многогранным холдингом, В. Лукин обозначил заинтересованность российской стороны в сфере вагоностроения. Подводя итоги встречи, глава холдинга подчеркнул, что на ней «не было вопросов кто, кого и когда покупает». «В одиночестве никто не выживет, надо ожидать усиления конкуренции и в связи с этим объединять наши усилия, в том числе научно-технический потенциал», – считает подчеркнул В.Лукин.
Нам же остается только ждать, чем закончится заключительная серия этой белорусско-российской «санта-барбары».