МЗКТ
НефаЗ
Северсталь-Авто
УАЗ
БАЗ
"Волжанин"
ВТС-Зеленоград
Ивеко-УралАЗ
КрАЗ
ЛиАЗ
МАРЗ
| В первой половине 2008 года российский автопром произвел 902 550 ед. автотехники (116,3% к тому же периоду 2007-го). Из них на долю грузовиков (включая шасси) пришлось 144 119 ед. (106,6%), легковых автомобилей – 705 455 ед. (119,9%), автобусов – 36 254 ед. (90,9%). Автобусы Единственный сегмент, сдавший позиции, – автобусный, хотя в 2003–2006 гг. он рос в среднем на 3–4%, а в 2007-м вообще подскочил на 8,6%. Здесь многое объясняется структурными изменениями спроса, приведшими к столь значительному спаду производства моделей особо малого (ОМ1) класса Горьковского автозавода, т. е. микроавтобусов «ГАЗель» и «Соболь». Его не смогли компенсировать даже начавшие пользоваться большим спросом автобусы среднего (С), большого (Б) и особо большого классов (ОБ), чьи доли в структуре производства возросли соответственно на 1,25%, 1,1% и 0,51%. Удельная доля моделей малого класса (М1) в первой половине 2008 года возросла с 17,3 до 17,7%, хотя их выпуск в физическом виде снизился до 6415 машин против 6888 ед. за 6 месяцев 2007 года. При этом доля марки ПАЗ, например, в сегменте М1 выросла до 94% против 74,2% за тот же период 2007-го, при фактическом росте выпуска на 18%, до 6029 машин. Выпуск «ГАЗели» и «Соболя» суммарно сократился на 18%, или на 3127 машин, что было связано с переходом с 2008 года на более дорогие и сложные моторы уровня Euro 3. Сыграло роль и усиление конкуренции со стороны более продвинутых в плане качества и экономичности «фургонбусов», чье производство на базе импортных шасси развивается вполне успешно. Даже Ульяновский автозавод вполне успешно справился с задачей модернизации под Euro 3 своих нечерствеющих «буханок», увеличив свою долю в национальном производстве с 32,1 до 34,7% при снижении фактического выпуска на 572 машины — до 8468 ед. Соотношение выпуска пассажирской (2206) и санитарной (3962) моделей снова поменялось на обратное: так, микроавтобусов выпустили на 19,3% (до 4150 ед.) и на 10,8% (до 4318 ед.). Выросло производство машин «скорой помощи». Так что за судьбу самой популярной у наших провинциальных больниц медицинской «передвижки» можно не опасаться. Особенно заметны в сегменте М1 перестановки среди производителей «фургонбусов» на базе импортных LCV. Всего лишь год назад еще безвестное «СТ «Нижегородец» за полугодие выпустило 1054 микроавтобуса на шасси Ford Transit, в то время как известный «НПП СемАР» (выпускавший свою версию «ГАЗели») фактически ушел с рынка. А его партнер по промгруппе «Самотлор-НН» снизил выпуск с 1392 до 561 микроавтобуса (–59,7%), что, впрочем, было связано с развертыванием SKD-сборки семейства IVECO Daily. В малом классе царит ПАЗ-3205 (рост на 20,5%, до 5907 ед.) и модели Real, собираемой в Павлово-на-Оке СП «Русские автобусы Марко». За полгода произведено 202 бразильско-российских автобуса на шасси Hyundai County, причем 120 ед. уже с моторами стандарта Euro 3. Выпуск прочих малых моделей, включая импортные, сократился. Еще в начале года ушел с конвейера легендарный капотный КАвЗ-3976 (в I квартале 2007 года – 572 машины), а на РЗГА был перерыв в сборке Hyundai County, которая возобновилась только во втором квартале 2008 года. За полугодие было собрано всего 175 машин против 559 ед. за 6 месяцев 2007 года. Выпуск автобусов ЗИЛ-3250 семейства «Бычок» на АМО «ЗИЛ» не возобновился и во втором квартале. А один из отечественных аутсайдеров, ООО «Родниковский машзавод», не преодолев планку сертификации под Euro 3, окончательно свернул выпуск морально устаревшей модели «Родник-32301». Таким образом, ПАЗ-32053 в своем сегменте фактически оказался в «одиночестве». Даже выпуск его полноприводной версии 3206 был приостановлен (55 ед. за 6 мес. 2007-го), а из низкопольных моделей нового поколения ПАЗ-3203 и 3204 (4 и 88 ед. соответственно за 6 мес. 2007-го) собрали только 42 ед. 3204-х, позиционируемых как служебные. В то же время в 2,39 раза (до 79 ед.) возрос выпуск востребованного (особенно в столице) ситибуса ПАЗ-3237. В среднем классе С1 оперируют только ПАЗ и КАвЗ, т. е. группа «Русские автобусы». Выпуск удлиненного ПАЗ-4234 сократился до 1243 ед. (–6,3%). Суммарный выпуск ПАЗа вырос на 14%, до 7407 машин. Семейство «Аврора», ныне выпускаемое исключительно на КАвЗе и модернизированное там же под Euro 3 (модели 4235 и 4238), было произведено в количестве 967 автобусов, что на 71,5% больше, чем за аналогичный период 2007 года. В первом полугодии также закончилась подготовка производства городского мидибуса 4239. Первые 5 таких машин были собраны в июне. Однако из-за сворачивания выпуска капотных «коробочек» суммарный выпуск КАвЗа все же сократился за 6 месяцев на 45,1%, до 972 ед. Компания «Русские Автобусы» (Дивизион «Автобусы») за первое полугодие увеличила производство на 3,3%, до 10 213 пассажирских машин. ООО «Ликинский автобус» выпустило 1386 лайнеров большого (Б1) и особо большого классов (ОБ1), что на 2,2% больше чем за первую половину 2007-го (все Euro 3). Выпуск «гармошек» 6212 вырос в 2,26 раза, до 233 ед. Кроме того, для «Мосгортранса» были изготовлены первые 22 машины в рамках контракта на поставку 110 сочлененных низкопольных автобусов ЛиАЗ-6213 с двигателем MAN. Соло-низкопольников 5292 на главном конвейере собрали уже 72 ед. (в начале 2007-го не выпускались), а полунизкопольников 5293 – 71 ед. (–27,6%). Обычных городских автобусов ЛиАЗ-5256 со всеми типами двигателей выпустили на 14,5% меньше (988 ед.). Междугородные ЛиАЗы класса (Б2) собирал и ГолАЗ – 140 ед. (+18,6%), а городские – «Тушино-Авто» (262 ед., рост в 6,23 раза). Общий выпуск ГолАЗа сократился за отчетный период на 20,5%. Впрочем, на его мощностях разворачивается сборка лайнеров «Андаре-1000» в рамках СП «Русские автобусы-Марко», каковых за 6 мес. было собрано 40 ед. Четырехкратный рост производства наблюдался и по городскому трехосному автобусу особо большого класса ГолАЗ-6228 – 32 ед. против 8 ед. за 6 мес. 2007 года. ВАП ООО «Волжанин» увеличило производство на 6,3% и развернуло сборку семейства «Волжанин-5270» на новой площадке в г. Баксан Кабардино-Балкарской Республики («Волжанин-КБР»). Нижнекамское ОАО «НЕФАЗ» увеличило производство на 4,4%, его самой массовой моделью остается городской КамАЗ-5299 (374 ед., рост на 10,7%). «Мичуринский автобус» поднялся в прошлом году, но в этом снова сник: произведено 43 машины против 53 (за 6 мес. 2007-го). «Скания-Питер» сократила выпуск городских автобусов (Euro 4) на 15,4%, до 55 ед. В сегменте вахтовых автобусов монополия ОАО «АЗ «Урал» лишь усиливается: произведено 474 «вахтовки», что на 5,6% больше, а доля рынка выросла до 97,1%, против 90,3% в первой половине 2007-го. Выпуск «вахтовок» НефАЗ сократился до 14 ед. (–70,8%). Производство автобусов-иномарок за 6 месяцев выросло двухкратно – до 1770 ед., и это при том, что самый массовый Hyundai County на РЗГА в течение первых 4 месяцев фактически не собирали. По данным «АСМ-Холдинга» предприятия отрасли отгрузили для реализации 35 837 автобусов, что на 7,7% меньше, чем за первую половину 2007 года, причем объем отгрузки по отношению к объему производства составил 98,8%. По результатам работы в первом полугодии предполагаемый выпуск автобусов в 2008 году должен составить 76 164 ед., или 85,8% к лучшему за последние пять лет 2007 году. Троллейбусов за полугодие произведено 270 ед. (рост на 13,9%). Грузовики Темп роста выпуска грузовиков за два года предыдущих года вышел на уровень 15–20%. Однако в первой половине 2008-го сегмент показал существенное замедление темпов роста: производство грузовиков возросло на 6,6% по отношению к показателям 2007-го. Основное сокращение дал сегмент малотоннажных (LCV) и среднетоннажных (MCV) грузовиков. Например, сборка однотонного Hyundai Porter обвалилась более чем вдвое – до 2391 ед. из-за недопоставок сборочных комплектов с корейской стороны. Кроме того, спад произошел у «Иж-авто», выпустившего на 41,8% меньше «каблуков» (3212 ед.), у ВИСа – на 12% (1264 ед.), а у АМО «ЗИЛ» – на 39,6% (2665 ед.), причем, выпуск ЗИЛ-5301 «Бычок» из-за срыва поставок дизелей ММЗ уровня Euro 3, за 6 месяцев составил всего 122 ед. (–86,3%). Компенсировали спад в данных сегментах лишь ООО «ГАЗ» (+8,6% и 80 118 ед. из которых LCV «ГАЗель» и «Соболь» суммарно составили 65 110 ед. с ростом на 7,8%) и ОАО «УАЗ» (+6,8% и 12 011 ед.). Выпуск «ГАЗели» вырос на 9,5%, до 59 595 ед., а «Соболя» – снизился на 7,6%, до 5515 ед. Выпуск «Валдая» возрос на 10,2%, до 3358 ед., несмотря на двукратное падение в первом квартале все по той же причине недопоставок дизелей ММЗ. Бензиновых среднетоннажников ГАЗ-3307 выпустили 62,9% больше – 3819 ед., дизельных ГАЗ-3309 – 6032 ед. (+15%), а полноприводных ГАЗ-3308 «Садко» – 1799 ед. (–33,5%). Новоуральский АМУР из-за финансовых проблем значительную часть отчетного периода простаивал, но грузовиков все же выпустил больше на 11,7% или 545 ед., в основном, за счет сборки индийских Tata, т. е. «АМУР-4346», которых выпустили в 8 раз больше, или 344 ед. На этом фоне производство большегрузных автомобилей (HCV) росло более активно. Уверенно наращивали производство принадлежащий «Группе ГАЗ» АЗ «Урал» (+27,8% или 8587 ед.), успешно перешедший с начала года на двухсменную работу и доведший суточный объем сборки до 76 машин, а также ОАО «КАМАЗ» (+14,8% или 28 090 ед.), достаточно прочно удерживающий статус лидера среди отечественных производителей тяжелых грузовиков. Несмотря на относительно малые масштабы производства, хорошую динамику продемонстрировал Брянский автозавод, увеличивший выпуск в 2,7 раза, до 315 ед. специальных колесных шасси и внедорожных тягачей многоцелевого назначения. Особенной популярностью пользовались крановые шасси БАЗ-8029 под монтаж установок «Ивановец», чье производство выросло в 3,6 раза (192 ед.). Сборка грузовиков-иномарок сократилась на 18,3% до 5842 ед., что составило лишь 4,1% от общего объема производства грузовых автомобилей в стране. Для сравнения: легковые иномарки достигли доли в 41% от национального производства. Определенную роль в этом сыграли проблемы с сертификацией китайцами двигателей под стандарт Euro 3, из-за чего, например, калининградский «Автотор» свернул выпуск грузовиков Juejin (–91,1%). Сборка японских грузовиков Isuzu была перенесена с УАЗа на новое предприятие «Северсталь-Isuzu», где была организована сборка всей линейки грузовиков этой японской марки (2178 ед. против 704 ед. на УАЗе). Кроме того, в Елабуге заработало сборочное производство развозных фургонов Fiat Ducato, которых собрали 408 ед. Добавили и другие сборщики грузовых иномарок, например, «ВТС Зеленоград» – на 7,9%, до 272 ед., «Ивеко-УралАЗ» – на 1,2% (169 ед.), а уже упоминавшийся ТагАЗ сократил выпуск Hyundai Porter на 52,3%. Отгрузка грузовиков потребителям составила 147 056 ед. (+10,2%), объем отгрузки по отношению к объему производства составил 102%. По результатам работы в первом полугодии прогнозный выпуск грузовых автомобилей в 2008 году составит 2302 771 ед., что на 5,2% больше, чем в 2007 году и лучше, чем подобный показатель, полученный по итогам первого квартала (рост лишь на 0,9%). На фоне таких неоднозначных российских итогов, белорусские производители стабильно процветают. В январе–июне 2008 года они произвели 13 447 грузовых автомобилей (+7,5%). Национальный лидер МАЗ выпустил 12 021 грузовик (+6,1%), включая 4696 тягачей (+23,4%) и 946 автобусов (+5,8%). Второй по величине производитель МЗКТ увеличил производство колесной техники на 66,8%, до 352 ед., в том числе самосвалов «Волат» на 97,3%, до 144 ед. МоАЗ увеличил производство на 12,3%, до 64 ед. Рост производства украинского ХК «АвтоКрАЗ» за январь–июнь 2008 года составил 16,1%. Было произведено 2187 тяжелых КрАЗов, включая 250 тягачей (рост на 43,7%). Автобусов произвели 5625 ед. |