<<< Назад

Большая рокировка

Александр Трохачёв

Минувший год поставил очередной рекорд ввоза коммерческой техники в Россию – почти 62 тыс. единиц новых и подержанных грузовиков. Только по машинам тяжелого класса, без учета техники китайского производства, прирост составил 133%. Компании Volvo Trucks удалось удержать позицию лидера, но картина среди догоняющих резко изменилась. Scania откатилась со второго места на четвертое, пропустив вперед MAN и Howo. В ряды «большой семерки» вклинился Freightliner. А традиционным фаворитам на пятки наступают китайцы – Dongfeng и Shaanxi.

В 2007 году суммарный импорт новых грузовых иномарок в Россию составлял 20,5 тыс. единиц. В 2008-м он должен вырасти до 30 тыс., а в 2009-м – до 50 тыс. ед. Специалисты оценивают емкость российского рынка машин грузоподъемностью свыше 4 т так: около 180 тыс. ед. к 2014 году (т.е. ко времени проведения зимних Олимпийских игр в Сочи). Из них до 100 тыс. новых грузовиков будут составлять продажи представителей «большой семерки». Текущий потенциал рыночных возможностей всех импортеров оценивается максимум в 130 тыс. ед. Впрочем, это теория, а у практики – свои аргументы и своя доказательная база.
Детальный анализ импорта грузовиков показывает, что за прошедший год ситуация на российском рынке в корне изменилась. Наши предположения о смене позиций производителей в рейтинге самых востребованных марок полностью подтвердились (см. «ГП» № 5, 2007, с. 48). Положительную динамику в общем объеме рыночного пирога сохранили только два бренда – лидер по импорту Volvo Trucks и «чужак» в стане европейцев Freightliner. И хотя они прибавили всего по одному проценту, в количественном выражении прибавка вышла ощутимая. А ситуация на рынке приблизилась к тому, чтобы объемы продаж новых автомобилей превысили рынок реализуемой техники с пробегом.
Успехи Volvo закономерны: сегодня шведская компания имеет в России 27 офисов продаж и 37 СТО, а годовое пополнение автопарка Volvo вот-вот превысит 10 тыс. единиц (по данным ЗАО «Вольво Восток» – 9566 ед. в 2007 г.). Лидерами продаж новых грузовиков стали модели FM13 (1729 ед.) и FH13 (1416 ед.). Тройку самой популярной техники замыкают FM9 (894 ед.). Компания не просто продавала высокотехнологичные грузовики, но и предлагала комплексные решения – от финансирования сделки до послепродажного обслуживания и ремонта. По словам генерального директора ЗАО «Вольво Восток» Ларса Корнелиуссона, для дальнейших успехов марки в России созданы все условия. В частности, завод «ВТС-Зеленоград» не просто вышел на проектную мощность 500 единиц грузовой техники в год, но и перевыполнил план, собрав 506 машин. С открытием сборочного производства в Калуге уже менее чем через год Volvo Trucks намерена добиться высокой степени локализации производства. Это позволит компании по меньшей мере на несколько лет залрепить за собой право именоваться безоговорочным лидером.
Впрочем, так думают не все. Президент Scania Лейф Остлинг, прибывший осенью прошлого года на открытие сервисного центра в п. Шушары Ленинградской области, заявил о намерении организовать сборочное производство тяжелых грузовиков в России. Плацдарм для наступления определен довольно точно: площадка автобусного завода ООО «Скания-Питер». Но мощности этого предприятия будут в разы скромнее мощностей Volvo. Главе ООО «Скания Россия» Раймо Лехтийо волей-неволей придется считаться с мощным натиском конкурентов. И не исключено, что скоро мы станем свидетелями смены фаворита по продажам новых грузовиков: Scania и Volvo произведут рокировку. Возможно, нынешний статус-кво временно сохранится за счет выхода на рынок модели New Griffin, однако стать единственным спасательным кругом для Scania как прежний Griffin он не в состоянии – рынок уже не тот.
Но что бы там ни говорили представители шведского автопрома, в спор за пальму первенства среди иномарок наверняка вмешается MAN. И покажите мне тех, кто с этим не согласен! Глава компании «МАН Автомобили Россия» Пер Густав Нильссон – человек амбициозный и успешный в бизнесе. Не стоит забывать, что именно благодаря его усилиям Scania, которую он возглавлял до перехода в MAN, была недосягаемой для конкурентов. На новом посту Пер Густав добился впечатляющих результатов. В 2006-2007 гг. в России начали работать 15 новых фирменных станций технического обслуживания MAN. Еще 16 сервис-центров должны открыться в текущем году – на эти цели выделяется 63 млн. евро. Не за горами ввод в строй фирменных СТО в Баку (Азербайджан), Алматы (Казахстан), Тбилиси (Грузия), Киеве (Украина). Ведутся переговоры по открытию станций в Ереване (Армения) и Ашхабаде (Туркменистан). Всего в 2008 году в РФ будет работать в общей сложности 40 сервис-центров MAN, а к 2010 году их должно стать 100!
Как и в 2006 году, в минувшем сезоне MAN утроил продажи. И это не предел: по состоянию на середину марта все квоты 2008 года были проданы! Если в I квартале 2007 г. было реализовано 653 грузовика, во II и III соответственно 968 и 984, то в IV – 1898 ед. Это абсолютный рекорд среди всех европейских импортеров. Добиться такого результата г-н Нильссон планировал через 10 кварталов напряженной работы, но результат был достигнут уже через 8.
В прошлом году по заказу Минтранса РФ MAN отгрузил 1000 седельных тягачей. В 2008-м заключен договор на поставку еще 2000 ед. немецких грузовиков. Начало поставок – апрель 2008 г. Наконец, самый большой контракт подписан в Казани: он предусматривает отгрузку 2400 ед. Кстати, это крупнейшая сделка компании в Европе, не считая поставку автомобилей для армии Великобритании. Иными словами, в текущем году заложены все предпосылки для того, чтобы на российском рынке MAN совершил рокировку с компанией, претендующей на второе место. И дело не только в появлении такого мощного инструмента, как обладатель титула – флагманский TGX и TGS. Дело, скорее, в совокупности условий. Нильссону нравится быть лидером, и ничего с этим не поделать.
У идущего на четвертом месте Mercedes-Benz успехи скромнее. От прежних позиций бренд потерял 2%. И это при том что в целом динамика его продаж положительная. В 2007 году через официальных дилеров в России реализовано 2675 малотоннажников (в 2006-м – 1890 ед.) и 1416 новых и подержанных грузовиков (в 2006-м 953 ед.). Самыми востребованными стали Sprinter – 1917 ед. (1493 ед. в 2006-м) и Actros – 920 ед. (633 ед. в 2006-м). По количеству поставленных в 2007 г. заказчикам автомобилей за ними следуют Viano – 426 ед. (годом ранее 215 ед.) и Axor/Atego – 377 ед. против 188 ед. в 2006-м.
Это самые заметные перестановки в стане лидеров рынка. Остальные импортеры фактически остались при своих интересах. Среди грузовых иномарок самыми массовыми поставщиками на российский рынок по-прежнему являются «шведы»: 26% Scania и 23% Volvo. Вместе с MAN (22% ) суммарная доля трех брендов составляет 71% рынка. Внушительная сила, если не сказать больше. В затылок трем лидерам дышат «немцы» (Mercedes-Benz), а вот «итальянцам», «французам» и другим еще нужно постараться, чтобы составить им достойную конкуренцию. Между тем, серьезными игроками становятся «американцы». Пока они в роли догоняющих, но именно – пока...

Общий парк тяжелых грузовиков зарубежного производства на рынке РФ

Автомобильный бренд2006 г.2007 г.Динамика, %
Volvo Trucks23241
Scania16160
Mercedes-Benz1614–2
MAN15150
IVECO990
Renault Trucks880
Freightliner781
DAF660
Всего в России, ед.125 277187 22461 947

Менее заметные перемены произошли в структуре импорта новых европейских грузовиков тяжелого класса. Здесь статус-кво полностью сохранился. Разница между отчетным периодом 2007 и 2006 года в том, что половина производителей рассталась с частью процентных пунктов. Заметнее всего это на примере скандинавских брендов и представителя Апеннин. Представительству IVECO сложно торить путь к сердцам потребителей: в активе компании только 10 дилерских предприятий и 13 сервисных станций. Для огромной России этого явно недостаточно. К тому же в минувшем году в компании прошли кадровые перестановки ключевых фигур, а такие процессы никогда безболезненно не завершаются.
Потери «немцев» и «французов» не столь внушительны, а потому и менее болезненны. В лидеры роста вышел MAN, что было вполне предсказуемо. Неплохо чувствует себя DAF, который мог бы достичь более высоких результатов, однако пресловутые квоты подрезали ему крылья. Кроме того, финансовые продукты голландской компании пока не столь привлекательны, как у конкурентов. Например, беспроцентная рассрочка для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2 года предусматривает первоначальный взнос в размере 30%, а при стоимости техники более 100 тыс. евро это много.

Импорт новых тяжелых грузовиков зарубежного производства в РФ

Автомобильный бренд2006 г.2007 г.Динамика, %
Scania27,925–2,9
Volvo Trucks24,821–3,8
MAN15,4193,6
IVECO10,78–2,7
Mercedes-Benz8,58–0,5
Renault Trucks5,75–0,7
Tatra3,440,6
DAF1,431,6
Другие2,274,8
Всего, ед.9511*20 99311 482
*Данные по импорту техники «большой семерки», без учета других производителей.

Просто фантастические перемены произошли в структуре импорта автомобилей с пробегом. Рекордное падение доллара США и невероятное укрепление курса евро привели к тому, что американские тягачи вырвались в лидеры поставок коммерческих машин с пробегом. Только вдумайтесь: каждый пятый официально ввезенный в Россию грузовик нес на себе маркировку Freightliner, а с учетом International доля «янки» составила 24%. Иными словами, каждый четвертый автомобиль с пробегом прибыл к нам из-за океана. И поскольку кризис ипотечного кредитования в США не окончен, а экономику Штатов лихорадит, для дальнейшего наступления заокеанских монстров сохраняется наиболее благоприятная среда.

Импорт подержанных тяжелых грузовиков зарубежного производства в РФ

Автомобильный бренд2006 г.2007 г.Динамика, %
Freightliner13,2206,8
Volvo Trucks15172
MAN13,811–2,8
Mercedes-Benz8,890,2
Renault Trucks12,38–4,3
DAF9,38–1,3
IVECO96–3
Scania7,34–3,3
International1,642,4
Другие9,7133,3
Всего, ед.30 16827 885–2283

«Рентген» ввоза в Россию всех грузовиков иностранного производства, новых и б/у, тоже раскрывает много интересных фактов. Фавориты здесь те же, что и годом ранее, а вот в группе преследователей – большая рокировка. Первым за тройкой лидеров расположился Freightliner. Его отрыв от следующего за ним Mercedes-Benz настолько стабилен, что волноваться не о чем. В свою очередь, техника немецкого производителя имеет такую же фору перед IVECO и Renault Trucks, которым впору выяснять отношения. Впрочем, в их спор уже в этом году может вмешаться DAF, наращивающий свое присутствие тихой сапой.

Импорт новых и подержанных тяжелых грузовиков зарубежного производства в РФ

Автомобильный бренд2006 г.2007 г.Динамика, %
Volvo Trucks17,3180,7
MAN13,9151,1
Scania 13 
Freightliner 11 
Mercedes-Benz 9 
IVECO 7 
Renault Trucks 7 
DAF 6 
Tatra 2 
International 2 
Другие 10 
Всего, ед.39 14448 8789734

Волна подведения итогов 2007-го, прокатившаяся в представительствах иностранных компаний с разницей в несколько дней, подтвердила намерения игроков укрепить, а то и серьезно улучшить свои рыночные позиции.

Богатую пищу для размышления дает итоговый протокол импортеров-2007. Выглядит он непривычно хотя бы потому, что в ряды представителей «большой семерки» европейских производителей затесались азиатский и американский бренды. И если присутствие Freightliner в пятерке наиболее востребованных марок иностранных грузовиков можно рассматривать как явление временное, то о Howo этого не скажешь. Вслед за ним рваться к вершинам списка будут и другие китайские производители. А маслом, пролитым на приводной механизм рыночного успеха «китайцев», станет их конкурентная цена. Добавьте сюда крепнущий курс евро, растущий спрос на европейские грузовики, расширение Евросоюза за счет новых членов (которые остро нуждаются в обновлении и пополнении автопарков), и вы поймете, что в ближайшее время ситуация на рынке может измениться коренным образом. Так что нынешняя большая рокировка – первая, но далеко не последняя.

Импорт новых и подержанных тяжелых грузовиков зарубежного производства в РФ в 2007 году

Автомобильный брендНовые, ед.С пробегом, ед.Всего, ед.
Volvo Trucks445648769332
MAN408530157100
Howo6523406563
Scania513711766313
Freightliner053005300
Mercedes-Benz178426324416
Renault Trucks114223023444
IVECO159016353225
DAF57821312709
Dongfeng1695761771
Shaanxi1495491544
International510791084
Foton92062982
Tatra784129913
Isuzu65528593
Hyundai400144544
Kenworth54464518
Другие289527015596
Итого, ед.33 60828 33961 947



Комментировать ... >>
Loading...