Восточный вариант
В июне компания Toyota Motors приступила к строительству автомобильного завода в промзоне Санкт-Петербурга «Шушары». На первый взгляд событие непримечательное по сегодняшним меркам: неподалеку свои производства уже организовали Ford и Scania. В Московской области собирают грузовики Volvo FH и FM, а в столице начал работать конвейер Renault. Ворота калининградского «Автотора» покидают BMW, KIA и Hyundai, причем корейцы собирают не только легковые машины, но и грузовики. Однако у программы японских коммерсантов есть существенные отличия...
Ивао Охаси, глава московского представительства |
Поддерживает японских предпринимателей государственная организация Japan External Trade Organisation (JETRO), до сих пор особо не афишировавшая свою деятельность в России. Эта организация по развитию внешней торговли была создана в 1958 году как специализированный инструмент проведения государственной политики внешней торговли. И настолько в этом преуспела, что профицит внешней торговли Японии очень быстро достиг впечатляющих размеров. После этого JETRO переключилась на привлечение иностранцев для работы на японском внутреннем рынке, а с октября 2003 года начала налаживать экономические связи с другими странами для участия в международной экономической кооперации.
JETRO быстро нашла основные «болевые точки» российского автопрома. Там убеждены, что Япония способна обеспечить высокий уровень технологий и ноу-хау именно в производстве автомобильных комплектующих в нашей стране. В этой связи JETRO предложила нашим автопроизводителям сотрудничество в программе производства автомобильных компонентов.
Разговор г-на Охаси с корреспондентом журнала «Грузовик Пресс» был начат с неожиданного заявления.
– В японском языке есть слово «монодзукури». Если буквально перевести, это значит «материальное производство». Но в широком смысле оно означает философию производства, особое состояние гордости и уважения японских промышленников, сумевших поднять так высоко имя Японии. Это уважение к самим себе они переносят и на других, понимая, что это такое – создать промышленное производство, вывести его на рентабельный уровень и обеспечить рост объемов производства. Россия – очень сильная в промышленном отношении страна. Мы очень высоко ценим российских промышленников, инженеров. И потому все наши контакты мы начинаем с уважения! Мы приветствуем ожидаемое в сентябре подписание базового соглашения Японской ассоциации производителей автомобильных компонентов (Japan Auto Parts Industries Association; JAPIA) с Национальной ассоциацией производителей автокомпонентов (НАПАК) России.
• Известно, что автомобилестроение России находится на этапе серьезного роста. С Вашей помощью эта отрасль может получить дополнительный стимул для развития. Почему Вы растите конкурента на мировом рынке?
– Да, мы будем конкурентами, но одновременно и партнерами. Японские и российские производители автомобильных компонентов, безусловно, будут конкурентами, если они начнут соперничать за право поставлять свою продукцию сборочным предприятиям европейских гигантов. Но в моем понимании, будет гораздо больше смысла, если российские и японские производители автокомпонентов будут партнерами. Для успешного бизнеса нам нужны надежные российские партнеры, которые будут поставлять материалы, исходные детали и узлы, разумеется, с обеспечением необходимого качества и стабильности поставок. Это все – хорошее основание для японских инвестиций в повышение каче-ства российской продукции.
• Существуют ли планы участия JETRO в доведении продукции российских автозаводов (КАМАЗ, ЗиЛ, УралАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ и других) до мирового уровня с помощью японских автомобильных фирм?
– Особых планов у JETRO пока нет. Да и не нужно, я так думаю. В Японии автосборочные компании целиком зависят от уровня технологий производителей автокомпонентов. По большому счету все высокие технологии как раз в сфере производства автокомпонентов и располагаются, а не на сборке. JETRO полагает, что это характерно и для России, улучшение качества компонентов неизбежно приведет к повышению технического и потребительского уровня российских автомобилей.
Другое дело, что мы хотели бы внести в производство автомобильных компонентов и в российский автопром свои ключевые принципы работы, в частности, принцип «кайдзен»... Ведь известное всему миру высокое качество японских автомобилей достигается тем, что мы занимаемся подъемом общего уровня производства основных компонентов, повышением их качества и основных технических характеристик независимо от того, где именно наши автомобили изготовлены: в Китае, Малайзии, Польше или Венгрии, в Великобритании или США или еще в каких странах.
Разумеется, это не означает, что мы приходим и всем подряд меняем оборудование, технологии, раздаем направо-налево наши ноу-хау. Право работать с японскими автомобильными компаниями надо заслужить, надо отвечать очень жестким требованиям и постоянно повышать свой уровень. Поэтому не надо считать, что стоит поставить себе качественное оборудование, начать пользоваться дорогими технологиями – и продукция сама собой будет мирового уровня и даже лучше. Это не так. Ко всему этому еще надо и стремление производить продукцию мирового уровня, надо захотеть этого и постоянно «отлавливать» все технические и технологические нюансы.
Поэтому на первом этапе российские производители, может быть, будут немного озадачены: мы не привезем супероборудование, а начнем с того, что будем выяснять, как организована производственная линия, как распределены рабочие, где складировано сырье и так далее. Отладив эти вопросы, даже без покупки нового оборудования можно повысить эффективность производства. И у нас есть очень интересное ноу-хау.
• Япония известна во всем мире электронной продукцией и компьютерами. Не планируете ли вы обучение в Японии или России российских специалистов в области автомобильной электроники по организации производства новейших автомобильных компьютеров и бортовой электроники?
– Интересный вопрос. У японских компаний есть большой опыт в этой сфере, и в последние годы обучение нашим электронным технологиям уже начато в странах Восточной Европы. Надеюсь, что по мере расширения нашего сотрудничества, это начнется и в России. JETRO хотела бы способствовать этому процессу. Это будет хорошо и для российских, и для японских партнеров. Мы планируем прийти в российскую экономику с большими инвестициями, и нам понадобятся надежные российские партнеры, владеющие знаниями о самых последних разработках в наиболее актуальных областях, которые распорядятся этими инвестициями наилучшим образом. Поэтому японские компании, безусловно, будут передавать свои технологии российской стороне.
• Планируется ли участие JETRO в строительстве японских автомобильных заводов на российском Дальнем Востоке?
– Знаете, 90% всех автомобилей в этом регионе – это японский секонд-хэнд. Трудно назвать причины, которые могли бы заставить Японию строить там еще и автомобильные заводы. Поэтому, кстати, первые предприятия и создаются в западной части России. Но, если местные власти сумеют предложить привлекательные условия, то, может быть, будут и там заводы.
Но я бы предложил российским промышленникам сосредоточиться прежде всего на поставке комплектующих для наших автомобилестроителей. Простейший пример – ремень безопасности. Самые важные его части, которые включают высокие технологии, изготовляются в Японии. Остальные части совсем необязательно делать именно там, это только удорожает производство и снижает общую конкурентоспособность продукции. Лучше все изготовлять, например в России. И чем больше российских компаний смогут стабильно и с высоким качеством производить эти и все другие детали для автокомпонентов, тем лучше и для японских компаний, и для российских.
Это, кстати, касается и возможности расширения экспорта продукции российского автопрома на рынки Восточной и Центральной Европы. Если бы появились российские компании, рискнувшие взять на себя все обязательства, которые накладывает европейский рынок, это было бы очень хорошо в целом для развития российского автопрома. Это означало бы, что наши усилия дают плоды, и мы можем смело идти на расширение нашего сотрудничества.
• Как известно, в настоящее время активно обсуждается проект создания высокоскоростного автомобильного коридора «Дальний Восток – Европа» через Россию. Намерен ли JETRO участвовать в реализации этого проекта?
– Это интересный проект, очень выгодный для Японии. Но, к сожалению, пока он существует лишь в виде идей и пожеланий. Как только это все примет зримые очертания в виде конкретных проектов, то, безусловно, мы сумеем привлечь японские компании и к строительству этого коридора, и к его эксплуатации. Мы готовы помогать нашим компаниям в решении вопросов выделения земли, в решении юридических вопросов. Мы готовы помогать и российским компаниям в поиске японских партнеров.
Надо сказать, что интерес японцев к развивающейся российской экономике растет и не только в автомобилестроении. У нас есть ряд проектов в энергетике, в транспорте и связи, в других отраслях. Все только начинается. Оценивая перспективы нашего сотрудничества, надо помнить, что территория, выкупленная под новый завод Toyota, гораздо больше занимаемой запланированными производственными корпусами. Все еще впереди...
Аригато годзаинасита. Саёнара!