Дороги «Единой России»
Почти 50 тыс. населенных пунктов России не имеют прямой связи с магистральными дорогами. Число таких мест неуклонно сокращается, но не потому, что строятся дороги, а потому, что дороги НЕ строят, и населенные пункты перестают быть таковыми...
Однако дороги в России есть. Какие они – автомобилисты знают: где-то лучше, где-то хуже, а где-то и вовсе никакие. А по ним надо ездить, выполнять транспортную работу, которая стоит денег. И немалых. Только топливная составляющая себестоимости автомобильных перевозок достигает 30%. А 10% стоимости топлива содержится в любом продаваемом товаре. Качество дорог напрямую влияет на расход топлива, износ недешевых шин, долговечность техники и др. Увы, и ударяются автомобилисты и их пассажиры, да грузы о дороги действительно больно.
Вот почему в последнее время много говорят о влиянии дорожной сети страны на экономический потенциал России. С этого мы и начали свою беседу с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководителем фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Б.В. Грызловым.
С.П.: В стране разработано и осуществляется несколько национальных проектов. Почему развитие сети автомобильных дорог не входит в их число? Ведь известно, что до 6% ВВП Россия теряет вследствие их несовершенства.
Б.Г.: Появление четырех приоритетных национальных проектов, которые, кстати, Президент назвал прежде всего проектами «Единой России», не означает, что другие сферы не должны эффективно развиваться. Например, задачи обеспечения национальной обороны и безопасности также не включены в нацпроекты, но разве у кого-нибудь есть сомнение в особом значении этих вопросов для России, для ее уверенного суверенного развития, для повышения качества жизни граждан?
Целенаправленная политика на основе проектного подхода в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, ЖКХ – лишь первые шаги по внедрению принципов ориентации на результат, в том числе в бюджетном финансировании. Убежден, что эти принципы должны активно внедряться и по другим важнейшим направлениям, в числе которых, безусловно, и транспортная инфраструктура, российские дороги.
С.П.: Стоимость продуктов нефтепереработки (топливо, битум и др.) практически ни разу в России не снижалась, несмотря на колебания мировой цены на нефть. Более того, их стоимость в нефтедобывающем государстве стремится к мировым величинам. Способны ли депутаты, Правительство России, партии и движения вмешаться в этот процесс с целью регулирования цен в стране?
Б.Г.: Конечно, рост цены на нефть в мире сказывается и на нашем внутреннем рынке, поскольку наша экономика сегодня не замкнута и не закрыта – мы активно участвуем в международной торговле, вступаем в ВТО. Но все-таки цены на продукты нефтепереработки внутри России значительно ниже, чем во многих странах. Так и должно быть.
Что касается роста цен, роста тарифов, то он в любом случае должен быть обоснованным, опираться на экономическую необходимость, а не на желание предпринимателя или чиновника получить дополнительную выгоду за счет граждан. Именно поэтому в программном заявлении «Единой России», принятом на съезде в Екатеринбурге в декабре 2006 года, есть пункт об ограничении тарифов естественных монополий и цен на энергоносители внутри страны, об уголовной ответственности за их незаконное повышение.
С.П.: В бюджете на 2007 год после вмешательства партии «Единая Россия» объем предполагаемого финансирования дорожного хозяйства был значительно увеличен. Будет ли и в дальнейшем ваша партия настаивать на увеличении таких расходов?
Б.Г.: Будет, и мы уже сейчас, когда проект федерального бюджета на 2008–2010 годы только готовится в Правительстве, ставим перед его разработчиками ряд конкретных условий. Для определения наших приоритетов в первом трехлетнем бюджете страны «Единая Россия» сформировала рабочую группу по бюджету, мы провели заседание Бюро Высшего Совета партии. И могу сказать, что в числе наших приоритетов дорожное строительство занимает важное место. В прошлом году мы настояли на целевом выделении городам-миллионникам по миллиарду рублей на дороги. Считаю, что эту практику нужно продолжить, и мы инициируем выделение в следующем бюджете по полмиллиарда рублей городам с численностью населения от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Обсуждаются и другие предложения, например, связанные с сохранением в обновленном Бюджетном кодексе возможности для регионов формировать целевые бюджетные дорожные фонды.
С.П.: Специалисты, которые настаивают на серьезном финансировании дорожной отрасли, частенько натыкаются на негативный ответ, мол, в результате мы получим скачок инфляции. Хотелось бы узнать о Вашем видении этой проблемы.
Б.Г.: Убежден, что финансирование дорог в России должно увеличиваться. Не только в рамках федерального бюджета, но и за
счет средств регионов, за счет внедрения механизмов софинансирования, государственно-частного партнерства.
При этом нужно понимать, что снижение инфляции – одна из важнейших задач, которую мы обязаны решить для обеспечения устойчивого и качественного экономического роста. И, конечно, инфляционные риски присутствуют при увеличении денежной массы в обороте. Однако практика показывает, что при нормальном планировании расходов, при целевом финансировании, в том числе и инфраструктуры, такие риски минимизируются.
По итогам 2006 года инфляция составила 9%, а ведь это был первый год финансирования приоритетных национальных проектов. Объем федерального бюджета прошлого года по инициативе «Единой России» был значительно увеличен еще в режиме «нулевого чтения» летом 2005 года. Тогда наши предложения о повышении расходов тоже встречали возражения в связи с возможными инфляционными последствиями, но, как мы видим сегодня, эти опасения не оправдались. Инфляция снизилась, и правительственный прогноз ее уровня не был превышен.
С.П.: На съезде партии «Единая Россия» в Екатеринбурге развитие сети автомобильных дорог было определено как партийная задача на ближайшие годы. Что стоит за этими словами?
Б.Г.: За этими словами стоят реальные дела. Если «Единая Россия» заявляет о приоритетном значении какой-либо сферы (в данном случае это развитие сети автомобильных дорог), это означает, что все свои возможности в Государственной Думе, в региональных органах власти наша партия направит на динамичное развитие этого направления, на решение наиболее острых и актуальных проблем. «Единая Россия» заявила о разработке партийных проектов «Безопасные дороги» и «Транспортный коридор», поскольку мы считаем, что российские расстояния должны быть не сдерживающим фактором, а дополнительным преимуществом национальной экономики. А для этого нужно, чтобы наша транспортная инфраструктура по всем характеристикам безопасности, комфортности, современности в полной мере соответствовала самым высоким мировым стандартам. Развитие сети автомобильных дорог не должно восприниматься как задача второго плана.