Опубликовано: ГП 04-2008

Огонь, батарея!
Санкт-Петербургский Ар­тил­ле­рийский музей

Максим Шелепенков, фото автора

Для себя я давно причислил Артиллерийский музей к одной из главных достопримечательностей Петербурга и никогда не упускаю возможности вновь и вновь побродить по его залам и огромной открытой площадке. Часто это затягивается на целый день. А как же иначе, ведь Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге считают старейшим и крупнейшим музеем такого рода в мире (!).

Он был основан еще Петром I в 1703 году в Москве как Цейхгауз – место хранения «достопамятных и курьёзных» артиллерийских орудий. Согласно специальному указу в Цейхгауз поставлялись наиболее интересные экземпляры артиллерийских орудий, а позже и других видов вооружения, униформа, знамёна со всей Российской империи.
В 1730 году собранное перевезли в Санкт-Петербург и долгое время хранили в бастионах Петропавловской крепости. Только в 1868 году, когда за Петропавловской крепостью был построен Кронверкский арсенал, прежде всего как склад амуниции, для военной коллекции отвели часть помещений. С этого момента началось организованное существование Государственного артиллерийского исторического музея. Свое нынешнее развернутое название музей получил в 1965 году, после объединения артиллерийской экспозиции с музеями инженерных войск и войск связи.
Сегодня в музее хранится более чем 850 тыс. экспонатов: богатейшие коллекции оружия России, начиная от древнеславянских мечей и пищалей и заканчивая самоходными артиллерийскими и пусковыми ракетными установками, коллеции военной униформы с 14 века до наших дней, награды, образцы скульптуры и батальной живописи, макеты крепостей, документы. Наибольший интерес у посетителей вызывает личное оружие знаменитых людей, в том числе и Наполеона Бонапарта, уникальные экспериментальные орудия Нартова, Шувалова и постоянно действующая экспозиция «Калашников – человек, оружие, легенда». Но нас традиционно интересуют автомобили и близкая к ним техника.

Адрес музея: Санкт-Петербург, Александровский парк, 7.
Ближайшая станция метро: «Горьковская».
Музей работает с 1100 до 1800. Касса закрывается на час раньше.
Выходные дни: понедельник, вторник и последний четверг каждого месяца.


Боевая машина 9А52-4 реактивной системы залпового огня «Смерч» принят на вооружение в 1987 году и до сих пор он не имеет аналогов в мире. По оценкам многих специалистов считается лучшей системой реактивной артиллерии в мире. Для «Смерча» выбрано хорошо проверенное временем шасси МАЗ-543М
Пусковая установка 9П129 оперативно-тактического ракетного комплекса «Точка» (9К79) на плавающем шасси БАЗ-5921. Разработка комплекса началась в 1968-м, а производство в 1974 г. Плавающее шасси БАЗ-5921 отличается повышенной мореходностью (ходят по волне до 2 балов). Независимая торсионная подвеска всех колес обеспечивает машине высокую проходимость, а управляемые передний и задний мост – высокую маневренность
Зенитный ракетный комплекс 9К31 «Стрела-1». В его состав входят боевая машина 9П31 на базе БРДМ-2 (ГАЗ-41) и зенитные управляемые ракеты 9М31 в контейнерах. Комплекс разрабатывался в 1962–1967 гг. и принят на вооружение в 1968 году. Установка на шасси ракетных комплексов влекла за собой демонтаж опускаемых катков. Это вызвано сохранением массы машины
О БАЗ-6944 мы уже вспоминали, когда описывали Рязанский автомобильный музей, но там представлено лишь шасси этой машины, в то время как в Питере стоит комплектная пусковая установка (9П71) оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока» (9К714). Напомним, что комплекс был принят на вооружение в 1983 г, а уже в 1989 почти все пусковые установки были уничтожены по Договору между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД)
Пусковая установка 2П113 оперативно-тактического ракетного комплекса «Луна-М» (9К52) на шасси БАЗ-135ЛМ. Разработка этой пусковой установки началась в 1961 г. специально под модернизированную неуправляемую одноступенчатую твердотопливную ракету «Луна-М» (9М21), а ее серийное производство началось в 1964 г. Машины имели по два бензиновых 180-сильных двигателя, которые передавали крутящий момент на колеса каждый своего борта
Пусковая установка 9П117 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус». Изначально пусковые установки комплекса были на гусеничном ходу (ИСУ-152К), но с появлением шасси МАЗ-543 многие установки были переставлены на колесное шасси. На Западе это комплекс хорошо известен как SS-1с Scud B, так как он широко поставлялся на экспорт, в страны Варшавского договора, Иран и Ирак. В настоящее время считается морально устаревшим и громоздким, но надежным и до сих пор стоит на вооружении многих стран
Зенитно-ракетный комплекс «Оса» (9К33) на шасси БАЗ-5937. Его разработка началась в 1960 г., а уникальность работы в том, что впервые ставилась задача разместить на одном плавающем шасси весь комплекс ЗРК, включая радиолокационные станции и пусковую установку с ракетами, средств связи, навигации и топопривязки. Разработку плавающего корпусного колесного шасси 937 (позднее БАЗ-5937 или «Основа») для ЗРК поручили Брянскому автомобильному заводу. На вооружении Советской и Российской Армии комплекс стоит с 1971 г.
Боевая машина 9П140 220-мм реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган» на шасси БАЗ-135ЛМ. Принята на вооружение в 1975 г. Дальность стрельбы 8,5–34 км, а площадь поражения залпом (16 снарядов за 20 с) – 42,6 га
Боевая машина 2П27 с тремя ракетами 3М6 противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель». Машина создана на шасси ГАЗ-40П (БРДМ), которое само по себе получилось не очень удачным и не удовлетворяло военных как боевая разведовательная машина, поэтому шасси быстро нашли применение. Оно стало носителем различных комплексов управляемых противотанковых ракет, в том числе и представленного «Шмеля». Комплекс принят на вооружение в 1960 г. для сухопутных войск и находился в производстве с 1961 по 1966 год
Пусковая установка 2П26 на базе ГАЗ-69 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель». В отличие от модели 2К16 на базе БРДМ, комплекс на базе ГАЗ-69 был принят на вооружение ВДВ
Носовой понтон легкого понтонного парка ЛПП. Парк разработан в 1949–1952 гг. и предназначен для устройства мостовых и паромных переправ грузоподъемностью до 40 т. В парк входят 24 носовых и 12 средних понтонов. Перевозка всего парка осуществлялась на 40 автомобилях ГАЗ-63 (из них 36 понтонных) и двух автомобилях ЗИС-151, предназначенных для буксировки катеров. Представленный в музее понтонный ГАЗ-63 относится к ранним машинам с комбинированной дерево-металлической кабиной выпуска не позднее 1953 г.
Пусковая установка 2П5 с шестью ракетами 3Р7 тактического ракетного комплекса 2К5 «Коршун» на шасси КрАЗ-214. Комплекс принят на вооружение в 1957 г. и изготовлен небольшой партией. Изначально базой для него являлся автомобиль ЯАЗ-214, но позже часть установок была смонтирована на самых первых автомобилях КрАЗ-214. В музее находится именно такой автомобиль на раннем шасси КрАЗ-214
В отличие от многочисленных «подделок», установленных по всей стране в виде памятников и в экспозициях различных музеев, в Санкт-Петербурге находится сразу две оригинальных установки БМ-13 по имени «Катюша» на шасси ЗИС-6. Более того, машины содержатся в таком состоянии, которое без преувеличения можно назвать музейным! Обратите внимание на правильный для ЗИС-6 увеличенный радиатор охлаждения, соответствующие эпохе ВОВ диски колес с покрышками и фары автомобиля довоенного образца
Пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 ракетного комплекса 9К76 «Темп-С» принята на вооружение в 1968 г. «Темп» стал первым ракетным комплексом, чья пусковая установка монтировалась на колесном шасси и именно под него разарабатывалось шасси МАЗ-543, которое стало этапным в судьбе СКБ-1 МАЗа, основой, на которой в дальнейшем проектировались еще более оригинальные шасси. Сам комплекс «Темп-С» был полностью ликвидирован по договору между СССР и США от 8 декабря 1987 г.
Знаменитый броневик «Остин» под именем «Враг капитала». Советская пропаганда утверждала, что с башни именно этого броневика В.И. Ленин произнес историческую речь у финляндского вокзала в 1917 г. Современные историки опровергают эту версию, так как установили, что этот экземпляр бронеавтомобиля изготовлен в 1919 г. Но он не менее ценен для истории. В настоящее время это единственный сохранившийся бронированный «Остин» в первозданном виде
Транспортно-заряжающая машина 9Т452 на том же шасси, предназначена для транспортирования снарядов реактивной системы залпового огня «Ураган» и для заряжания и разряжания боевой машины 9П140. Машина перевозит на своей платформе 16 реактивных снарядов 9М27. Одновременно в одной музейной экспозиции редко демонстрируются боевая машина и транпортно-заряжающая, обычно ограничиваются лишь первой
Средний понтон из того же легкого понтонного парка ЛПП, переставленный на более современное шасси ЗИС-157КД выпуска 80-х годов
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен