Самая таинственная троллейбусная тема
Исторический обзор троллейбусов КНДР
От редакции
В 2015 году мы продолжаем рассказ о Северной Корее, самого таинственного машино-места в истории мирового автомобилестроения. В минувшем году в журнале вышло три статьи о КНДР (заметки из новостей не в счёт). И если первая статья в февральском номере стала «роялем в кустах», то дальше Константину Климову пришлось лишь предугадывать любопытство читателей. Не прошло и месяца после выхода второй статьи о самой закрытой выставке в КНДР («ГП» № 4, 2014 г.), как уже пошли просьбы о продолжении цикла. Мы не обманули читателя, сделав, впервые в мире блиц-тест новейшего северокорейского троллейбуса Chollima 091. Эта статья, конечно, должна была выйти перед тест-драйвом «Чёллимы», но не хватало важных пазлов. Сейчас они отыскались, и тёмная история с троллейбусами КНДР, наконец, обретает ясность.
Просматривая фотографии и видеозаписи из Пхеньяна, столицы Северной Кореи, нельзя не заметить на улицах города большое число троллейбусов. За последние полвека они стали неотъемлемой частью пейзажа.
Составить родословную троллейбусов Северной Кореи пока не удалось ещё никому в мире. Как и многое другое, эта информация скрыта от посторонних глаз. Остаётся только догадываться и строить предположения по редким фотографиям и очеркам туристов, сумевших в разное время посетить эту страну. Во время последней рабочей поездки в Северную Корею мне посчастливилось увидеть большинство моделей пхеньянского троллейбуса, побеседовать с их создателями и раскрыть некоторые подробности развития модельного ряда.
Неизвестная статистика
По моей оценке, основанной на развитии маршрутной сети Пхеньяна и других городов страны, бортовой нумерации троллейбусов, а также материалам собранным в Пхеньяне, всего в Северной Корее было построено порядка 1500 троллейбусов. Большую их часть выпустил Пхеньянский троллейбусный завод, расположенный неподалёку от знаменитой 105-этажной гостиницы «Рюгён» – самой высокой в стране, строительство которой ведётся уже более 20 лет. Сегодня завод входит в состав ГУПТ – Главного управления пассажирского транспорта Пхеньяна.
Поставок новых троллейбусов с начала 1990-х годов в провинциальные города КНДР, скорее всего, не было. Вывод основан на личной инспекции парка пхеньянского троллейбуса, осмотра мощностей завода и непростых беседах. Немногочисленные троллейбусы, выпущенные после 1995 года, которые можно встретить в разных городах, попадали туда уже после начала массовых поставок новых сочленённых троллейбусов «Чёллима 091» (Chollima) в Пхеньян. Об их бывшей столичной принадлежности свидетельствуют бортовые номера, которые даже на новом месте прописки не меняют. Это и вносило сумятицу в сбор статистики. В захолустье встречаются экземпляры с трёхзначными номерами и внешне полностью (марка, модель, окраска) соответствующие троллейбусам, сфотографированным 20 лет назад в столице КНДР.
Свою продукцию троллейбусостроители Северной Кореи за пределы страны не поставляли. Лишь однажды, в период проведения XIII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Пхеньяне в 1989 году, МЖКХ РСФСР проявил интерес к 12-метровым пхеньянским троллейбусам. Их планировали доработать и закупить для дальнейшей эксплуатации в Хабаровске. Но КНДР тогда была безнадёжным должником кубышки СЭВ и СССР, а условия контракта, как обычно, предполагали предоплату в конвертируемой валюте.
Опора на собственные силы
Первые троллейбусы на корейском полуострове были построены на Пхеньянском авторемонтном заводе. Предприятия это было основано ещё в 1953 г. Вплоть до 1969 г. наряду с выпуском троллейбусов завод ремонтировал и грузовые машины. Троллейбусы, как и всё другое в жизни Северной Кореи, не обошлось без внимания Ким Ир Сена – Генерального секретаря Трудовой партии Кореи. Осенью 1961 г. он посетил завод, чтобы лично ознакомиться с ходом строительства первой партии троллейбусов, которым вскоре предстояло работать в Пхеньяне. Ему представили пять машин, для которых вскоре начали сооружать контактную сеть по проспекту Сталина и Народной армии. Этому событию посвящено мозаичное панно, до сих пор украшающее двор Пхеньянского троллейбусного завода.
Первая модель троллейбуса была названа «Чёллима 9.11» в честь 9 сентября 1948 года, когда была образована КНДР. С 1970 года все модели троллейбусов называли соответственно году начала их производства.
Никаких имён конструкторов, инициаторов создания троллейбусов в Пхеньяне узнать не удалось. На мои вопросы и настойчивые просьбы рассказать как можно больше об истории развития транспорта, маршрутной сети, сами корейцы давали косноязычный ответ: «…в истории развития троллейбуса царит пламенная любовь Великого вождя товарища Ким Ир Сена к нашему народу»! Остальные комментарии были излишни.
Иголка в стоге сена
Как и на любом заводе, здесь тоже есть небольшой музей. Его можно назвать настоящей технической жемчужиной Пхеньяна. Небольшое здание, разделённое на два помещения с отдельными входами, включает комнату с фотографиями, станками и макетами. Во второй части здания хранится первый троллейбус «Чёллима 9.11», бережно восстановленный после завершения эксплуатации на маршрутах. Попасть в музей с улицы невозможно, так как он расположен на заводском дворе.
Известно, что кроме троллейбусов заводское конструкторское бюро принимало участие в разработке автобусов, трамваев, коммунальной и специальной техники для работы на объектах транспортной инфраструктуры. Специалисты бюро разрабатывали и целые троллейбусные системы, строительство которых велось до начала 1990-х годов. Сами корейцы экономический кризис и период голода называют «суровым маршем».
Острый дефицит нефтепродуктов подтолкнул к развитию электрифицированного транспорта. И хотя с электроэнергией дела обстояли не лучше, но именно тогда в Северной Корее было построено восемь новых троллейбусных систем и три трамвайных. Правда, одну трамвайную систему так и не смогли запустить.
Перспективы
Говорить о каком-либо техническом перевооружении завода, увы, не приходится. Создание сочленённой модели троллейбуса с электронной системой управления заставило пхеньянцев увеличить долю импортного оборудования, которое приобретают в соседнем Китае. Скорее всего, в будущем собственными силами завод будет делать лишь кузов.
Сейчас самый старый троллейбусный завод страны делит территорию с самым старым троллейбусным парком столицы…