Выставка MiningWorld Russia 2020
С огромным трудом, переехав из весны в осень, в этом сложном для всех нас году с замиранием сердца всё же распахнула свои двери 24-я Международная выставка оборудования и технологий для добычи и обогащения полезных ископаемых MiningWorld Russia.
Автомобили неординарных спецификаций – наша главная цель на этой выставке. Их обычно немного, в разные годы экспозиция насчитывала от трёх до пяти автотранспортных шоу-стопперов. В 2020 году традиции не подкачали – 4 «живых» автомобиля в натуральную величину и очень интересная экспозиция промышленных двигателей на двух стендах. Словом, есть о чём рассказать, чем поделиться.
«Самсон» или «Атлант» на камазовских плечах?
Об этом уникальном пятиосном самосвале с широкими возможностями эксплуатации не только на технологических дорогах и в закрытых карьерах, на иных добывающих площадях и территориях, но и на дорогах общего пользования мы недавно подробно рассказывали. В центре экспозиции горной выставки 2020 года он занимал почётное место, но уже под новым именем «Атлант».
Согласно официозу, КАМАЗ-658055К – первый представитель нового семейства автомобилей в линейке карьерных самосвалов. Семейство будет состоять из самосвалов с колёсной формулой 6х4, 6х6, 8х4, 8х6, 8х8 и 10х6 грузоподъёмностью от 40 до 75 тонн. 60-тонный автомобиль предназначен для транспортировки скальной и горной породы в средних и малых карьерах в районах с умеренным и холодным климатом. КАМАЗ-658055К проектировали под увеличенные до 12 т допустимые нагрузки на рулевые оси и ведущие мосты с нагрузкой до 21 т. Многослойные шины Michelin X Works типоразмера 325/95R24 рассчитаны на эксплуатацию на дорогах невысокого качества (гравий, грейдер), строительных площадках с раскисшим грунтом и карьерах со скальной крошкой.
Создатели машины боролись за снижение удельного давления на грунт за счёт большего пятна контакта всех колёс. Если у «карьерников» с колёсной формулой 4х2 на шесть колёс шириной 600 мм приходится 90–95 т (26,39 т на 1 м линейный), то у КАМАЗа при меньшей на 3–9% полной массе на пять осей давление распределяется через 16 колёс шириной 325 мм при меньшем линейном давлении (16,73 т/м2). С учётом диаметра колеса (2,2 м против 1 м у КАМАЗа) получается удельное давление в пятне контакта у КАМАЗа ниже на 10–30%, что значительно снижает нагрузку на дорожные покрытия (асфальт, бетон, гравий, щебень) технологических дорог.
Длина самосвала – 11 040 мм, ширина – 2530 мм, высота – 3950 мм. При этом, несмотря на свои внушительные размеры, машина обладает манёвренностью на уровне самосвалов 8х4.
Колёсная формула «Атланта» – 10х6. Три задних моста – ведущие. При этом две первые оси и последний задний мост – управляемые. Такое решение позволяет повысить манёвренность автомобиля при работе в карьере. На ведущие колёса приходится более 72% сцепного веса автомобиля, что выше, чем у дорожных самосвалов 8х4, и практически достигает показателей самосвалов 6х4. Это обеспечивает высокие показатели проходимости автомобиля, в том числе и по мокрой дороге внутри карьера.
Задние ведущие мосты представляют собой полноценный «тридем», т. е. распределение крутящего момента происходит в равной пропорции между ними. Самосвальная платформа с днищем и боковинами из специальной стали увеличенной толщины используется для погрузки больших и твёрдых глыб горной породы. Благодаря её обогреву отработавшими газами двигателя решён вопрос с примерзанием мокрого зимнего грунта. Кузов, угол наклона которого равен 50%, имеет специальный защитный козырёк над кабиной, защищающий водителя, агрегаты и узлы самосвала от падения скальной породы. Объём самосвальной платформы в скальном исполнении – 26 м3.
Не забыт камазовцами и ещё один важный и крайне актуальный задел. Пятиосный самосвал-гигант представляет собой согласно SAE автомобиль «Autonomous Ready», т. е. применённые агрегаты самосвала полностью готовы для превращения его в беспилотный. Остаётся лишь установить элементы машинного зрения, сенсоров, связи и блок принятия решений, чтобы грузовик смог самостоятельно работать в карьерах без участия водителя.
Норманны
Самосвалы Scania 8х4, которые получили собственные имена из скандинавской мифологии – Один и Хаген, демонстрировались на предыдущих форумах MiningWorld Russia. Воин – бог войны «Один» в серо-синих тонах предназначен для перевозки угля, а яркий оранжевый HAGEN XL 8х4 – для перевозки руды и скальных пород. В этом году на выставке в «Крокус Экспо» новинка – более компактный HAGEN S с колёсной формулой 6х4.
Технически допустимая полная масса новой версии «Хагена» – 41 тонна, колёсная база – 3750 мм. Полная масса автопоезда в упряжке с этим доблестным воином – завидные 58 тонн. Серьёзные заявления относительно возможностей самосвала уже видны во внедорожных шинах размерностью 325/95R24. В движение Хагена приводит 13-литровый 500-сильный двигатель Scania DC13 153 пятого экологического класса, мощностью 440 л.с. Максимальный крутящий момент, доступный с 1000 об/мин – 2300 Н·м. КП – 12-ступенчатая автоматизированная Opticruise GRSO935R. Главная передача с блокировкой дифференциала передаточным отношением 7,63.
Передняя подвеска HAGEN S – на усиленных параболических рессорах 5х27, а задняя на многолистовых рессорах 8х30/100 (технически допустимая грузоподъёмность задней балансирной тележки до 32 т). Тормозная система укомплектована барабанными колёсными механизмами на всех осях и дополнена ретардером.
Самосвальная надстройка с задней разгрузкой для перевозки скальных пород марки «Бецема», геометрическим объёмом 20 м3 изготовлена из сталей Quard 400 и Quard 450, толщина стенок 8 мм, днища – 12 мм. Передний борт – прямой, толщиной 8 мм с защитным 6-мм козырьком против осыпания породы, задний борт наклонный, с тросовым приводом. Усиленный двойной пол оснащён обогревом.
Словом, как в песне про норманнов, где путь до той звезды, что светит ярче остальных, смертью нам грозит, но дело того стоит!
Специальный автомобиль компании «Азоттех» на шведском шасси
Смесительно-зарядные машины (СЗМ) применяются для безопасной транспортировки, изготовления и механизированного заряжания буровых скважин взрывчатыми веществами на карьерах. Эти машины способны раздельно транспортировать материалы и компоненты взрывчатых веществ (эмульсию, газогенерирующую добавку и др.) к местам, где будут производиться взрывные работы, изготовлять из них смесевые взрывчатые вещества и заряжать ими сухие и обводнённые скважины.
Проектирование и изготовление таких машин на базе шасси грузовых автомобилей является одним из направлений деятельности компании «АЗОТТЕХ». Их делят на две продуктовых линейки, именуемые «база» и «техно». В первом случае это типовые решения, во втором – своеобразный отраслевой «кастом». На выставку привезли машину TDR.ANFO-15 построенную на шасси Scania XT P380. Эта спецмашина изготовляет взрывчатые вещества, используя гранулированные рецептуры. Полная масса транспортного средства – 39 т (технически допустимая), из них 9 т на переднюю ось и 30 т на заднюю тележку. Этот проект был реализован по заказу ООО «Взрыв-Ресурс».
Электрическая Toyota Land Cruiser от АО «ИНДЭК»
Компания Miller Technology Inc. из Норт Бей (провинция Онтарио, Канада) занимается проектированием и изготовлением самоходного горно-шахтного оборудования с 1979 года. Питерская компания АО «ИНДЭК» с 1996 года уже имеет в портфеле более 100 заказчиков и основала представительства в Кировске, Хабаровске, Красноярске и Алма-Ате.
В 2018 году мы уже писали о такой машине с ДВС в этом году горно-шахтный автотранспорт этого производителя решил полностью избавиться от системы с искровым принудительным поджигом горючей смеси, представив полностью электрический автомобиль. Внешне ничего не изменилось. Привычный и многими любимый древний «Крузак» – Toyota Land Cruiser HZJ79, правда, весьма преклонного седьмого поколения. При всей схожести с легендарным внедорожником эта техника не имеет права передвигаться по дорогам общего пользования. Её удел – пласты рудников, шахты и иные подземные пространства. Наименование – подземная самоходная машина Miller T1670. На рамное шасси, специально приспособленное для работы под землёй, могут быть смонтированы различные надстройки: от пассажирского отсека, который и служил в этот раз шоу-стоппером до ножничного подъёмника. Среди особенностей шасси необходимо отметить электроуправляемые тормоза в масляной ванне, изобилие аварийных выключателей и систем пожаротушения.
Силовой агрегат этого специального автомобиля состоит из литий-ионной тяговой батареи, инвертора, электродвигателя и планетарной КП. Далее крутящий момент попадает на «раздатку», навечно замкнутую в понижающем ряду и по привычной схеме разбегается к четырём ведущим колёсам через цельные балки мостов. Силовая электрика контролируется 32-битной системой управления с двухъядерным процессором, умеет рекуперировать электроэнергию при торможении и движении накатом.
Зарядить автомобиль можно от любой электросети, как от бытовой переменного тока, напряжением 220 В, так и с помощью промышленной электросети, однофазной или трёхфазной. Запас хода, по данным поставщика, – до 180 км, максимальная скорость искусственно ограничена до 39 км/ч. Интересно, что масса электрического шасси уменьшилась на 200 кг в сравнении с дизельной версией.
Безусловно, эта техника заслуживает отдельного описания. И вы его вскоре увидите на страницах нашего журнала…
«Роллс-ройс» многоцилиндровый, но не для Владимира Ильича и не в Горках
Знаменитая марка давно уже известна не только премиальными автомобилями, но технически грамотному обывателю импонируют прекрасные двигатели самолётов гражданской авиации самых разных КБ.
В промышленном и суровом мире гор, шахт и тоннелей мощные движки обеспечивают работу всевозможных генераторов, а также вытяжных и наддувных систем.
Тем интереснее было наблюдать несколько макетов монстроподобных ДВС марки Rolls-Royce компоновкой V16 или, например, даже V20 – чего уж там мелочиться! Да, живьём такие агрегаты весьма непросто втиснуть в статичную экспозицию городской выставки…
Вот пример промышленного двигателя Rolls-Royce серии 4000 для горнодобывающей отрасли. Дизель V16 рабочим объёмом 48,7 л весит около 7 т и развивает 2300 л.с. при 1900 об/мин, максимальный крутящий момент составляет 9313 Н·м при 1500 об/мин. Можно и побольше, 20-цилиндровая версия двигателя из этой серии выдаёт до 4023 л.с. при 1800 об/мин и пиковый крутящий момент 16852 Н·м…
Коллекция промышленных двигателей Caterpillar от компании Zeppelin
От двух цилиндров и выше, занимайте очередь! Представительство Zeppelin Power Systems в России обеспечивает поставки и ремонтные решения промышленных двигателей Caterpillar. На выставочном стенде они продемонстрировали небольшую коллекцию промышленных дизелей, рабочим объёмом от 1,1 л до 15,2 л.
Модель двигателя | Рабочий объём, л | Мощность, кВт | Мощность, л.с / округлённое значение, без знаков после запятой |
---|---|---|---|
САТ С1.1 | 1,1 | 21,0 | 28,55/29 |
САТ С2.2 | 2,2 | 49,2 | 66,89/67 |
CAT С4.4 ACERT | 4,4 | 106,1 | 144,25/144 |
CAT С7.1 ACERT | 7,1 | 204,9 | 278,58/280 |
CAT С15 ACERT | 15,2 | 444,0 | 603,66/605 |