Опубликовано: ГП 11-2015

Давайте меняться!
Volvo Exchange Program – обмен сломанных узлов и агрегатов на восстановленные

Даниил Минаев, фото автора

Восстановление и вторичное использование автомобильных деталей – тема сегодня немного забытая и чаще всплывает в публикациях исторической направленности. Но в этот раз изучаем опыт компании Volvo Trucks, недавно запустившей в России фирменную программу обмена вышедших из строя узлов и агрегатов на восстановленные на заводе-изготовителе.

Какие цели преследуют специалисты Volvo Trucks, какие выгоды сулят перевозчикам в рамках новой программы и какие рифы и мели на этом пути поджидают эксплуатантов и специалистов сервиса. Пробуем разобраться.

В чём выгода

Действуя в рамках Volvo Exchange Program любой клиент автосервиса Volvo Trucks может сдать вышедший из строя узел и получить точно такой же восстановленный с 30 %-ной скидкой и полной заводской гарантией. Естественно, что к принимаемым в обмен деталям предъявляется ряд требований, да и не возьмутся конечно же восстанавливать каждую мелочь или одноразовый компонент. Наиболее типичными образцами обмена являются такие приборы, как стартёры и генераторы, корзины и диски сцепления, насос-форсунки, компрессорные агрегаты двигателя, элементы тормозной системы, реже в сборе двигатели и КП. Здесь и начинаются первые сложности для перевозчика, клиента, эксплуатанта. Предложение, безусловно, выгодное и заманчивое, поэтому даже находясь на приличном отдалении от фирменной СТО, многие попытаются привести детали на обмен, но в ряде случаев могут получить отказ в приёме старых компонентов. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся с тем, что понимают под терминологией восстановления узлов и агрегатов.

Наличие и сохранность маркировки для идентификации детали являются важнейшими условиями участия в программе

Восстановление или ремонт, переборка, а может быть, реставрация?

Как определяют специалисты Volvo Trucks, восстановление – это совокупность производственных процессов, в результате которых детали с истекшим сроком службы или вышедшие из строя доводятся до первоначального состояния, т. е. технические характеристики восстановленных запчастей не уступают показателям новой аналогичной продукции. А текущий ремонт узлов и агрегатов производится, как правило, силами самого автопредприятия или специализированной мастерской. В условиях АТП или СТО экономически не оправдано использование сложного технологического и диагностического оборудования для эпизодического, а не поточного восстановления, именно поэтому разница между отремонтированными и восстановленными в заводских условиях деталями значительна, в первую очередь, в оставшемся ресурсе запасной части, ведь в случае восстановления он (ресурс) вновь составит 100 %, что невозможно при ремонте. Согласно процедуре Volvo Exchange Program, после ряда логистических операций бывшие в употреблении детали отправляются к «родным» производителям: блок цилиндров, к примеру, на завод двигателей Volvo в город Шовд, электрооборудованием займётся Bosch, сцеплениями и тормозами – Valeo, турбокомпрессоры отправятся на заводы компании Holset. Наличие готовых к вторичному использованию элементов и позволит производителям сэкономить на изготовлении, что в дальнейшем даст возможность предоставить неплохую скидку – 30 %.

При восстановлении корпус и шкив генератора (левого) подвергался очистке с применением абразива, практически это единственное визуальное отличие от нового При восстановлении корпус и шкив генератора (левого) подвергался очистке с применением абразива, практически это единственное визуальное отличие от нового При восстановлении корпус и шкив генератора (левого) подвергался очистке с применением абразива, практически это единственное визуальное отличие от нового

Овчинка и выделка

Отсюда и вытекает ряд требований компании при приёмке подлежащих восстановлению, а не ремонту деталей. Основной критерий – выход из строя узла, детали, прибора не связан с разрушением базового компонента. В первую очередь, ограничения наступают при утрате товарного вида запчасти и механическом повреждении корпусного элемента: снятый с машины при помощи кувалды компрессор уже никогда не будет выглядеть как новый! Другой не менее важный вопрос – маркировка и идентификация запасной части. Альтернативные компоненты могут быть изготовлены иначе, чем оригинальные, и тогда к ним невозможно применить отлаженную технологию массового восстановления. Однако для клиента наряду с неудобствами, связанными с отсутствием возможности однозначно определить, примут ли у него на обмен деталь, есть важное преимущество. Это ликвидация простоя транспорта в ожидании ремонта – одна из самых неприятных форм убытков в сфере регулярной эксплуатации. Процесс реставрации запчастей после факта обмена становится задачей исключительно компании Volvo, так как восстановленную деталь клиент получает непосредственно при сдаче старой, т. е. сразу же.

На новом нажимном диске (справа) рабочая поверхность имеет следы фрезерования при изготовлении, восстановленный диск (слева) аккуратно проточен резцом, поэтому он имеет другую структуру, но на срок службы это не повлияет На новом нажимном диске (справа) рабочая поверхность имеет следы фрезерования при изготовлении, восстановленный диск (слева) аккуратно проточен резцом, поэтому он имеет другую структуру, но на срок службы это не повлияет На новом нажимном диске (справа) рабочая поверхность имеет следы фрезерования при изготовлении, восстановленный диск (слева) аккуратно проточен резцом, поэтому он имеет другую структуру, но на срок службы это не повлияет

Секретное оружие Volvo

Анализируя преимущества и недостатки программы, приоткрою некую завесу тайны, зачем это надо знаменитой шведской марке, в Европе Volvo Exchange Program работает с начала ХХI в., а в России только набирает обороты. Этот вопрос пришёл мне в голову, когда я осматривал Core Hub в Зеленограде. Так называется техцентр и склад Volvo, куда детали попадают от дилеров, проверяются, сортируются и отправляются заводам-изготовителям. Там я увидел довольно много выбракованных компонентов, ошибочно принятых дилерами, которые не удастся восстановить и придётся утилизировать. Как оказалось, вывод из обращения таких компонентов тоже является одной из задач программы, ведь эти детали – отличная базовая основа для кустарного ремонта и изготовления подделок. Установив такой «левый» узел по невнимательности, неаккуратности, из-за отсутствия опыта или желания сэкономить, перевозчик неминуемо в определённый момент столкнётся с преждевременным отказом, который может иметь негативные последствия и для эксплуатанта, и для репутации компании Volvo Trucks.

Этот стартёр можно было бы восстановить, но придётся утилизировать из-за утраты товарного вида в связи с механическим воздействием (следы ударов на корпусе) Этот стартёр можно было бы восстановить, но придётся утилизировать из-за утраты товарного вида в связи с механическим воздействием (следы ударов на корпусе)

Когда таможня даёт добро

Теперь ещё об одной административной проблеме, связанной с оборотом восстановленных запчастей. Для того чтобы вывезти из России изношенную головку блока цилиндров, несколько лет назад необходимо было подготовить пакет документов для таможни, как здесь шутят, близкий к весу этой ГБЦ. Аналогичные проблемы существовали и при ввозе восстановленных деталей. Сейчас эта процедура упростилась, вырос обменный фонд, потоки запчастей стали больше, появился необходимый опыт в подготовке документации.

Volvo Exchange Program в некоторых цифрах

В 2014 г. российским сервисным станциям было отгружено 1552 восстановленные детали по 168 наименованиям. Самые популярные группы: комплекты сцепления – 417, насосы системы охлаждения – 210, насос-форсунки – 204, диски сцепления – 144, цилиндры сцепления – 80.

Подведём итоги

Поскольку инструмент обеспечения запчастями по имени Volvo Exchange Program действует интернационально, при всех проблемах и сложностях в конечном итоге он выгоден производителю, хотя, очевидно, не фонтанирует баснословными прибылями. Тут речь скорее об имидже марки, которому сопутствуют такие важные показатели, как стоимость владения и удобный качественный сервис с гибким индивидуальным подходом. Клиенту, особенно обитающему вдали от официальной СТО, живётся сложнее. У него есть выбор: воспользоваться альтернативой или всё же участвовать в Volvo Exchange Program. Основным препятствием для участия, повторюсь, являются сомнения в дальнейшей пригодности для обмена изношенных деталей. Вот здесь всплывает очень интересный момент. Ни на дилерских сервисах, ни в Core Hub я не увидел сложного и дорогого оборудования, которое используют при отбраковке этих запчастей при принятии решения об обмене. Специалисты пользуются довольно простой и наглядной методикой, и всё. Выходит, что тогда и на местах вполне возможно обучить человека этим приёмам контроля, чтобы при визите в сервис Volvo Trucks не выстрелить вхолостую. Ещё этому инженерно-техническому работнику придётся присмотреть за буйноголовым автослесарем, чтобы не слишком размахивал кувалдой при демонтаже, а предпочёл съёмники, кондукторы и оправки. Вот тогда можно меняться!

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен