Автобусные поезда предприятий Куйбышевского облавтотреста
Эксперименты по созданию массового отечественного пассажирского прицепа для работы с автобусами и троллейбусами велись со второй половины 1950-х годов не только в Москве. Они должны были иметь 25 мест для сидения и вмещать до 40 пассажиров, длина прицепа должна была составлять не более 6,5 м, а сухой вес до 2600 кг. Кузов необходимо было унифицировать с кузовами серийных автобусов. Предполагалось, что работать они будут с автобусами среднего и большого классов.
В феврале 1960 года заводы СВАРЗ и «Аремкуз» по заданию Управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома построили 10 прицепов для автобусов ЗИС-155, ЗИЛ-158 и троллейбуса МТБ-82Д. Восемь были изготовлены из автобусов ЗИС-155, а два построены на низкорамном шасси 2ПН-4, кузов изготовлялся с применением кузовных элементов ЗИЛ-158. Всего за 1960–1961 годы на «Аремкузе» было построено 48 пассажирских прицепов этого типа и переоборудовано для работы с ними 59 автобусов ЗИЛ-158.
В 1956 году Борисовскому авторемонтному заводу главное автомобильное управление при Совете Министров БССР поручило изготовить два пассажирских прицепа для работы с автобусами ЗИС-155 на линии Минск – Борисов (на заставке). Первый прицеп изготовили в том же году. Он базировался на шасси прицепа 2ПН-4 мод. 810А, а пассажирский кузов имел деревянный каркас и был унифицирован с кузовом автобуса типа ГЗА-651. Второй прицеп был построен в 1958 году, после чего разработки в этом направлении прекратили.
Автобусные поезда выпускал Алма-Атинский ремонтно-кузовной завод Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Казахской ССР. Свои разработки вел и Павловский автобусный завод. И это не считая прицепов, разработанных для шахт, аэропортов и парков на Рижском опытном автобусном заводе «РАФ» и Киевском АРЗ № 6.
Тем не менее практика создания автобусных поездов распространилась в автохозяйствах во многих городах страны. Изготовляли их своими силами, причём в качестве прицепов служили списанные автобусы. Они использовались как в крупных промышленных центрах, так и в небольших провинциальных городах. Такие поезда оказались незаменимы на заводских, дачных и городских маршрутах с большим пассажиропотоком.
Три пассажирских прицепа изготовили в 1958 году в Октябрьском автохозяйстве в Башкирии: они предназначались для работы с автобусами Škoda 706 RO на пригородных и междугородных маршрутах. Такой автопоезд показал хорошую манёвренность: радиус разворота составил 10,8 м, максимальная скорость составляла 65 км/ч. Общее число мест для сидения – 81, полная его вместимость – 130 пассажиров. В автохозяйстве подсчитали, что годовая экономия от использования автобусных поездов составила 30 тысяч рублей с одного такого поезда.
Самым частым «донором» для прицепов становился ЗИС-155. К концу 1950-х годов машинам, попадавшим под списание, нашлось рациональное применение. В Симферопольском автохозяйстве в начале 1959 года изготовили первый прицеп из списанного ЗИС-155: он предназначался для работы в сцепке с автобусом ЗИЛ-158. Работая на самом напряжённом маршруте, автобусный поезд дал ощутимый эффект: за 2 смены выручка составила 1586 рублей, а обычного автобуса – 1053 рубля.
Более подробно рассмотрим это явления на примерах предприятий Куйбышевского облавтотреста. В Куйбышевской области первый автобусный поезд был изготовлен и испытан в Ставропольском автотранспортном комбинате летом 1960 года. В качестве тягача и прицепа использовались автобусы ЗИС-155. Идея создания такого «автобусного трамвая» пришла весной того же года: решение должно было улучшить обслуживание пассажиров и повысить производительность труда в связи с переходом водителей на семичасовой рабочий день. Инициатором создания автопоезда стал главный инженер предприятия М.С. Денисов, а управлять сцепкой вызвался Сергей Чмерёв, который раньше водил грузовой автопоезд.
Работа намечалась нелёгкая: автомобилисты подолгу задерживались по вечерам, работали с чертежами сцепного устройства и оборудования прицепа, спорили и искали новые пути решения. Главная трудность в создании сцепного устройства – сделать так, чтобы колея прицепа совпадала с колеёй тягача. Когда пришли к единому мнению, главный инженер Денисов отвёз чертежи в Саратовский автодорожный институт, где идею создания автопоезда одобрили: для её реализации в Ставрополь отправились два лучших студента-пятикурсника – Освальд Каерлепп и Анатолий Игнатов.
Когда сцепка была готова, автобусы отправили в Куйбышевскую центральную авторемонтную мастерскую (ЦАРМ) на дооборудование. После первого испытания проект доработали и изготовили сцепку с учётом изменения отдельных узлов.
В тормозную систему тягача дополнительно установили двухкамерный кран от грузового автомобиля МАЗ-200, который служил для остановки прицепа в случае обрыва автобусной сцепки. Ручным тормозом и открытием дверей в прицепе управлял кондуктор. Воздух для управления дверьми подавался из ресивера, установленного в прицепе, а в ресивер поступал из тягача.
Пространство пассажирского салона прицепа также изменилось: были демонтированы кабина водителя и моторный отсек, на их место установлены два двухместных дивана. Общая вместимость увеличилась на 10 пассажиров.
Первые испытания автобусного поезда провели в автокомбинате: водитель Чмерёв трогался с места рывками, резко тормозил, делал крутые повороты. Автопоезд выдержал испытание, и главный инженер Денисов одобрил работу. Повторные испытания провели через несколько дней – на этот раз вместе с работниками ГАИ.
Одно из испытаний проходило на трассе маршрута № 5: на нём есть участок с крутой горой, которую водители иронично называют «долиной смерти». Когда автобус подъехал к горе, к автопоезду прицепили ещё два автобуса для имитации полной нагрузки. До половины горы испытуемый состав из автобусов ехал на второй передаче, затем водитель переключился на первую с умышленным рывком. Сцепление выдержало. Проверка тормозного пути тоже удовлетворила приёмную комиссию: автобусный поезд остановился со скорости 30 км/ч без рывков и увода прицепа. Так первый автобусный поезд Ставропольского автотранспортного комбината получил путёвку в жизнь.
Первые пассажиры прокатились на необычном поезде в начале сентября: все старались занять места в прицепе. Во время движения в нём не было лишнего шума от мотора, не чувствовалось биение от кардана и гудение заднего моста, так как эти агрегаты в прицепе отсутствовали. Автопоезд работал на одном из напряжённых маршрутов – № 6 от Соцгорода до завода синтетического каучука (СК). В поезде было 60 мест для сидения, а в часы пик он мог перевозить до 150 пассажиров. По подсчётам комбината эксплуатация одного автопоезда давала экономию до 30 тысяч рублей в год.
В декабре 1960 года было изготовлено ещё три сцепки, а в центральных автомастерских облавтоуправления приступили к переоборудованию трёх старых ЗИС-155 в прицепы. Планы организационно-технических мероприятий автокомбината предполагали ввод в работу 10 автобусных поездов к маю 1961 года. Однако они не были готовы ни к маю, ни даже к началу 1962: работало только три сцепки, да и те держались на инициативных началах водителей Сергея Чмерёва, Юрия Алфеева и Юрия Самсонкина. Один из прицепов, который зимой 1960–1961 годов не использовался, к весне был уже частично разобран: с него сняли дверные механизмы, частично демонтировали электрику, пришла в негодность ходовая часть. Его за три месяца отремонтировал водитель Юрий Феоктистович Самсонкин, благодаря которому сцепка вернулась на маршрут в мае 1961 года.
К сожалению, не все инженерно-технические работники автоколонн и мастерских Ставрополя с одобрением отнеслись к идее автопоездов и не поддержали новаторов, зато идея получила распространение в других городах Куйбышевской области. Чапаевск в то время страдал от недостатка машин: автобусы в часы пик ходили переполненными, мощности городского транспорта не хватало. В 1962 году в Чапаевском автохозяйстве стали работать автобусные поезда, созданные по примеру ставропольских и составленные из автобусов ЗИЛ-158 и ЗИС-155.
Первый пассажирский автопоезд вышел 8 мая 1962 года на маршрут «ул. Пионерская – ул. Ульянова». В течение года в автохозяйстве создали автобусные поезда и из автобусов ПАЗ-651, которые работали на маршруте в посёлок Титовка.
В качестве прицепа взяли списанные «пазики»: с них сняли двигатели, карданные передачи, главные пары, рулевое управление, передние крылья и всю переднюю часть. Кузов автобуса в местах подвески передней двери разрезали на две части, переднюю часть перенесли вперёд и закрепили на раме на уровне переднего буфера. Таким образом, вместимость салона увеличилась с 18 до 28 мест.
В тормозную систему тягача добавили дополнительный тормозной цилиндр: он соединялся с прицепом через трубки и шланги и через дополнительную тягу с главным цилиндром.
К концу 1962 года в Чапаевске работало четыре автопоезда из автобусов ЗИЛ и два – из автобусов ПАЗ. Они стали незаменимыми в часы пик, позволяли быстро ликвидировать большое скопление пассажиров на остановках.
В 1963 году к идее автопоездов пришёл Новокуйбышевск: в местном автохозяйстве появились три автопоезда с прицепами, также построенными на основе списанных автобусов. Автобусные поезда начали работать с 13 июня в часы пик на маршрутах, связывающих город с промышленными предприятиями, ими управляли лучшие водители автохозяйства – В.П. Суховилов и А.А. Яшкин.
С большим перегрузом в середине 1960-х годов работал и общественный транспорт Куйбышева. Путь рабочих Кировского района от дома до работы в час пик был нелёгким: ездить приходилось и на трамвайных буферах, и на подножках, а особые смельчаки умудрялись проезжать на крыше трамвая. Ещё в 1962 году водители Жадько и Минин, работавшие на одной из новых Škoda-706 RTO, предлагали оборудовать несколько этих автобусов прицепами, что значительно улучшило бы ситуацию с переполненным транспортом. Аргументировали они тем, что часть этих автобусов с завода оборудована всем необходимым для работы в составе автопоезда. Но в областной столице автопоезда появились лишь в 1965 году: в Куйбышевском автобусном парке были собраны 6 автобусных поездов. Они работали в часы пик на заводских маршрутах Кировского района.
Использование пассажирских прицепов на первый взгляд давало положительный эффект и позволяло улучшить обслуживание населения автобусным транспортом, однако, этот подход всё же был полумерой. Пассажирские прицепы создавались собственными силами автохозяйств и дорого им обходились, причём кустарное производство не могло обеспечить должное качество. Кроме того, не все списанные автобусы были пригодны для переделки в прицеп, так как зачастую машины списывали из-за сильного износа кузова. Например, в Орловском АТК отмечали, что зимой такие автопоезда использовать нельзя из-за отсутствия отопления, а летом в них проникает пыль. Обычно автобусы-тягачи имели большой межремонтный пробег, что тоже снижало надёжность таких поездов.
Литература:
1. Дементьев Д.А. Марков Н.С. Автобусы VII семилетки 1959 – 1965. М., 2015.
2. Дементьев Д.А. Марков Н.С. Автобусы VI пятилетки 1956 – 1958. М., 2016.
3. Журнал «Автомобильный транспорт» (за период 1957–1965 гг.).
4. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО) (фонд Р4120).
5. Отраслевая газета Куйбышевского облавтотреста «Автотранспортник».
6. Городская газета г. Чапаевска «Чапаевский рабочий».
7. Городская газета г. Новокуйбышевска «Знамя коммунизма».