<<< Назад

Цейлонский экспресс. Наследие Империи
Lanka Ashok Leyland – харизматичные автобусы Шри-Ланки

Владислав Ермаченко, фото автора

Некоторые виды общественного транспорта могут быть достопримечательностями не только всем известных Лондона или Сан-Франциско, Бостона или Монреаля… Одна из визитных карточек Шри-Ланки – харизматичные автобусы Lanka Ashok Leyland.

Здесь автобусы наряду с моторикшами и дизель-поездами – один из основных способов передвижения большинства местного населения по родному острову. Поезда курсируют только между крупными пунктами административных территорий. А ведь надо ещё добираться до цели внутри них. Исключение – фактическая столица государства – Коломбо, где и внутри города по причине его размеров можно проехать на поезде. Моторикши «тук-тук» – это уже, по сути, роскошь, так как они выполняют функцию такси. Ещё большей роскоши, такой как автомобили в частном пользовании, тоже немало. Но если учесть невысокий уровень доходов населения и его количество (21 миллион человек), то сразу становится понятно, что автобусы здесь – главный вид общественного транспорта.

До конца 1980-х на Шри-Ланке были в основном распространены индийские автобусы Tata и Ashok Leyland. Вторые – наследники знаменитой британской марки Leyland Bus, объединённой в 1968 году с British Motor Holdings в компанию British Leyland Motor Corporation (BLMC). Тогда же права на использование бренда Leyland были куплены индийским концерном Ashok. В 1975 году British Leyland Motor Corporation была национализирована и переименована в British Leyland. В 1982 году правительство Шри-Ланки в целях создания новых рабочих мест для населения и для дополнительных поступлений в бюджет страны (и наверняка для собственного обогащения) подписало соглашение о сотрудничестве с Ashok Leyland. Так было основано ланкийско-индийское предприятия Lanka Ashok Leyland с главным офисом в Коломбо и сборочной фабрикой в его пригороде – Малабе. Принадлежать новая компания стала напополам государству и Ashok Leyland Ltd, India. На Шри-Ланке начался выпуск небольших грузовиков и спецтехники.

Популяция Lanka Ashok Leyland Viking наиболее многочисленная среди автобусов на Шри-Ланке

Двигатели, шасси, кузовные элементы, узлы и детали трансмиссии, предметы интерьера по-прежнему производили в Индии, в городе Мадрас, ныне Ченнай. Ланкийцы взяли на себя отвёрточную сборку. В 1987 году, год спустя после переименования British Leyland в Rover Group, права на марку приобрела транснациональная корпорация Hinduja Group, базирующаяся в Лондоне и принадлежащая зажиточным иммигрантам из Индии. Она же выкупила 100 % акций Ashok Leyland. Так, по иронии судьбы выкупленный индусами частично у англичан и частично у тех же индусов бренд Leyland снова стал полностью британским.

В 1988 году на Шри-Ланке начали собирать и автобусы. Новая на тот момент модель теперь уже англо-индийско-ланкийского конгломерата получила гордое название Viking. Производится она без каких-либо серьёзных изменений по сей день – почти 30 лет. В модельном ряду компании присутствуют и другие экземпляры. В том числе современные и более комфортабельные. Но Viking, благодаря своей надёжности и адекватной цене, обеспечил себе долгую жизнь на конвейере и на дорогах Цейлона, став самой массовой моделью автобуса на острове.

Модель Viking производят с 1988 года. Многие экземпляры самых ранних выпусков до сих пор в хорошем состоянии

Автобусы Lanka Ashok Leyland Viking выпускают в нескольких вариантах длины и модификаций салона. Количество посадочных мест (в зависимости от версии) может быть 42, 49, 52, 54 и 58. Места обычно располагаются по схеме 2х2, когда и слева и справа установлены сдвоенные сиденья. Бывает, что пассажирские сиденья расположены по схеме 3х2, когда с одной стороны присутствует дополнительная секция. Такое решение применяется на автобусах для дальних рейсов. Количество мест для стоящих пассажиров во всех вариантах, особенно на популярных маршрутах и в часы пик, не ограничено.

Внешность машины солидная. Особенно приятно посмотреть на сияющие свежей краской и лаком новые экземпляры. Откровенной дешевизны в плохом понимании этого слова тут не наблюдается. В имидже присутствуют как знакомые нам с вами черты автобуса ЛиАЗ-677 и троллейбуса ЗИУ-9, так и детали, напоминающие о влиянии на разработчиков этой техники американской школы автопромышленного дизайна. Фронтальная часть «Викинга» чем-то похожа на «морду» американского автобуса GMC Fishbowl (такого же, как в фильме «Скорость») производства 1970-х годов. А двери, окна и форма пассажирского отсека очень напоминают американские школьные автобусы выпуска 1960–1990-х годов независимо от марки и модели.

В дизайне «Викингов» присутствуют элементы американских автобусов

Двигатель «Викинга» дизельный, рядный, 6-цилиндровый с турбонаддувом и интеркулером расположен спереди. Объём – без малого 5 литров. Мощность – 160 лошадиных сил. Доступ в моторный отсек осуществляется из салона с водительского места. Трансмиссия – 5-ступенчатая механическая с синхронизаторами всех передач. Привод – задний. Главная передача – карданный вал. Тормоза – вентилируемые. Рулевое управление комплектуют гидроусилителем только с 2000-х годов. До этого водителям при манёврах приходилось изрядно напрягать мышцы рук. Да и сейчас приходится. Может показаться удивительным, но в этих автобусах наличествует отопитель. В центральных горных районах Шри-Ланки температура ночью может стремиться к нулю.

Ход автобуса очень мягкий. При движении он приятно покачивается, навевая детские воспоминания о уже упомянутом старом добром «блюм-блюме» – ЛиАЗ-677. А вот трогается с места или же ускоряется с малых оборотов машина по-троллейбусному – набор скорости в такие моменты начинается с небольшого рывка. Так уж устроена конструкция коробки и сцепления. И подобное поведение трансмиссии характерно для всех «Викингов» независимо от возраста.

Обычно пассажирские сиденья расположены по схеме 2х2. В салоне из самостоятельно инсталлированных водителями динамиков постоянно звучит ланкийский «шансон» В автобусах дальнего следования схема установки мест для пассажиров – 2х3

Тяга, откровенно говоря, слабовата. При движении создаётся впечатление, что едешь на бензиновом автобусе, а не на дизельном. Причина – малый объём двигателя. Топливо на Шри-Ланке дорогое – надо экономить. Недостаток «чистой» мощности компенсирует турбина. Но это уже после разгона турбонаддув способствует поддержанию крейсерской скорости на высоких оборотах. А вот чтобы их достичь, раскочегарив машину с низов, водителю приходится прилично поработать левой рукой и левой ногой, орудуя рычагом КП и педалью сцепления соответственно. Почему левой рукой? Движение на Шри-Ланке левостороннее, поэтому руль у автомобилей и автобусов расположен справа.

В рекламной аннотации компании Lanka Ashok Leyland к производимым ею автобусам сказано, что они способствуют сохранению денежных средств владельца техники, а также ни много ни мало – процветанию страны и дружелюбию к окружающей среде. Насчёт последнего реклама точно не врёт. Несмотря на почтенный возраст большинства единиц этой техники, «коптилки» среди них встречаются очень редко.

В условиях узких дорог и полного несоблюдения правил дорожного движения помощь высших сил приходится весьма кстати. От толпы пассажиров водителя отделяет тюнинговая перегородка в древнеиндийском стиле Водители автобусов на Шри-Ланке объединены в профсоюз

Кондиционер устанавливается опционально. Ни на одном из испытанных «Викингов» автор этих строк «кондей» не обнаружил. Да он здесь и не нужен. Жара на Шри-Ланке не запредельная, а к влажности быстро привыкают даже туристы. Когда автобус не переполнен и есть возможность присесть у окна, тогда очень приятно катить на нём с открытыми форточками вдоль океана, вдыхать тёплый свежий ветер, радоваться солнцу и любоваться шикарным видом. Это очень хороший аттракцион для старшего поколения бывшего СССР, кто в период своей молодости мечтал жить на цветущем в 1960–1980-е годы, вопреки партийной пропаганде, западе. И желательно там, где море и всегда тепло – в Калифорнии, во Флориде или, например, на Гавайях. И ещё иметь большие доходы. При наличии определённой фантазии всё это хотя бы ненадолго можно реализовать на Шри-Ланке, катаясь по побережью на автобусах Lanka Ashok Leyland. Цены на всё здесь невысокие, а окружающая архитектура, океанские пейзажи с пальмами, великолепный климат и дизайн автобусов Viking весьма способствуют такому, пусть и воображаемому, но вполне осязаемому перемещению во времени, пространстве и социальном статусе.

Наклейка свидетельствует о том, что водитель состоит в символическом «весёлом фан-клубе» автобусов Leyland

Если вас смущает левостороннее движение, то представьте, что вы в Австралии того времени. Тоже очень продвинутое место, как, впрочем, и в наши дни. Немного подпортить приятные впечатления может надоедливый местный «шансон», звучащий из всенепременно установленных на местах для багажа динамиков. В каждом автобусе. Но тут вам на помощь может прийти заранее припасённый плеер с музыкой того времени, в которое вы хотите мысленно перенестись. В общем, поездка на Шри-Ланку с покатушками на автобусе Lanka Ashok Leyland вдоль океана – это хороший способ получить наипозитивнейшие эмоции за приемлемые деньги. Только обязательно покупайте авиабилеты самостоятельно и уже на месте дожидайтесь свободных автобусов. Проезд в них стоит вообще сущие копейки. Стоимость поездки на автобусе на Шри-Ланке считается одной из самых дешёвых в мире.

Автобусы на Шри-Ланке курсируют по принципу электричек. То есть, как уже было сказано, все они – междугородные. А так как городов и городков в этой стране превеликое множество, и все они расположены впритык друг к другу, соответственно и количество маршрутов огромно. Так что, зная нужное направление, добраться до цели не составит большого труда.

На конечных остановках диспетчеры всегда подскажут нужное направление тем пассажирам, которые знают сингальский или тамильский (на севере) языки. С английским дела обстоят сложнее

Трудности могут возникнуть несколько иные. Во-первых, если вы путешествуете по Шри-Ланке на автобусе, нужно привыкнуть к тому, что ждать автобус нужно справа, так как движение на острове, напомним, левостороннее. Во-вторых, очень часто, чтобы автобус остановился, нужно махнуть водителю рукой. И никого не волнует, что вы не местный и не знаете, какой автобус куда идёт, или плохо ориентируетесь в том районе, в котором собираетесь «десантироваться». На конечных остановках, правда, всегда дежурят диспетчеры, которые могут подсказать вам, на чём и куда ехать. Возможно, понадобится помощь переводчика. Английским владеют не все диспетчеры – выпускников элитных колледжей среди них нет. В-третьих, нужно запрыгивать в салон и выпрыгивать из него почти на ходу, так как водители озабочены в первую очередь тем, чтобы сделать как можно больше денег за рейс и как можно больше рейсов за день, опередив конкурентов. Забота о здоровье и травмобезопасности пассажиров при этом ложится на самих пассажиров. Полная остановка происходит только тогда, когда в автобус входит или выходит из него несколько человек. Двери во время движения автобуса никогда не закрываются. Причина – экономия времени (а время, как известно, – деньги), смазочных материалов и дополнительная вентиляция салона при отсутствии кондиционера. В рекламе компании LAL также говорится о том, что экономичность её продукции способствует прекращению «дорожных гонок». Теперь, дескать, водители могут ездить спокойно – они в любом случае будут хорошо зарабатывать, не превышая скорости и нормально останавливаясь. Но жадность человеческая, как мы видим, не имеет границ.

На бортах автобусов, находящихся в частной собственности, всегда имеется красочный логотип компании-перевозчика

Ещё надо заранее знать, куда ехать. Хотя бы приблизительно. Стоимость проезда зависит от длины маршрута. Ещё желательно иметь визуальное представление о пункте назначения, так как водитель и кондуктор английского обычно не понимают, а на языке жестов необходимую остановку подскажут не всегда точно – в любом случае придётся ещё пройтись пешком. Но в этом тоже есть свои плюсы: и окрестности изучите, и для здоровья полезно. В дополнение ко всему это самый безопасный вид общественного транспорта. В беспредельном движении при полном отсутствии правил и контроля за их соблюдением чем больше размер и масса, тем лучше. А ещё это самый быстрый способ передвижения по Цейлону. Завидев в зеркало заднего вида огромный сигналящий автобус, упорно нежелающий на узкой трассе сбавлять скорость или менять курс, водители автомобилей и «тук-туков» в страхе жмутся к обочине. Разрешённый лимит скорости в 60 км / ч всегда превышается. Таким образом, обычный рейсовый автобус без преувеличения можно назвать экспрессом.

Если вы всё же решили воспользоваться этим видом общественного транспорта, будьте готовы побыть в роли обезьянки в цирке. Ланкийцы до недавнего времени редко видели иностранцев в обычной жизни. Массовый туризм здесь начали развивать совсем недавно – с 2009 года (после окончания долгой войны между сингалами и тамилами), и островитяне ещё, что называется, не насмотрелись на иностранцев. Из проблем сюда добавляется ужасная толчея в салоне в часы пик. Резкие старты-торможения тоже не редкость. Воровства, как и нигде в стране, не замечено, но за карманами и сумками следить тоже будет не лишним.

Ланкийские водители автобусов любят украшать свои машины портретами местных красавиц

Автобусы на Шри-Ланке либо принадлежат государству, либо находятся во владении «олигархов» – частных перевозчиков. Те, кто на них работает, приобрести такую технику в собственность не в состоянии. Профессия водителя в этой стране не особо непрестижная, зарплата маленькая. И это несмотря на то, что это тяжёлый труд, требующий больших физических и психологических усилий, а также неимоверной концентрации. Автобусы часто бывают переполнены, а это многократно увеличивает ответственность шофёра за жизнь и здоровье пассажиров. И всё это больше половины суток за смену при полной анархии на дорогах. Тратиться на автоматические КП для облегчения труда водителя, как это давно принято в развитых странах, тоже никто не собирается. Напомним, завод LAL принадлежит государству. Профессия кондуктора почитается ещё меньше. Точнее, вообще не почитается. А кушать хочется всем. Фиксированной зарплаты у водителей и кондукторов частных автобусов нет, труд оплачивается сдельно. Поэтому и приходится торопиться, рискуя жизнями пассажиров и своей собственной. Проценты от выручки экипажу перепадают совсем небольшие. Так что не удивляйтесь такому поведению драйверов.

Архитектура на Шри-Ланке и дизайн автобусов Lanka Ashok Leyland Viking способствуют мысленному перемещению в тёплые англоязычные регионы второй половины ХХ века

Несколько слов хочется сказать и о тюнинге ланкийских автобусов. В техническую часть никто не вмешивается. Но не выделиться внешним тюнингом – грех. Обычно это наклейки с рекламой компании, которой принадлежит транспортное средство, или с надписями, выражающими жизненную позицию и политические взгляды водителя. Популярностью пользуются и колёсные колпаки в стиле 50-х и конечно же плакаты со знаменитыми местными красавицами в салоне. В салоне часто устанавливают металлические перегородки в древнеиндийском стиле, отделяющие водителя от пассажиров. Это здорово помогает, когда в автобус набивается толпа народу. На государственных автобусах тюнинговые элементы, кроме перегородок, отсутствуют.

Постоянно пользоваться автобусами во время отдыха на Шри-Ланке конечно же не нужно. Вы же всё-таки на отдыхе. Но если вас влечёт экзотика, то пару раз можно и прокатиться. Только не ездите на большие расстояния, тем более в малонаселенные горные районы, чтобы снизить риски для жизни и здоровья – учитывайте местный стиль вождения. А так это вполне себе весёлое развлечение.

Комментировать ... >>
Loading...