<<< Назад

Альтернативный вариант
«Каркасные» тенденции в производстве автобусов малого класса

Сергей Ухов
Фото автора и компании СТ «Нижегородец»

Кто бы мог подумать десять лет назад, что российские производители конверсий на базе цельнометаллических фургонов станут строить автобусы оригинальной конструкции, называемые «каркасными». Они больше по вместимости, чем «фургонбусы» (маршрутки, сделанные из цельнометаллических фургонов), но сравнимы с ними по эксплуатационным затратам.

В последние годы у этих гибридов автобуса с маршруткой появляется всё большее число сторонников. Используя агрегатную базу лёгкого/среднего коммерческого автомобиля, на его шасси сооружают полноценный автобусный кузов, который сам по себе не является несущим, но имеет достаточный по прочности стальной каркас. Отсюда и название «каркасный автобус». Наиболее массовым примером такового является 19-местная «ГАЗель Next».

Вдогонку

В сравнении с обычным микроавтобусом на том же шасси, объём которого строго ограничен цельнометаллическим кузовом, каркасный кузов больше по вместимости, может быть выполнен в различных дизайнерских и габаритных вариантах. По сути, он представляет собой сложную надстройку на шасси и отличается от обычных фургонов или «вахтовок» тем, что жёстко состыкован с моторным отсеком и помимо пассажирского салона включает в себя и кабину водителя.

Один из первых образцов «каркасного» автобуса на нижегородской земле – «САМОТЛОР Перспектива» (2008 г.), сделанный на шасси IVECO Daily 70C15 в единственном экземпляре «Нарисованный» тем же дизайнером, что и «Перспектива», – Intech Fox, изготовляет компания «Инновационные технологии» (г. Богородск) на том же шасси IVECO Daily 70C15

Преимущество «каркасника» над цельнометаллическим аналогом на том же шасси очевидно: бо’льшая вместимость и вариативность кузова при абсолютно тех же эксплуатационных расходах. Но есть и «минусы»: затраты на изготовление «каркасника» выше, чем штампованного кузова. Соответственно выше и цена.

Цена эта может превышать даже стоимость аналогичного по вместимости полноценного автобуса вагонной компоновки малого или среднего класса, но в эксплуатации «каркасник» будет обходиться значительно дешевле. Это как разница в затратах на содержание и обслуживание малотоннажника и полноценного грузовика.

Именно поэтому «каркасники» так популярны в Европе. На Украине производство каркасных автобусов на шасси популярной нижегородской полуторки «ГАЗель» первого поколения началось на десять лет раньше, чем Горьковский автозавод освоил производство каркасного автобуса на базе «полуторки» второго поколения «ГАЗель Next».

Наиболее массовый российский «каркасник» – 19-местный автобус «ГАЗель Next»

Раскусив все преимущества описанной конструкции, российские пассажироперевозчики нуждаются и в более крупных каркасных автобусах, таких как новинка компании «СТ Нижегородец» – автобус малого класса «Нижегородец» VSN-700.

Маршрутный новобранец

Идею создания каркасного автобуса руководство нижегородской компании вынашивало уже несколько лет. За это время был изучен западный опыт производства и эксплуатации подобных пассажирских машин, рассмотрены их основные модели. Автобус не стали создавать с чистого листа, исходя из соображений экономии времени и средств. А выбрали продукцию компании Feniks Bus (Сербия), у которой было закуплено несколько образцов «каркасников».

А это импортный «каркасник» Feniks всё на том же шасси Daily, впервые представленный на «Мире автобусов-13» и лёгший в основу новинки от «СТ Нижегородец» Кроме городской модификации «Феникса», в 2014 г. в Коломне был представлен пригородный автобус с большим числом посадочных мест и ровным полом на всём протяжении салона

Первоначально эти каркасные автобусы малого класса, построенные на шасси среднетоннажника IVECO Daily 70С15, демонстрировались перед специалистами и посетителями выставки «Мир автобусов» 2013 и 2014 гг., где вызвали неподдельный интерес. А в 2014 году проходили опытную эксплуатацию на реальном городском маршруте Нижнего Новгорода. Специалисты компании «СТ Нижегородец» не ошиблись в выборе прототипа для своего собственного «каркасника»: пассажирам новый автобус понравился, благодаря удобному и широкому дверному проему и вместительному и эргономичному салону. Вполне ожидаемые нарекания на сербскую технику поступили от эксплуатирующей организации: но спровоцировала их не конструкция автобуса как таковая, а неадаптированность некоторых систем и агрегатов к работе в тяжёлых дорожных условиях с перегрузами в часы пик, а также недостаточная мощность системы отопления в условиях российских морозов.

Практически идентичный внешне сербскому образцу – «Нижегородец» VSN в исполнении «Школьный автобус» выпускает нижегородское предприятие по лицензии сербской компании Feniks Благо, что лицензия на выпуск «каркасника» ни в коем случае не ограничивает отечественных конструкторов в модернизации и адаптации автобуса к российским условиям эксплуатации

Подготовка к производству

Выявленные недостатки оказались некритичными, и работа по подготовке производства собственного «каркасника» началась. В 2014 году «СТ Нижегородец» приобрёл лицензионные чертежи и оснастку для сборки машины, закупил соответствующее оборудование, провёл все необходимые испытания, получил российское ОТТС и осенью приступил к производству первых собственных образцов каркасного автобуса.

Получившийся у нижегородских создателей автобус смотрится гармонично. Капотная компоновка добавляет длинному кузову (более 7,5 м) стремительности, а знакомая всем «мордочка» от IVECO Daily не создаст проблем с идентификацией марки. В момент написания статьи в «СТ Нижегородец» уже поступили первые автомобили IVECO Daily третьего поколения с космическим дизайном передка, который скоро появится и у «каркасника».

Передняя панель IVECO Daily 70C15 в процессе сборки интерьера расширяется за счёт оригинальных боковых пластиковых панелей. С левой стороны в неё встроен блок управления бортовой электроникой

При внешнем сходстве с итальянским донором шасси от оригинала остались только крышка капота, передние фары, фальшрадиаторная решётка и передняя часть бампера. Остальные детали передка и кузова оригинальны и создавались специально для каркасного автобуса. Подавляющее большинство кузовных панелей пластиковые, что снижает вес кузова по сравнению со стальным аналогом, а также исключает возможность появления коррозии. Пластиковые панели крепятся на стальной каркас, свариваемый здесь же, в недрах завода «СТ Нижегородец». Даже поставщиком стёкол является российская компания, не говоря уже о дверях, сиденьях, элементах внутренней обшивки салона, поручнях, полках и прочих комплектующих. В итоге из-за границы для нового российского «каркасника» приходит только шасси (рама, силовой агрегат, ходовая часть), отопители и устанавливаемые в качестве опции салонная мультимедийная система и климатические установки. Хотя и эти компоненты по желанию заказчика могут быть заменены на отечественные.

Различия российского и европейского автобусов начинаются с шасси: для «Нижегородца» с IVECO приходят шасси, подготовленные для холодных стран Для того чтобы соответствовать требованиям законодательства по локализации производства компонентов ТС в России, в автобусе применяются отечественные сиденья, стёкла и другие детали

Конструктивный пересмотр

Процесс подготовки автобуса к производству можно назвать даже не адаптацией «каркасника» к нашим условиям, а перепроектированием его основных систем для эффективной работы в России. Например, конвекторная система отопления салона пассивного типа на сербском прототипе, с догревателем Webasto 16 кВт, к тому же шумная и увеличивающая расход топлива, оказалась неэффективной. При зимней эксплуатации, с постоянным открыванием-закрыванием дверей, система не успевала прогреть салон до требуемых техническим регламентом 18 °С, и пассажиры испытывали постоянный дискомфорт.

У российской машины гораздо более современная и энергосберегающая система электрооборудования салона. Тут и LED-осветители, и единый блок управления системами У российской машины гораздо более современная и энергосберегающая система электрооборудования салона. Тут и LED-осветители, и единый блок управления системами

Её заменили на независимую от двигателя систему отопления, включающую догреватель Eberspeher (12 кВт), плюс два активных жидкостных отопителя Zenit (по 8 кВт каждый), установленные в начале и конце салона, и два активных жидкостных отопителя по 2 кВт, установленные в проёме первой ступеньки каждой из входных дверей. Последние создают тепловую завесу на входе в салон и исключают обледенение нижней ступеньки.

На автобусах от «СТ Нижегородец» усилены механизмы открывания дверей и снижена общая масса дверей

Ещё один выявленный недостаток – большая масса входных дверей, что в условиях регулярной маршрутной эксплуатации приводило к люфту и последующему выходу из строя механизмов открывания. Оставив неизменной схему открывания двери (прислонно-сдвижного типа), в России нашли более лёгкий и надёжный аналог – вместо стеклопакетов применили стёкла с электрообогревом, что значительно снизило массу дверей, выполняя при этом все необходимые требования техрегламента.

При проведении работ по термо-, шумо- и виброизоляции салона применили инновационные для отечественных автобусостроителей материалы. Исключены так называемые «мостики холода». Применены высокоэффективные светодиодные плафоны с возможностью переключения режимов освещения на дежурный и основной свет (требование техрегламента). Компания полностью спроектировала и внедрила новую систему электрообрудования с оригинальными блоками управления системами автобуса, которые позволяют без существенных изменений устанавливать разнообразное допоборудование, начиная с индивидуальных блоков управления климатом, светом, мультимедиа и заканчивая разнообразным оборудованием для специализированных транспортных средств (лаборатории, медицинские, оперативные, штабные автомобили).

В отличие от европейского образца с конвекторным отоплением салона, в российских машинах применяются давно зарекомендовавшие себя на практике пара жидкостных и один независимый отопители В отличие от европейского образца с конвекторным отоплением салона, в российских машинах применяются давно зарекомендовавшие себя на практике пара жидкостных и один независимый отопители

Таким образом, изначальная конструкция сербского каркасного автобуса претерпела изменения сразу по трём направлениям. Первое – адаптация систем, узлов и агрегатов пассажирской машины для эксплуатации в суровых российских условиях. Второе – применение более современных и эффективных систем и агрегатов (а именно: отопление и электрооборудование), снижающих эксплуатационные затраты. Третье – создание универсального каркасного кузова, в котором можно сделать любое транспортное средство по желанию заказчика (городской, туристский или школьный автобус, автолабораторию, авто для спецслужб и многое другое). Подспорьем к универсальности автобуса служит и высокая доля применения в «каркаснике» комплектующих российского производства, что даёт машине право участия в государственных и муниципальных конкурсах и тендерах.

Такая опция, как парктроник, автобусу длиной более 7 м не повредит Подсветка и обдув тёплым воздухом нижней входной ступени в автобус – необходимые «удобства» для общественного транспорта в России

Остаётся добавить, что на настоящий момент предприятие готово выпускать до 5 каркасных автобусов «Нижегородец» VSN в совершенно различных комплектациях ежемесячно и наращивать объёмы изготовления в соответствии с имеющимся спросом.

Комментировать ... >>
Loading...