Вот девушка Марина, а вот ее машина
Яркая, эффектная блондинка, очень красивая женщина-шофер ухожена и со вкусом одета. На руках, не покидающих "баранку", маникюр. Элегантная обувь на высоких шпильках. Это Марина Азовцева – водитель-профессионал из Нижнего Новгорода, женщина с необычной биографией. Восемь лет без единой аварии она провела в дальних рейсах и намотала десятки тысяч километров на спидометры разных машин.
– Марина, как же получилось, что вы стали главной перегонщицей России?
– Мне с детства нравились машины. А общение с техникой началось на ГАЗе с 18 лет. Я работала на тягаче и автокране. И так лихо носилась по лабиринтам заводского цеха, что меня прозвали Шумахером. Потом я решила сдать на "права", чтобы и за пределы завода выезжать. Инструктор говорит: "Не буду на тебя время тратить, ты и так ездишь хорошо". Приходила только ему деньги на бензин отдавать и на "права" с первого раза сдала. Принимающие экзамены сказали, что я, наверное, родилась только для того, чтобы машину водить. Я начала новые автомобили гонять на заводские склады, а по выходным – в Москву.
Выбирая работу, где больше платят, пошла в одну из фирм-дилеров – перегонять машины из Нижнего Новгорода в Харьков, Краснодар, Воронеж, Москву. Мы сдавали машины, получали деньги за бензин, за работу и своим ходом ехали домой.
– Бандиты больших дорог считают, что женщин проще, чем мужчин, напугать, ограбить, забрать у них автомобиль. Вы подвергались нападениям?
– Я – нет, мужчины – да. Однажды одну "ГАЗель" из партии, которую мы перегоняли, украли. А правило такое – воруют у одного, а платят все. После этого я два года работала бесплатно, зарабатывала только тем, что сажала попутчиков.
– Попутчики тоже разные бывают...
– Однажды посадила в машину двух финнов. Едем мимо леса. А они вдруг говорят: "Девушка, остановите здесь, мы постреляем из автоматов". Я не остановилась, а сильнее нажала на "газ". Гнала до самого поста ГИБДД. Там и попросила показать документы. Они говорят: "Какой вы правильный водитель. Машину классно водите, не испугались, документы проверили. А есть у вас средства защиты? Чем обороняться будете, если на вас нападут?" Я ответила: "Ничего у меня нет. Только ногти, хитрость, "газ" и руль. Куда захочу, туда и вырулю. Это вы меня должны бояться, а не я вас". Они мне подарили настоящий финский нож. Я его часто в дорогу беру – колбасу порезать, хлеб.
А однажды пассажир меня чуть под уголовное дело не подвел. Говорит: "Хочешь нелегальную работу? Сколько тебе надо? Двадцать тысяч в месяц?" Я насторожилась. "Что, – спрашиваю, – за работа?" А он отвечает: "Наркотики возить!" Я сразу испугалась: не везет ли он на моей машине наркотики? Написала ему придуманный на ходу номер телефона и сказала, чтобы он перезвонил. С тех пор я долго боялась брать попутчиков. Но были люди, которые о себе оставили теплые воспоминания. Однажды везла пассажиров на "маршрутке". Вдруг один мужчина просит: "Братуха, останови возле лесочка!" Другие пассажиры загалдели: "Где тут братуха? Вы, что не видите, что нас дама везет?" Пассажир рассыпался в извинениях, комплиментов наговорил. А потом спрашивает: "Есть ли у вас мечта?" Я сказала, что моя мечта – личный автомобиль, но она пока несбыточная. А еще я с детства мечтаю о большой мягкой игрушке. На остановке он вышел из машины и купил мне двух плюшевых мишек. Их я теперь берегу в память об этом мужчине.
– Как люди реагируют на то, что вы перегонщица-дальнобойщица?
– Многие не верят. Однажды я в сильный гололед пригнала в Харьков сразу две "ГАЗели" – одну на другой, так называемым методом частичной погрузки. Выхожу из машины – в облегающем комбинезоне, на шпильках. Меня спрашивают: "Девушка, вы с кем?" Я говорю: "Я водитель этих двух машин". А они: "Не может быть! Как вы могли их пригнать в такой гололед?" Начали пересчитывать машины и водителей. Машин 24 пары и водителей 24 человека. Пришлось поверить. Кстати, во время того перегона я на украинской трассе потерялась: уехала вперед и потеряла из виду машины перегонщиков из своей бригады. Вижу указатель "Ростов-на-Дону". А нам нужно в Харьков. Куда ехать – не знаю.
Я напугалась: другие водители могут подумать, что я умышленно скрылась, чтобы обе машины угнать. Водитель КамАЗа на помощь пришел. Он посоветовал мне доехать до поста ГИБДД и там ждать своих товарищей. А сам, встретив их на трассе, сообщил, где меня искать. Меня свои скоро догнали и говорят: "Эх ты, расстроилась из-за того, что мы о тебе подумаем! За себя бы испугалась. Тебя грохнуть могли на трассе, а машины забрать!"
– Как сотрудники ГИБДД себя ведут, когда видят вас за рулем?
– В Нижнем Новгороде они мне часто честь отдавали. А вот на трассе "Нижний Новгород–Москва" на посту около Сенских двориков – это так называемый ковровский поворот – инспектор... украл "права"! Остановил по дороге в Москву. Проверил документы. Придраться не к чему. Отдает мне "корки" назад. Я уехала в Москву и только там обнаружила, что "права" исчезли. Выпасть они не могли – их можно только вынуть. И я поняла, кто это сделал. Специально поехала обратно в Нижний Новгород на автобусе, чтобы этот пост проехать. Там дежурил уже другой постовой. На моих глазах он звонил инспектору, который забрал мои "права" и просил вернуть их. "Отдай! Что с нее взять-то?" Но "прав" своих я так и не увидела, а без них я никто. Когда пришла в ГИБДД Нижегородской области с заявлением о хищении, начальник мне сказал: "Вы не первая, кто с этого поста без "прав" приезжает. Пишите все как есть". "Права" мне восстановили.
– Сталкивались вы в дороге с мелкими жуликами?
– Они у меня прямо на светофоре "запаску" украли. Пока я стояла, моя машина дернулась. Вышла из машины, капот открыла, проверила, все ли в порядке. Завела машину, поехала. Другие перегонщики, кто видел, как мою "запаску" воровали, едут, моргают фарами, мол, остановись. Я не понимаю – еду дальше. Только потом обнаружила, что запаски нет. Оказывается, придумали специальные крючки, цепляют ими "запаску", когда машина стоит. Когда машина трогается, "запаска" остается на крючках. Они бросают колесо в свою машину и уезжают. Мне было так обидно: стоимость перегона тогда была в три раза ниже цены колеса.
– Дальнобойщики и перегонщики всегда в опасности. Стоит ли рисковать жизнью ради зарплаты за рейс?
– У меня нет выбора, потому что водить машину – это лучшее, что я могу делать. Однажды гнала машину в Москву. Уснул водитель встречной фуры и несется на меня по встречной полосе. Еще секунда... и мы бы врезались. Я не испугалась. Резко свернула на встречную и посигналила, чтобы он проснулся. Он проснулся и перестроился. А на меня еще одна фура летит.
Я прямо перед ее носом успела вернуться на свою полосу. Потом остановилась. Очень острое желание жить было в тот момент.
– Если в дороге случится неисправность, вы можете ее устранить?
– Конечно, сделать сложный ремонт, например, двигателя или подвески я не смогу. Но обслужить машину – заменить масло, поменять колесо – запросто.
– Как получилось, что вы стали первой в Нижнем Новгороде женщиной-водителем маршрутного такси – "ГАЗели"?
– Это было, когда цены на бензин резко поднялись, а зарплата в перегоне – нет. Я и пошла в маршрутное такси. Пассажиры в очереди стояли, чтобы со мной прокатиться. Первое время зарабатывала хорошо для тех лет – 500 рублей в день. А потом частники накупили "ГАЗелей", план не выполнялся, в карманах было пусто – 50, 30 рублей в день. Не за красивые же глазки работать! Ушла опять в перегон. Однажды новая машина сломалась в дороге. Я проехала 400 км на буксире в ледяной кабине, сильно заболела, и из перегона снова пришлось уйти. Потом оказалось, что в Нижнем Новгороде найти работу женщине-водителю не так-то просто. Мне все отвечали: "Нам женщины за рулем не нужны". Я упрашивала: "Ну, хоть грузчиком возьмите!" А они свое: "Мы женщин на мужские работы не берем". Мои друзья возмущались: "Как же так, такого аса и не взять водителем!" От отчаяния я поехала в Москву и пошла в такси. Там увидели мою трудовую книжку, выдали "Волгу" и сказали: "Выходите завтра на линию".
– Жизнь настоящей таксистки похожа на ту – из сериала?
– Какие только пассажиры не попадались! Стою на площади Ильича, подходит молодой человек и просит отвезти в Люблино. Я прошу 250 рублей. Он согласен. Всю дорогу ехал и молчал. Я чувствую, чего он хочет. Спрашиваю: "Мы куда едем?" Он говорит: "Не важно!" Я сказала, что те женщины, какие ему нужны, на другой улице стоят. Он говорит: "Мне ты нравишься. Такая женщина – и за рулем, это так экстремально, красиво. Останови здесь!" Я резко развернулась, вышла из "Волги", открыла дверь с его стороны и говорю: "Выходите из машины. С вас не 250, а 350 рублей – за то, что домогались". Он извинился и вышел.
Вскоре еще один мужчина попросил повозить по городу часа три-четыре за две тысячи рублей. А получилось, что с двенадцати дня до девяти вечера. Подвожу его к одному дому. "Сейчас, – говорит, – я выйду через десять минут: карточку забыл, с которой деньги снять". Десять минут – нет. Час – нет. Полтора – нет. Захожу в подъезд... а он сквозной!
А однажды мне удалось вора задержать. Вижу, мужчина возится в машине. Чутье подсказало – вор. Подхожу и говорю: "Покажите документы, что вы хозяин". Он говорит: "А тебе какое дело?" Я говорю: "Покажите". Он бросился бежать. Я за ним – на шпильках. Догнала его, поймала, отняла то, что он украл, вызвала милицию. Милиционеры поблагодарили за содействие.
Порой сталкиваюсь с хамством пассажиров. Хуже всего, когда скандалят пьяные женщины. Одна даже с кулаками бросилась и средний палец на руке мне сломала. Я потом в гипсе работала с отогнутым пальцем – все вокруг смеялись. А палец до сих пор болит.
– Работа водителя – это дорожные неисправности, усталость, отсутствие воды. Как вам удается фактически жить в машине и при этом так выглядеть: маникюр, макияж, красивая одежда, высокие каблуки?
– Мне все задают этот вопрос. И я отвечаю: "У меня свои секреты". Я стала профессиональным водителем и при этом научилась всегда выглядеть хорошо. Для меня работа – двойная радость: я люблю то, что делаю, и получаю за это деньги. И в этом я счастлива.
– Где вы живете, работая в такси?
– В машине. На выходные уезжаю домой, в Нижний. Снимать жилье в Москве очень дорого, но приходится мириться с неудобствами:
P.S. Сейчас Марина работает в известной московской таксомоторной фирме. Недавно вместо "Волги" ей вручили новенький универсал Ford Focus.
– Нравится новая машина?
– Очень жаль, что она дороже в эксплуатации. Бензин мы заливаем за свой счет, на "Волге" был "восьмидесятый", а здесь "девяносто пятый". Плата за аренду машины, которую я ежедневно обязана вносить в кассу таксопарка, ощутимо выше. И не дай бог попасть в аварию: ремонт придется оплачивать мне, а железо у "Форда" фирменное, дорогое!