Обзор автотранспорта Мексики
Широкие массы в нашей стране о Мексике узнали лишь в 1990-х годах во время просмотра многосерийных телесериалов. Изредка в кадрах мелькали автобусы и троллейбусы, куда больше было местных машин. Эти мимолетные сюжеты едва давали полное представление о мексиканском транспорте, но, несомненно, благодаря ним у меня возник интерес увидеть все воочию.
Оказаться в Мехико и днями напролет изучать городской транспорт с его национальными особенностями мне удалось в конце 2018 г. Для осуществления мечты детства у меня было пять дней.
Где начинается Мехико?
Масштабы Мехико любой желающий может оценить ещё при подлёте с борта самолета, который, заходя на посадку, пролетает над многими районами. Столица Мексики невероятно большая. Российским туристам нетрудно попасть в страну. Необходимо только заполнить электронное разрешение и его копию предъявить на границе. Куда сложней добраться до самой страны. Прямых рейсов из Москвы и других городов России в Мехико нет. Самым удобным с точки зрения цены и документов (не требуется виза) является столица Кубы – Гавана, откуда летают регулярные рейсы, как в Москву, так и в Мехико. Международный аэропорт Мехико имени Бенито Хуареса находится в городской черте. Около него расположено несколько линий метро, автобусные и троллейбусные маршруты, а также один из пригородных автовокзалов. Приезжему из Европы, в Мехико сразу покажется необычным дизайн местных автобусов и троллейбусов, выполненный с учётом мексиканских национальных особенностей.
Чтобы самостоятельно добраться без услуг такси, приезжему придётся не без труда сориентироваться, где находится вход в метро или остановка общественного транспорта. Толкучка людей – первый признак крупного транспортно-пересадочного узла. У входа в метро обычно располагается рынок еды и домашних товаров, меж которых нужно искать проход к кассам и турникетам подземки.
Кстати, многие станции метро расположены как раз не под землёй, а над ней. Остановки троллейбусов на окраинах отмечены знаками на столбах, в центре города – их заметно по павильонам ожидания. Автобусы и маршрутки останавливаются как им вздумается, многие из которых идут не закрывая дверей (экономия на кондиционере), а процесс посадки идёт буквально где попало. Также в городе действует небольшая линия скоростного трамвая, состоящая из 18 станций связывающих станцию метро Таскенья (Tasqueña) с районом Сочимилько (Xochimilco). Участок открыли в 1990 г., он считается преемником некогда огромной сети электрического трамвая, движение которого осуществлялось с 1908 г. (см. «Электрические сокровища Мехико»).
Границами города можно было бы назвать окружающие столицу горы, но фактически четкой линии нет. Считается, что в пределах агломерации проживает почти 22 млн. человек, что делает Мехико одним из самых густонаселенных мегаполисов мира.
Город в городе
Мехико занимает второе место в мире по разветвленности сети метрополитена в Северной Америке после Нью-Йорка и 8-е место в мире по объёму перевозок рельсовым транспортом. Действительно, войти на перрон станции в час пик задача трудноосуществимая, к тому же пассажиры беспардонно штурмуют поезда. Метро насчитывает почти 200 станций, из которых 115 находится под землей, 55 на уровне проезжей части и 25 над землей. Оказавшись на станции в центре города после 17 часов я на себе почувствовал эффект, когда тебя просто несут. В этот самый момент важно вцепиться в вещи и не пытаться что-то предпринимать вопреки воли толпы. Столичный метрополитен можно назвать самостоятельным городом.
На станциях живут бездомные люди и животные, между ними ютятся продавцы одежды, еды, игрушек и строительных материалов! В вагонах метро ходят музыканты, поэты-графоманы и глухонемые. В метро как нигде больше ты чувствуешь себя не таким как все. Местное население, далеко не самое богатое, с нескрываемым интересом рассматривает человека из Европы. В отличие от российского метро тут не объявляют названия станций, а сориентироваться где ты находишься можно только по табличкам на самих перронах. А ещё тут нет рельс! Вагоны едут на шинном ходу, причем сами колёса встроены в подобие железнодорожных тележек. На конец 2018 г. в Мехико работало 12 линий, чего явно не хватает.
Наследник империи
Им по праву в Мехико является троллейбус. Открытая в начале 1950-х годов система быстро стала самой крупной на всем Американском континенте. Сначала парк машин состоял из новых американских и итальянских троллейбусов, а с 1960-х годов в Мехико поступали сотни подержанных машин из США и Канады. Собственное производство троллейбусов было организованно в конце 1970-х годов на заводе Cia. Mexicana de Autobuses SA. Новенькие троллейбусы MASA делали для столицы и г. Гвадалахара, где с 1976 г. открыли движение.
К началу 1990-х годов парк троллейбусов перевалил за 1000 единиц, в обслуживании было 30 маршрутов, ремонт и выпуск на линию вёлся из 3 парков. Строительство новых линий метро, часть из которых дублировала троллейбусные маршруты, а при этом метрополитен имел небольшие интервалы между станциями, привело к постепенному закрытию троллейбусных маршрутов. В других районах ему на смену пускали автобусы по причине нехватки исправных машин и кражи контактного провода.
К началу 2000-х годов в Мехико оставался один образующий маршрут А, связывающий северный автовокзал с южным район Койоакан. Другие линии имели куда более скромную протяженность и что самое главное они уже не заезжали в центральную часть столицы. В 2009 г. состоялось открытие первого в стране экологически чистого транспортного коридора Corredor Cero Emisiones. За основу был взят маршрут А, специально для которого отобрали 120 самых новых машин и проведя им ремонт выпустили на линию, обособив её от других участников дорожного движения. Длина маршрута в одну сторону составляет 18,3 км. Посадка во все троллейбусы осуществляется только через первую дверь. Пассажиры на остановках заранее выстраиваются в очередь и при подъезде машины поэтапно входят в салон, оплачивая водителю за проезд, причем всегда без сдачи, так как размена денег он не делает.
Самый тяжёлый период в истории троллейбуса Мехико пришелся на время правления Марсело Эбрарда, возглавлявший столицу с 2006 по 2012 гг. Политик принял город с сетью протяженностью 500 км, «сдавал» он уже 203 км. От 18 маршрутов осталось 8, число работоспособных машин также сократилось почти в два раза. Парадокс, но в 2010 году организация The City Mayors Foundation присудила Эбрарду почетное звание лучшего мэра земли – во многом благодаря его работе по обеспечению экологической безопасности Мехико.