<<< Назад

Построивший США
110-летний юбилей Mack Trucks

Алексей Стариков, фото из архива автора

В этом году свой 110-летний юбилей отмечает одна из старейших и авторитетных грузовых фирм США – знаменитая Mack Trucks. У себя дома она прочно ассоциируется со строительным сектором, поскольку всё время именно эти машины были основными в программе.

Строго говоря, компании «Маск» исполняется не 110, а все 115 лет. Однако, поскольку и называлась она тогда ещё Manhattan, и первой выпущенной машиной стал не грузовик, а туристский автобус, то её историю принято отсчитывать с 1905 года, когда основатели, братья Мэки (всего их было пятеро, и приходили в компанию они постепенно) начали производить грузовики. Одними из первых стали две машины с 50-сильным двигателем и собственной коробкой передач с шестернями постоянного зацепления, разработанной одним из братьев, Гусом Мэком. В том же году другой из братьев, Август, изобрёл оригинальный пружинный стартёр для запуска двигателей.

Ранняя версия «Бульдога» АС на литых шинах выпуска 1922 г.

Развитию молодой фирмы способствовали несколько обстоятельств. Во-первых, создание холдинга International Motor Company (не путать с другим знаменитым грузовым производителем США, International Harvester Company), куда входили также американский филиал швейцарского Saurer и грузовая фирма Hewitt, известная своими конструкторами. Именно они создали первые несколько моделей, принесших знаменитость марке. Вторым фактором стал упор на высокое качество машин, не утраченное и по сей день. Не случайно знаменитый слоган фирмы «Built like a Mack» («Сделан, как «Мэк») стал в Штатах известной пословицей. А в-третьих, большинство узлов, включая двигатели, коробки передач и мосты, фирма стала производить (а значит, и контролировать их качество) самостоятельно, в отличие от многих конкурентов.

Пикап «Маск Юниор» – лицензионная копия Reo Speed

Первые модели грузовиков делились на две группы: 1,5-тонная «младшая» (Junior) и 4–7-тонная старшая (Senior). Помимо грузовиков, «Маск» продолжал выпуск автобусов, а с 1909 года начал сборку комплектных пожарных машин. Кроме того, до 1930 года в небольшом количестве производились и локомотивы.

Самой известной среди ранних серий стала АС, появившаяся в 1915 году. Модель грузоподъёмностью 3,5–7,5 т была революционной по тем временам: штампованная рама, чугунные поршни, ряд деталей из алюминия, электрический стартёр и фары. При этом использовались цепной привод колёс, литые шины и спартанская кабина без боковых стёкол. Рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель собственного производства развивал 75 л.с. Эта же машина стала первой военной моделью марки – в 1918 году британское правительство заказало 150 таких машин, а всего в армии Англии и США было поставлено около 6000 штук. От британских солдат машина с широко расставленными колёсами и характерным передком получила кличку «бульдог», которая стала официальной эмблемой фирмы, и до сих пор красуется в виде номерной фигурки на капотах. Именно с тех пор «Мэк» и отличается «долголетием» своих моделей. Первого «Бульдога» (серий АС, АК, АР) выпускали с изменениями до 1938 года, всего более 40 000 штук.

Типичный самосвал 1930-х годов, «Маск» FJ, сохранял родовые признаки: собственный двигатель, мощную раму и цепной привод

К середине третьей декады прошлого века «Маск» находился в первой «пятёрке» грузовых производителей США, на равных конкурируя с такими гигантами, как GMC и Ford. В 1933 году в программе появился первый бескапотный грузовик, в 1936 – первое в Америке специальное «пожарное» шасси с закрытой кабиной, а в 1938 году «Маск» стал первым грузовым производителем США, начавшим выпуск собственных тяжёлых дизельных двигателей.

Одновременно компания использовала и сторонние наработки. Немалая заслуга в передовых решениях ранних лет обусловливалась сотрудничеством со швейцарцами из «Заурера», входившими в элиту грузового автомобилестроения. А младшая серия пикапов Mack Junior образца 1936 года была просто куплена у известного тогда производителя Reo, получив только новый бейдж.

Несколько тысяч тяжёлых тягачей NО использовали союзники во Второй мировой войне Выпущенный в середине 1950-х годов «Маск» L с местной кабиной работал в Иране ещё спустя полвека

Как и прочие фирмы, во время Второй мировой «Маск» приостановил выпуск гражданских моделей, перейдя на военную продукцию. В первую очередь к ней относились тяжёлые трёхосные 6- и 7,5-тонные модели NM и NR (6х4) и NO (6х6). Всего за годы войны в армии США и союзников было поставлено около 27 000 машин всех типов. И хотя большинство попало в армии стран-союзников, небольшое их количество оказалось в Красной Армии. Это было первым нашим знакомством с продукцией компании. Примечательно, что с ремонта машин Mack NR начинал свою деятельность будущий Минский автозавод в конце 1944 года.

Рабочий «бестселлер» 1950-х, «Маск» B

После войны фирма вернулась к производству прежних моделей. В то время собственным агрегатам «Маск» начал присваивать имена собственные. Так, нижнеклапанные двигатели назывались Magnadyne, верхнеклапанные – Thermodyne, а применявшиеся до конца 1940-х годов цепные приводы – Planidrive.

Машины английского филиала «Маск» отличались не только собственными кабинами, но даже эмблемой

Следующая эпоха для «Мэка» началась в 1953 году, когда появилась совершенно новая модель В. Это была классическая капотная машина с округлыми формами, выпускавшаяся в десятках модификаций, от самой лёгкой бензиновой В20 (полной массой 9500 кг, 4х2) до тяжёлой турбодизельной В80 (27 000 кг, 6х6). На них широко применялись собственные двигатели, 15-скоростные коробки передач Triplex и 20-скоростные Quadraplex. За последующие 13 лет было собрано более 125 000 машин этой модели.

Менее заметным событием стало появление серии бескапотных моделей Н с теми же агрегатами. Однако эти машины заложили основу для появления более известных автомобилей десятилетием позже.

Другой вехой было приобретение в 1956 году у разорившейся фирмы Ahrens-Fox (одного из лидеров США в пожарном деле) прав и оснастки на новейшую бескапотную разработку, ставшую серией С, затем развившуюся в CF и заметно выдвинувшую эту продукцию фирмы на первые места. Этому же способствовала и покупка другого известного пожарного производителя, компании C.D. Beck.

Тягачи семейства Н получили прозвище «Cherrypicker» (сборщик вишен) за высокие кабины

Помимо грузовиков, «Маск» продолжал успешно разрабатывать и производить автобусы, как городские, так и туристские. Расцвет пришёлся как раз на 50-е годы прошлого века. А городские машины С50 с каркасно-панельным кузовом оказались столь удачными, что были не только заказаны Нью-Йорком, но и стали производиться по лицензии под названием Metropol в Швеции фирмой Scania-Vabis.

В те же годы начинает активно развиваться и экспортная программа – помимо соседней Латинской Америки, ставшие известными за годы войны машины активно покупают союзники за океаном. В Англии, Франции и Голландии даже начинается сборка «Мэков» местными фирмами, правда, в незначительном количестве.

Долгое время автобусы были важной составляющей фирмы

В 1965 году «Маск» представил свою самую известную эпохальную модель R. Развившись в обширнейшее семейство (модели R, RL, RS, U, RM, RB, RW, RD, DM, DMM), эти машины с характерным стеклопластиковым капотом продержались в производстве 40 лет (!), до 2005 года. Специально для новинки был разработан собственный дизель постоянной мощности Maxidyne (206–237 л.с. при 1200–2100 об/мин). В паре с ним появилась новая 5-ступенчатая коробка передач Maxitorque. Начиная с тех пор, если грузовик «Маск» комплектовали собственными агрегатами, фигурка бульдога была золотого цвета, иначе – серебряной.

Принадлежащая «Мэку» фирма Brockway собирала аналогичные машины. Двухосный тягач 457 соответствовал тягачу Mack FL600
Первое бескапотное пожарное шасси С95 – разработка фирмы Ahrens-Fox

В том же году «Маск» представил на своих развозных 2-осных тягачах серии U необычное техническое решение – ассиметрично расположенную кабину. Сдвинутая по продольной оси на 28 см влево кабина позволяла водителю лучше маневрировать в тесных условиях. Это решение затем много лет использовалось и на строительных машинах серий DM. Кроме того, машины строительных серий DM (и RD) различались между собой длиной и формой капотов, а также материалом – пластиком или сталью.

Знаменитая «ассиметричная» установка кабины – визитная карточка строительных серий DM
Строительный тягач с металлическим капотом сборки голландской фирмы FTF
Магистральный тягач Superliner отличался огромной плоской радиаторной решёткой
В программе были и внедорожные модели, как эти балластные тягачи М

Именно с производства серии R начал филиал «Мака» в Австралии, их собирали в Канаде, Израиле, Индии, Иране, Пакистане и Мексике. И хотя в программе фирмы всегда присутствовали седельные тягачи для дальних перевозок, пожарные и другие автомобили, именно «работяги» R-серии пользовались наибольшим спросом.

В 1966 году стартовала облегчённая версия RL для западных штатов. Имея больше алюминия в конструкции, внешне она выделялась решёткой радиатора увеличенной площади для лучшего охлаждения, а также длинной базой. Именно эта машина с утёнком на капоте стала широко известной, снявшись в знаменитом фильме «Конвой». Через десять лет появился магистральный тягач «Маск» RW Ultraliner с огромной плоской решёткой радиатора, разными дизелями мощностью 175–550 л.с. и собственной полуавтоматической 6-ступенчатой коробкой передач. Примечательно, что разрабатывала его компания Brockway, принадлежавшая «Мэку» с 1956 года. Впрочем, большой популярностью он не пользовался (исключение составляла Австралия). Гораздо чаще встречалась на дорогах (а производится и по сей день) появившаяся в 1978 году бескапотная модель МС/ MR. Первая модификация применялась в качестве городской, а также базы для последней собственной пожарной серии, вторая специально разрабатывалась для строительных работ и как мусоровоз.

Единственная серийная военная модель RM (6x6) 1980-х состояла на вооружении Австралии и Новой Зеландии

В 1969 году компания покупает известного канадского производителя внедорожных грузовиков, фирму Hayes. Благодаря этому в программе появились тяжёлые лесовозы и тягачи.

Между тем, в кризис 1970-х ситуация ухудшалась – «Маск» почти полностью ушёл с автобусного рынка и магистральных перевозок, сосредоточившись на совершенствовании строительных серий. Кроме того, в эти годы «Маск» развивает направление угле- и рудовозов как дорожных (серии DM- и RD800), так и карьерных (серия М). Тем временем в 1979 году французский государственный концерн Renault выкупил 10% акций фирмы, став полноценным хозяином «Мэка» к 1990 году. Первым результатом сотрудничества стало появление на американском рынке среднетоннажника «Маск» MS – обычного Renault Midliner с другим бейджем. Несколько лет спустя специально для консервативного местного рынка появляется его капотный близнец CS, который тем не менее собирают на французском заводе.

Развозной «Маск» MS – брат-близнец Renault Midliner
Его капотная версия производилась и во Франции

В 80-е годы прошлого века ситуация продолжала ухудшаться. Даже новейший бескапотник Ultraliner (MH), заменивший в 1982 году старую серию F, положения не спасает. Лишь к концу десятилетия, благодаря финансовой помощи нового хозяина, «Маск» выводит на рынок совершенно новое семейство СН/ CL. Выделяясь аэродинамичными современными формами, машины получают и новое поколение двигателей серии E-Tech с электронным управлением (280–510 л.с.). Учитывая полувековой опыт двигателестроения, инженерам «Мэка» удается создать настолько передовой продукт, что его использует головная компания на своих флагманах Renault Magnum, и на самых мощных версиях лесовозов финской марки Sisu, также принадлежащей французам.

Бескапотные шасси «Маск» MR выпускают до сих пор
У бескапотного Ultraliner была собственная, непохожая на конкурентов внешность

Благодаря новым моделям, дела фирмы стали поправляться. Правда, не во всех сегментах. Так, с 1990 года фирма прекратила производство пожарных машин и навсегда ушла с автобусного рынка. Из новых моделей появилась только утилитарная модель LE с низкорасположенной кабиной, разработанная на базе MR. Зато накануне нового тысячелетия «Маск» представил совершенно новую модель магистрального тягача СХ Vision, быстро ставшую популярной у перевозчиков. Двух- и 3-осные машины полной массой 16–24 т оснащали 12-литровыми дизелями мощностью 305–470 л.с. с турбонаддувом и электронным управлением.

Тягач Mack CH существует до сих пор в виде модели Pinnacle RawRide
Обновлённая версия низкокабинной модели LE теперь называется ProTerra
На базе новой модели в Австралии разработали собственное семейство Metroliner

Новый хозяин тем временем предпринял попытки продвижения своих продуктов под местным брендом. Так, в 2001 году в США начали предлагать развозной грузовик Mack Freedom (перелицованный Renault Midlum). Однако популярностью он не пользовался, и через два года его сняли с продаж, а «Маск» ушел с рынка среднетоннажных автомобилей.

Через два года после старта модели Freedom «Маск» ушёл с рынка среднетоннажников
Новейшая серия тягачей Vision стартовала в 1999 г.

В те же годы специально для австралийского рынка предложили новые бескапотные модели Mack Quantum и Magnum. Это были Renault Premium и Magnum соответственно, но с иными агрегатами – двигателями «Маск» или Cummins, американскими коробками передач и мостами. Местный рынок новинки не оценил, и через несколько лет их перестали предлагать потребителям.

В 2005 году произошло важное для американского рынка событие – «Маск» обновил свою строительную гамму. После 40 лет производства последняя модель старого семейства, RD, была снята с конвейера, её заменила новая серия Granite.

Австралийский Quantum, помесь французского Renault Premium с американскими компонентами, большим успехом не пользовался
Невиданная нигде больше модель Mack Trident разработана и выпускается в Австралии только для внутреннего рынка
Последнюю серию строительной гаммы RD выпускали до 2005 г.
Её сменила новая модель – Granite

В результате «Маск» реорганизует всю программу, состоящую теперь из четырёх семейств. Строительная гамма классических машин состоит из нескольких моделей группы Granite. В магистральное семейство Pinnacle входят модели со смещённым вперёд мостом (бывшие СН) и назад (Vision). Бескапотное семейство Terra-Pro образуют бывшие модели MR и LE. Наконец, самые тяжёлые тягачи Titan – новые, разработаны австралийским филиалом. На всех семействах, помимо сторонних, используются три собственных дизеля: 11-литровый MP7, 13-литровый MP8 и 16-литровый MP10 мощностью 325–605 л.с.

А самый мощный в гамме Titan позднее попал и на рынок Северной Америки
Комментировать ... >>
Loading...